Социальная работа Часть дипломной работы Гуманитарные науки

Часть дипломной работы на тему Развития жизнестойкости у подростков из семей, находящихся в социально опасном положении

  • Оформление работы
  • Список литературы по ГОСТу
  • Соответствие методическим рекомендациям
  • И еще 16 требований ГОСТа,
    которые мы проверили
Нажимая на кнопку, я даю согласие
на обработку персональных данных
Фрагмент работы для ознакомления
 

Содержание:

 

Введение. 3

1. Теоретические аспекты развития жизнестойкости у
подростков из семей, находящихся в социально опасном положении. 6

1.1. Содержание и сущность понятия жизнестойкости. 6

1.2. Характеристика подростков из семей, находящихся в
социально опасном положении. 16

Выводы по 1 главе. 20

2. Экспериментальная работа по развитию жизнестойкости у
подростков находящихся в социально опасном
положении. 23

2.1. Характеристика уровня развития жизнестойкости у
подростков, находящихся в социально опасном положении. 23

2.2. Разработка и реализация программы, направленной на
развитие жизнестойкости у подростков из семей, находящихся в социально опасном
положении. 31

Выводы по 2 главе. 43

Заключение. 45

Список использованных источников. 47

Приложения. 52

  

Введение:

 

Социальная ситуация
развития общества, характеризуются ростом стрессогенных факторов и
профессиональной и личной жизни, расширением спектра социальных, экономических,
политических кризисов, ухудшением экологической обстановки, что порождает
глубокие кризисные изменения в жизни отдельной личности, предъявляет повышенные
требования к стрессоустойчивости по отношению как к внешним, так и к внутренним
противоречиям. В этих условиях все большую популярность приобретает проблема
изучения факторов формирования совладающего поведения, а также личностных
качеств (оптимизм, личностное достоинство, жизнерадостность, жизнестойкость,
толерантность к неопределенности), обеспечивающих успешное преодоление стресса.

Решение проблемы
детерминации жизнестойкости как личностного ресурса необходимо на всех уровнях
психической активности человека. Существует острая потребность в определении
тех личностных проявлений, которые обеспечивают возможность противодействовать
нежелательному влиянию среды. Исследование этого вопроса также определяется
необходимостью создания психолого-педагогических условий для полноценной
реализации личностного потенциала учащихся и студентов, что отражено в
«Концепции развития психологической службы в системе образования в Российской
Федерации на период до 2025 года».

Феномен жизнестойкости
личности исследованы в рамках проблем, связанных с преодолением стресса,
адаптацией в обществе, физическим и психическим здоровьем (Л.А. Александрова),
а также в соотношении со смысложизненными ориентациями,
индивидуально-типологическими особенностями личности, самоотношением, стилевыми
характеристиками саморегуляции поведения (Т.В. Наливайко), в связи с комплексом
переживаний в психотравмирующей ситуации и успешностью процесса реабилитации
(А.И. Рассказова). Акцентирование внимания решающей роли личностных качеств
человека в преодолении негативных воздействий среды или их противостоянии
привело обращение к исследованию личностного потенциала. Д.А. Леонтьев
рассматривает его как системную характеристику индивидуально-психологических
особенностей личности, которые обеспечивают способность сохранять стабильность
смысловых ориентаций, эффективность деятельности на фоне давления и изменения
условий деятельности.

Актуальность данной темы
определяется возрастающими потребностями нашего общества в поисках путей
создания благоприятных условий для максимального развития личности,
эффективности ее жизненного пути.

Вопрос построения
собственной жизни, ее управляемость или зависимость от обстоятельств будет
всегда волновать человека. Жизненный путь личности имеет единые для всех
«измерения», но способ разрешения жизненных проблем, построения жизни,
удовлетворенность ею глубоко индивидуальны. Вопросы жизнестойкости личности
имеют огромное практическое значение, поскольку устойчивость охраняет личность
от дезинтеграции и личностных расстройств, создает основу внутренней гармонии,
полноценного психического здоровья, высокой работоспособности.

Дезинтеграцию личности
понимают, как потерю организующей роли высшего уровня психики в регуляции
поведения и деятельности

Не хочешь рисковать и сдавать то, что уже сдавалось?!
Закажи оригинальную работу - это недорого!

Заключение:

 

Целью нашей работы
является   выявление и теоретическое
обоснование условий развития жизнестойкости у подростков из семей, находящихся
в социально опасном положении.

