Часть дипломной работы на тему Развития чувства цвета и формы у детей 3 года жизни в процессе дидактической игры.
-
Оформление работы
-
Список литературы по ГОСТу
-
Соответствие методическим рекомендациям
-
И еще 16 требований ГОСТа,которые мы проверили
Введи почту и скачай архив со всеми файлами
Ссылку для скачивания пришлем
на указанный адрес электронной почты
Содержание:
Введение. 2
Глава 1.
Теоретическое исследование влияния дидактических игр на развитие чувства формы
и цвета у детей 3-го года жизни. 6
1.1. Сенсорное развитие детей 3-го года жизни. 6
1.2. Условия
развития чувства цвета и формы у детей 3-го года жизни. 17
1.3. Характеристика
дидактической игры и ее значение в развитии чувства цвета и формы у детей 3-го
года жизни. 32
Вывод по 1
главе. 41
Список
использованной литературы.. 43
Введение:
Игра ребенка — это смысл его жизни в дошкольном возрасте.
Это было его убежище от страхов, поле битв, многоугольник игры, достижений и
успехов, успокоения и мечтаний. На первый план выходят желания, стремления,
чувства, мысли и потребности ребенка к активным действиям в среде, в которой он
живет. Игра удовлетворяет биологические и психологические потребности детей и
способствует их умственному, эмоциональному, социальному и нравственному
развитию. Различные роли в играх, хотя и являются продуктом детской фантазии,
позволяют ребенку получить личный опыт хорошего и плохого, о том, что
положительно, а что нет в поведении.
Игры — важная форма развлечения для детей и взрослых,
благодаря которой дети организуются самостоятельно и имеют особое
образовательное значение. Они являются мощным инструментом обучения, потому что
с помощью игр дети приобретают знания, обогащают свой опыт и развивают навыки и
привычки.
Актуальность нашего исследования обусловлена следующими
положениями:
1. Не обосновано, что для реализации конкретной задачи (например,
для ознакомления с формой) дидактические игры могут использоваться комплексно,
сериями, и это практически не проверялось.
2. Как показывает практика, работа по непосредственному
восприятию формы у детей 2-3 лет проводится бессистемно, на основе дидактического
материала, а не дидактических игр.
Отечественные психологи А.Н. Леонтьев, С.Л. Рубинштейн,
Н.Н. Поддъяков и др. утверждали, что необходимо научить видеть, научить
воспринимать предметы и предметы вокруг нас, развивать целенаправленное восприятие,
развивать способность направлять свое внимание на определенные аспекты,
выделять наиболее существенные, характерные черты и свойства предметов и
явления.
Противоречие в использовании дидактических игр лежит
между задачей формирования представлений о форме и цвете у дошкольников и
недостаточно выявленными педагогическими условиями, обеспечивающими успешность
ее решения. Отсюда возникает проблема — какие условия необходимо создать для
эффективного использования дидактических игр как средства формирования
представлений о форме и цвете у дошкольников.
Объект исследования: процесс развития чувства цвета и
формы у детей 3-го года жизни.
Предмет исследования: дидактическая игра как средство
развития чувства цвета и формы у детей 3-го года жизни.
Задачи исследования:
1. Изучить и проанализировать
психолого-педагогическую литературу по проблеме исследования.
2. Рассмотреть понятия «сенсорное развитие»,
«дидактическая игра».
3. Определить условия развития чувства цвета и
формы у детей 3-го года жизни.
4. Подобрать комплекс дидактических игр,
направленных на развитие чувства цвета и формы у детей 3-го года жизни
Для решения поставленных задач мы использовали следующие
методы исследования:
Теоретические — анализ научно-методической литературы,
теоретический анализ (историографический, сравнительно-сопоставительный),
моделирование;
Эмпирические – диагностические методы (тестирование,
экспертные оценки, самооценки); опросные методы (беседа); наблюдение;
опытно-экспериментальная работа; методы статистической обработки данных; методы
функциональной диагностики.
Заключение:
Познавательная деятельность ребенка напрямую связана с
его способностью обнаруживать специфические особенности окружающих предметов:
форму, цвет, фактуру. Дети познают явления природы, флоры и фауны через свои
чувства и восприятия. Понимая особенности вещей и предметов, дети воспринимают
и запоминают обозначающие их слова, поэтому развитие речи является фактором,
играющим особую роль в подготовке детей к школе. Такие свойства предметов, как
цвет, форма, размер и пространственное распределение, дети воспринимают через
орган зрения. Они начинают разрабатывать конкретные идеи — образы, и, таким
образом, их лексическая база данных также развивается.
