Часть дипломной работы Педагогика/Психология Логопедия

Часть дипломной работы на тему Развитие у старших дошкольников с ОНР навыков словообразования прилагательных посредством упражнений

  • Оформление работы
  • Список литературы по ГОСТу
  • Соответствие методическим рекомендациям
  • И еще 16 требований ГОСТа,
    которые мы проверили
Нажимая на кнопку, я даю согласие
на обработку персональных данных
Фрагмент работы для ознакомления
 

Содержание:

 

Введение 3
Глава 1. Теоретические аспекты развития у детей навыков словообразования прилагательных 7
1.1. Имя прилагательное как часть речи. Закономерности развития словаря прилагательных в онтогенезе 7
1.2. Характеристика словаря прилагательных и способности к словообразовательным операциям детей с ОНР 13
1.3. Методические аспекты логопедической работы по развитию у старших дошкольников с ОНР словообразования прилагательных 18
Выводы по 1 главе 24
Список использованных источников и литературы 26

 

  

Введение:

 

Готовность ребенка к овладению школьной программой во многом определяется уровнем речевого развития. Процессы словообразования оказывают значительное влияние на развитие всех компонентов речи. Полноценное формирование словообразовательных навыков является необходимым условием становления грамматического строя и связной речи.
Лингвисты, психологи и психолингвисты одним из ярких показателей нормального развития речи считают овладение детьми навыком словообразования. А.А. Леонтьев, С.Н. Цейтлин, А.М. Шахнарович и др., рассматривают словообразование как особый вид речемыслительной деятельности и выделяют в нем ряд базовых операций: операцию вычленения и опознания морфемы на слух из звучащего слова и операцию интеграции словообразовательной частицы в состав нового (производного) слова. Все эти словообразовательные операции играют важную роль в развитии спонтанной детской речи. Их несформированность приводит, с одной стороны, к неполноценной речевой коммуникации, а с другой – ограничивает когнитивные возможности детей, их мыслительные операции такие как: анализ, синтез, сравнение, обобщение. Также отсутствие словотворчества и неумение пользоваться различными способами словообразования приводят к ограниченной возможности обогащения словаря, к трудностям его формирования, к неточности понимания и дифференциации родственных слов. В дальнейшем недостаточность словообразовательных процессов обуславливает появление значительных проблем при освоении орфографии родного языка.
Особенности словообразования прилагательных у детей с общим недоразвитием речи (ОНР) рассматриваются в работах Ж.В. Антиповой, Т.В.Тумановой, Р.И. Лалаевой, Н.В. Серебряковой, Т.Б. Филичевой и других. У детей с ОНР словообразовательные механизмы не сформированы, уровень словообразовательных навыков зависит от уровня речевого развития.
Анализируя состояние речи у детей с общим недоразвитием речи, Т.В. Туманова констатирует у них недостаточность словообразовательных навыков уже в дошкольном возрасте. В устной речи эта недостаточность проявляется в неполноте использования разных частей речи, множественных заменах и смешениях слов, отсутствии в словаре ребенка многих слов и т.д., вследствие чего в речи употребляются в основном существительные и глаголы, реже используются прилагательные, местоимения, наречия.
В.В. Виноградов говорит о то, что особое место среди трудностей словообразований занимает нарушение словообразования прилагательных. Как отмечает А.А. Шахматов, существуют группы прилагательных, образование которых осуществляется с помощью различных суффиксов, таких как -ск-, -овск-, -ий-, -й-, -ин-, -нин-, -ов-, -ев-. Но на практике логопеды уделяют большое внимание словообразованию прилагательных с помощью суффиксов -ий-, -ин-, и в меньшей степени остальным.
