Физическая культура Часть дипломной работы Педагогика/Психология

Часть дипломной работы на тему Развитие скоростно- силовых способностей у учащихся 13-14 лет средствами легкой атлетики на уроках физической культуры

  • Оформление работы
  • Список литературы по ГОСТу
  • Соответствие методическим рекомендациям
  • И еще 16 требований ГОСТа,
    которые мы проверили
Нажимая на кнопку, я даю согласие
на обработку персональных данных
Фрагмент работы для ознакомления
 

Содержание:

 

ВВЕДЕНИЕ 3
ГЛАВА 1. ТЕОРЕТИЧЕСКОЕ ИЗУЧЕНИЕ ПРОБЛЕМЫ СОДЕРЖАНИЯ РАЗВИТИЯ СКОРОСТНО-СИЛОВЫХ СПОСОБНОСТЕЙ НА УРОКАХ ФИЗИЧЕСКОЙ КУЛЬТУРЫ СРЕДСТВАМИ ЛЕГКОЙ АТЛЕТИКИ 8
1.1. Понятие о скоростно-силовых способностях 8
1.2. Возрастные особенности изменения скоростно-силовых способностей 12
1.3 Средства и методы развития скоростно-силовых способностей 20
1.4 Содержание программы по лёгкой атлетике для учащихся 29
13-14 лет 29
ГЛАВА 2. МЕТОДЫ И ОРГАНИЗАЦИЯ ИССЛЕДОВАНИЯ 35
2.1. Методы исследования 35
2.2. Организация исследования 41
Выводы по главе 2 43
ГЛАВА 3. ЭКСПЕРИМЕНТАЛЬНОЕ ОБОСНОВАНИЕ МЕТОДИКИ РАЗВИТИЯ СКОРОСТНО-СИЛОВЫХ СПОСОБНОСТЕЙ У УЧАЩИХСЯ 13-14 ЛЕТ КЛАССОВ НА ЗАНЯТИЯХ ПО ЛЕГКОЙ АТЛЕТИКЕ 45
3.1. Содержание занятий по лёгкой атлетике для учащихся 13-14 лет с направленным развитием скоростно-силовых способностей 45
3.2 Оценка влияния занятий на уровень развития скоростно-силовых способностей учащихся 13-14 лет 54
Выводы по главе 3 66
СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ 70
ПРИЛОЖЕНИЕ 76

 

  

Введение:

 