Что касается других реалий — пения птиц, звуков музыки,
голосов людей — они воспринимаются органом слуха. В сознании ребенка возникает
ряд конфигураций, таких как определения громкого, тихого, спокойного и нежного.
Органы осязания используются для восприятия качеств: твердого, мягкого,
тяжелого, легкого, холодного, горячего и др. Дошкольная подготовка детей
предусматривает развитие их речи, формирование представлений в процессе
совместной деятельности. Развитие речи ребенка — это интеллектуальный и
мыслительный процесс, связанный с накоплением словарного запаса, овладением
приемами построения предложений и умением их выражать. Этот процесс включает в
себя ощущения, чувства, восприятие, память, воображение и мышление. Главное,
чтобы этот процесс присутствовал в повседневной жизни и в деятельности детей.
Любая дидактическая игра — это сочетание трех
компонентов: игрового дизайна, действий и определенных правил. Причем может
принимать в нем участие как один ребенок, так и целая группа — в этом
преимущество такого способа организации деятельности детей. План игры необходим
для развития познавательной деятельности, он позволяет каждому ребенку проявить
свои умения и способности, знания и умения. Правила дают возможность
регулировать поведение детей в процессе деятельности. Важно, чтобы каждая
дидактическая игра была завершена, дети должны четко видеть конечный результат.
Современные дидактические игры — это самые разнообразные
средства обучения различным навыкам. И если игровой процесс ведется
коллективно, то все равно педагог должен максимально учитывать индивидуальные
особенности каждого ребенка и ставить задачу подбирать исходя из его
способностей.
Дидактические игры на уроках могут быть организованы в
разных формах: путешествия, инструкции, предложения, загадки и беседы — все это
лишь малая часть того, как можно преобразовать урок, сделать деятельность детей
более цельной и интересной. Например, суть игры-путешествия заключается в том,
что дети должны двигаться к определенной цели для решения поставленных задач. И
такое путешествие может быть виртуальным — в воображении. Отгадывание
головоломок как способ организации урока — отличное решение, чтобы сделать
учебное время более информативным.
Очень популярны дидактические игры по математике для
дошкольников. Для детей эта наука достаточно сложна, поэтому подходить к
организации урока стоит грамотно и ответственно. Например, изучая понятие
«величина», вы можете предложить детям разложить фрукты разного размера в
соответствующие корзины. Урок позволит детям осознать такие понятия, как
большой, средний и маленький. Вторым типом игры может быть раздача овощей и
фруктов по соответствующим ящикам. Важно, чтобы дети научились понимать разницу
между «большим» и «меньшим», например, строя небольшие домики разной формы.
Фрагмент текста работы:
Глава 1. Теоретическое
исследование влияния дидактических игр на развитие чувства формы и цвета у
детей 3-го года жизни. 1.1. Сенсорное
развитие детей 3-го года жизни Сенсорное развитие ребенка — это развитие его восприятия
и формирование представлений о внешних свойствах предметов: их форме, цвете,
размере, положении в пространстве, а также запахе, вкусе и т. Д.
В каждом возрасте сенсорное воспитание имеет свои задачи,
формируется определенное звено сенсорной культуры [3].
В первый год жизни основная задача — обеспечить ребенка
достаточным богатством и разнообразием внешних впечатлений, развить внимание к
свойствам предметов.
На втором-третьем году жизни задачи сенсорного воспитания
значительно усложняются. Хотя маленький ребенок еще не готов к усвоению
сенсорных стандартов, в нем начинают накапливаться представления о цвете,
форме, размере и других свойствах предметов. Важно, чтобы эти взгляды были
достаточно разнообразными [7].
А это значит, что ребенка следует приобщить ко всем основным разновидностям
свойств — шести цветам спектра (синий следует исключить, так как дети с трудом отличат
его от синего), белому и черному, с такими формами, как круг, квадрат. , овал,
прямоугольник.
Начиная с четвертого года жизни у детей формируются
сенсорные стандарты: устойчивые, основанные на речи представления о цветах,
геометрических формах и соотношении размеров нескольких предметов. Позже вам
следует познакомить их с оттенками цвета, с вариантами геометрических форм и с
отношениями величин, которые возникают между элементами серии, состоящей из
большего количества предметов [7].
На третьем году жизни у детей необходимо развивать
основные разновидности свойств [1]: