Часть дипломной работы Педагогика/Психология Педагогика

Часть дипломной работы на тему развитие творческих способностей у детей старшего дошкольного возраста средствами различных техник рисования.

  • Оформление работы
  • Список литературы по ГОСТу
  • Соответствие методическим рекомендациям
  • И еще 16 требований ГОСТа,
    которые мы проверили
Нажимая на кнопку, я даю согласие
на обработку персональных данных
Фрагмент работы для ознакомления
 

Содержание:

 

ВВЕДЕНИЕ. 3

ГЛАВА 1.
ТЕОРЕТИЧЕСКИЕ АСПЕКТЫ ИЗУЧЕНИЯ ТВОРЧЕСКИХ СПОСОБНОСТЕЙ ДЕТЕЙ СТАРШЕГО
ДОШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА.. 9

1.1. Развитие
творческих способностей у детей старшего дошкольного возраста  9

1.2.
Психологические особенности развития творческих способностей у детей старшего
дошкольного возраста средствами различных техник рисования. 19

1.3
Содержание, формы и методы развития творческих способностей у детей старшего
дошкольного возраста средствами различных техник рисования. 30

ВЫВОДЫ ПО
ГЛАВЕ 1. 42

ГЛАВА 2.
ОПЫТНО-ЭКСПЕРИМЕНТАЛЬНОЕ ИССЛЕДОВАНИЕ РАЗВИТИЯ ТВОРЧЕСКИХ СПОСОБНОСТЕЙ У ДЕТЕЙ
СТАРШЕГО ДОШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА СРЕДСТВАМИ РАЗЛИЧНЫХ ТЕХНИК РИСОВАНИЯ.. 44

2.1.
Диагностика творческих способностей детей старшего дошкольного возраста  44

2.2.
Программа развития творческих способностей детей старшего дошкольного возраста
средствами различных техник рисования. 60

2.3. Динамика
развития творческих способностей у детей старшего дошкольного возраста. 69

ВЫВОДЫ ПО
ГЛАВЕ 2. 80

ЗАКЛЮЧЕНИЕ. 83

СПИСОК
ИСПОЛЬЗОВАННЫХ ИСТОЧНИКОВ.. 87

ПРИЛОЖЕНИЕ 94

  

Введение:

 

Актуальность
исследования. В современное время в связи с
многогранностью и скоростью развития прогресса появляется необходимость в
людях, способных к выбору нестандартных и разноплановых методов решения тех или
иных трудностей. Люди, умеющие размышлять творчески и быстрее принимать решения
для поставленных перед ними задач, способны планировать точные цели,
эффективнее справляться с трудностями, обеспечивая себе свободу действий и
выбора. Им удаётся наиболее результативно осуществлять свою работу в процессе
решения стоящих перед ними задач. Именно творческий подход к любому процессу
деятельности является одним из условий формирования активной жизненной позиции
подрастающей личности.

Развитие творческой
личности – одна из главных задач педагогической теории и практики. Решение её
осуществляется уже в дошкольном возрасте. Наиболее эффективным средством для
развития творческих способностей детей старшего дошкольного возраста является
изобразительная деятельность.

По
мнению  Т.С. Комаровой, Н.П. Сакулиной и
многих других, детское изобразительное творчество является средством
формирования волевых, интеллектуальных и эмоционально-эстетических качеств
ребёнка. В ходе процесса рисования развиваются все психические процессы
ребёнка, такие как мышление, память, воображение, представление, зрительное
восприятие. В изобразительной деятельности, воображение обладает тесной
взаимосвязью с придумыванием и осуществлением замысла, где дети старшего
дошкольного возраста со временем переходят от идей к выполнению
запланированного. Здесь ребёнок осуществляет роль субъекта, получающего
позитивные эмоции от собственных действий. Положительные эмоции вызывают
заинтересованность у ребёнка, мотивируют его, а также обеспечивают развитие
творческих способностей старшего дошкольника.

Отечественные ученые Н.П.
Сакулина, Я.Т. Шибанова в своих работах установили, что при отсутствии четко
направленного руководства со стороны взрослых, дети начинают ощущать творческую
беспомощность, из-за чего становясь старше, теряют влечение к изобразительному
искусству.

