Часть дипломной работы Педагогика/Психология Педагогика

Часть дипломной работы на тему Развитие самообразовательной компетентности студентов вуза средствами рефлексивного дневника

  • Оформление работы
  • Список литературы по ГОСТу
  • Соответствие методическим рекомендациям
  • И еще 16 требований ГОСТа,
    которые мы проверили
Нажимая на кнопку, я даю согласие
на обработку персональных данных
Фрагмент работы для ознакомления
 

Содержание:

 

ГЛАВА 1 ТЕОРЕТИЧЕСКИЕ ОСНОВЫ РАЗВИТИЯ САМООБРАЗОВАТЕЛЬНОЙ КОМПЕТЕНТНОСТИ СТУДЕНТОВ ВУЗА СРЕДСТВАМИ РЕФЛЕКСИВНОГО ДНЕВНИКА 2
1.1 Сущностные характеристики и структурные компоненты самообразовательной компетентности студентов вуза 2
1.2 Организационно-педагогические условия развития самообразовательной компетентности студентов вуза 14
1.3 Рефлексивный дневник как способ развития самообразовательной компетентности студентов вуза 20
СПИСОК ИСТОЧНИКОВ 30

Не хочешь рисковать и сдавать то, что уже сдавалось?!
Закажи оригинальную работу - это недорого!

Фрагмент текста работы:

 

ГЛАВА 1 ТЕОРЕТИЧЕСКИЕ ОСНОВЫ РАЗВИТИЯ САМООБРАЗОВАТЕЛЬНОЙ КОМПЕТЕНТНОСТИ СТУДЕНТОВ ВУЗА СРЕДСТВАМИ РЕФЛЕКСИВНОГО ДНЕВНИКА
1.1 Сущностные характеристики и структурные компоненты самообразовательной компетентности студентов вуза
В последние годы в российском образовании произошла резкая переориентация оценки результатов образования с понятий «готовность», «образование», «общая культура», «образование» на понятия «компетенция», «компетентность» учащихся. Таким образом, обучение подтвердило компетентностный подход .
Нет четкого и окончательного определения понятия компетентности в психолого-педагогической литературе. Толковый словарь придает смысл толкованию понятий «компетенции» и «компетентность». Понятие «компетенция» обычно используется в значении конкретного «предметного условия использования», тогда как «компетентность» обычно используется для демонстрации его осведомленности, достоверности, компетентности. Поэтому в педагогическом смысле этот термин более целесообразно использовать «компетентность» .
Внедрение компетентностного подхода в качестве одной из ведущих методологических основ подготовки специалистов определило формулировку и реализацию целей процесса университетского образования при разработке и развитии ключевых компетенций, что отражено, прежде всего, в разработанных государственных стандартах образования третьего поколения.
Компетентностный подход, являющийся основой новых стандартов в высшем профессиональном образовании, означает развитие у студентов навыков самообучения, то есть их собственных навыков обучения. В стандартах третьего поколения требования к управлению программами базовой профессиональной подготовки являются продолжением общекультурных (универсальных, супердисциплинарных, базовых, ключевых, общих) и профессиональных (предметно-специфическими, предметно-специализированными) навыков. Важной особенностью общекультурной компетенции является самосознание, поэтому необходимо развивать самостоятельное обучение среди всех студентов, независимо от их специальности и будущей профессии .
Во многих исследованиях авторы также предлагают различные классификации компетентности. Например, Д.С. Ермаков и А.Н. Дахин рассматривают данное понятие в области общего образования, И.А. Зимняя , Е.Ф. Зеер и Э.Е. Сыманюк – в профессиональном образовании .
Классификация И.А. Зимней описывает специалиста, который охватывает все сферы его жизни. Он выходит из трех ключевых групп навыков:
— компетентности, относящиеся к знанию себя, личности, жизни и профессиональной деятельности;
— компетентности, относящиеся к навыкам взаимодействия с персоналом, умение работать в команде;
— компетентности, относящиеся к человеческой деятельности во всех видах и формах, включая профессиональные задачи.
Анализ психолого-педагогической литературы показал, что компетентность в сфере самостоятельной познавательной деятельности является одной из ключевых, поскольку она позволяет индивиду гибко совершенствовать свою профессиональную квалификацию в соответствии с изменяющимися жизненных ситуаций. Основанием для разработки технологии формирования компетентности самообразования может быть выяснение сущности исследуемого понятия .
В настоящее время существует ряд определений этого типа компетенции. Г.Н.Подчалимова, опираясь на исследования С.Г.Воровщикова, А.К.Громцевой, А.К.Марковой, П.И.Пидкасистого, И.А.Зимней, В.А.Сластенина, А.В.Хуторского, самообразовательную компетентность определяет, как «интегративное качество личности, характеризующее ее способность систематически самостоятельно организовывать познавательную деятельность, направленную на продолжение собственного образования в общекультурных и профессиональных аспектах. Эта компетенция, которая формируется самим субъектом, организована и контролируется им, компетенция, которую человек развивает как автор своих усилий». В структуре самообразовательной компетенции выделяются такие компоненты, как мотивационно-ценностный, когнитивный, операционно-деятельностный, рефлексивный .
Компетентностный подход, широко внедренный в российском образовании, обусловлен европейской и глобальной тенденцией интеграции, глобализацией мировой экономики. В контексте компетентностного подхода возможно обеспечить наиболее эффективное развитие самообразования студентов и развитие компетенций. Такой подход позволяет: совместить цели образования и профессиональной деятельности; перейти от воспроизведения знаний к их применению и организации профессиональной деятельности; ориентировать студента на бесконечное разнообразие профессиональных и жизненных ситуаций .
В настоящее время понятия «компетенция» и «компетентность» широко используются в педагогической литературе, но их отличительные черты четко не обозначены, что иногда приводит к тому, что они рассматриваются как синонимы. Однако эти понятия дополняют друг друга и существуют независимо, что важно учитывать при организации обучения на основе компетенций.
Шалашова М.М. под компетентностью понимает неотъемлемое качество личности, характеризующее готовность решать проблемы, возникающие в процессе жизнедеятельности и профессиональной деятельности, используя знания, опыт, индивидуальные способности .
В современном обществе социальная и профессиональная деятельность требует от личности обладать следующими качествами: активность, мобильность, способность самостоятельно планировать свою деятельность по собственной инициативе, способность объективно определять качественный уровень своей деятельности, способность организовывать жизнь. траектории и собственные ресурсы для достижения социальных и профессиональных целей. Все эти качества отражаются в неотъемлемой качественной характеристике личности — компетентности, которая в настоящее время определяется как результат обучения. Личность представлена как набор компетенций, выступающих в качестве меры способности человека участвовать в различных видах деятельности .

Важно! Это только фрагмент работы для ознакомления
Скачайте архив со всеми файлами работы с помощью формы в начале страницы

Похожие работы