Развитие навыков словообразования является одной из приоритетных задач коррекционного обучения детей с ОНР. Опыт работы многих педагогов, таких как Р.И. Лалаева, Т.В. Туманова, Т.Б. Филичева подтверждают тот факт, что одним их эффективных средств развития навыков словообразования являются упражнения. Использование упражнений предполагает многократное повторение ребенком заданных действий и способствует осознанному усвоению словообразовательных умений, позволяет поэтапно отработать и закрепить умения словообразования прилагательных у детей данной категории.
Вышеизложенное свидетельствует об актуальности проблемы исследования, рассматриваемой в рамках выпускной квалификационной работы.
Объект исследования: процесс развития у старших дошкольников с ОНР навыков словообразования прилагательных.
Предмет исследования: упражнения, направленные на развитие у старших дошкольников с ОНР навыков словообразования прилагательных.
Цель исследования: на основе изучения научной литературы и эмпирического исследования установить особенности навыков словообразования прилагательных и подготовить программно-методические материалы для их развития у старших дошкольников с ОНР с использованием упражнений.
В ходе экспериментального исследования были поставлены и решались следующие задачи:
– изучить научную и методическую литературу по проблеме исследования;
– установить уровень развития у старших дошкольников с ОНР навыков словообразования прилагательных;
– представить программно-методические материалы для реализации логопедической работы по развитию у старших дошкольников с ОНР навыков словообразования прилагательных посредством упражнений.
Методы исследования:
– изучение и анализ психолого-педагогической и логопедической литературы по проблеме исследования;
– педагогический эксперимент в констатирующем варианте;
– количественный и качественный анализ экспериментальных данных.
Теоретической базой исследования являются труды учёных, исследовавших:
– прилагательное как часть речи, его категории (Н.С. Валгина, Д.Э. Розенталь, Ю.С. Маслов);
– закономерности речевого развития ребенка в онтогенезе (А.Н. Гвоздев, Н.Х. Швачкин, Д.Б. Эльконин);
– закономерности и условия развития словообразования в онтогенезе, его значение для развития устной речи (А.Н. Гвоздев, Е.Н. Винарская, Т.Н. Ушакова, С.Н. Цейтлин, Н.М. Юрьева);
– особенности словообразования прилагательных у детей с общим недоразвитием речи (Т.В. Туманова, Р.И. Лалаева, Н.В. Серебрякова).
Практическая значимость работы заключается в возможности использования результатов исследования, в том числе подготовленных программно-методических материалов учителями-логопедами, воспитателями и родителями в целях развития у детей старшего дошкольного возраста с ОНР навыков словообразования прилагательных.
Организация исследования. Эмпирическое исследование было организовано и проведено на базе БДОУ «Детский сад 148» г. Омска в 2019-2020 учебном году. Экспериментальная выборка составила 10 испытуемых из числа детей старшего дошкольного возраста с общим недоразвитием речи.
Структура ВКР. Выпускная квалификационная работа включает введение, две главы, завершающиеся выводами, заключение, аннотацию на иностранном языке, список использованных источников и литературы (50 наименований). Работа содержит … таблицы и …. рисунков.