Инновационные подходы к
формированию изобразительной деятельности у старших дошкольников, к содержанию
и способам их воспитания и обучения, основываются на поиске правильного соотношения между
беззаботными игровыми взаимоотношениями детей к процессу рисования, и овладению
средствами изобразительной деятельности, с целью обеспечить их развитие. Важным
является направленность дошкольных образовательных учреждений на разностороннее
развитие личности каждого ребёнка.

Свобода творческой
реализации старшего дошкольника обусловливается не только образными
представлениями и желаниями воплотить их в рисунке, но и тем, как он обладает
средствами изображения. Овладение детьми технических приёмов в ходе различных
альтернатив изображения будет способствовать их творческому развитию.

Выбор различных техник
рисования в качестве одного из средств развития творческих способностей детей
старшего дошкольного возраста является не случайным.

К примеру, большая часть
нетрадиционных техник рисования относится к спонтанному рисованию, то есть
картина получается не вследствие применения специальных изобразительных приемов,
а в ходе игровой манипуляции. Здесь невозможно предугадать, какая картина
получится в результате. Помимо этого, использование нетрадиционных техник
рисования содействует развитию изобразительных способностей старшего
дошкольника. Исходя из этого,  ребёнок
может в большей мере реализовать накопившийся у него жизненный опыт в рисунке.

На занятиях по
изобразительной деятельности нетрадиционные техники рисования применяются
редко, между тем, применение этих техник способствует расширению знаний и
представлений детей старшего дошкольного возраста о предметах и их применении;
материалах, их свойствах, способов действий с ними. Применение нетрадиционных
техник рисования помогает развивать воображение ребёнка, творческие
способности, его самостоятельность, проявление индивидуальности и инициативы.

Анализ литературы по
проблеме исследования показал, что работ направленных на изучение именно
развития творческих способностей у детей старшего дошкольного возраста
средствами различных техник рисования выявлено в малом количестве. Важность
проблемы и недостаточная разработанность определили тему настоящего
исследования.

В современном обществе,
теория и практика относительно психологических и художественных условийразвития
творческих способностей старших дошкольников, обновляются стремительными
темпами, меняются детские поколения и, следовательно, должна изменятся методика
работы педагогов.

В условиях ФГОС
дошкольного образования особенную значимость обретает формирование творческих
способностей. Одна из основных задач современного дошкольного образования–развитие
качеств творческой личности. Отсюда вытекает потребность в занятиях не только
изобразительным искусством, но и специальными видами изобразительного творчества,
в том числе и рисованием нетрадиционными методами.

Таким образом, анализ
актуальности исследования позволил выявить следующие противоречия:

—  с одной стороны, в Федеральном
государственном образовательном стандарте дошкольного образования признается
необходимость развития творческих способностей у старших дошкольников, с другой
стороны, в образовательной организации уделяется мало внимания данной проблеме
в процессе обучения, что обусловлено недостаточной инициативностью со стороны
педагогов;

— с одной стороны, в
психолого-педагогической теории предложено большое  количество научных исследований, посвященных проблеме
развития творческих способностей у старших дошкольников средствами различных
техник рисования, однако, в массовой практике данному вопросу уделяется
недостаточно внимания;

— с одной стороны, выявлено,
что процесс индивидуального развития, а также социализации дошкольника
сопровождается существенными препятствиями – с другой стороны, содержание,
формы и методы психолого-педагогического сопровождения развития дошкольников
исследованы в малой степени.

Актуальность данной темы
дала возможность сформулировать проблему
исследования: каковы особенности и условия применения различных техник рисования
для развития творческих способностей у детей старшего дошкольного возраста?

Цель
исследования – разработать, обосновать и оценить
эффективность педагогических 
условий  развития творческих
способностей у детей старшего дошкольного возраста средствами различных техник
рисования.

Объект
исследования – процесс формирования творческих
способностей детей старшего дошкольного возраста.

Предмет
исследования – педагогические условия формирования
творческих способностей детей старшего дошкольного возраста средствами
различных техник рисования.

В основу исследования
положена гипотеза о том, что
развитие творческих способностей у детей старшего дошкольного возраста
средствами различных техник рисования будет эффективно, если:

— создана развивающая
предметно-пространственная среда, которая способствует свободному проявлению
творческого воображения и мышления детей старшей группы детского сада;

— разработана система
занятий, нацеленных на развитие творческих способностей детей старшего
дошкольного возраста средствами различных техник рисования;

— на занятиях учтены
индивидуальные особенности, склонности, интересы детей.