Актуальность. Легкоатлетические упражнения составляют основу государственных тестов и нормативов для оценки физической подготовки населения России, начиная с дошкольников и заканчивая лицами зрелого возраста. Данный вид спорта дает возможность человеку проявить самые разные качества: быстроту, выносливость, силу, гибкость, ловкость. Тренировочный процесс в любом виде спорта состоит из различных видов подготовки, доля каждой из которых зависит от специфики спортивной деятельности, этапа подготовки, тренерского подхода.
Достижение высоких спортивных результатов в легкой атлетике тесно зависит от построения тренировочного процесса у спортсменов, который включает в себя методически правильно разработанные тренировочные макро-, мезо-, микроциклы подготовки, а также сбалансированное распределение тренировочных средств на протяжении одного учебно-тренировочного занятия, целостных учебно-тренировочных сборов, оптимальное построение схемы рационального питания спортсменов, организации восстановительных мероприятий, а также системы контроля различных сторон физической, тактической и психологической подготовленности спортсменов .
Для достижения высоких спортивных результатов в легкой атлетике спортсмен должен обладать не только эффективной техникой бега и высокими показателями скоростной выносливости, а и правильной тактикой бега на протяжении всей дистанции .
Исследования специалистов убедительно доказывают, что сегодня для эффективной тактической борьбы в процессе бега на различные дистанции спортсмену необходимо уже не просто обладать только хорошей технической подготовкой, но, прежде всего, высоким уровнем специфических скоростно-силовых способностей, обеспечивающих его устойчивость на дистанции в процессе физического контакта с соперником.
Результаты анализа публикаций показали, что в спортивной науке исследованы вопросы технической подготовки легкоатлетов, специализирующихся на различных дистанциях, а также теоретически обоснована биомеханическая структура бега . Однако исследований, посвященных решению проблемы развития скоростно-силовых качеств у средних школьников требует дальнейшей разработки.
Занятия легкой атлетикой имеют оздоровительное значение: положительно влияют на развитие всех органов и систем детского организма (например, прыжки и метания укрепляют мышцы опорно-двигательного аппарата). Таким образом, с помощью легкоатлетических упражнений, при условииих регулярности, полностью решаются задачи гармоничного физического развития школьников всех возрастных групп.
Методика проведения занятий по легкой атлетике рассматривается в работах В.Г.Алабина, В.Б. Зеличенок, В.Г. Никитушкина, В.П. Губа, В.Б.Попова, Ф.П.Суслова, Г.И. Германова.
По мнению многих специалистов, значительное место в процессе физического воспитания подрастающего поколения должно быть отведено воспитанию скоростно-силовых качеств, т.к. высокий уровень развития этих качеств во многом зависит успешной трудовой деятельности человека и достижению высоких спортивных результатов. Именно во время занятий легкой атлетикой приобретаются навыки координации движений, быстрого и экономического передвижения и рационального выполнения сложных физических упражнений.
Высокий уровень развития скоростно-силовых качеств положительно сказывается на физической и технической подготовленности занимающихся, на их способности к концентрации усилий в пространстве и во времени. Скоростно-силовые нагрузки более разносторонне и эффективно, чем просто скоростные или силовые нагрузки, адаптируют организм к выполнению работы, создавая предпосылки для роста не только силы, но и быстроты .
Актуальность занятий легкой атлетикой со школьниками обусловлена общественной потребностью развития здорового поколения.
На основании вышеизложенного была определена тема исследования: «Методика развития скоростно-силовых способностей у учащихся 13-14 лет на занятиях по лёгкой атлетике».
Цель исследования: совершенствование методики развития скоростно-силовых качеств на занятиях по легкой атлетике с учащимися среднего школьного возраста.
Объект исследования: процесс физического воспитания учащихся среднего школьного возраста.
Предмет исследования: средства и методы развития скоростно-силовых способностей у учащихся 13-14 лет на уроках легкой атлетики.
Гипотеза. В основу исследования положена следующая гипотеза –предполагаем, что разработанная методика занятий будет способствовать развитию скоростно-силовых способностей у школьников 13-14 лет.
Задачи исследования.
1. Изучить научно-методическую литературу по физиологическим основам развития скоростно-силовых способностей у учащихся 13-14 лет, психофизиологические особенности реакции организма на развитие этого физического качества у подростков.
2. Разработать программу занятий по легкой атлетике с направленным развитием скоростно-силовых способностей для учащихся 13-14 лет.
3. Оценить влияния занятий на развитие скоростно-силовых способностей учащихся 13-14 лет.
Методы исследования: анализ литературных источников по проблеме исследования, педагогический эксперимент, тестирование, педагогическое оценивание, методы математической статистики.
База исследования: Исследование проводилось на базе МБОУ СОШ № 9 г. Сургута. В исследовании приняли участие учащиеся 13-14 лет (24 мальчика и 26 девочек).
Теоретическая значимость исследования. В ходе исследования дано понятие о скоростно-силовых способностях, рассмотрены средства и методы развития скоростно-силовых способностей, содержание программы по лёгкой атлетике для учащихся 13-14 лет.
Разработано содержание занятий по легкой атлетике для учащихся 13-14 лет с направленным развитием скоростно-силовых способностей. Экспериментально доказано положительное влияние занятий на развитие скоростно-силовых способностей учащихся.
Практическая значимость исследования. Результаты исследования могут применяться в практической деятельности учителей физической культуры, а также студентами при прохождении педагогической практики.
Структура и объем ВКР. Выпускная квалификационная работа состоит из введения, трех глав, выводов и списка литературы, приложения. Работа изложена на 73 страницах. Работа содержит 6 таблиц, 6 рисунков. Список литературы включает в себя 42 источника литературы по проблеме исследования.

