Методика преподавания информатике Часть дипломной работы Педагогика/Психология

Часть дипломной работы на тему Реализация смешанного обучения на уроках информатики в 7-9 классах в условиях применения Библиотеки электронных ресурсов Московской электронной школы

  • Оформление работы
  • Список литературы по ГОСТу
  • Соответствие методическим рекомендациям
  • И еще 16 требований ГОСТа,
    которые мы проверили
Нажимая на кнопку, я даю согласие
на обработку персональных данных
Фрагмент работы для ознакомления
 

Содержание:

 

ВВЕДЕНИЕ. 3

ГЛАВА 1.
ТЕОРЕТИЧЕСКИЕ ОСНОВЫ РЕАЛИЗАЦИИ.. 7

1.1  Технология смешанного
обучения: задачи, основные модели. 7

1.2  Проблемы и особенности
внедрения технологии смешанного обучения. 12

1.3  Возрастные особенности
обучающихся 7-9 классов. 20

1.4  Обзор Библиотеки
электронных ресурсов Московской электронной школы, изучение возможностей. 26

ГЛАВА 2.
РАЗРАБОТКА МАТЕРИАЛОВ ДЛЯ РЕАЛИЗАЦИИ ТЕХНОЛГИИ СМЕШАННОГО ОБУЧЕНИЯ В БИБЛИОТЕКЕ
ЭЛЕКТРОННЫХ РЕСУРСОВ МОСКОВСКОЙ ЭЛЕКТРОННОЙ ШКОЛЫ» ДЛЯ 7-9 КЛАССОВ.. 43

2.1  Методические рекомендации к
отбору теоретического материала. 43

2.2  Разработка сценариев уроков
с их описанием. 55

2.3  Результаты
опытно-экспериментальной проверки. 60

ЗАКЛЮЧЕНИЕ. 67

ПРИЛОЖЕНИЕ. 68

СПИСОК
ЛИТЕРАТУРЫ.. 88

  

Введение:

 

Актуальность выбранной темы. Современный мир быстро развивается, это
касается всех сфер человеческой жизни. Не обошли стороной эти изменения и
системы образования. Согласно ФГОС ООО необходимо использовать различные
методики обучения для повышения эффективности обучения.

Так, смешанное обучение представляет собой образовательную технологию,
сочетающую в себе традиционное обучение («лицом к лицу») и элементы
онлайн-обучения – электронного обучения и дистанционных образовательных
технологий.

Электронная составляющая смешанного обучения позволяет сделать процесс
обучения более гибким: педагог получает больше возможностей в презентации
учебных материалов, больше свободы в контроле и оценивании.

Интерес к использованию электронного обучения и дистанционных технологий
в образовательном процессе объясняется многими характеристиками:

— Персонализация и доступность. Технологии и формы
дистанционного обучения позволяют каждому человеку самостоятельно определять
время, место и темп изучения материала.

— Модульность и адаптивность. Каждый ресурс, создаваемый
для дистанционного обучения, состоит из модулей; включает большое количество
разнообразных дистанционных технологий и методических материалов,
обеспечивающих образовательную деятельность. Модульность курса позволяет
преподавателю адаптировать учебный и методический материалы курса с учетом
индивидуальных и групповых потребностей обучающихся.

— Социальная ориентированность. Дистанционные
образовательные технологии обучения создают равные возможности для различных
слоев населения, в том числе для людей с ограниченными возможностями.

— Технологичность. Учебно-методические материалы для
дистанционного обучения разрабатываются с использованием современных
информационных технологий, что позволяет вовлекать обучающихся в интерактивное
взаимодействие с обучающей системой.

Таким образом, электронное обучение и дистанционные образовательные
технологии привносят в открывают процесс обучения творческий и индивидуальный
характер, новые возможности для повышения качества образовательной
деятельности.

Так, чаще всего педагоги сталкиваются с проблемой большого количества
образовательных ресурсов, где каждый преподаватель разрабатывает их под себя,
так, что другим преподавателям приходится многие моменты подстраивать под свой
учебный процесс. Следовательно, актуальным является формирование валидного
электронного образовательного контента, которым смогут воспользоваться все.

Проблема исследования – состоит
в разрешении противоречия между возрастающим интересом учителей к технологии
смешанного обучения и недостаточном количеством методических разработок, в том
числе электронных ресурсов, для реализации технологии смешанного обучения на
уроках информатики.

Объект исследования — процесс
обучения информатике в 7-9 классах.

