Часть дипломной работы на тему Развитие произвольного внимания у первоклассников средствами дидактической игры
-
Оформление работы
-
Список литературы по ГОСТу
-
Соответствие методическим рекомендациям
-
И еще 16 требований ГОСТа,которые мы проверили
Введи почту и скачай архив со всеми файлами
Ссылку для скачивания пришлем
на указанный адрес электронной почты
Содержание:
2. Практические аспекты развития
произвольного внимания у первоклассников средствами дидактической игры. 3
2.1. Констатирующий этап опытно-экспериментальной работы по
развитию произвольного внимания у первоклассников средствами дидактической игры 3
2.2. Формирующий этап опытно-экспериментальной работы по
развитию произвольного внимания у первоклассников средствами дидактической игры 10
2.3. Контрольный этап опытно-экспериментальной работы по
развитию произвольного внимания у первоклассников средствами дидактической игры. 20
Выводы по второй главе. 26
Заключение. 28
Список использованных источников. 31
Приложение. 33
Введение:
Заключение:
Анализ литературы по
проблеме исследования позволил определить, что внимание – очень важный
психический процесс, который является условием успешного осуществления любой
деятельности детей как внешней, так и внутренней, а его продуктом – ее
качественное выполнение. Существует множество подходов, определяющих специфику
внимания, при этом отсутствует единый взгляд на его рассмотрение. В научной
литературе выделяются следующие виды внимания:
— Произвольное.
— Непроизвольное.
— Послепроизвольное
внимание.
Основными свойствами
внимания выступают: устойчивость; концентрация; распределение; переключение;
объем.
Особенности внимания
младших школьников заключаются в том, что внимание и его специфика зависит от
интересов детей, при этом нами были определены также следующие особенности:
— отмечается колебание
внимания;
— на уровень внимания
непосредственно влияют особенности нервной системы и темперамента;
— внимание развивается
под влиянием субъективных и объективных факторов;
— в период младшего
школьного возраста формируются следующие характеристики внимания: объем,
переключение и избирательность.
В результате
исследлования было определено, что внимание непосредственно отражается на
показателях учебной деятельности детей. Произвольное внимание для детей
младшего школьного возраста играет весьма важное значение, поскольку именно
данный вид внимания позволяет ребенку анализировать информацию, делать выводы,
поэтому стоит выделить непосредственную связь произвольности внимания и уровня
учебной деятельности детей указанного возраста.
В процессе развития
произвольного внимания у детей младшего школьного возраста акцентируется
внимание на применении дидактических игр. Данный вид игр отличается
содержательностью, высоким показателем включения детей в игровой процесс, что
положительно отражается на развитии произвольного внимания, так как дети
увлекаются игровым процессом, что позволяет им проявлять самостоятельно,
инициативность в процессе игры.
В практической части
исследования представлена опытно-экспериментальная работа по развитию
произвольного внимания у детей младшего школьного возраста средствами
дидактической игры. В исследовании принимали участие дети младшего школьного
возраста – учащиеся 1 класса (7-8 лет).
На констатирующем этапе
было выявлено, что для большинства детей
свойственен в основном средний показатель сформированности произвольного
внимания. Кроме того, дети имеют средний уровень объема произвольного внимания.
На формирующем этапе были
разработаны и реализованы дидактические игры по развитию произвольного внимания
у детей младшего школьного возраста. В процессе разработки игр мы
ориентировались на уровень сформированности произвольного внимания у детей, при
этом использовали наглядный материал и средства ИКТ для формирования мотивации
у детей относительно проводимой с ними работы.
Контрольный срез позволил выделить
положительную динамику в рамках развития произвольного внимания у детей, что
свидетельствует об эффективности проведенной работы.
Дети младшего школьного
возраста стали меньше совершать ошибок при выполнении заданий. Также младшие
школьники научились укладываться в отведенное время для выполнения того или
иного задания, что также говорит об эффективности работы.
Таким образом, можно
констатировать, что выдвинутая гипотеза о роли дидактических игр в развитии
произвольного внимания первоклассников подтвердилась. Развитие произвольного
внимания у детей младшего школьного возраста средствами дидактической игры
будет эффективнее, если: в процессе обучения будут использоваться дидактические
игры, которые смогут повысить концентрацию, объем, переключение внимания мл
школьника; обеспечивается целенаправленный отбор (разработку) дидактических
игр; данные дидактические игры будут систематически включаться в жизнь ребенка.
По итогам проведенной
работы была достигнута цель, реализованы задачи и подтверждена гипотеза
исследования
Фрагмент текста работы:
Практические аспекты
развития произвольного внимания у первоклассников средствами дидактической игры
2.1. Констатирующий этап опытно-экспериментальной работы по развитию произвольного
внимания у первоклассников средствами дидактической игры С целью изучения уровня развития
внимания младших школьников нами было проведено исследование на базе ГБОУ ШКОЛА
№1238. В эксперименте приняли участие ученики 1-х классов (1 «А» и 1 «Б»). В
каждом классе по 18 человек. С учениками 1 «А» класса в дальнейшем проводилась
опытно-экспериментальная работа по развития произвольного внимания посредством
дидактических игр во время уроков (переключение внимания) и на переменах. Исследование
проводилось в три этапа.
