Часть дипломной работы на тему Развитие словаря детей 3-4 лет в процессе ознакомления с окружающим миром
-
Оформление работы
-
Список литературы по ГОСТу
-
Соответствие методическим рекомендациям
-
И еще 16 требований ГОСТа,которые мы проверили
Скачать эту работу всего за 990 рублей
Ссылку для скачивания пришлем
на указанный адрес электронной почты
на обработку персональных данных
Содержание:
ВВЕДЕНИЕ 3
ГЛАВА 1. ТЕОРЕТИЧЕСКИЕ ОСНОВЫ РАЗВИТИЯ СЛОВАРЯ ДЕТЕЙ 3-4 ЛЕТ В ПРОЦЕССЕ ОЗНАКОМЛЕНИЯ С ОКРУЖАЮЩИМ МИРОМ 8
1.1. Понятие и сущность процесса обогащения развития словаря дошкольников 8
1.2 Особенности усвоения словаря детей 3-4 лет 16
1.3. Методика развития словаря детей в процессе ознакомления с окружающим миром 27
Выводы по 1 главе 33
ГЛАВА 2. ЭКСПЕРИМЕНТАЛЬНАЯ РАБОТА ПО РАЗВИТИЮ СЛОВАРЯ ДЕТЕЙ 3-4 ЛЕТ В ПРОЦЕССЕ ОЗНАКОМЛЕНИЯ С ОКРУЖАЮЩИМ МИРОМ 35
2.1 Определение и характеристика уровней развития словаря детей 3-4 лет 35
2.2 Апробация программы формирующего эксперимента по развитию словаря детей 3-4 лет в процессе ознакомления с окружающим миром 35
2.3 Анализ результатов исследования 35
Выводы по 2 главе 35
ЗАКЛЮЧЕНИЕ 36
СПИСОК ИСПОЛЬЗУЕМОЙ ЛИТЕРАТУРЫ 37
Введение:
Актуальность исследования. Одним из основных направлений воспитательно-образовательной работы с детьми дошкольного возраста является развитие речи. Речь выступает основным средством общения, познавательного и умственного развития, а также необходимым условием для организации воспитательно-образовательной работы с дошкольниками. В период дошкольного возраста речь активно развивается: накапливается словарь, формируются и развиваются фонетическая, лексическая, грамматическая стороны речи. Задачи речевого развития дошкольников включают в себя необходимость организации педагогического воздействия по формированию всех сторон речи: обогащение словаря, формирование грамматической правильности речи, развитие связной речи, подготовку к обучению грамоте и т.д. Одним из основных направлений работы по развитию речи выступает необходимость развития словаря дошкольников, поскольку богатый словарный запас составляет основу речевого и коммуникативного развития детей.
Необходимость развития словаря детей отображена в Федеральном Государственном образовательном стандарте дошкольного образования (ФГОС ДО), а задачи данной работы представлены во всех современных программах дошкольного образования. Согласно ФГОС ДО: «речевое развитие включает владение речью как средством общения и культуры; обогащение активного словаря; развитие связной, грамматически правильной речи; развитие речевого творчества…».
Содержание речевых разделов современных образовательных программ дошкольного образования отображает задачи по развитию словаря детей. Такие комплексные программы как «От рождения до школы», «Детство», «Истоки» содержат задачи работы по развитию словаря дошкольников на всех возрастных этапах. Среди задач речевых разделов программ выделена необходимость формирования лексико-грамматических категорий речи.
Данное направление содержит задачи по обогащению природоведческого, бытового, эмоционально-оценочного, обществоведческого словаря детей дошкольного возраста. Более широко задачи развития словаря детей отображены в парциальных программах по развитию речи, таких как программа «Развитие речи у детей дошкольного возраста» под редакцией О.С. Ушаковой. Таким образом, необходимость организации работы, направленной по развитию словаря детей дошкольного возраста, занимает одно из ведущих мест среди задач речевого развития.
Вопросы особенностей формирования словаря на различных возрастных этапах, методы и приемы организации работы по его обогащению широко отображены в методической и психолого-педагогической литературе:
— особенности развития словаря дошкольников рассмотрены в работах таких авторов, как Е.А. Алябьева, А.Г. Арушанова, А.М. Богуш, В.В. Гербова, Т.И. Гризик, Г. Я. Затулина, Т. А. Куликовская и другие;
— в работах М.М.Алексеевой, Г.Н. Бавыкиной, Л. Л. Лашковой, О.Э. Литвиновой, В.И.Логиновой, Н. Н. Моториной, И. Ю. Павловой, Н.А. Стародубовой, О.С.Ушаковой освещена методика организации работы по обогащению словаря детей дошкольного возраста;
— использование различных средств в работе по обогащению лексического запаса детей отображено в исследованиях Т.Л. Атласовой, А.К. Бондаренко, Т.И. Гризик, Л.Н. Засориной, Е. А. Иванченко, Т.А. Куликовской, Н. В. Нищевой, И.Н. Павленко, О. Ю. Филимоновой, О.Н. Яворской.
В методической литературе широко раскрываются цели и задачи развития словаря детей, методические приемы организации занятий с детьми, использование дидактических и словесных игр с целью развития словаря.
Отдельное внимание авторов уделено особенностям усвоения словаря на разных возрастных этапах. Что касается младшего дошкольного возраста, активный словарь ребенка в этот период обогащается преимущественно за счет названий предметов, с которыми дети взаимодействуют в быту (посуда, мебель, одежда, обувь, игрушки и т.п.).
В этой связи педагогическая работа по развитию словаря детей 3-4 лет должна проводиться в процессе ознакомления с особенностями предметов, на основе углубления знаний о них. Особенное значение в этом процессе ознакомления с окружающим миром, которая позволяет не только расширить представления о предметном мире, но и способствует развитию словаря.
Развитие словаря детей 3-4 лет в процессе ознакомления с окружающим миром основывается на непосредственном восприятии ее образа, что оказывает влияние на сенсорное воспитание детей, развитие наблюдательности, обогащение словаря. Использование в работе над развитием словаря в процессе ознакомления с окружающим миром позволяет обеспечить творческий характер обучения, вызывает положительные эмоции детей, мотивируя тем самым к речевой деятельности
Таким образом, в процессе ознакомления с окружающим миром является эффективным средством развития словаря детей 3-4 лет. Вопрос ознакомления с окружающим миров в работе по развитию речи рассматривался такими авторами, как А. М. Бородич, Н.Ф. Губанова, Е. А.Иванченко, Е. И. Тихеева, О.С.Ушакова, Е. А. Флерина. Авторы указывали на возможность и необходимость ознакомления с окружающим миром на занятии по развитию речи с целью формирования связной описательной речи, развития словаря, формирования грамматического строя речи.
Имеющиеся методические материалы по ознакомлению с окружающим миром с целью развития словаря детей 3-4 лет требуют углубления и уточнения. На сегодняшний день недостаточно материалов, посвященных вопросам ознакомления с окружающим миром как средства развития словаря, в которых отображалась бы систематичность и последовательность организации работы, направленной на решение задач современных образовательных программ и требований ФГОС ДО. Отсюда возникает противоречие, связанное с эффективностью ознакомления с окружающим миром с целью развития словаря детей 3-4 лет и отсутствием методических материалов, посвященных организации данной работы.
Данное противоречие определило актуальность темы исследования: «Развитие словаря детей 3-4 лет в процессе ознакомления с окружающим миром».
Цель работы: теоретически обосновать и экспериментально подтвердить эффективность ознакомления с окружающим миром как средства развития словаря детей 3-4 лет.
Объект исследования: процесс развития словаря детей 3-4 лет.
Предмет исследования: ознакомления с окружающим миром как средство развития словаря детей 3-4 лет.