Предмет исследования – процесс
обучения информатике в 7-9 классах с использованием технологии смешанного
обучения.

Цель – для реализации
смешанного обучения на уроках информатики в 7-9 классах разработать сценарии
интерактивных уроков в Библиотеке электронных ресурсов Московской электронной
школы и дать методические рекомендации к ним.

Гипотеза исследования – использование
технологии смешанного обучения в образовательном процессе на уроках информатики
повысит эффективность обучения, в сравнении с традиционным обучением.

Основные задачи исследования:

1.Установить
тенденции развития современного образования в основной общеобразовательной школе.

2.Проанализировать
опыт использования методов обучения в традиционной
системе образования и сравнить с опытом за рубежом.

3.Раскрыть
возможности смешанного обучения и перспективы
роста.

4.Разработать
сценарии уроков на выбранные темы.

5.Разработать
организационные принципы проектирования урока в форме смешанного обучения.

6.Провести апробацию
и анализ разработанных методических рекомендаций
с использованием методов математической статистики.

Используемые методы:

1. Теоретические
методы исследования:

– анализ психолого-педагогической, научно-методической и
учебной литературы по проблеме
исследования; материалов научно- практических конференций, с целью выявления
современных образовательных тенденций; фондов электронных образовательных
ресурсов; нормативных документов;

– обобщение и систематизация научных положений по теме исследования;

– сравнительный анализ учебно-методических комплектов и
пособий по информатике;

– обобщение педагогического опыта;

– моделирование деятельности педагога по формированию ключевых компетенций у обучающихся в
процессе обучения информатике.

2. Эмпирические
методы исследования:

– беседы с преподавателями вузов, преподавателями школ и обучающимися по проблеме исследования;

– эксперимент по разработанной методике;

– наблюдение за учебным
процессом;

– тестирование результатов;

– анкетирование.

3. Статистические
методы исследования:

– количественная и качественная обработка результатов педагогических исследований методами
математической статистики.

Практическая значимость работы определяется
разработанными сценариями интерактивных уроков в Библиотеке МЭШ и методическими
рекомендациями по их использованию для реализации смешанного обучения на уроках
информатики.

Структура работы состоит из
введения, двух глав, заключения и списка литературы и приложения.

Во введении обоснована
актуальность исследовательской работы, определена проблема научного поиска,
выявлены основные задачи, определены объект, предмет и гипотеза исследования,
сформулированы теоретические, практические и статистические методы исследования
и показана научная новизна.

В первой главе
рассмотрены теоретические основы реализации смешанного обучения в
образовательном процессе. Раскрыты сущность технологии смешанного обучения,
основные модели, проанализированы проблемы и особенности внедрения технологии
смешанного обучения. Также в первой главе рассмотрены возрастные особенности
обучающихся 7-9 классов и сделан обзор Библиотеки электронных ресурсов Московской
электронной школы, изучены возможностей МЭШ.

Во второй главе рассмотрены методические рекомендации к отбору
теоретического материала, разработаны сценарии уроков с их описанием,
представлены результаты опытно-экспериментальной проверки.

В заключении представлены выводы по проведенному исследованию.

Не хочешь рисковать и сдавать то, что уже сдавалось?!
Закажи оригинальную работу - это недорого!

Заключение:

 

Проведение данного исследования позволяет
сделать следующие выводы:

1. В результате анализа учебно-методической литературы
был выявлен возрастающий интерес к внедрению смешанного обучения в создании
сценариев уроков в Библиотеки электронных ресурсов МЭШ.

2. Разработан один из вариантов методического подхода к
изучению темы «Алгебра логики» с применением технологии смешанного обучения.

3. Проведена апробация методического подхода в рамках
педагогической практики и проанализированы результаты полученного эксперимента.
Анализ результатов подтвердил эффективность данной методики.

Следовательно,
можно утверждать, что задачи, поставленные в
выпускной квалификационной работе успешно решены.

 

Фрагмент текста работы:

 

ГЛАВА 1. ТЕОРЕТИЧЕСКИЕ ОСНОВЫ РЕАЛИЗАЦИИ

СМЕШАННОГО
ОБУЧЕНИЯ В ОБРАЗОВАТЕЛЬНОМ ПРОЦЕССЕ 1.1 Технология
смешанного обучения: задачи, основные модели

Одной из составляющих модернизации современного образования является
введение технологий смешанного обучения в традиционную классно-урочную систему
обучения.