В соответствии с целью
нами были сформулированы следующие задачи:

1. Выявить и изучить
средства изобразительной деятельности, дать характеристику традиционным и нетрадиционным
техникам рисования как эффективному средству развития творческих способностей у
детей старшего дошкольного возраста.

2. Провести диагностику
творческих способностей детей старшего дошкольного возраста и проанализировать
её результаты.

3. Проанализировать и
отобрать необходимый инструментарий для разработки методики развития творческий
способностей детей старшего дошкольного возраста.

4. Реализовать на
практике процесс формирования творческих способностей детей старшего
дошкольного возраста средствами различных техник рисования.

5. Проанализировать
динамику развития творческих способностей детей старшего дошкольного возраста
после проведения формирующего этапа эксперимента.

Методы
исследования:

теоретические:
анализ
психолого-педагогической литературы по проблеме исследования;

эмпирические:
педагогический
эксперимент (констатирующий, формирующий, контрольный);сравнительный анализ
полученных данных.

База
исследования: ГБОУ города Москвы «Пушкинская школа №
1500».

Структура
работы. ВКР состоит из введения, двух глав (каждая глава
включает три параграфа), списка использованных источников и приложений.

Не хочешь рисковать и сдавать то, что уже сдавалось?!
Закажи оригинальную работу - это недорого!

Заключение:

 

Дошкольное детство
является наиболее благоприятным периодом для развития творческих способностей
ребенка. В современных концепциях отсутствует единая трактовка понятия
«творческие способности» и под творчеством дошкольников рассматривается
создание ребенком субъективно нового продукта, придумывание к нему новых
деталей, по новому характеризующих создаваемый образ, создание новых
характеристик; проявление ребенком инициативы. Творческие способности можно
охарактеризовать и как способности субъективного воображения.

В современных концепциях
отсутствует единая трактовка понятия «творческие способности» – «создание
ребенком субъективно нового продукта» (Н.П. Сакулина, Е.А. Флерина);
«врожденные потенциальные способности» (Э. Фромм); «креативность как универсальная
творческая способность» (Дж. Гилфорд); «как способность к обостренному
восприятию недостатков» (Е.П. Торренс); «естественное свойство
самоактуализирующейся личности, потребность в самоактуализации и
самореализации» (А. Маслоу); «новые способы решения проблем и новые способы их
выражения» (К. Роджерс); «высшая интеграция субъектных свойств индивида» (Б.Г.
Ананьев); «результат овладения индивидом знаниями, умениями и навыками,
требующимися в определенном виде творчества» (А.Н. Леонтьев); «специальные способности,
определяющие успех творчества» (А.Г. Маклаков); «активность личности,
интегративное качество психики, обеспечивающее продуктивные преобразования в
деятельности» (В.Н. Дружинин); «неадаптивную активность» (Д.Б. Богоявленская,
В.А. Петровский) и др.

Исследование
осуществлялось в форме педагогического эксперимента и включало констатирующий,
формирующий и контрольный этапы.

По итогам констатирующего
этапа эксперимента уровни сформированности творческих способностей старших
дошкольников отличаются недостаточной сформированностью. Большинство испытуемых отличается
довольно примитивными изображениями и оригинальных изображений мало, что
свидетельствует о недостаточной развитости воображения. Признаки
развития творческого воображения у детей либо слабо выражены, либо практически
отсутствуют. Дошкольники обеих групп отличились недостаточной скоростью
процессов воображения, недостаточно сформирована оригинальность, глубина и
проработанность образов воображения, богатство фантазии, в то время как
эмоциональность образов воображения отмечается наибольшей сформированностью.
Половина детей ограничивались простым выбором при решении задачи, использовали
предметы в готовом виде и механически переносили их свойства в новую ситуацию,
остальные дети руководствовались приемами простейшего символизма, не выходя за
пределы ситуации выбора.