Не хочешь рисковать и сдавать то, что уже сдавалось?!
Закажи оригинальную работу - это недорого!

Фрагмент текста работы:

 

Глава 1. Теоретические аспекты развития у детей навыков словообразования прилагательных

1.1. Имя прилагательное как часть речи. Закономерности развития словаря прилагательных в онтогенезе

Лексика русского языка, как и любого другого, представляет собой не простое множество слов, а систему взаимосвязанных и взаимообусловленных единиц одного уровня. Лексика является предметом изучения соответствующего раздела языкознания — лексикологии. Иные лексические группы формируются на чисто лингвистических основаниях. Например, лингвистические особенности слов позволяют сгруппировать их в части речи по лексико-семантическим и грамматическим признакам. Так слова, которые обозначают признак предмета, формируются в такую часть речи, как имя прилагательное.
Л.В, Рыбачева определяет имя прилагательное как класс слов, обозначающих признак предмета, которые изменяются по родам, числам и падежам, в высказывании выступают в сочетании с существительными [33].
Л.Л. Касаткин определяет имя прилагательное как часть речи, выражающая общекатегориальное значение признака предмета в форме грамматической зависимости от существительного [32].
Н.С. Валгина, Д.Э. Розенталь определяют имя прилагательное как слова, обозначающие постоянный признак предмета. Семантической основой имени прилагательного является обозначение качества, признака, принадлежности предметов как относительно постоянное свойство. Н.С. Валгина отмечает, что морфологическим признаком прилагательного является его изменяемость по родам, числам и падежам. Род, число и падеж прилагательных не являются самостоятельным средством выражения лексических и грамматических значений, так как находятся в прямой зависимости от рода, числа и падежа существительных, с которыми они согласованы [6].
Окончания прилагательных выполняют функции грамматических форм согласования с существительными, что указывает на синтаксическую связь прилагательных и существительных. В предложении прилагательные чаще всего выступают в роли определения или именной части сказуемого.
Ю.С. Маслов указывает, что в зависимости от значения и грамматических свойств все прилагательные делятся на качественные, относительные и притяжательные [24].
Д.Э. Розенталь считает, что качественные прилагательные обозначают признаки, свойства и качества предметов, воспринимаемые непосредственно, то есть являются прямыми наименованиями признаков. Качественные прилагательные обозначают цвета, пространственные понятия, качества, черты характера, внешние физические качества и имеют сравнительную и превосходную степени сравнения. Относительные прилагательные обозначают признак через его отношение к другому предмету, действию, явлению. Относительные прилагательные обозначают отношение к лицу, действию, ко времени и месту, к числу, к отвлеченному понятию. Лексическое значение относительных прилагательных неизменно, они не имеют степеней сравнения, кратких форм и форм субъективной оценки. Притяжательные прилагательные обозначают принадлежность какого-либо предмета определенному лицу, его семантической основой является указание на обладателя. Притяжательные прилагательные образуются от существительных, обозначающих одушевленные предметы, при помощи суффиксов -ин-, -ов-, -ий- и других [34].
А.А. Шумейко отмечает, что в системе русского языка словообразование прилагательных осуществляется тремя способами – морфологическим, морфолого-синтаксическим и лексико-синтаксическим [49].
В работах Д.Э. Розенталя указано, что лексико-синтаксический способ предполагает образование слов из словосочетаний с помощью их объединения. Вновь образованные слова имеют слитное написание. Морфолого-синтаксический способ предполагает образование слов путем конверсии – перехода слова в другую часть речи с сохранением звукового оформления и изменением смысла и значения слова. Морфологический способ образования прилагательных является наиболее распространенным и предполагает образование слов на базе производящих основ путем сочетания с различными аффиксами. Словообразование прилагательных суффиксальным способом осуществляется с помощью суффиксов -ив-, -чив-, -лив-, -ост-, -ист-, -н-, -онн-, -енн-, -ов-, -ев- и других. Суффиксы -еньк-, -оньк-, -оват-, -еват- являются суффиксами субъективной оценки и при образовании прилагательных придают словам определенную эмоционально-экспрессивную окраску [34].
А.А. Шумейко подчеркивает, что префиксальный способ образования прилагательных является менее продуктивным и предполагает присоединение приставки к производной основе прилагательного. Префиксально-суффиксальный способ образования прилагательных предполагает одновременное присоединение приставки и суффикса к производной основе слова [49].
Также образование прилагательных может осуществляться путем сложения основ существительного и прилагательного, двух основ существительных, основы наречия и прилагательного.
Развитие словаря в онтогенезе происходит параллельно с развитием других компонентов языковой системы. Первые осмысленные слова у ребенка в норме появляются к концу первого года жизни. Как правило, это существительные, с помощью которых обозначаются окружающие предметы.
В раннем детстве отсутствует потребность в словах, обозначающих признаки, ощущение признака еще не развито, поэтому прилагательные появляются позже существительных и глаголов, и сначала употребляются ребенком после существительных.
По сравнению со словарем существительных и глаголов, накопление словаря прилагательных происходит значительно медленнее. М.М. Алексеева, В.И, Яшина подчеркивают, что данный факт объясняется абстрактностью прилагательного как части речи, а также условиями воспитания [50].