В дословном переводе с английского языка, смешанное обучение (blended
learning) — способ обучения, который сочетает традиционные уроки в классе с
уроками, использующими компьютерные технологии, и может предоставляться через Интернет.

Blended learning — способ преодоления барьеров на пути к образованию. На
законодательном уровне не закрепили за blended learning однозначного
русскоязычного термина, в образовательных организациях придерживаются различных
точек зрения на то, каким термином пользоваться – комбинированное или смешанное
обучение [1].

Сегодня исследователями и специалистами даны следующие основные понятия
смешанного обучения:

1. сочетание технологий и традиционного обучения в классе
на основе гибкого подхода к обучению, который учитывает преимущества
тренировочных и контролирующих заданий в сети, но также использует другие
методы, которые могут улучшить результаты студентов и сэкономить затраты на
обучение [20];

2. сочетание аудиторной работы по программе курса –
диктанты, бумажные тесты, проверки заданий и пр. с активным использованием
онлайн ресурсов и привлечением образовательных элементов мобильных средств [11];

3. образовательная программа, в которой обучающийся
учится, по крайней мере частично, через онлайн-обучение с помощью какого-то
элемента периодического контроля
и по крайней мере частично, у учителя в традиционной форме в школе. Методы обучения
каждого учащегося в курсе
или предмете связанны с возможностями обеспечения интегрированного обучения
[21];

4. объединение
«живого» обучения с обучением посредством использования Интернет-ресурсов [9];

5. форма
обучения, при которой часть познавательной деятельности обучающихся проводится
на занятии под непосредственным руководством преподавателя, а часть
деятельности выносится на самостоятельную индивидуальную работу обучающегося
с электронными средствами обучения [22];

6. сочетание очного, традиционного обучения с элементами
онлайн обучения и дистанционных методов [9];

7. модель использования распределенных информационно-
образовательных ресурсов в очном обучении с применением элементов асинхронного
и синхронного дистанционного обучения [5];

Также, рассмотрели анализ трактовок и понятий смешанное обучение К.Дж.
Бонка, Ч.Р. Грэхема, Бр. Томлинсон, Кл. Виттейкер, Е. Банадос, Д.Р. Гаррисон,
Н.Д. Вохан, И.А. Малинина, А.В. Логинова.

 

Содержание:

 

ГЛАВА 1. ТЕОРЕТИЧЕСКИЕ ОСНОВЫ РЕАЛИЗАЦИИ СМЕШАННОГО ОБУЧЕНИЯ В ОБРАЗОВАТЕЛЬНОМ ПРОЦЕССЕ 3
1.1 Технология смешанного обучения: задачи, основные модели 3
1.2 Проблемы и особенности внедрения технологии смешанного обучения 9
1.3 Возрастные особенности обучающихся 7-9 классов 18
1.4 Обзор Библиотеки электронных ресурсов Московской электронной школы, изучение возможностей 25
СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ 43

Не хочешь рисковать и сдавать то, что уже сдавалось?!
Закажи оригинальную работу - это недорого!

Фрагмент текста работы:

 