В ходе формирующего
эксперимента была реализована программа развития
творческих способностей детей старшего дошкольного возраста средствами
различных техник рисования. В работе применялись следующие
техники рисования: рисование восковыми мелками, акварелью (прием размывки),
сангиной, гуашью, оттиском поролоновым тампоном; пастельными и восковыми
мелками; углем, набрызгом, печатью листьями, пенопластом, тычком жесткой
полусухой кистью, мятой бумагой; печатанием ладошками; рисование монотипии;
рисование ладошкой, пальчиком, тычками, кистью, способом примакивания; солью;
рисование крупой, ватными палочками, рисование по трафарету и т.д.

В
рисовании создавались условия для использования детьми различных
изобразительных средств, необходимых для воплощения впечатлений в рисунках.
Рисование способствовало развитию эмоционального отклика, для закрепления у
детей представлений о форме, цвете и сочетании предметов в композиции. Дети в
процессе занятий стали лучше ориентироваться в творческом комбинировании
различных выразительных средств, научились создавать новые оригинальные
творческие сюжеты из традиционных изображений. В процессе придумывания
изображения у детей развивалась творческая фантазия, а по ходу создания рисунка
совмещались техники рисования. Раскрытию в детях фантазии способствовали
творческие задания на дорисовывание пейзажа, фона к основному рисунку. Для
развития творческих способностей детям предоставлялись возможности для
экспериментирования разными материалами и техниками. Для освоения детьми новых
способов изображения применялись смешанные техники рисования — крупами, тычком
сухой кистью, поролоном, мятой бумагой и т.д. У детей в той или иной степени
проявились творческие навыки, дети использовали разные сочетания цветов и форм.

Результаты
контрольного этапа исследования свидетельствуют об эффективности проделанной
нами. В итоге увеличилось количество оригинальных изображений, повысился
уровень изобразительных возможностей дошкольников. Рисунки стали более
оригинальными; большим разнообразием стала отличаться линии и цветовая гамма;
изображения и пропорции рисунков стали более разнообразными. У дошкольников
стали более сформированы практические умения при создании оригинальных
изображений; увеличился интерес к изобразительной деятельности. Занятия способствовали тому, что дети
научились создавать новые комбинации из ранее усвоенных; пытаться
самостоятельно находить оригинальные способы изображения при воплощении
художественных образов. Присутствует большая оригинальность и инициативность в
средствах выразительности; отмечается склонность к экспериментированию с
художественными материалами и инструментами.

Таким
образом, становится очевидным подтверждение гипотезы, выдвинутой в начале
исследования.

Данное исследование не претендует на
исчерпывающее, изобразительная деятельность развиваются в соответствии с
изменением субкультуры современных детей и требуют поиска новых методических
решений при развитии творчества детей. Однако в научной литературе изучение
возможностей различных техник рисования как средства развития творческих
способностей детей дошкольного возраста носит фрагментарный характер и требует
дальнейших разработок.

 

Фрагмент текста работы:

 

ГЛАВА 1. ТЕОРЕТИЧЕСКИЕ АСПЕКТЫ ИЗУЧЕНИЯ ТВОРЧЕСКИХ
СПОСОБНОСТЕЙ ДЕТЕЙ СТАРШЕГО ДОШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА 1.1. Развитие творческих способностей у детей старшего
дошкольного возраста

Перед
тем, как изучить развитие творческих способностей у детей старшего дошкольного
возраста, раскроем понятие «творческие способности».

Способности можно
трактовать в качестве индивидуально-психологических личностных особенностей,
способствующих успеху в деятельности и общении [24, с. 43]. Однако способности
не могут быть сведены к знаниям, умениям и навыкам, вместе с тем они
обеспечивают человеку их быстрое и эффективное усвоение, фиксацию и применение
[28].

Наибольший вклад в
изучение способностей внесен В.Н. Дружининым, Н.С. Лейтес, С.Л. Рубинштейном,
Б.М. Тепловым и др.

Психофизиологическое
отечественное направление в трактовке проблемы способностей ориентировано на
исследовании взаимосвязи свойств нервной системы (задатков) и психических
способностей (Э.А. Голубев, В.М. Русалов). Деятельностное направление (А.Н.
Леонтьев) направлено на исследование способностей в различных видах
деятельности, акцентируя внимание на деятельностных детерминантах развития
способностей [37].