Прилагательные появляются очень поздно. А.Н. Гвоздев отмечал, что у детей до двух лет отмечаются лишь единичные примеры прилагательных, тогда как к этому возрасту уже в большом количестве усвоены существительные и глаголы, у которых оформляются уже некоторые грамматические категории. Первыми в онтогенезе словообразования прилагательных появляются суффиксы ласкательности и уменьшительности. А.Н. Гвоздев отмечает их появление в 2 года 1 месяц. Суффиксы увеличительности (-ущ-, — ищ-) встречаются в единичных случаях в 3 года. Суффиксы принадлежности и отношения к предметам (-ин-, — ов-, -ев-) встречаются, начиная с 2 лет 3 месяцев. Позднее, в 7 лет появляется сложный суффикс – инов-. Примерно в это же время появляются суффиксы, означающие склонность к действию (- уч-, — ач-). При словообразовании прилагательных в возрасте после 5 лет не наблюдается каких — либо изменений в основах слов [10].
В работах Т.Н. Ушаковой подчеркивается, что в раннем дошкольном детстве прилагательные используются в ограниченном количестве и обозначают величину, цвет, вкус, вес, температуру и оценку предметов. Сначала усваивается именительный падеж прилагательных, появляются формы мужского и женского рода прилагательных, которые на начальных этапах смешиваются ребенком [40].
В работах С.Н. Цейтлин указано, что в возрасте двух лет усваивается образование притяжательных прилагательных с суффиксом -ин-, в 2,5 года – образование качественных прилагательных с помощью продуктивных моделей [46].
Среди наиболее частотных прилагательных, регулярно повторяющихся в речи детей, выявляются прилагательные с широким значением и активной сочетаемостью, антонимы из самых употребительных семантических групп: обозначение размера, оценки; слова с ослабленной конкретностью; слова, входящие в словосочетания. Важное место среди групп прилагательных детского словаря занимают местоименные прилагательные. В общем списке самая высокая частотность отмечается у таких местоименных прилагательных, как такой, который, этот, свои, всякий, наш, весь, каждый, мой, самый.
После трех лет отмечается активный рост словаря, как количественных, так и качественных показателей. Появляются слова, обозначающие контрастные размеры предметов, некоторые цвета, формы, некоторые физические качества. Расширяются знания о материалах, их качествах и свойствах. Начинает развиваться лексическая антонимия, многие прилагательные появляются сразу антонимическими парами.
Постепенно развивается словоизменение прилагательных – усваиваются косвенные падежи. Род прилагательных усваивается после рода глаголов прошедшего времени, при этом формы мужского и женского рода прилагательных сначала смешиваются. Согласование прилагательных с существительными развивается сначала в мужском и женском роде, позже в среднем.
В работах О.С. Ушаковой отмечено, что к концу третьего – началу четвертого года жизни наблюдается тенденция употребления притяжательных прилагательных вместо управляемых существительных. Появляются первые, самостоятельно образованные по аналогии прилагательные. Период с 3 до 4 лет рассматривается в лингвистической литературе как активный период детского словотворчества, которое характеризуется частичным недоразвитием языковых обобщений [39].
С.Н. Цейтлин подчеркивает, что развитие лексики происходит в тесной взаимосвязи с развитием процессов словообразования. Ограниченность лексических средств дошкольника приводит к трудностям выражения представлений об окружающем мире и необходимости использовать словообразовательные средства. Не владея готовым словом, дошкольник по уже усвоенным правилам образуется новые слова [45].
В.И. Яшина, М.М. Алексеева считают, что к четырем годам словарь ребенка возрастает до 1600-1900 слов, усваиваются сравнительные степени прилагательных и наречий, развивается способность подбирать несколько существительных к прилагательному. С четырех с половиной до четырех лет восьми месяцев развивается словообразование прилагательных от наречий с помощью аффиксов -ав-, -яв-, наблюдается активное использование суффиксов -н-, -ов-, -овн- для обозначения признака принадлежности. На данном возрастном этапе также отмечается усложнение слов, образованных по аналогии [50].
По мнению Т.Н. Ушаковой на пятом – шестом году жизни словарь прилагательных обогащается дифференцированными по степени выраженности качествами и свойствами. Продолжает совершенствоваться восприятие цвета, формы и величины, ребенок знает и называет основные и промежуточные цвета и их оттенки, такие формы, как овальный, прямоугольный, наблюдаются первые случаи образования сложных слов [40].
По мнению А.Н. Гвоздева, наиболее поздно усваивается образование прилагательных суффиксально-префиксальным способом и сложных прилагательных [10].
С.В. Плотникова указывает, что в период с пяти до шести лет префиксальный, суффиксальный и смешанный способы словообразования совершенствуются, закрепляется понимание вариативности использования морфем в разных частях речи, детское словотворчество снижается. В норме ребенок в 5 лет самостоятельно и правильно образует слова различных частей речи от одного корня, не испытывает трудностей при образовании прилагательных от существительных. Увеличение речевой практики также способствует закреплению навыков образования прилагательных различными способами [29].
Таким образом, имя прилагательное – это часть речи, обозначающая признак предмета. К морфологическим признакам прилагательного относятся род, число и падеж. В зависимости от значения и грамматических свойств выделяют качественные, относительные и притяжательные прилагательные. Словообразование прилагательных в русском языке осуществляется тремя основными способами – морфологическим, морфолого-синтаксическим и лексико-синтаксическим. Условиями формирования словообразования у детей являются: достаточный уровень развития словаря и понимания обращенной речи, сформированность мыслительных операций, усвоение особых способов наименования действительности и их практическое применение, развитие языковой способности, употребление правильных грамматических форм.