ГЛАВА 1. ТЕОРЕТИЧЕСКИЕ ОСНОВЫ РЕАЛИЗАЦИИ СМЕШАННОГО ОБУЧЕНИЯ В ОБРАЗОВАТЕЛЬНОМ ПРОЦЕССЕ

1.1 Технология смешанного обучения: задачи, основные модели
Одной из составляющих модернизации современного образования является введение технологий смешанного обучения в традиционную классно-урочную систему обучения.
В дословном переводе с английского языка, смешанное обучение (blended learning) — способ обучения, который сочетает традиционные уроки в классе с уроками, использующими компьютерные технологии, и может предоставляться через Интернет.
Blended learning — способ преодоления барьеров на пути к образованию. На законодательном уровне не закрепили за blended learning однозначного русскоязычного термина, в образовательных организациях придерживаются различных точек зрения на то, каким термином пользоваться – комбинированное или смешанное обучение [1].
Сегодня исследователями и специалистами даны следующие основные понятия смешанного обучения:
1. сочетание технологий и традиционного обучения в классе на основе гибкого подхода к обучению, который учитывает преимущества тренировочных и контролирующих заданий в сети, но также использует другие методы, которые могут улучшить результаты студентов и сэкономить затраты на обучение [20];
2. сочетание аудиторной работы по программе курса – диктанты, бумажные тесты, проверки заданий и пр. с активным использованием онлайн ресурсов и привлечением образовательных элементов мобильных средств [11];
3. образовательная программа, в которой учащийся учится, по крайней мере частично, через онлайн-обучение с помощью какого-то элемента периодического контроля и по крайней мере частично, у учителя в традиционной форме в школе. Методы обучения каждого учащегося в курсе или предмете связанны с возможностями обеспечения интегрированного обучения [21];
4. объединение «живого» обучения с обучением посредством использования Интернет-ресурсов [9];
5. форма обучения, при которой часть познавательной деятельности обучающихся проводится на занятии под непосредственным руководством преподавателя, а часть деятельности выносится на самостоятельную индивидуальную работу обучающегося с электронными средствами обучения [22];
6. сочетание очного, традиционного обучения с элементами онлайн обучения и дистанционных методов [9];
7. модель использования распределенных информационно-образовательных ресурсов в очном обучении с применением элементов асинхронного и синхронного дистанционного обучения [5];
Также, рассмотрели анализ трактовок и понятий смешанное обучение К.Дж. Бонка, Ч.Р. Грэхема, Бр. Томлинсон, Кл. Виттейкер, Е. Банадос, Д.Р. Гаррисон, Н.Д. Вохан, И.А. Малинина, А.В. Логинова.
Из определений, приведенных выше, можно сделать вывод, что общего понятия смешанное обучение еще не существует. Несмотря на это, в российских образовательных организациях смешанное обучение чаще всего воспринимается современной образовательной технологией, в основе которой лежит концепция объединения технологий классно-урочной системы и технологий электронного обучения.
«При реализации образовательных программ используются различные образовательные технологии, в том числе дистанционные образовательные технологии, электронное обучение» гласит «Закон об образовании в Российской Федерации» пункт 2 статья 13 № 273-ФЗ от 29.12.2012 г.
Из вышеуказанного следует, что все организации, осуществляющие образовательную деятельность, имеют право на внедрение дистанционных образовательных технологий в целях реализации права каждого человека на образование.
Смешанное обучение активно внедряется в систему образования, и является успешным не только для зарубежья, но и для России.
На сегодняшний день, образовательные учреждения используют интерактивное оборудование и электронные образовательные ресурсы, но в то же время, это может выполнятся не системно. Тогда мы не можем говорить о реализации смешанного обучения, как совмещения очной и электронной формы обучения.
Характерными чертами смешанного обучения являются гибкость, индивидуализация, интерактивность, адаптивность учебного процесса для учащихся с разными возможностями. По мнению Е.В. Костиной, смешанное обучение сочетает лучший опыт традиционного обучения и интерактивного взаимодействия в сети Интернет, представляя собой систему, которая работает в постоянной корреляции и образует единое целое [14].
В отличии традиционного классно-урочного обучения, смешанное обучение повышает стимул учащихся в усвоении учебного материала за счет различия электронных образовательных ресурсов; осуществляет индивидуальный подход к организации образовательного процесса, когда учащийся самостоятельно определяет способы достижения учебных целей, самостоятельно анализирует свои результаты и возможности.
Самое значимое, что при смешанном обучении, меняется характер взаимодействия учителя и ученика, учеников между собой, ученика и учебного материала.
Основные отличия смешанного обучения от традиционного классно-урочного обучения приведены в табл. 1.

 

