Часть дипломной работы на тему Развитие у детей 3-4 лет коммуникативных умений в процессе игровой деятельности
-
Оформление работы
-
Список литературы по ГОСТу
-
Соответствие методическим рекомендациям
-
И еще 16 требований ГОСТа,которые мы проверили
Введи почту и скачай архив со всеми файлами
Ссылку для скачивания пришлем
на указанный адрес электронной почты
Содержание:
ВВЕДЕНИЕ 2
ГЛАВА 1. ТЕОРЕТИЧЕСКИЕ АСПЕКТЫ ИЗУЧЕНИЯ ПРОБЛЕМЫ РАЗВИТИЯ КОММУНИКАТИВНЫХ УМЕНИЙ ДЕТЕЙ 3-4 ЛЕТ СРЕДСТВАМИ ИГРОВОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ 7
1.1. Психолого-педагогическая характеристика младшего дошкольного возраста 7
1.2. Особенности и этапы развития коммуникативных умений и навыков в период дошкольного детства 12
1.3. Возможности игры как средства развития коммуникативных умений детей 3-4 лет 22
ВЫВОДЫ ПО 1 ГЛАВЕ 37
ГЛАВА 2. ОРГАНИЗАЦИЯ ЭМПИРИЧЕСКОГО ИССЛЕДОВАНИЯ ПО ВЫЯВЛЕНИЮ СФОРМИРОВАННОСТИ КОММУНИКАТИВНЫХ УМЕНИЙ У ДЕТЕЙ 3-4 ЛЕТ 39
2.1. Организация и проведение процедуры исследования: цель, задачи, этапы 39
2.2. Методология исследования: обоснование выбора методик 42
ВЫВОДЫ ПО 2 ГЛАВЕ 49
ГЛАВА 3. ОПЫТ РАЗВИТИЯ КОММУНИКАТИВНЫХ УМЕНИЙ ДЕТЕЙ 3-4 ЛЕТ СРЕДСТВАМИ СЮЖЕТНО-РОЛЕВОЙ ИГРЫ 50
3.1. Результаты констатирующего этапа исследования 50
3.2. Модель программы по развитию коммуникативных умений детей 3-4 лет средствами сюжетно-ролевой игры 50
3.3. Оценка эффективности программы по итогам контрольного этапа исследования 50
ВЫВОДЫ ПО 3 ГЛАВЕ 50
ЗАКЛЮЧЕНИЕ 51
СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ 52
Введение:
Приоритет общечеловеческих ценностей, гуманистический принцип, положенный в основу современного образовательного процесса, требует развития такого типа человеческих отношений, как сотрудничество, сотворчество, партнерство, умение работать в команде, способствующих становлению личности, свободно проявляющей себя в социальной и духовной сферах. Педагогическая наука, рассматривая личность как главную ценность общества, отводит ей роль активного, творческого субъекта познания, общения, деятельности и взаимодействия.
Актуальность проблематики развития коммуникативных умений обусловлена социальным заказом общества, призванным формировать социально развитую личность ребенка, а также правовыми и нормативными документами, среди которых особое место занимает Федеральный государственный образовательный Стандарт, в который включается коммуникативно-личностный компонент, направленный на приобретение дошкольниками опыта в коммуникативной деятельности: конструктивного общения и взаимодействия со взрослыми и сверстниками, устной речью как основным средством общения.
Социально-коммуникативное развитие и предполагает становление самостоятельности, целенаправленности, саморегуляции, социального и эмоционального интеллекта, эмоциональной отзывчивости, сопереживания, формирование готовности к совместной деятельности со сверстниками. В качестве целевых ориентиров рассматривается инициативность и самостоятельность ребенка в игре и общении как ведущих видах деятельности; способность ребенка выбирать себе партнеров по взаимодействию; активное взаимодействие ребенка со сверстниками и взрослыми; и т.д. В связи с этим проблема становления коммуникативных умений является одной из наиболее актуальных в теории и практике дошкольного образования.
Дошкольное детство является периодом овладения ребенком социальным пространством взаимоотношений. Дошкольный возраст является периодом овладения ребенком социальным пространством взаимоотношений посредством общения со взрослыми и сверстниками в соответствии с нормативным поведением, принятым в межличностных отношениях. Общение является важнейшим условием психического развития дошкольников, потребность в общении служит ведущей социальной потребностью и условием развития общественных качеств личности ребенка.
Проблема развития коммуникативных умений у дошкольников обусловлена всевозрастающими требованиями, предъявляемыми обществом к ребенку как субъекту коллективной деятельности. В процессе общения со сверстниками дошкольник не только приобретает положительный опыт взаимодействия, но и совершенствует коммуникативную компетенцию. Эффективность совместной деятельности дошкольников зависит от того, как педагог ставит перед ними задачи взаимодействия, показывает детям способы принятия общих решений, сотрудничества и взаимопомощи в совместной деятельности.