Не хочешь рисковать и сдавать то, что уже сдавалось?!
Закажи оригинальную работу - это недорого!
 

Заключение:

 

Анализ научной литературы по исследуемой нами проблеме позволяет сделать следующие выводы.
Имя прилагательное, являясь самостоятельной частью речи, обозначает признак предмета и выражает это значение в категориях рода, числа и падежа. В предложении прилагательное чаще всего бывает определением и имеет тот же падеж, что и существительное, к которому оно относится. По грамматическим свойствам прилагательные делятся на качественные, относительные и притяжательные. Выделяют три способа словообразования прилагательных – морфологический, морфолого-синтаксический и лексико-синтаксический.
Овладение навыками словообразования прилагательных осуществляется на основе мыслительных операций анализа, синтеза, сравнения и обобщения и предполагает достаточно высокий уровень речевого и интеллектуального развития. Развитие навыков словообразования прилагательных начинается в младшем дошкольном возрасте в процессе накопления речевого опыта и тесно связано с развитием лексики. На ранних этапах ведущая роль принадлежит лексическому уровню, после четырех-пяти лет ведущим становится словообразовательный уровень. К концу дошкольного возраста в норме отмечается овладение всеми формами словообразования прилагательных, правильное понимание грамматических значений морфем.
Развитие навыков словообразования прилагательных у детей с ОНР (III уровень) происходит в той же последовательности, что у детей в норме, но темп усвоения замедлен. Недоразвитие мыслительных процессов обусловливает сниженную способность к осуществлению словообразовательных операций. К недостаткам словообразования прилагательных у дошкольников с ОНР относятся замена, наложение, опускание суффикса, трудности выбора адекватного аффикса, основы мотивирующего слова, нарушение акцентуации, замена словообразования словоизменением.
Логопедическая работа по развитию навыков словообразования прилагательных осуществляется поэтапно, с учетом механизма и структуры нарушения, речевых и индивидуальных особенностей детей. В процессе логопедической работы используются словесные, практические и наглядные методы обучения. Одним из основных средств развития навыков словообразования у детей с ОНР являются упражнения, с помощью которых закрепляется использование как продуктивных, так и непродуктивных форм образования прилагательных.
В ходе эмпирического исследования с участием 12 старших дошкольников с ОНР были установлены особенности владения навыками словоизменении прилагательных.
Проведенное исследования показало, что уровень сформированности навыка словообразования прилагательных у старших дошкольников с ОНР, III уровня речевого развития, следующий: ниже среднего – 25%, низкий – 75%. Выявлено, что словообразование прилагательных у детей с ОНР менее развито по сравнению с детьми без речевых нарушений. Анализ ошибок говорит о том, что у старших дошкольников с ОНР не сформированы функции словообразования.
Проведенная нами логопедическая работа была направлена на отработку навыка словообразования прилагательных, расширение арсенала способов словообразования прилагательных с помощью разных суффиксов у старших дошкольников с ОНР. В нашей работе мы активно использовали дидактические игры на всех этапах работы. Также повышению эффективности логопедической работы способствовало привлечение в этот процесс родителей детей с общим недоразвитием речи. Вся эта работа способствовала более эффективному усвоению навыка словообразования притяжательных прилагательных. Таким образом, поставленная нами цель была достигнута, задачи исследования решены.

 

Фрагмент текста работы:

 