Гипотеза исследования: процесс развития словаря детей 3-4 лет будет эффективным, если в качестве средства использовать ознакомления с окружающим миром.
Задачи исследования:
1. Определить понятие и сущность проблемы развития словаря детей 3-4 лет.
2. Рассмотреть особенности усвоения словаря детей 3-4 лет
3. Раскрыть методику развития словаря детей в процессе ознакомления с окружающим миром.
4. Выявить уровни развития словаря детей 3-4 лет и дать им характеристику.
5. Разработать и апробировать комплекс занятий по развитию словаря детей 3-4 лет в процессе ознакомления с окружающим миром.
Методы исследования:
— теоретические: анализ лингвистической, психолого-педагогической, методической литературы в аспекте изучаемой проблемы;
— эмпирические: педагогический эксперимент (констатирующий, формирующий, контрольный);
— статистические: количественный и качественный анализ полученных экспериментальных данных.
Экспериментальная база исследования: дошкольное образовательное учреждение. В исследовании приняли участие дети 3-4 лет в количестве 40 человек (2 группы по 20 детей в каждой).
Теоретическая значимость исследования заключается в том, что:
— прослежено влияние окружающего мира на процесс развития словаря детей 3-4 лет;
— уточнены и систематизированы критерии и показатели для изучения уровней развития словаря детей 3-4 лет.
Практическая значимость исследования состоит в том, что: разработаны конспекты занятий по ознакомлению с окружающим миром, которые могут быть использованы педагогами в дошкольных учреждениях с целью развития словаря детей;
Структура работы: работа состоит из введения, двух глав, включающих шесть параграфов, выводов по главам, заключения, список используемой литературы, приложения.
Заключение:
Целью выпускной работы являлось теоретически обосновать и экспериментально подтвердить эффективность рассматривания образной игрушки как средства развития словаря детей 3-4 лет. Для достижения цели в работе проведен анализ теоретических основ процесса развития словаря посредством ознакомления с окружающим миром.
Рассмотрев теоретические подходы к проблеме развития словаря детей 3-4 лет, раскрытых в работах таких авторов, как М.М.Алексеева, Е.А. Алябьева, А.Г. Арушанова, А. К. Бондаренко, В.В. Гербова, Т.И. Гризик, Г. Я. Затулина, Т. А. Куликовская, Л. Л. Лашкова, О.Э. Литвинова, О.С.Ушакова, О. Ю. Филимонова мы определили, что словарный запас — лексический состав речи, используемый человеком с целью коммуникативного взаимодействия в обществе.
В состав словарного запаса включен активный и пассивный словарь. Пассивный словарь — слова, которые связываются человеком с определенными знаниями и представлениями, однако не употребляются в самостоятельной речи.
Активный словарь — слова, которые не только понятны для человека, но и активно используются им в повседневной речи. Обогащение словаря детей дошкольного возраста это длительный, целенаправленный процесс по освоению детьми словарного запаса родного языка, который реализуется в двух направлениях: количественное накопление словаря; овладение значением слов.
Работа ведется в нескольких направлениях: обогащение бытового словаря, обогащение обществоведческого словаря, обогащение природоведческого словаря, обогащение словаря в области эмоционально-оценочной лексики.
В младшем дошкольном возрасте развитие словаря детей происходит наиболее интенсивно за счет преемственности слов из речи взрослых, а также за счет активно развивающегося процесса словообразования и словотворчества.
Развитие словаря осуществляется за счет накопления лексики, обозначающей предметы ближайшего окружения, действий с ними, выделения отличительных признаков. К возрасту четырех лет словарь насчитывает около 2000 слов. Осваивая новые слова, ребенок не механически запоминает их, а осмысливает звуковую сторону слова, пытаясь определить связь между предметом и словом, которое его обозначает, осознать название предметов через действия с ними.
