Часть дипломной работы на тему Реализация принципа историзма в курсе физики средней школы при изучении темы «электростатика»
-
Оформление работы
-
Список литературы по ГОСТу
-
Соответствие методическим рекомендациям
-
И еще 16 требований ГОСТа,которые мы проверили
Скачать эту работу всего за 990 рублей
Ссылку для скачивания пришлем
на указанный адрес электронной почты
на обработку персональных данных
Содержание:
Введение 2
Глава 1. Теоретические основы конструирования уроков физики по теме «Электростатика» на основе принципа историзма 5
1.1. Особенности принципа историзма 5
1.2. Содержание темы «Электростатика» в курсе физики средней школы 7
1.3. Особенности конструирования и типы уроков 12
Список литературы 18
Введение:
Актуальность исследования. Физике отводится важное место в школьном курсе. В процессе изучения физики учащиеся знакомятся с научной картиной мира. Эта дисциплина показывает учащимся гуманистическую ценность научных знаний, подчеркивая их особую нравственную роль. Физика формирует творческие способности учащихся, их мировоззрение и убеждения.
При этом познание мира и усвоение физических знаний учащимися всегда тесно связано с историей. Невозможно глубоко освоить физику, как одну из фундаментальных наук о природе, и не проникнуть в ее историю. Используя исторические примеры и принцип историзма в обучении физике, можно раскрыть общие закономерности и принципы научного познания для учащихся.
Исторический подход в преподавании физики состоит в том, что учащиеся знакомятся с фактами из биографий ученых, с их научной деятельностью, взглядами, интересами, убежденностью при отстаивании своих идей.
Поиски путей познания истины позволяют показать учащимся в обобщенной форме процесс формирования научных понятий, законов и теорий, выявить конкретные причины заблуждений в историческом процессе развития физики.
Реализация принципа историзма при обучении физике по своей сути подразумевает включение в учебный процесс, в содержание изучаемого материала сведений из истории развития (рождения, становления, сегодняшнего состояния и перспектив развития) науки. Под принципом историзма в обучении физике часто понимают историко-методологический подход, который определяется направленностью обучения на формирование методологических знаний у учащихся о процессе познания, на воспитание у обучаемых гуманистического мышления, на развитие у них познавательного интереса к предмету.
К числу необходимых учащимся сведений в первую очередь относятся биографии великих ученых и история значительных научных открытий. Сведения об истоках научных открытий всегда воспринимаются обучающимися с большим интересом, потому что они помогают увидеть по-новому то, что стало обычным и привычным.
Электростатика – это раздел физики, в котором рассматриваются взаимодействия и условия равновесия заряженных частиц, неподвижных относительно инерциальной системы отсчета. Ввиду большого разнообразия электромагнитных явлений и их чрезвычайной важности с технической точки зрения их изучению посвящена значительная часть дисциплины физики.
Особенностью изучения темы «Электростатика» является то, что в образовании требуется одновременное выполнение двух дидактических принципов – научности и доступности. Принцип научности требует, во-первых, чтобы в методике изложения сложных вопросов не было чрезмерного упрощения, приводящего к неправильному описанию и поэтому неправильному пониманию физических явлений и, во-вторых, научная трактовка соответствовала современным физическим воззрениям. Исходя из этого, становится актуальным представить конструирование уроков физики по теме «Электростатика» на основе принципа историзма.
Степень изученности темы исследования. Последовательно принцип историзма был разработан Марксом К., Энгельсом Ф. и Лениным В. И.
Элементы историзма широко рассматривались педагогами на практике и являлись предметом значительного числа исследований (Л.Я. Зорина, Г.М. Голин, В.И. Лебедев, В.Н. Мощанский, В.Г. Разумовский, Е.В. Савелова, И. К. Турышев, А.В. Усова, И.А. Шилова, Р.Н. Щербаков и др.).
Объект исследования: конструирование уроков физики по теме «Электростатика».
Предмет исследования: конструирование уроков физики по теме «Электростатика» на основе принципа историзма.