Проблемам общения детей дошкольного возраста посвящены работы Т.И. Бабаевой [3], Л.С. Римашевской [44, 45], Л. Дубиной [15], А.А. Леонтьева [30], М.И. Лисиной [31], Т.А. Репиной [43], Е.О. Смирновой [51, 52], В.М. Холмогоровой [61] и др. Теория и методология социального взаимодействия исследовалась Я.Л. Коломинским [22], и др. М.И. Лисина [31] занималась разработкой психолого-педагогических аспектов взаимодействия и общения дошкольников. Проблема взаимодействия детей со сверстниками и взрослыми освещается в исследованиях С.В. Проняевой. Е.О. Смирновой [51], Е.Е. Кравцовой [25], Т.А. Репиной [43] и др. исследовались проблемы совместной деятельности детей со сверстниками. Значение межличностных отношений становится актуальным на этапе перехода ребенка к школьному обучению отмечено в работах Г.Г. Кравцова [25], М.И. Лисиной [31], А. Г. Рузской [47], и др.
Большой вклад в изучение проблемы игры у детей дошкольного возраста внесли отечественные ученые: Л.С. Выготский [10], А.В. Запорожец [16], М.И. Лисина [31], А.В. Усова [58], Д.Б. Эльконин [64], и др. Проблема развития коммуникативных умений рассматривалась М.И. Лисиной [31], Т.А. Репиной [43], Я.Л. Коломинским [22], и др. В разных подходах игра представлена как приобретение социального опыта, социализации (Л.С. Выготский [10], Л.И, Божович [5], Д.В. Менджерицкая [33], Д.Б. Эльконин [64]); как ведущая деятельность дошкольника (А.Н. Леонтьев), как практика развития (С.Л. Рубинштейн), как социальная по своей природе деятельность (Д.Б. Эльконин), как средство обогащения психического развития ребенка (А.В. Запорожец), как детская традиция (В.С. Мухина). В настоящее время, несмотря на большое количество исследований в области коммуникативного развития детей дошкольного возраста, однако отсутствует единый подход в изучении влияния игры как ведущей деятельности в дошкольном возрасте на становление коммуникативных умений дошкольников.
Актуальность исследования обусловлена противоречием между практической необходимостью разработки методов развития коммуникативных умений дошкольников и недостаточным использованием потенциала игровой деятельности в работе с детьми.
Методологическая основа исследования.
— положения о закономерностях развития личности на разных этапах онтогенеза (Л.И. Божович, А.В. Запорожец, В.С. Мухина, Д.Б. Эльконин) [5, 16, 37, 64];
— концепция коммуникативной деятельности (М.И. Лисина, А.Г. Рузская, Е.О.Смирнова и др.) [31, 47, 50, 51];
— исследования проблемы совместной деятельности детей со сверстниками (Е.Е. Кравцовой, Я.Л. Коломинским, Т.А. Репиной, Е.О. Смирновой, и др.) [22, 25, 43, 51].
— психологические концепции развития сюжетно-ролевой игры (Л.С. Выготский, Д.В. Менджерицкая, Д.Б. Эльконин, и др.) [10, 33, 64].
Цель исследования: изучение проблемы развития коммуникативных умений детей 3-4 лет в процессе игровой деятельности.
Объект исследования: коммуникативные умения детей 3-4 лет.
Предмет исследования: игровая деятельность как средство развития коммуникативных умений дошкольников.
Гипотеза исследования: формирование коммуникативных умений у детей младшего дошкольного возраста будет эффективным при комплексном использовании разных видов игр (дидактических, сюжетно-ролевых, подвижных, театрализованных) в условиях дошкольной организации.
Задачи исследования:
1. На основании анализа литературы рассмотреть проблему исследования в теории и практике психологии и педагогики.
2. Дать психолого-педагогическую характеристику детям младшего дошкольного возраста.
3. Описать этапы развития коммуникативных умений и навыков в период дошкольного детства
4. Выявить возможности игры как средства развития коммуникативных умений детей 3-4 лет.
5. Провести эмпирическое исследование эффективности развития коммуникативных умений детей младшего дошкольного возраста средствами игры и дать анализ полученным результатам.
Фрагмент текста работы:
ГЛАВА 1. ТЕОРЕТИЧЕСКИЕ АСПЕКТЫ ИЗУЧЕНИЯ ПРОБЛЕМЫ РАЗВИТИЯ КОММУНИКАТИВНЫХ УМЕНИЙ ДЕТЕЙ 3-4 ЛЕТ СРЕДСТВАМИ ИГРОВОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ
1.1. Психолого-педагогическая характеристика младшего дошкольного возраста
Младший дошкольный возраст характеризуется интенсивным психическим развитием, обусловленным быстрым созреванием всех функциональных систем организма, приспосабливающимся одновременно к окружающей среде. В качестве основных факторов, детерминирующих развитие, можно выделить следующие: предметная деятельность и деловое общение со взрослым; активная речь; произвольное поведение; формирование потребности в общении со сверстниками; начало символической игры; самосознание и самостоятельность [38].