Не хочешь рисковать и сдавать то, что уже сдавалось?!
Закажи оригинальную работу - это недорого!

Заключение:

 

1. Физическое воспитание является основным средством совершенствования физической подготовленности и уровня физического состояния человека. Анализ и обобщение современных литературных источников, включающий книги, периодические издания, материалы конференций, показал, что для успешного решения задач физического воспитания и спорта и развития скоростно-силовых способностей у школьников, занимающихся легкой атлетикой, нужно использовать все методы физического воспитания в комплексе и нецелесообразно ограничиваться каким-либо одним из методов. Рациональное сочетание таких методов в сочетании с методическими принципами позволит успешно достигать целей физического воспитания.
Проблема развития скоростно-силовых способностей у легкоатлетов является актуальной задачей, так как их нормальная степень развития является необходимым условием в процессе занятий легкой атлетикой. В легкой атлетике разработано и предложено большое количество средств и методов подготовки спортсменов, в том числе и скоростно-силовых способностей.
2. Результаты констатирующего эксперимента показали, что как у мальчиков, так и девочек обеих групп отмечалась недостаточное развитие скоростно-силовых способностей, что требовало включения в программу физического воспитания целенаправленных средств и методов для оптимизации их физической подготовленности.
3. В программу занятий по легкой атлетике были включены упражнения, направленные на обучение технике бега на короткие дистанции, прыжков в длину и в высоту, метания малого мяча; подвижные игры, направленные на развитие скоростно-силовых способностей; специальные упражнения, направленные на развитие скоростно-силовых способностей. Основной целью занятий по легкой атлетике было формирование всесторонне развитой и физически здоровой личности, развитие скоростно-силовых возможностей обучающихся, возможность вести здоровый образ жизни, приобретение ими умений и знаний в области физической культуры и спорта.
Повторные показатели бега 60 м были достоверно лучше у мальчиков экспериментальной группы по сравнению с контрольной на 0,39 с (р<0,05), прыжка в длину с места – на 7,25 см (р<0,05), броска набивного мяча из положения сидя – на 0,5 см (р<0,05), сгибания и разгибания рук в упоре лежа – на 5,8 раз (р<0,05), поднимания туловища из положения лежа на спине – на 5 раз (р<0,05), прыжка в высоту – на 4,9 см (р<0,05), что свидетельствует о положительном влиянии средств и методов легкой атлетики в физическом воспитании детей среднего школьного возраста на развитие скоростно-силовых способностей.
Повторные показатели бега 60 м были достоверно лучше у девочек экспериментальной группы по сравнению с контрольной на 0,59 с (р<0,05), прыжка в длину с места – на 8,25 см (р<0,05), броска набивного мяча из положения сидя – на 0,5 см (р<0,05), сгибания и разгибания рук в упоре лежа – на 2,6 раз (р<0,05), поднимания туловища из положения лежа на спине – на 6 раз (р<0,05), прыжка в высоту – на 2,9 см (р<0,05), что свидетельствует о положительном влиянии средств и методов легкой атлетики в физическом воспитании девочек среднего школьного возраста на развитие скоростно-силовых способностей.