В дальнейшем А.В.
Брушлинским [8] и К.А. Абульхановой-Славской [1] способности рассматривались на
основании развития способов деятельности. 
Исследование психолого-педагогической литературы дало возможность определить
понятие творчество как «один из видов человеческой деятельности, направленной
на разрешение противоречия (решение творческой задачи), для которой необходимы
объективные (социальные, материальные) и субъективные личностные условия
(знания, умения, творческие способности), результат, которой обладает новизной
и оригинальностью, личной и социальной значимостью, прогрессивностью»[5].

Под
понятием «способности» Б.М. Теплов понимал конкретные
индивидуально-психологические способности, позволяющие отличать навыки и умения
одного человека от другого. Эти способности дают возможность человеку приобрести
запас новых знаний, которые со временем  
развивают навыки в определённых отраслях деятельности. Таким
образом,  Б. М. Теплов хотел сказать, что
человек использует имеющиеся способности для более легкого приобретение новых
знаний и навыков, не останавливаясь на достигнутых результатах[55].

Б.М. Тепловым при анализе
проблемы способностей была разработана концепция, раскрывающая сущность
задатков как предпосылок для развития способностей [55].  С точки зрения С.Л. Рубинштейна [50] и Б.М.
Теплова [55], способности не сводятся к знаниям, умениям и навыкам.
Взаимоотношение данных понятий заключается в наличии предпосылок в овладении
знаниями и умениями, а данный процесс и служит основой для формирования
способностей.

Согласно С.Л.
Рубинштейну, в качестве основы для развития способностей выступает деятельность
[50]. С.Л. Рубинштейн понимал под способностями «…сложное синтетическое
образование, которое включает в себя целый ряд данных, без которых человек не
был бы способен к какой-либо конкретной деятельности, и свойств, которые лишь в
процессе определенным образом организованной деятельности вырабатываются» [50]. Б.М. Теплов считал, что
«способности – это индивидуально-психологические особенности, отличающие одного
человека от другого, не сводимые к имеющемуся запасу знаний и навыков,
обусловливающих быстроту их обретения [55]. А.Н. Леонтьев [37] отмечает, что
способности формируются и развиваются в процессе овладения опытом
предшествующих поколений, под воздействием конкретных социально-исторических
условий. Б.Г. Ананьевым [3] способности рассматривались в качестве проявления
творческого развития ума, творческого применения накопленных знаний, авторской
позиции индивида в усвоении социального опыта.

Н.С. Лейтес [36]
способности определяет как психологические свойства личности, служащие условием
успешного выполнения конкретных видов деятельности.

А.А. Венгер [14]
дифференцирует способности на ориентированные и исполнительные, и в качестве
способностей рассматривает различные виды ориентированных действий. По мнению
Л.А. Венгера, «способности имеют свои содержание и структуру» [10, с. 132].

Зарубежная
психолого-педагогическая наука представлена отсутствием единства в определении
структуры способностей. Э. Торндайком и Х. Олдхеном признается
существование специальных способностей и отрицается наличие общих и групповых.
Ч. Спирменом и А. Роджерсом доказывается наличие общих и специальных и
признается отсутствие групповых. Л. Гергтен склоняется к наличию лишь групповых
способностей. Ф. Мейчел и Д. Ригли в сложной структуре способностей признают
существование общих и групповых способностей, без установления их природы и
взаимосвязей.  З. Фрейд [58], А. Адлер [2]
и др. как представители биологизаторского направления признавали врожденность
способностей, развивающихся в процессе онтогенеза, и не обусловленных
социальными условиями.

Обобщая все
вышеизложенное, в раскрытии сущности способностей необходимо опираться на
системно-функциональную концепцию, определяющую способности как свойство
функциональных систем, реализующих психические функции, характеризующиеся
индивидуальной мерой выраженности, проявляющихся в своеобразии выполнения
определенной деятельности.

Проблема творчества и
творческих способностей анализировалась в работах таких отечественных ученых,
как Д.Б. Богоявленская, Л.С. Выготский, В.И. Дружинин, А.Н. Леонтьев, С.Л.
Рубинштейн, Б.М. Теплов, и др., а также зарубежных исследователей, – Д.
Векслер, Дж. Гилфорд, Г. Айзенк, и др.

Творчество можно
определить как деятельность, направленную на создание новых материальных и
духовных ценностей, обладающих новизной и общественной значимостью. Это один из
видов деятельности, направленный на решение творческой задачи, для которой
необходимы «объективные (социальные, материальные) и субъективные (знания,
умения, творческие способности) личностные условия, результат которой обладает
новизной и оригинальностью» [26, с 87].

