Часть дипломной работы на тему Развитие у старших дошкольников с общим недоразвитием речи навыков словообразования прилагательных посредством упражнений
-
Оформление работы
-
Список литературы по ГОСТу
-
Соответствие методическим рекомендациям
-
И еще 16 требований ГОСТа,которые мы проверили
Введи почту и скачай архив со всеми файлами
Ссылку для скачивания пришлем
на указанный адрес электронной почты
Содержание:
Оглавление
Введение 3
Глава 1. Теоретические аспекты развития у детей дошкольного возраста навыков словообразования прилагательных
1.1. Прилагательное как часть речи и закономерности развития навыков словообразования прилагательных в онтогенезе 6
1.2. Характеристика владения словообразовательными операциями детьми с ОНР 13
1.3. Методические аспекты коррекционной работы по развитию у старших дошкольников с ОНР навыков словообразования прилагательных 18
Выводы по 1 главе 24
Глава 2. Эмпирическое исследование, направленное на изучение специфики развития у старших дошкольников с ОНР навыков словообразования прилагательных
2.1. Общая организация исследования 26
2.2. Содержание и результаты изучения навыков словообразования прилагательных старших дошкольников с ОНР 30
2.3. Программа коррекционной работы по развитию у старших дошкольников с ОНР навыков словообразования прилагательных с использованием упражнений
Выводы по 2 главе
Заключение
Аннотация
Список использованных источников и литературы
Приложение
Введение:
Речь является важной психической функцией человека и областью проявления присущей всем людям способности к познанию, самоорганизации, саморазвитию, к построению своей личности, своего внутреннего мира через общение с другими личностями, мирами и культурами.
Отечественные психологи, лингвисты и психолингвисты считают, что одним из показателей нормального развития речи является овладение детьми навыками словообразования. Словообразование представляет собой процесс образования слов. Развитие умения образовывать новые слова – это важное условие обогащения словарного запаса за счет производных лексем, развития предпосылок орфографически правильного письма. Владение навыками слοвοοбрaзοвaния эффективно влияет на развитие языковой компетенции ребенка и на развитии речевой коммуникации в целом.
Многие исследователи, изучавшие развитие навыков словообразования в онтогенезе (А.Н. Гвоздев, А.Н. Леонтьев, Т.Н. Ушакова, Д.Б. Эльконин,
С.Н. Цейтлин и др.) подчеркивали важность развития у ребенка умения образовывать новые слова, которые на ранних этапах онтогенеза является словотворчеством, так как производятся не по правилам русского языка.
Нарушение словообразования имен прилагательных, по мнению логопедов (Н.С. Жукова, Р.И. Лалаева, Р.Е. Левина, Н.В. Серебрякова,
Т.В. Туманова, Т.Б. Филичева, Г.В. Чиркина и др.), занимает ведущее место в структуре нарушения речи в целом. Дети с общим недоразвитием речи (ОНР) испытывают трудности в практическом умении различать состав слова, видеть образующие его элементы и понимать их. Неумение образовывать новые слова различными способами сужает возможности обогащения словаря, препятствует полноценному овладению грамматическим компонентом языковой системы, является причиной неточного понимания значения ряда слов (например, родственных или однокоренных слов). Именно поэтому этим детям требуется помощь педагога в усвоении словообразовательных умений.
Развитие навыков словообразования у дошкольников с ОНР (III уровень) является актуальной проблемой, поскольку от ее решения зависит дальнейшая успешность детей в речевой коммуникации и, как следствие, их успешная социализация.
Таким образом, вышеизложенное свидетельствует об актуальности проблемы исследования, рассматриваемой в рамках выпускной квалификационной работы.
Объект исследования: процесс развития у старших дошкольников с ОНР навыков словообразования прилагательных.
Предмет исследования: упражнения, направленные на развитие у старших дошкольников с ОНР навыков словообразования прилагательных.
