Часть дипломной работы на тему Реализация государственных программ Российской Федерации на региональном уровне на примере Калининградской области
-
Оформление работы
-
Список литературы по ГОСТу
-
Соответствие методическим рекомендациям
-
И еще 16 требований ГОСТа,которые мы проверили
Введи почту и скачай архив со всеми файлами
Ссылку для скачивания пришлем
на указанный адрес электронной почты
Содержание:
Введение…………………………………………………………………………..2
Глава 1. Правовые аспекты регулирования региональных целевых программ российской федерации………………………………………………5
1.1 Понятие и сущность программно-целевого метода………………………5
1.2. Механизм реализации региональных государственных программ……12
1.3. Особенности контроля за реализацией региональных программ……..26
Глава 2. Анализ реализации региональных целевых программ Калининградской области…………………………………………………….32
2.1. Анализ государственных программ российской федерации в структуре бюджета калининградской области………………………………………32
2.2. Характеристика целевых программ калининградской области……….43
2.3. Анализ эффективности региональных программ………………………53
Глава 3. Совершенствование процесса реализации региональных целевых программ Калининградской области……………………………..61
3.1 Направления совершенствования механизма управления региональной целевой программой………………………………………………………61
3.2. Пути совершенствования региональных государственных программ при помощи государственной региональной политики в РФ………….71
3.3. Совершенствование контроля за реализацией региональных программ…………………………………………………………………..85
Заключение 89
Список литературы 93
Введение:
В течение последних пятидесяти лет широкое распространение во всем мире получил программно-целевой подход в планировании и управлении самыми разнообразными социально-экономическими объектами и процессами. Разработка и реализация целевых комплексных программ стали действенным способом решения острых проблем, требующих сосредоточения ресурсов, концентрации усилий, целевой ориентации используемых средств, согласованности полагающих действий.
При этом во все мире для совершенствования методологии оценки эффективности реализации государственных программ применяется модифицированный метод PART (modified Program Assessment Rating Tool method) для оценки степени достижения целей программы на основе использования частных рейтинговых оценок, учитывающих целесообразность продолжения реализации программы, качество управления программой и результаты ее выполнения. В этой связи оценка реализации государственных программ на примере конкретного региона представляется актуальным.
Целью исследования является разработка предложений по совершенствованию оценки реализации региональных государственных программ при помощи государственной региональной политики в РФ.
Поставленная цель определили необходимость решения следующих задач:
1. Раскрыть понятие и сущность программно-целевого метода, механизм реализации региональных государственных программ.
2. Проанализировать особенности контроля за реализацией региональных программ.
3. Провести анализ государственных программ Российской Федерации в структуре бюджета Калининградской области.
.
4. На основе анализа эффективности региональных программ выявить направления совершенствования механизма управления региональной целевой программой и разработать пути их реализации.
Объектом исследования являются государственные программы.
Предметом исследования являются отношения, возникающие в процессе реализации программно-целевого метода бюджетного планирования на примере Калининградской области.
Методология и методика исследования. Методологической и теоретической основой исследования послужили работы исследователей, посвященные проблемам реализации и контроля государственных программ, таких как А.А. Бурдина, А.В. Воронцовский, В.В. Клочков, Т.Ю. Николенко и другие.
Методологической основой выпускной квалификационной работы стали общие и частные научные методы. В работе использованы общенаучные методы, такие как анализ, синтез, а также специальные методы, к которым относятся сравнительный анализ, правовой метод.
Информационной базой исследования стали законодательные и иные нормативно-правовые акты Российской Федерации, субъектов Российской Федерации и нормативные акты Калининградской области, статистические и информационные материалы Росстата, Минфина России, других федеральных и региональных органов исполнительной власти.
Практическая значимость исследования заключается в том, что материалы и положения работы помогут выявить проблемы в реализации государственных программ и их эффективности в Калининградской области. По результатам данного исследования могут быть продолжены разработки предложений и рекомендаций по совершенствованию региональных государственных программ при помощи государственной региональной политики в РФ.
Структура выпускной квалификационной работы. Цели и задачи настоящего исследования определили структуру выпускной квалификационной работы. Она состоит из введения, трех глав, заключения, а также списка использованных источников.
Заключение:
По результатам проведенного исследования сформулированы следующие выводы.
Государственные программы в настоящее время являются одним из основных инструментов реализации экономической политики, реализуя принципы результативности и эффективности использования бюджетных ресурсов. Программно-целевое планирование способствует повышению устойчивости бюджетов всех уровней, в том числе и региональных.
Применение программно-целевых методов должно получить широкое распространение в проектах реформ, при решении задач в социальной сфере, в программах развития региональных единиц и муниципалитетов, в частном секторе экономики и в сфере обслуживания, в бизнес-планах. Такое широкое применение требует глубокого исследования методологических, методических и практических сторон, организации и деятельности системы программно-целевого обеспечения, программно-целевого подхода и управления, разработки цельной теории, формирования законодательно-правового обеспечения, формулирования предъявляемых к программам требований, управления программно-целевой системой, организации и осуществления методических консультаций для применения обеспечения широкого и активного участия общественности в деятельности и осуществления других мероприятий. При этом для выполнения этих работ так же, как правило, целесообразно применение программно-целевых методов. Остается заключить, что расширение применения программно-целевого подхода и методов, разработка и осуществление целенаправленных мероприятий действительно являются важной и актуальной задачей, и промедление в этом деле может нанести экономике значительный ущерб, хотя бы и в виде отсутствия тех результатов, которые можно было бы получить в случае широкого применения этих методов.