В современных концепциях
отсутствует единая трактовка понятия «творческие способности». Анализ положений
о детском творчестве Н.П. Сакулиной [51], Е.А. Флериной [57], Б.М. Теплова [55],
позволяет понимать под творчеством дошкольников создание ребенком субъективно
нового продукта, придумывание к нему новых деталей, по новому характеризующих
создаваемый образ, создание новых характеристик; проявление ребенком
инициативы. А.Н. Лук, исследуя проблемы творчества, выделяет такие творческие
способности, как гибкость мышления, творческое воображение, легкость
генерирования идей, и т.д. [55].

Так,
А.А. Мелик-Пашаев определяет детское творчество, как конечный показатель
потребности ребёнка в желании и умении выражать свой внутренний мир, свой
накопившийся опыт в общении со сверстниками и взрослыми. Психолог акцентирует
своё внимание на трёх ступенях художественной одаренности: творческое
воображение; комплекс специализированных знаний, навыков и умений; этетическая
позиция личности [41].Объединение двух понятий «творчество» и «способности» свидетельствует
о способности к нестандартному мышлению, умению в обыкновенном замечать
необыкновенное, отмечать затруднения, анализировать события, действия и
выделять в них закономерности.

Э. Фроммом [59] творческие
способности определяются с точки зрения врожденных  потенциальных способностей, Л. Терстоун
считает, что раскрытию творческих способностей способствуют особенности
темперамента, а также способности быстро воспринимать и порождать идеи. Представитель
когнитивной психологии — С. Герберт, признает, что творческие способности не
предполагают наличие какой-либо оригинальности и не отличаются от остальных
познавательных процессов [25].

Дж. Гилфорд [16] в
качестве универсальной познавательной творческой способности рассматривает
креативность, основой которой считает дивергентное мышление, направленное на
поиск нескольких возможных вариантов решения проблемы, и выходящее за рамки
существующих стандартов.

Е.П. Торренс креативность
определял как способность к обостренному восприятию недостатков, дисгармонии
знаний, в соответствии с чем рассматривал ее в сопоставлении со структурой
творческого акта (восприятие проблемы, поиск решения, выдвижение и проверка
гипотез, модификация гипотез, поиск результатов) [25].

«Креативность», таким
образом, по мнению ученого, структурно представлена процессом ощущения
трудностей, проблем, недостающих элементов, проверки гипотез, их пересмотр и
перепроверку, получение результата. Обобщая выделенные параметры, можно
утверждать, что Е.П. Торренс «креативность» характеризует как способность к
творчеству; способность к осознанию противоречий и проблем; отказ от
стереотипных способов мышления; способность продуцировать новые идеи, находить
нетрадиционные способы решения задач [25]. В итоге Е. Торренс творческие
способности описывает как высший мыслительный процесс, связанный с инсайтом –
яркой догадкой, комбинирующей новые ассоциации и решаемую проблему. Дж. Гауэн
«креативность» рассматривает с позиций одаренности детей, и выделяет критерии
креативности: пытливость, любознательность, способность погружаться в
интересующие знания; демонстрация высокого энергетического уровня;
независимость; изобретательность; высказывание идей по поводу конкретной
ситуации; способность по-разному подходить к ситуации (гибкость); способность
находить оригинальный результат [25].

К. Роджерс [49]
«креативность» определяет как новые способы решения проблем и новые способы их
выражения. Ученый, обращаясь к проблеме способностей, креативность трактует как
общую творческую способность и процесс преобразования знаний, поскольку
«креативность» является одним из критериев творчества. В соответствии с
концепцией К. Роджерса, творческие способности ориентированы на достижение
«идеального Я».  В отличие от АГ. Маслоу
[39], К.Р. Роджерс [49] считал, что личность и поведение являются функцией
уникального восприятия индивидом окружающего мира, и в креативность как
способность обнаруживать новые способы решения проблем включал такие внутренние
способы самовыражения, как открытость новому опыту, внутренний локус
оценивания, способность к оригинальным сочетаниям и т.д.

Б.Г. Ананьевым [3]
творчество рассматривается как высшая интеграция субъектных свойств индивида, и
развитие общих способностей является предпосылкой для развития способности к
какой-то конкретной деятельности.