1 этап. В начале эксперимента
было проведено тестирование учащихся с целью определения уровня произвольного внимания.
2 этап. Проведение ряда дидактических
игр с целью развития уровня произвольного внимания.
3 этап. Проведение повторного
тестирования уровня объема произвольного внимания учащихся, сравнение результатов
исследований.
На первом этапе было
организовано исследование уровня произвольного внимания первоклассников при
помощи следующих отобранных методик:
— методика «Корректурная проба»;
— методика изучения концентрации
и устойчивости внимания (модификация метода Пьерона — Рузера);
— диагностическая
методика «Да и нет не говори» (Е. Е. Кравцова).
Цель первого этапа — выявить
объем произвольного внимания учащихся 1-х классов.
1. Методика «Корректурная
проба» (буквенный вариант). Методика используется для определения объема внимания
(по количеству просмотренных букв) и его концентрации — по количеству сделанных
ошибок.
Норма объема внимания для
детей 7-8 лет — 500 знаков и выше, концентрации — 7 ошибок и менее. В результате
проведения методики «Корректурная проба» были получены следующие результаты (таблица
21.):
Таблица 2.1 — Результаты оценки
объема и концентрации внимания по методике «Корректурная проба»
Содержание:
Введение………………………………………………………………………….…
3
Глава
1. Теоретические основы развития произвольного внимания у младших школьников……………………………………………………………..7
1.1.
Теоретические аспекты развития произвольного внимания у первоклассников в
исследованиях отечественных и зарубежных ученых…………………………………………………………………………………7
1.2. Сущностная
характеристика развития произвольного внимания у первоклассников
……………………………………………………………………15
1.3. Специфика
использования дидактической игры в развитии произвольного внимания у
первоклассников………………………………………………………27
1.4. Модель развития
произвольного внимания у первоклассников средствами дидактической
игры………………………………………………………………..35
Выводы
к 1 главе…………………………………………………………………
Глава
2. Реализация теоретической модели по развитию произвольной внимания у
первоклассников средствами дидактической игры………….
2.1. Содержание и
механизмы программы дидактических игр с первоклассниками по развитию
произвольного внимания……………………
2.2. Психолого-педагогические
условия развития произвольного внимания у первоклассников средствами
дидактической игры…………………………….
2.3. Критерии и
показатели оценки уровня развития произвольного внимания у первоклассников средствами
дидактической игры……………………………
2.4. Анализ опытно-
экспериментальной работы по развитию произвольного внимания у первоклассников
средствами дидактической игры………………
Выводы
ко 2 главе…………………………………………………………….
Заключение………………………………………………………………………
Список
литературы……………………………………………………….……
Введение:
Актуальность.В
современном мире жизнь изменяется настолько стремительно, и она переполнена
таким большим количеством разной информации, что оставаться сконцентрированным
и собранным становится все труднее и труднее. Далеко не каждому человеку под
силу быть собранным и внимательным даже тогда, когда это ему очень необходимо.
Что уж говорить о детях, младших школьниках, которые первого сентября
переступили впервые порог школы. Каждый первоклассник мечтает получать только
пятёрки. Но уже с первых дней появляются трудности.
Первостепенными причинами школьных
трудностей является недостаточный уровень развития таких познавательных
функций, как организация деятельности, память и мышление, восприятие, произвольноевнимание, мелкая моторика и другие или их отсутствие. В связи
с развитием информационных технологий ребёнок рано начинает работать с
компьютером и телефоном. Всё это оказывает негативное влияние на неокрепшую
психику, нагрузку на глаза.
У первоклассников чаще всего
преобладает непроизвольное внимание, ребенок привык заниматься тем, что ему
интересно и наиболее привлекательно для него и отказывается заниматься тем, что
будет способствовать развитию его внимания. В образовательном же процессе
необходимыми факторами развития внимания являются произвольное внимание и его свойства.
От степени его развития зависит развитие и формирование всех других когнитивных
процессов. На развитие произвольного внимания у первоклассников значительное
влияние оказывает построение учителем учебного процесса.
Совершенствовать и развивать произвольное
внимание так же важно, как и учить чтению, письму, счету. Эффективный метод,
который оказывает положительное влияние на развитие произвольноговнимания у
детей младшего школьного возраста – это дидактическая игра. Она интересует
ребенка намного больше, чем скучное задание на уроке и привлекает интерес
ребенка и, тем самым, становится толчком к развитию произвольного внимания и
сконцентрировать внимание на той или иной учебной деятельности.
Степень разработанности проблемы исследования находит свое подтверждение
А где
ученые, которые работали в этой проблеме?