Младший дошкольный возраст изобилует неограниченными возможностями для формирования и совершенствования разнообразных качеств личности, интеллектуального развития, функциональных систем организма. Этот возраст является наиболее сензитивным периодом для закладывания основ интеллекта, мышления, высокой умственной активности.
В период младшего дошкольного возраста происходит кардинальная перестройка социальной ситуации развития ребенка. Ребенок, постепенно ориентируясь на потребность в автономности и независимости от взрослого, остается все же зависимым от него, поскольку нуждается в его практической помощи, оценке и внимании [30]. Это противоречие находит разрешение в новой социальной ситуации развития ребенка, которая представляет собой сотрудничество (совместную деятельность) ребенка и взрослого [28].
Происходит изменение и ведущей деятельности ребенка: совместное предметное сотрудничество ребенка со взрослым приобретает характер усвоения выработанных способов употребления предметов. На данном возрастном этапе происходит интенсивное развитие и совершенствование общения, речевой, познавательной, двигательной и эмоционально-волевой сферы в качестве ведущих психических сфер ребенка. Активизируется речевая деятельность ребенка посредством усложнения активной речи, стимулируемой благодаря обогащению словарного запаса, работы по усовершенствованию артикуляционного аппарата, а также расширения зоны общения со взрослыми и сверстниками [37]. К концу младшего дошкольного возраста начинает активно проявляться потребность в познавательном общении со взрослыми, о чем свидетельствуют многочисленные вопросы, которые задают дети.
Эмоциональность ребенка отличается многообразием способов выражения чувств: радости, грусти, огорчения, удовольствия. Речь детей при взаимодействии друг с другом носит ситуативный характер. Однако ребенок по-прежнему отличается несформированностью волевых процессов, зависимостью поведения от эмоций, доминированием эгоцентрической позиции. Общение со сверстниками тесно переплетено с другими видами детской деятельности (игрой, трудом, продуктивной деятельностью). Возрастает интерес и потребность в общении, особенно со сверстниками, осознание своего положения среди них. Происходит интенсивное психофизическое развитие ребенка, установление способности к общению в процессе сотрудничества с другими детьми [9, с. 103]. В младшем дошкольном возрасте происходят процессы развития внимания, памяти, воображения, речи.
Дошкольное детство изобилует кардинальными перестройками в области эмоциональной сферы, связанными с ее значительным усложнением и обогащением. Врожденные безусловные аффективные реакции трансформируются в сложные эмоциональные процессы. Игра оказывает огромное влияние на развитие общения детей в этот период. Общение приобретает внеситуативно- познавательный характер.
Ребенок не способен длительное время удерживать свое внимание на каком-то одном предмете, он быстро переключается с одной деятельности на другую. В эмоциональном плане сохраняются те же тенденции, что и на предыдущем этапе. Характерны резкие перепады настроения. Эмоциональное состояние продолжает зависеть от физического комфорта. На настроение начинают влиять взаимоотношения со сверстниками и взрослыми. Поэтому характеристики, которые ребенок дает другим людям, очень субъективны.
В возрасте 3-7 лет общение со сверстниками начинает играть все более существенную роль в процессе самосознания дошкольника. Обмен детей оценочными воздействиями служит формированию определенного отношения к другим детям. Способность анализа собственной деятельности зависит от умения анализировать результаты деятельности других, что способствует развитию самооценки. В 3-4 года взаимооценки детей отличаются субъективностью, обусловленной эмоциональным отношением друг к другу. В младшем дошкольном возрасте положительные и отрицательные оценки сверстников распределяются равномерно.
Примерно к середине дошкольного возраста происходит расширение самосознания, в результате ребенок начинает осознавать себя. Ребенок осознает последствия собственного поведения. Согласно Л.И. Божович, интуитивным характером отличается осознание ребенком себя как субъекта социальных отношений [5].
Формирование «Я» ребенка как личностного образования, согласно Г. Бурменской, А. Запорожец, впервые происходит в трехлетнем возрасте, когда посредством языка у ребенка возникает чувство идентичности, активности, самоидентичности [8]. Развитие самосознания и выделение образа «Я» стимулируют развитие личности и индивидуальности. Внутренний мир ребенка начинает наполняться противоречиями: он стремится к самостоятельности и в то же время не может справиться с задачей без помощи взрослого, он любит близких, они для него очень значимы, но он не может не злиться на них из-за ограничений свободы. По отношению к окружающим у ребенка формируется собственная внутренняя позиция, которая характеризуется осознанием своего поведения и интересом к миру взрослых.