По мнению А.Н. Леонтьева
[37], творческие способности представляют собой результат овладения индивидом
знаниями, умениями и навыками, требующимися в определенном виде творчества
(технического, музыкального, художественного и т.д.). С. Медник является
представителем концепции креативности, основу которой составляют ассоциации. «Способность
к творчеству ученый трактует как способность преодолевать стереотипы и
способность к продуцированию множества ассоциаций. творческий подход
рассматривается С. Медник как синтез двух составляющих — конвергентной и дивергентной
[25].

В.Н. Дружинин [22]
творчество определяет как активность личности, а способность индивида к подобного
рода активности называет креативностью. Под креативностью ученый рассматривает
«интегративное качество психики, которое обеспечивает продуктивные
преобразования в деятельности личности, позволяя удовлетворять потребность в
исследовательской активности» [22, с. 225]. Признаками творческих способностей
являются способность к генерированию новых идей, нестандартность и
оригинальность [23].

Д.Б. Богоявленская [7] в
качестве источника творчества выделяет неадаптивную активность, а показателем
творчества считает интеллектуальную активность как одно из проявлений
неадаптивной активности, комбинирующей общие умственные способности и
повышенную мотивацию к исследовательской деятельности.

Для
того чтобы определить существование творческой способности как таковой, следует
отследить процесс её формирования.

По
мнению А. Э. Симановского [52], творческие способности в онтогенезе
складываются постепенно, преодолевая естественные уровни развития, которые, в
свою очередь, зависят друг от друга. Автор фокусирует свое внимание на трех
уровнях развития творческого мышления детей: эвристическую, наглядно-действенную,
причинную. Он отмечает, что способности, сопряженные с творчеством, в основе
которого лежат зрительные представления, появляются раньше других, в возрасте 4
– 5 лет, в возрасте 6 лет развиваются способности со словообразованием, в 9 –
10 лет – со способностью к аналогиям, в возрасте 10 – 11 лет формируется
способность в образованию фраз, а к 12 – 14 годам развивается эвристическое
мышление [52].

Т.
А. Барышева[5] считает, что процедура творческого становления содержит ряд стадий:

1. Возникновение, накапливание сенсорного,
интеллектуального, эмоционального опыта основы творчества. Значимыми факторами
данной стадии считаются источники, мотивирующие творческую деятельность,
импульс побуждения, и информационно богатое пространство.

2. Имитирование, подражание, осваивание
примеров творческого поведения, средств, технологий, методов творческой
деятельности. Осваивание технологического этапа является главным на этой стадии.

3. Перенос, импликации, использование
изученных способов в новых личностно-значимых условиях, поиск и отбор новых
связей и отношений, экспериментирование, 
источник развития Я – концепции, импульс к формированию позиции творца.

4. Изменение, улучшение опыта в соответствии
с индивидуальными особенностями, потребностями, способностями.

5. Индивидуализация творческой деятельности,
сочетание психологической структуры творческих способностей, развитие
творческой индивидуальности [5].

С
другой стороны можно отметить и влияние среды (культуры) на развитие творческих
способностей детей-дошкольников. Этой точки зрения придерживался А. Адлер [2],
которые считал, что:

1) Развитие творческих способностей и
творчества в целом не обуславливается на генетическом уровне, а зависит от
среды в которой ребёнок воспитывается.

2) Характер культуры оказывает большое
влияние на сам тип креативности и на ход её развития.

3) В развитии творческих способностей не
существует прерывности. Спад в становлении творчества может быть обусловлен
тем, в какой степени были проявлены новые условия и стрессовые ситуации, с которыми
сталкивается дошкольник [2].

4) Среда (культура) недолжна быть застывшей,
завершенной, её необходимо время от времени изменять, обновлять,
преобразовывать, с учетом особенностей детского воспитания, направлять
творческую активность дошкольников, мотивировать её к обогащению важными для
развёртывания деятельности разными компонентами.