Цель исследования: теоретически обосновать и практически разработать уроки физики по теме «Электростатика» на основе принципа историзма.
Задачи исследования:
1. Рассмотреть особенности принципа историзма.
2. Изучить содержание темы «Электростатика» в курсе физики средней школы.
3. Проанализировать особенности конструирования и типы уроков.
4. Разработать уроки физики по теме «Электростатика» на основе принципа историзма.
Методы исследования: анализ психолого-педагогической литературы, сравнение и обобщение, синтез, анализ, систематизация, классификация; изучение результатов деятельности детей, количественный и качественный анализ результатов.
Структура исследования. Работа состоит из введения, двух глав, заключения и списка литературы.
Фрагмент текста работы:
Глава 1. Теоретические основы конструирования уроков физики по теме «Электростатика» на основе принципа историзма
1.1. Особенности принципа историзма
Особое значение в формировании научного знания имеют методологические принципы, одним из которых является принцип историзма. Данное понятие ввел немецкий философ К.Ф. Шпегель [1].
В педагогической и философской литературе встречаются различные определения к понятию «историзм». В большой современной педагогической энциклопедии представлено следующее определение: «Историзм – это метод исследования и оценки предметов, явлений, процессов природы и общества, благодаря которому изучаемый объект рассматривается в процессе его закономерного развития, возникновения и изменения во времени, во взаимной связи с окружающей средой, и другими объектами» [16].
В терминологическом словаре А.О. Чубарьян, представлено следующее определение историзма – это один из принципов исторического познания, который требует любое историческое событие изучать в развитии и с учетом конкретной ситуации [24].
Философский словарь под редакцией И.Т. Фролова дает следующее определение принципа историзма: «Принцип познания вещей и явлений в их становлении и развитии, в органической связи с порождающими их условиями. Историзм означает такой подход к явлениям, который включает в себя исследование их возникновения и тенденций последующего развития, рассматривает их в аспекте, как прошлого, так и будущего» [30].
Принцип историзма изначально продвигался и разрабатывался в философии такими авторами как Дж. Вико, Вольтер Ж. Ж. Руссо, Д. Дидро, Г. Фихте, Г. Гегель, А. И. Герцен.
Принцип историзма также разрабатывался К. Марксом, Ф. Энгельсом и В. И. Лениным. Отличительной чертой марксистского историзма было то, что он распространялся на все области жизнедеятельности – природу, общество и мышление [2].
Марксистский историзм исходил не только из движения объективного мира, не просто из его изменяемости во времени, но именно из его развития. Такой подход обозначал, что объект должен рассматриваться, в первую очередь, с позиции его внутренней структуры, притом не как механическое множество отдельных элементов, взаимосвязей, зависимостей, а как органичная совокупность данных структурных составляющих, как внутренне связанное и функционирующее целое, как система [9].
Во вторую очередь, с позиции процесса, другими словами следующих в одной очередности во времени совокупности исторических взаимосвязей и зависимостей его внутренних составляющих [13].
В третью очередь, с позиции определения и фиксирования качественных изменений в его структуре в целом. И также с позиции раскрытия закономерностей развития рассматриваемого объекта, законов перехода от одного исторического состояния объекта, характеризующегося одной структурой, к другому историческому состоянию, характеризующемуся другой структурой [3].
В соответствии с принципом историзма, который был разработан в марксистско-ленинской философии, процессы развития объективного мира должны рассматриваться в том виде, в котором они протекали в действительности. то есть марксистский историзм совпадает с высшей научной объективностью, исключает искажения действительной истории, допускаемые наукой, архаизацию настоящего и модернизацию прошлого. Каждое явление, каждый предмет и объект могут быть поняты и верно оценены только в условиях изучения их в конкретных исторических условиях и взаимосвязях [6, 22].
Для современной науки, как естественной, так и социальной, а также для философского и логико-методологического осмысления процессов, которые происходят в сегодняшнем научном знании, характерно дальнейшее развитие принципа историзма, его приближение к другим принципам и подходам, таким как структурно-функциональный и системный подходы, обогащение его содержания элементами указанных принципов и методов [5].