 

Фрагмент текста работы:

 

ГЛАВА 1. ТЕОРЕТИЧЕСКОЕ ИЗУЧЕНИЕ ПРОБЛЕМЫ СОДЕРЖАНИЯ РАЗВИТИЯ СКОРОСТНО-СИЛОВЫХ СПОСОБНОСТЕЙ НА УРОКАХ ФИЗИЧЕСКОЙ КУЛЬТУРЫ СРЕДСТВАМИ ЛЕГКОЙ АТЛЕТИКИ

1.1. Понятие о скоростно-силовых способностях

Общая физическая подготовка представляет собой подготовку, направленную на повышение уровня физического развития, увеличение функциональных резервов, двигательной подготовленности, которые являются важными предпосылками успеха в различных видах деятельности.
Различают такие физические качества как сила, гибкость, ловкость, выносливость, быстрота .
Для успешного решения задач физического воспитания и спорта и совершенствования физических качеств нужно использовать все методы физического воспитания в комплексе и нецелесообразно ограничиваться каким-либо одним из методов. Рациональное сочетание специальных методов в сочетании с методическими принципами позволит успешно достигать целей физического воспитания .
Сила представляет собой способность человека преодолевать внешнее сопротивление или возможность противостоять ему благодаря мышечным напряжениям. Сила подразделяется на абсолютную и относительную. Под абсолютной силой понимают суммарную силу всех мышечных групп, которые участвуют в реализации конкретного движения. Под относительной силой подразумевают проявление абсолютной силы, если ее пересчитать на 1кг веса человека.
Взрывную силу характеризуют два компонента: стартовая сила и ускоряющая сила. Стартовая сила характеризуется способностью мышц к быстрому проявлению рабочего усилия на начальной стадии их напряжения. Под ускоряющей силой понимается способность мышц человека к наиболее быстрому наращиванию рабочих усилий в начальный момент их сокращения.
Быстрота представляет собой комплекс свойств, которые непосредственно определяют типичные скоростные характеристики движения, а также время двигательной реакции. Она обуславливается характерной деятельностью коры головного мозга, а также подвижностью нервных процессов, которые вызывают сокращение, напряжение и расслабление мышц. Быстроту характеризует время одиночного движения, а также время двигательной реакции и частота одинаковых движений в единицу времени .
Скоростно-силовые качества имеют важное значение в подготовке легкоатлетов. Эффективность тренировочных воздействий зависит от структуры и характера тренировочной нагрузки, а строгий контроль и учет общих объемов нагрузки является обязательным для таких спортсменов. Различают следующие виды силовых способностей: собственно-силовые, и их взаимосвязь с другими двигательными способностями (скоростно-силовые и силовая выносливость и силовая ловкость) .
Они проявляются в определенных двигательных действиях, в которых наряду со значительной силой мышц требуется и значительная быстрота движений (прыжки в длину и высоту с места и разбега, метания снарядов и т.п.). Кроме того, чем больше внешнее отягощение, которое необходимо преодолевать школьником, тем значительную роль играет силовой компонент, а если вес отягощения уменьшается, то возрастает влияние скоростного компонента.
К скоростно-силовым способностям относят:
— быструю силу, которая характеризуется непредельным напряжением мышц, проявляемых в упражнениях, которые выполняются со значительной скоростью, не достигающей предельной величины;
— взрывную силу — способность по ходу выполнения двигательного действия достигать максимальных показателей силы в возможно короткое время (например, при старте в спринтерском беге, в прыжках, метаниях и т.д.).
В зависимости от двигательной задачи и характера работы опорно-двигательного аппарата сила, проявляемая мышцами, приобретает специфические особенности, которые становятся более выраженными с ростом физической подготовленности человека.
Основными специфическими для разных двигательных действий видами проявления силы являются:
1) собственно силовые качества (к ним относятся понятия «абсолютная» и «относительная» сила);
2) скоростно-силовые качества (к ним относятся понятия «скоростная» и «взрывная» сила);
3) силовая выносливость.
Абсолютная сила человека – это его способность преодолевать наибольшее сопротивление или противодействовать ему произвольным мышечным напряжением. Для сравнения силы людей, которые имеют разную массу тела, применяют показатель относительной силы .

Важно! Это только фрагмент работы для ознакомления
Скачайте архив со всеми файлами работы с помощью формы в начале страницы

Похожие работы