 

Содержание:

 

ВВЕДЕНИЕ. 3
ГЛАВА 1.
ТЕОРЕТИЧЕСКИЕ АСПЕКТЫ ИЗУЧЕНИЯ ТВОРЧЕСКИХ СПОСОБНОСТЕЙ ДЕТЕЙ СТАРШЕГО
ДОШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА.. 9
1.1. Развитие
творческих способностей у детей старшего дошкольного возраста  9
1.2. Особенности
развития творческих способностей у детей старшего дошкольного возраста
средствами различных техник рисования. 19
1.3 Содержание,
формы методы развития творческих способностей у детей старшего дошкольного
возраста средствами различных техник рисования. 29
ВЫВОДЫ ПО ГЛАВЕ 1. 41
СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННЫХ
ИСТОЧНИКОВ.. 43

  

Введение:

 

Актуальность
исследования. В современное время, в связи с
многогранностью и скоростью развития прогресса, появляется необходимость в
людях, способных к выбору нестандартных и разноплановых методов решения тех или
иных трудностей. Люди, умеющие размышлять творчески, интереснее и быстрее
принимать решения для поставленных перед ними задач, способны планировать
точные цели, эффективнее справляться с трудностями,обеспечивая себе свободу
действий и выбора. Им удаётся наиболее результативно осуществлять свою работу,в
процессе решения стоящих перед ними задач. Именно творческий подход к любому
процессу деятельности является одним из условий формирования активной жизненной
позиции подрастающей личности.

Развитие творческой
личности – одна из главных задач педагогической теории и практики. Решение её осуществляется
уже в дошкольном возрасте. Наиболее эффективным средством для развития
творческих способностей детей старшего дошкольного возраста является
изобразительная деятельность.

По
мнению  Т.С. Комаровой, Н.П. Сакулиной, детское
изобразительное творчество является средством формирования волевых,
интеллектуальных и эмоционально-эстетических качеств ребёнка. В ходе процесса
рисования развиваются все психические процессы ребёнка, такие как мышление,
память, воображение, представление, зрительное восприятие. В изобразительной
деятельности,
воображение обладает тесной взаимосвязью с придумыванием и осуществлением
замысла, где дети старшего дошкольного возраста со временем переходят от идей к
выполнению запланированного. Здесь ребёнок осуществляет роль субъекта,
получающего позитивные эмоции от собственных действий. Положительные эмоции вызывают
заинтересованность у ребёнка, мотивируют его, а также обеспечивают развитие
творческих способностей старшего дошкольника.

Не хочешь рисковать и сдавать то, что уже сдавалось?!
Закажи оригинальную работу - это недорого!

Заключение:

 

 

Фрагмент текста работы:

 

ГЛАВА 1. ТЕОРЕТИЧЕСКИЕ АСПЕКТЫ
ИЗУЧЕНИЯ ТВОРЧЕСКИХ СПОСОБНОСТЕЙ ДЕТЕЙ СТАРШЕГО ДОШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА 1.1. Развитие творческих способностей
у детей старшего дошкольного возраста

Перед
тем как изучить развитие творческих способностей у детей старшего дошкольного
возраста раскроем понятие «творческие способности».

Способности можно
трактовать в качестве индивидуально-психологических личностных особенностей,
способствующих успеху в деятельности и общении [24, с. 43]. Однако способности
не могут быть сведены к знаниям, умениям и навыкам, вместе с тем они
обеспечивают человеку их быстрое и эффективное усвоение, фиксацию и применение
[28].

Наибольший вклад в
изучение способностей внесен В.Н. Дружининым [22], Н.С. Лейтес [36], С.Л.
Рубинштейном [50], Б.М. Тепловым [55], и др.

Психофизиологическое
отечественное направление в трактовке проблемы способностей ориентировано на
исследовании взаимосвязи свойств нервной системы (задатков) и психических
способностей (Э.А. Голубев, В.М. Русалов [25]).  Деятельностное направление (А.Н. Леонтьев)
направлено на исследование способностей в различных видах деятельности, акцентируя
внимание на деятельностных детерминантах развития способностей [37].

В дальнейшем А.В.
Брушлинским [8] и К.А. Абульхановой-Славской [1] способности рассматривались на
основании развития способов деятельности. 
Исследование психолого-педагогической литературы дало возможность
определить понятие творчество как «один из видов человеческой деятельности,
направленной на разрешение противоречия (решение творческой задачи), для
которой необходимы объективные (социальные, материальные) и субъективные личностные
условия (знания,

Важно! Это только фрагмент работы для ознакомления
Скачайте архив со всеми файлами работы с помощью формы в начале страницы

Похожие работы