Глава 2. Организация, содержание и результаты
эмпирического исследования

2.1. Общая организация эмпирического исследования

Экспериментальная работа по изучению уровня навыков словообразования прилагательных у детей старшего дошкольного возраста с ОНР была организована в 2019 – 2020 учебном году. Исследование было организовано на базе дошкольного учреждения БДОУ Детский сад №148 г. Омска. Экспериментальная выборка составила 12 человек из числа дошкольников с ОНР (III уровень), из них 7 мальчиков и 5 девочек. Психолого-педагогические диагнозы детей зафиксированы в их личных делах, дневниках психолого-педагогических наблюдений и логопедических картах. Возраст испытуемых – 6-7 лет.
Все дети, принявшие участие в эксперименте, были включены в коррекционно-образовательный процесс, посещали дошкольное учреждение. Все дети из благополучных семей и проживают вместе с родителями. Общаться предпочитают дошкольники со взрослыми. Все дети активны, подвижны, эмоциональны, не всегда может контролировать свое поведение. В течение дня у детей часто меняется настроение. Нередко возникают расстройства настроения с проявлением агрессии, навязчивости, беспокойства. В контакт и совместную деятельность сразу не вступают, иногда при попытке вывести на общение молчит. Часто конфликтуют со сверстниками, бывают невыдержанным, нетерпеливым. Часто в коллективной деятельности участия не принимают, отказываются, и предпочитают наблюдать со стороны. Явных лидеров среди детей обнаружено не было.
Во время учебной деятельности с заданиями воспитателя и логопеда справляется. На вопросы предпочитает отвечать односложными ответами «да, нет, не знаю». У детей отмечаются неустойчивость внимания и памяти, особенно речевой, низкий уровень понимания словесных инструкций, недостаточность регулирующей функции речи, низкий уровень контроля над собственной деятельностью, нарушение познавательной деятельности, низкая умственная работоспособность.
Эмпирическое исследование проводилось в констатирующем варианте. Его цель заключалась в следующем: при помощи специальных диагностических методик выявить особенности и уровень развития у детей дошкольного возраста с ОНР (III уровень) навыков словообразования прилагательных.
С учетом названной цели были поставлены и решались следующие задачи:
• подобрать диагностические задания для обследования навыков словообразования прилагательных указанной категории детей;
• провести обследование дошкольников с ОНР по отобранным диагностическим заданиям, зафиксировать полученные данные;
• охарактеризовать, подвергнуть количественному и качественному анализу результаты обследования уровня развития навыков словообразования прилагательных испытуемых.
Для обследования навыков словообразования прилагательных у старших дошкольников была использована методика исследования словообразования прилагательных по Р.И. Лалаевой:
Обследование включало следующие задания:
1. Образование качественных прилагательных.
2. Образование качественных прилагательных со значением незначительной степени качества.
3. Образование отглагольных качественных прилагательных.
4. Образование относительных прилагательных.
5. Образование притяжательных прилагательных.
6. Образование прилагательных с уменьшительно-ласкательным значением.
7. Образование простой сравнительной степени прилагательного.
8. Объяснение значения производных слов-прилагательных.
Описание диагностической методики, включающей данные задания, а также критерии оценок отражены в приложении 1.
Процедура проведения обследования дошкольников была следующей. Дети обследовались индивидуально. Речевая инструкция сопровождалась предъявлением иллюстративного материала. Диагностические задания предъявлялись в той последовательности, в которой они содержатся в материалах приложения 1. Каждый ребенок приступал к выполнению задания только после того, когда инструкция была им осмыслена. Чтобы это проверить, мы задавали вопрос: «Повтори, что нужно сделать», или «Ты понял задание? Повтори его». Все ответы детей фиксировались, заносились в таблицу, а затем подвергались обработке и анализу.
После обследования по каждому из диагностических заданий детям с ОНР присваивалось определенное количество баллов, сумма которых позволяла выявить один из 5 уровней развития навыков словообразования прилагательных:
– высокий (от 19 до 23 баллов);
– выше среднего (от 14 до 18 баллов);
– средний (от 9 до 13 баллов);
– ниже среднего (от 4 до 8 баллов);
– низкий (ребенок не справился с заданиями полностью или набрал не более 3-х баллов).
На основе результатов исследования были определены программно-методические материалы, отражающие специфику логопедической работы по развитию у старших дошкольников с ОНР навыков словообразования прилагательных посредством упражнений.
Таким образом, эмпирическое исследование было организовано и проведено с участием 12 детей дошкольного возраста с ОНР (III уровень). В процессе психолого-педагогической диагностики устанавливались особенности и выявлялся уровень развития у старших дошкольников навыков словообразования прилагательных. Результаты, полученные в ходе эмпирической части исследования и при изучении научных источников стали основанием для подготовки программно-методических материалов, в которых отражены особенности логопедической работы по развитию у старших дошкольников с ОНР навыков словообразования прилагательных с использованием упражнений.

Важно! Это только фрагмент работы для ознакомления
Скачайте архив со всеми файлами работы с помощью формы в начале страницы

Похожие работы