Анализ психолога
педагогической литературы по проблеме исследования дал возможность (мы
рассмотрели различные подходы ученых (С. А. Богомаз, С. Мадди, С.Л.
Рубинштейна, Р.М. Рахимова, Р.И. Стецишина) остановится на понятии и содержании
сущности жизнестойкости данном С. Мадди. Жизнестойкость представляет собой
систему убеждений человека о себе, о мире и об отношениях с ним, которая
состоит из 3 компонентов (вовлеченности, контроля, принятия риска) и
способствует оценке событий как менее травматических и успешному совладению со стрессом.
Важна выраженность всех трех компонентов для сохранения здоровья и оптимального
уровня работоспособности и активности в стрессогенных условиях.

Другими словами,
жизнестойкость подростков можно определить: как способность успешно
преодолевать особенности психологического и физиологического развития, присущие
данному возрасту; как способность противостоять стрессовым ситуациям и успешно
адаптироваться к предстоящей взрослой жизни в обществе; как удовлетворенность
настоящим и уверенность в будущем. Нами было выявлено что
главными особенностями подростков из семей, находящихся в социально опасном
положении, является то, что они проживают в условиях или в обстоятельствах
жизни, несущих угрозу жизни, здоровью и благополучию ребенка, влекущих его
безнадзорность, беспризорность, антиобщественное поведение и правонарушения.
Семья, находящаяся в социально опасном положении – семья, имеющая детей,
находящихся в социально опасном положении, а также семья, где родители или
законные представители несовершеннолетних не исполняют своих обязанностей по их
воспитанию, обучению и (или) содержанию и (или) отрицательно влияют на их
поведение либо жестоко обращаются с ними. Ребенок, оказавшийся в тяжелой
ситуации, не может благополучно функционировать в среде, соответственно отсюда
и появляются проблемы, приходится изменять привычные нормы поведения. В таких
ситуациях нужно с помощью профессионалов решить возникшую на данном этапе
проблему.

В целях выявления уровня
развития жизнестойкости у подростков из семей, находящихся в социально опасном
положении был использовался тест-опросник «Тест жизнестойкости С. Мадди».

Констатирующий этап
эксперимента позволил выявить, что показатели жизнестойкости у подростков,
находящихся в социально опасном положении, находятся в диапазоне 57 – 74 баллов,
что соответствует низкому и среднему уровню жизнестойкости.

В целях развития уровня
жизнестойкости нами разработана и реализована программа. В ходе контрольного
эксперимента выявлены позитивные динамические изменения по всем трём
составляющим жизнестойкости.

Таким образом выполненное
исследование, направленное на выявление и теоритическое обоснования условий
развития жизнестойкости потвердела гипотезу. 
Цель исследования достигнута, поставленные задачи решены.

 

Фрагмент текста работы:

 

1. ТЕОРЕТИЧЕСКИЕ АСПЕКТЫ
РАЗВИТИЯ ЖИЗНЕСТОЙКОСТИ У ПОДРОСТКОВ ИЗ СЕМЕЙ, НАХОДЯЩИХСЯ В СОЦИАЛЬНО ОПАСНОМ
ПОЛОЖЕНИИ 1.1. Содержание и
сущность понятия жизнестойкости

Психическое здоровье включает
в себя гораздо больше, чем просто отсутствие расстройств. Когда речь заходит о
позитивном психическом здоровье, существует целый ряд аспектов, одним из
которых является устойчивость.

Устойчивость – это способность
хорошо адаптироваться и быстро восстанавливаться во время стресса. Этот стресс
может проявляться в виде проблем в семье или отношениях, серьезных проблем со
здоровьем, проблем на рабочем месте или даже финансовых проблем, чтобы назвать
некоторые из них. Развитие устойчивости может помочь адаптироваться и
оправиться от изменений, проблем, неудач, разочарований и неудач.

Понятие устойчивости
формируется как основа жизнестойкости. Феномен (греч. phainomenon – являющееся)
– понятие, которое обозначает развитие ситуации, постигаемой на опыте. Человек
понимает ситуацию на основании знаний, которые постигаются им на практике, на
основе определенных способов реагирования на ситуацию.

Понятие жизнестойкости,
введенное Сьюзен Кобейса и Сальваторе Мадди, реализуется на стыке пересечения
жизнестойкости и понятия совладения со стрессом [5].

Жизнестойкость как
ключевой ресурс преодоления, можно определить, как способность и готовность
субъекта заинтересованно (вовлеченность) участвовать в ситуациях повышенной для
него сложности, контролировать данные ситуации, управлять ими (контроль), не
бояться всего нового, неизвестного, возникающих трудностей на пути к достижению
целей, уметь рисковать (риск).

Важно! Это только фрагмент работы для ознакомления
Скачайте архив со всеми файлами работы с помощью формы в начале страницы

Похожие работы