Основываясь на выделенных проблемах программно-целевого метода управления экономическим развитием региона, можно сказать, что для того, чтобы качественно использовать данный метод территориального управления необходимо выстроить четкую последовательность системы стратегического управления экономикой региона, состоящую из: смыслов; идеалов; доктрины; юридических актов, норм, морали; концепции; стратегических целей; «дерева целей»; средств и механизмов реализации стратегических целей и социального контроля.
Проведенный анализ показал, что необходимо дальнейшее совершенствование региональных программ и повышение их ориентации на ключевые критерии качества государственного управления. Необходимы как конкретизация формулировок целей и задач государственных программ, так и существенная коррекция показателей, используемых для измерения прогресса в их реализации.
В условиях резкого ужесточения бюджетных ограничений особое внимание необходимо уделять показателям эффективности реализации программ, отражающим соотношение достигаемых результатов и затрачиваемых ресурсов. К таким показателям, в частности, могут быть отнесены трансакционные издержки, связанные с оказанием государственных услуг и осуществлением наиболее массовых государственных функций, в том числе контрольно-надзорных. Введение практики измерения и оценки трансакционных издержек также позволит оценивать эффект от цифровой трансформации государственного управления.
Необходимо и дальнейшее развитие подходов к оценке результативности государственного управления на региональном уровне. Особенно актуально данное направление в отношении совершенствования контрольно-надзорной деятельности, где основным содержанием показателей результативности должны стать минимизация частоты и масштабов причинения вреда охраняемым законом ценностям, а также снижение издержек бизнеса, связанных с осуществлением регионального государственного контроля.
По итогам реализации мероприятий государственных программ социально-экономического развития Калининградской области создана Правительственная комиссия по вопросам социально-экономического развития Калининградской области, позволяющая решить наиболее серьезные и актуальные вопросы, и ряда иных документов, влекущих за собой более эффективную реализацию государственной политики в Калининградской области.
Необходимо осуществить ввод своевременно не введенных объектов капитального строительства в эксплуатацию после окончания неблагоприятной эпидемической обстановкой и снижения риска распространения новой коронавирусной инфекции.
Следует обратить особое внимание Правительства Калининградской области на необходимость освоения средств федерального бюджета в полном объеме.
Также Правительству Калининградской области необходимо осуществлять особый контроль за исполнением подрядными организациями договорных обязательств в части строгого соблюдения графиков выполнения работ.
Минэкономразвития России в ходе выездной проверки рекомендовало Правительству Калининградской области усилить контроль за ходом мероприятий государственных программ социально-экономического развития Калининградской области, в целях соблюдения графика выполнения мероприятий по проектированию и (или) строительству (реконструкции, в том числе с элементами реставрации, техническому перевооружению) объектов капитального строительств.
Также Правительству Калининградской области рекомендовано усилить контроль за освоением средств федерального бюджета во избежание образования остатков неиспользованных бюджетных ассигнований за счет средств федерального бюджета на конец текущего года.
Существующая система государственной региональной политики состоит из трех подсистем: нормативного регулирования, институциональной инфраструктуры и прямой финансовой поддержки инновационного развития, которые тесно связаны между собой. Через эти подсистемы государство может осуществлять регулирование инновационной деятельности, в частности реализацию государственных программ в сфере инновационных проектов. Согласно действующей нормативно-законодательной базы реализация проектов может осуществлять различными путями и через различные механизмы поддержки инновационного развития. Инновационные проекты отличаются как по форме реализации, так и по составу работ в соответствии с инновационной составляющей, которая содержится в проекте.
Далее предлагается инновационный инструмент для привлечения финансовых ресурсов с целью финансирования государственных программ – краудфандинг, который является одним из инструментов капиталистической экономики, позволяющий инвесторам получать доходы на инвестициях в благотворительность.
Будет целесообразно внести на обсуждение в Государственную Думу РФ проект Федерального закона о поправках в Федеральный закон РФ от 05.04.2013 № 41-ФЗ «О Счетной палате Российской Федерации», согласно которому необходимо расширить полномочия Федерального Казначейства РФ и наделить ее правом самостоятельно, без привлечения иных контролирующих и правоохранительных органов, обращаться в суды Российской Федерации с исками о взыскании с юридических и физических лиц, признанных в установленном порядке виновными в нецелевом расходовании бюджетных средств, убытков, причиненных бюджету их виновными действиями.
Фрагмент текста работы:
ГЛАВА 1. ПРАВОВЫЕ АСПЕКТЫ РЕГУЛИРОВАНИЯ РЕГИОНАЛЬНЫХ ЦЕЛЕВЫХ ПРОГРАММ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ
1.1 Понятие и сущность программно-целевого метода
Государство играет важную роль в обеспечении социально-экономического развития ровно как всей страны, так и отдельных её субъектов (регионов, областей). Все регионы дифференцированы по самым различным признакам: экономика, культура, экология, этническая составляющая и др. Целевая программа – это инструмент реализации структурной политики государства и вполне результативный метод государственного управления . Данный метод обеспечивает разработку, принятие и воплощение в жизнь важных проектов различного уровня и типа, направленных на улучшение качества жизни населения, экономических показателей, развитие здравоохранения и т.д. Программно-целевой метод наиболее эффективно способствует достижению стратегических целей региональной политики государства.
Можно понимать программно-целевой подход в широком и узком смысле. В широком смысле он предполагает систему мер воздействия государственных органов на объект – регион и его экономическое развитие, обусловленных поставленными целями. В узком смысле программно-целевой подход характеризуется разработкой и реализацией целевых программ .
Программно-целевому методу управления экономикой в России всегда уделялось большое внимание, особенно при рассмотрении особенностей реализации региональных целевых программ. Используя инструменты