Цель исследования: на основе изучения научной литературы и эмпирического исследования установить особенности навыка словообразования прилагательных и подготовить программно-методические материалы для его развития у старших дошкольников с ОНР с использованием упражнений.
В ходе экспериментального исследования были поставлены и решались следующие задачи:
– изучить литературные источники по проблеме исследования;
– установить уровень развития у старших дошкольников с ОНР навыка словообразования прилагательных;
– представить программно-методические материалы для реализации логопедической работы по развитию у старших дошкольников с ОНР навыка словообразования прилагательных посредством упражнений.
Методы исследования:
– изучение, анализ, обобщение и систематизация научно-методической литературы по проблеме исследования;
– педагогический эксперимент в констатирующем варианте;
– наблюдение за детьми старшего дошкольного возраста с ОНР в процессе их свободной деятельности и на занятиях;
– качественный и количественный анализ экспериментальных данных.
Теоретической базой исследования являются труды учёных, исследовавших:
– прилагательное как часть речи, его категории (Н.С. Валгина, Е.А. Земская, Е.И. Литневская, А.Е. Супрун и др.);
– закономерности и условия развития словообразования прилагательных в онтогенезе, его значение для развития устной речи (А.Г. Арушановой,А.Н. Гвоздев, О.С. Ушакова, Т.Н. Ушакова, С.Н. Цейтлин и др.);
– особенности словообразования прилагательных у детей с общим недоразвитием речи (Р.И. Лалаева, Н.В. Серебрякова, Т.В. Туманова и др.).
Практическая значимость работы заключается в возможности использования результатов исследования, в том числе подготовленных программно-методических материалов учителями-логопедами, воспитателями и родителями в целях развития у детей старшего дошкольного возраста с ОНР навыка словообразования прилагательных.
Организация исследования. Эмпирическое исследование было организовано и проведено на базе дошкольного учреждения МБДОУ «Детский сад «Новоомский» Омского муниципального района Омской области в 2020-2021 учебном году. Экспериментальная выборка составила 10 человек из числа детей дошкольного возраста с ОНР (III уровень).
Структура ВКР. Выпускная квалификационная работа включает введение, две главы, завершающиеся выводами, заключение, аннотацию на иностранном языке, список использованных источников и литературы (46 наименований). Работа содержит 1 таблицу и 1 рисунок.
Фрагмент текста работы:
Глава 1. Теоретические аспекты развития у детей дошкольного возраста навыков словообразования прилагательных
1.1. Прилагательное как часть речи и закономерности развития навыков словообразования прилагательных в онтогенезе
Н.С. Валгина определяет имя прилагательное как слова, обозначающие постоянный признак предмета. Семантической основой имени прилагательного является обозначение качества, признака, принадлежности предметов как относительно постоянное свойство [4].
Е.И. Литневская [17] и А.Е. Супрун [24] определяют имя прилагательное как самостоятельную знаменательную часть речи, которая обозначает непроцессуальный признак предмета и выражает это значение в словоизменительных морфологических категориях рода, числа и падежа.
Л.Л. Касаткин определяет имя прилагательное как часть речи, выражающую общекатегориальное значение признака предмета в форме грамматической зависимости от существительного [14].
Е.А. Земская указывает, что в зависимости от значения и грамматических свойств все прилагательные делятся на притяжательные, качественные и относительные [13].
Притяжательные прилагательные обозначают принадлежность предмета лицу или животному и образуются от существительных суффиксами -ин-, -ов-, -ий-. Эти суффиксы стоят в конце основы прилагательного.
Н.Г. Фирсова отмечает, что в притяжательных прилагательных, образованных от одушевленных существительных, отмечается дифференциация принадлежности к индивиду и к классу. В прилагательных с принадлежностью к классу используется суффикс -й и флексия, напоминающая полную форму относительных или качественных прилагательных. А в случае принадлежности к индивиду они имеют суффикс -ин- и краткую форму окончаний [34].