Часть дипломной работы на тему Развитие тестологической компетенции обучающихся в условия подготовки к стандартизированному тестированию (итальянский язык, среднее общее образование)
-
Оформление работы
-
Список литературы по ГОСТу
-
Соответствие методическим рекомендациям
-
И еще 16 требований ГОСТа,которые мы проверили
Введи почту и скачай архив со всеми файлами
Ссылку для скачивания пришлем
на указанный адрес электронной почты
Фрагмент текста работы:
Сущность, структура и психолого-педагогические основы тестологической компетенции
Неотъемлемой частью современного образования становится компетентностный подход.
Компетентностный подход стал активно применяться в европейской системе образования, а в образовательной системе России заложен в ФГОС, согласно которым, ученик должен в процессе обучения овладеть компетенциями, т.е. под ними имеется ввиду знания, умения и навыки. Таким образом, речь идет об усвоении в ходе образовательного процесса не только определенной суммы знаний, умений, навыков, а определенных компетентностей, то есть опыта их практического применения.
О.И. Дорофеева рассматривает компетентность как приобретенный в процессе обучения интегрированная способность личности состоит из знаний, умений, навыков, ценностей, аттитюдов, которые могут комплексно реализовываться на практике [1].
Соглашаемся с исследовательницей В.И. Кузнецовой, которая определяет «компетентность личности» как интегрированную способность личности, объединяющий знания по профессиональному саморазвитию, умение, навыки, опыт профессионального саморазвития, ценностные ориентации на профессиональное саморазвитие, позитивное отношение к саморазвитию [6].
Таким образом, применяя компетентностный подход, образовательный процесс приобретает направленности на формирование ключевых и предметных компетенций личности; формирование базовой компетентности, основой которой является готовность к саморазвитию; формирование практического опыта применения собственных знаний во время обучения и самостоятельной работы; самоуправление по принятию решений по применению знаний для решения практических задач.
Особое место в образовательных стандартах отводится место оценки качества знаний, умений и навыков, т.е. компетенций, именно во главу угла при их оценке поставлены тесты. Тестирование стало широко применяться в нашей стране с середины 1990-х годов, и прочно вошли в систему образования, как показатель качества образования.
Тестирование, со слов В.И. Звонникова, представляет собой процесс получения достоверной информации о состоянии и развитости исследуемого педагогического объекта и его девиаций от определенных стандартов [3].
Е.А. Михайлычев отмечает, что тестирование компетенций необходимо рассматривать как «инновационную методику или технологию выявления уровня соответствующих знаний и умений, личностных ограничений и препятствий (трудностей) с целью определения их причин» [9].
Как считает А. И. Дорофеева, тестологическую компетенцию следует понимать как единство теоретической и практической готовности к осуществлению диагностической деятельности с целью решения потребностей и задач, возникающих в повседневных ситуациях[1].
А. П. Ивутина, определяет тестологическую компетенцию как единство теоретических знаний и практических умений в сфере диагностики, способов отбора соответствующего инструментария и как способность самостоятельно находить варианты решений в процессе тестирования. Этот вид компетентности имеет, по ее мнению, такие качественные характеристики, как широту, глубину и релевантность[4].
Н.Н. Савченкова определяет тестологическую компетенцию как совокупность личностных качеств и состояний, которые сосредотачивают в себе диагностические знания и умения, которые позволяют легко и продуктивно ориентироваться в системе диагностических мероприятий[11].
Диагностические знания толкуются ученым как система усвоенных понятий из теоретической и практической сферы диагностики.
Диагностические умения трактуются исследователем как усвоенный способ выполнения действий, который обеспечивается совокупностью приобретенных знаний и навыков в сфере диагностической деятельности.
Таким образом, если рассматривать основные подходы к понятию тестологической компетенции, то их можно определить и как процесс, и как личностное качество.
Как процесс – тестологическая компетенция включает в себя знаний, умения и навыки, необходимые для осуществления диагностической деятельности.
Как личностностное качество, тестологическая компетенция содержит в себе личностные особенности тестируемого, благодаря которым уровень его знаний, умений и навыков, необходимых для осуществления диагностической деятельности является сугубо индивидуальными.
Однако, заметим, что в любом случае компетентность нельзя сводить только к определенному комплексу личностных качеств и состояний, поскольку ее состав намного шире.
К.С. Махмурян считает, что тестологическая компетенция представляет собой интегрированную способность, основой которой является знание о диагностике, сформированы диагностические умения, навыки, опыт, желание изучать, исследовать и прогнозировать ход и развитие учебно-воспитательного процесса как в целом, так и определенного предмета, в частности[8].
По мнению Е.П. Ивутиной проблема развития тестологической компетенции остается еще недостаточно исследованной и трактуется ученым как «диагностическая подготовленность, интеллектуальная, деятельная и субъектная способность, а также профессиональная, личностная и психологическая готовность к реализации диагностической функции путем творческого соблюдение педагогических принципов и использование в педагогической деятельности современных методов, методик, технологий и средств педагогического диагностирования» [4].
Модернизация образования в рамках исследуемой проблематики требует, как считает. Е.П. Ивутина, аналитико-синтетического использования определенного ряда научных законов и теорий, применение методик, методов и приемов, которые будут способны обеспечить возможность не только изучить исследуемое явление, но и определять перспективы его дальнейшего развития, совершенствования и лучшего функционирования. При таких условиях понятие «структура и типология тестологической компетенции» и выделение компонентов этой структуры становятся первостепенными в ряде актуальных проблем современности[4].
Решение этих непростых задач позволит проанализировать внутреннюю структуру и характеристики исследуемого явления, то есть рассмотреть ее комплексно, что даст возможность реализовать поставленную цель.
Под термином «структура тестологической компетенции» исследователь понимает «совокупность психических образований, важных качеств и характеристик, которые позволяют личности достигать целей в процессе диагностической деятельности».
По нашему мнению, такой подход не является системным и, соответственно, не в полной мере отражает сущность явления.
Тестологическая компетенция как система, состоящая из трех основных групп, была описана Е.А. Михайлычев [9].
К I группе исследователь относит знания о сущности и содержании тестовой деятельности (теоретические знания о выполнении тестов);
II группа включает теоретические знания по необходимым умениям и навыкам необходимых для выполнения тестов;
и III группа – это знание технологии выполнения тестов (практические умения выполнения тестов)
В.И. Кузнецова предлагает следующую структуру а тестологической компетенции:
На первом уровне, по мнению автора, можно выделить способности тестируемого к умениям воспроизвести информацию для выполнения теста.
На втором уровне располагается деятельность, то есть непосредственно выполнение самого теста.
Таким образом, по мнению автора, первый уровень (мотивационный) говорит о тех мотивах, которые способствуют созданию побуждений для выполнения теста, и чем выше мотивы, тем выше будет стремление личности достичь более высоких показателей и качества (уровня) распознавания, воспроизведения, умения «видеть» тестовые материалы[7].