Таблица 1
Различия смешанного и традиционного классно-урочного обучения
Смешанное обучение Классно-урочное обучение
Учитель направляет в процессе урока Учитель контролирует процесс урока
Развитие самодисциплины Учитель контролирует и обеспечивает дисциплину
Индивидуальный подход к уроку Групповой и индивидуальный подход к уроку
Индивидуальный ритм и направление работы на уроке у каждого учащегося Групповой ритм и направление работы на уроке
Самостоятельное нахождение ошибок/пробелов Учитель указывает на ошибки/пробелы
Материалы для физического исследования, позволяющие затронуть несколько органов чувств Меньше материалов для развития органов чувств
Самостоятельный выбор места работы, свободное передвижение, общение Строго отведенное место работы на уроке
Смешанное обучение максимально ориентировано на учащегося, учитывая его интересы и потребности. А широкая возможность использования ресурсов, обеспечивает большей возможностью, временем и свободой для изучения темы и реализацией своих знаний, умений и навыков.
Преимущества смешанного обучения Н.Н. Скрыпникова характеризует следующим образом:
1. повышение эффективности автономного обучения и обучения в сотрудничестве (совместного обучения). Развитие самостоятельности обучающихся путем сочетания очного и дистанционного обучения;
2. индивидуализация и персонализация процесса обучения, самостоятельное определение способа и ритма освоения материалов, предоставленных в режиме интерактивной связи, в удобное для учащихся время, с учетом образовательных потребностей, интересов и способностей;
3. развитие познавательной активности обучающихся путем перевернутых занятий, получение обучающимися учебных материалов в интерактивном режиме вне аудитории, использование полученных знаний, участие в дискуссиях, презентациях и других видах работы;
4. повышение интереса к занятиям, естественное освоение современных коммуникационных средств и средств организации работы, развитие информационно-коммуникационной компетентности обучающихся;
5. организация самостоятельной работы обучающихся, развитие умение самостоятельного планирования работы, поиск и отбор информации, занятие самообразованием [28].
Недостатки смешанного обучения:
1. зависимость от технической оснащенности слушателей и учебных аудиторий, широкополосного Интернета, устойчивости онлайн-режима;
2. меньшая возможность у учителей регулярно следить за прогрессом обучающихся;
3. дополнительное обучение для педагогов как практическим аспектам использования технологий, так и принципам использования онлайн технологий в обучении;
4. затрудненное внедрение модели смешанного обучения в связи с отсутствием эффективного механизма решения организационных и проблем управления образованием [17].
Анализ сравнения положительных и отрицательных сторон смешанного обучения изучили: И.В. Кривопалова, А.А. Минина, А.Д. Савенкова, Е.П. Чернобровкина, Ю.Р. Гуро-Фролова.
Смешанное обучение — это совершенно уникальная инновационная форма обучения, объединяющая в себе аспекты онлайн-общения и общения лицом к лицу, которая расширяет возможности как для учителей, так и для учащихся. «Оно создает качественно новую среду, в которой опыт и мастерство педагогов гармонично и эффективно объединяются с IT и растущими потребностями нашего общества» [13].
Современные дети родились в цифровой век, поэтому использование планшетов, смартфонов и других гаджетов для них естественно. Старшее поколение должно это не только понимать, но и использовать для обучения.
Сегодня необходимы принципиально новые технологии с индивидуальной траекторией обучения. И оно существует, это смешанное обучение.
Традиционно выделяют шесть моделей смешанного обучения:
1. «Лицом к лицу»
При реализации основная часть учебной программы изучается в аудитории при непосредственном взаимодействии с преподавателем, а электронное обучение используется в качестве дополнения к основной программе (чаще всего работа с электронными ресурсами организуется за компьютерами в течение учебного занятия).
2. «Ротация»
Учебное время распределено между индивидуальным электронным обучением и обучением в аудитории вместе с преподавателем, который может также осуществлять дистанционную поддержку при электронном обучении.
3. «Гибкая»
Большая часть учебной программы осваивается в условиях электронного обучения, а преподаватель сопровождает обучающихся дистанционно, для отработки вопросов, сложных в понимании, организует очные консультации с малочисленными группами или индивидуально.
4. «Онлайн-лаборатория»
Учебная программа осваивается в условиях электронного обучения, которое организовано в аудиториях, оснащенных компьютерной техникой, и сопровождается преподавателем (в сочетании с обучением в традиционной форме).
5. «Самообучение»
Самостоятельный выбор дополнительных к основному образованию курсов, проводимых разными образовательными учреждениями.
6. «Онлайн-модель»
Предполагает освоение большей части учебной программы с помощью электронных ресурсов информационно-образовательной среды; очные встречи с преподавателем носят периодический характер (обязательными являются процедуры очных консультаций, собеседований, экзаменов) [18].
Авторскую трактовку моделей смешанного обучения описывают в своих трудах Ю.С. Поставничий, Н.В. Андреева, Л.В. Рождественская, Б.Б. Ярмахов.
Подготовка к таким урокам требует от учителя определенной нагрузки, нужно продумать долю каждого из компонентов смешанного обучения, таких как: самообразование, интерактивное и личное взаимодействие обучающихся друг с другом и с учителем. Самым продуктивным в использовании информационно-коммуникативных технологий является то, что преподаватель ищет совершенно иные и отличные формы и методы работы для занятий, которые мотивируют учащихся к самосовершенствованию, развитию способностей и применению новых средств и форм обучения в учебной деятельности.

Важно! Это только фрагмент работы для ознакомления
Скачайте архив со всеми файлами работы с помощью формы в начале страницы

Похожие работы