В связи с этим характерным для данного возраста является создание и употребление детьми слов, не свойственных родному языку. Задачами работы по развитию словаря детей 3-4 лет является расширение активного словаря за счет количественного увеличения в речи существительных, глаголов, прилагательных. А также расширение понимания значения слов, употребления обобщающих слов, противоположных по значению слов.
Фрагмент текста работы:
ГЛАВА 1. ТЕОРЕТИЧЕСКИЕ ОСНОВЫ РАЗВИТИЯ СЛОВАРЯ ДЕТЕЙ 3-4 ЛЕТ В ПРОЦЕССЕ ОЗНАКОМЛЕНИЯ С ОКРУЖАЮЩИМ МИРОМ
1.1. Понятие и сущность процесса обогащения развития словаря дошкольников
Всестороннее развитие ребенка, его психологическое, познавательное, социальное развитие всецело зависят от уровня развития речи, в том числе от хорошо развитого, полноценного словаря. В связи с этим, одним из основных направлений работы с детьми дошкольного возраста является обогащение словаря. Овладевая словарным запасом родного языка, ребенок дошкольного возраста становится активным участником общественной жизни, лучше адаптируется в обществе, полноценнее овладевает необходимыми знаниями, умениями и навыками. Словарный запас ребенка дошкольного возраста должен быть такого уровня, чтобы он позволял обеспечить эффективное общение дошкольника со взрослыми и сверстниками, полноценное обучение, свободное восприятие произведений художественной литературы.
Речь – это процесс общения людей посредством языка. Для того чтобы уметь говорить и понимать чужую речь, необходимо знать язык и уметь им пользоваться (А.Г. Маклаков) [40].
В психологии принято разделять понятия «язык» и «речь». Язык – это система условных символов, с помощью которых передаются сочетания звуков, имеющихся для людей определенное значение и смысл. Язык вырабатывается обществом и представляет собой форму отражения в общественном сознании людей их общественного бытия.
Язык, формируясь в процессе общения людей, вместе с тем является продуктом общественно-исторического развития. Причем одним из феноменов языка является то, что каждый человек застает уже готовый язык, на котором говорят окружающие, и в процессе своего развития его усваивает. Однако, став носителей языка, человек становится потенциальным источником развития и модернизации языка, которым владеет.
Язык – это достаточно сложное образование. Всякий язык имеет, прежде всего, определенную систему значащих слов, названную лексическим составом языка. Кроме того, язык имеет определенную систему различных форм слов и словосочетаний, что составляет грамматику языка, а также имеет определенный звуковой или фонетический состав, свойственный только конкретному языку.
Как пишет О. С. Ушакова [56], особенную значимость имеет обогащение словаря детей младшего дошкольного возраста, поскольку именно в данный возрастной период наиболее интенсивно начинают формироваться основы психического и личностного развития ребенка.
На протяжении первых лет жизни словарь ребенка активно расширяется, быстрыми темпами происходит усвоение различных сторон родного языка. От того, насколько успешно усвоен ребенком младшего дошкольного возраста активный словарный запас, зависит дальнейшее речевое и познавательное развитие.
Прежде чем приступить к рассмотрению особенностей организации работы по обогащению словаря детей младшего дошкольного возраста, обратимся к определению понятий «словарь» и «обогащение словаря».
Данные понятия всесторонне рассматривались многими авторами, в их числе работы Е.А.Иванченко [27], В.И.Логиновой [36], Н. Н. Моториной [40], И. Ю. Павловой [45], Н. А. Стародубовой [52], О.Ю. Филимоновой [58] и др..
Согласно определению, данного О.Ю. Филимоновой [58], словарь – это лексический состав речи, который используется человеком для организации речевого общения.
Выделяют два вида словаря: — пассивный словарь: в него входят слова, которые понимаются человеком, связываются им с определенными знаниями и представлениями, однако не употребляются в самостоятельной речи; — активный словарь: в состав которого входят слова, которые не только понятны, но и активно используются в повседневной речи.