Анализ научных
исследований, нормативных документов актуальность данного
исследованияобусловило ряд неразрешенных противоречиймежду:
-(прописать)
возрастанием
значимости развития произвольного внимания у первоклассников и недостаточной методической
разработанностью проблемы его развития посредством дидактических игр в
начальной школе.Переформулируйте.
Исходя из
выделенного противоречия, определена проблема исследования:
Необходимость
преодоления данного противоречия предопределило проблемаисследования: каково
содержание и механизмы использования дидактических игр, в развитии произвольного внимания у первоклассников.
Цель исследования: изучить и экспериментально проверить использование дидактической игры в
развитии произвольного внимания у первоклассников
Объект исследования:развитиепроизвольного
внимания у первоклассниковПредмет исследования: процесс развития произвольного внимания у первоклассников
средствами дидактической игры.
Гипотеза
данного исследования: (прописать) С
учетом выдвинутой цели и гипотезы были сформулированы задачи исследования:
1. Изучить
теоретические аспекты развития произвольного внимания у первоклассниковв
исследованиях отечественных и зарубежных ученых.
2. Разработать
теоретическую модель развития произвольного внимания у первоклассников
средствами дидактической игры.
3. Обосновать
специфику дидактических игр, направленных на развитие произвольного внимания у
первоклассников
4. Определить критериальную оценку уровня развития
произвольного внимания у первоклассников средствами дидактической игры
5. Проанализировать результат опытно – экспериментальной
работы по развитию произвольного внимания у первоклассников средствами
дидактической игры.
Теоретико-методологическую
основу исследования составили: Теоретической
основой исследования стали: Для решения поставленных
задач и проверки выдвинутой гипотезы использованы следующие методы исследования:
— Теоретические
— эмпирические
Этапы исследования:
На первом,
диагностический этап (октябрь — май 2016-17 г.г.) был проведен анализ состояния
проблемы социально-педагогического взаимодействия, изучены теоретические основы
взаимодействия: был проведен анализ и обзорное изучение философской,
историко-педагогической и методической литературы, определялась теоретическая
база исследования.
На втором этапе
На третьем этапе, (ноябрь-апрель 2017-2018 г.г.) включал завершающую корректировку
Экспериментальная
база исследования: ГБОУ
гМосквы «Школа 1238» где проводились педагогические
наблюдения, а также были проведены констатирующий и формирующий этапы
исследования (анализ системы взаимодействия, внедрение экспериментальной
программы взаимодействия по развитию произвольного внимания у первоклассников
средствами дидактической игры.
Теоретическая
значимость исследования заключается в том, что:
—
систематизированы научно-теоретические основыпо развитию произвольного внимания
у первоклассников посредством дидактической игры как научная проблема;
Практическаязначимость
исследования: материалы данного исследования могут быть
использованы учителями начальных классов на уроках и внеурочной деятельности по
развитию произвольноговнимания у первоклассников посредством дидактических игр.
Структура
исследования.
Заключение:
Благодаря познавательным психическим процессам ребенок получает знания
об окружающем мире и о себе, усваивает новую информацию, запоминает, решает
определенные задачи. Среди них выделяют ощущения и восприятие, память,
мышление, воображение. Необходимым условием протекания этих психических
процессов является внимание.
Внимание – это направленность психической деятельности человека и его
сосредоточенность в определенный момент на объекты или явления, которые имеют
для человека определенное значение при одновременном абстрагировании от других,
в результате чего они отражаются полнее, яснее, глубже, чем другие.
Основное достижение в развитии внимания первоклассников заключается в
развитии нового вида внимании – произвольного внимания, связанное с сознательно
поставленной целью, волевым усилием. Произвольное внимание – вид внимания,
который возникает вследствие сознательно поставленной цели и требует
определенных волевых усилий.
В ходе теоретического анализа психолого-педагогической литературы,
было установлено, что наиболее эффективным способом развития произвольного
внимания первоклассников является применение дидактических игр в учебно-воспитательном
процессе. Дидактические игры позволяют
приобрести новые знания, посредством взаимодействия на уроке с игровыми
элементами, закрепить уже имеющиеся данные. Непринужденная форма проведения
таких уроков с играми, способствует более продуктивной учебной деятельности.
Роль педагога в дидактической игре двоякая – он выступает непосредственным
участником игры и на равных с первоклассниками принимает участие в игровых
элементах, в тоже время выступает организатором и координатором получаемых
знаний, он руководит игрой, в случае необходимости становиться образцом для
подражания.
Фрагмент текста работы:
Глава 1. Теоретические основы
развития произвольного внимания у младших школьников 1.1. Теоретические
аспекты развития произвольного внимания у первоклассников в исследованиях
отечественных и зарубежных ученых На
современном этапе развития психолого-педагогической науки и педагогической
практики приобретает актуальность проблема гуманизации образования,
предусматривает активизацию роли личности в общественной жизни. Это возможно
при условии научно обоснованного специального педагогического обеспечения
учебно-воспитательного процесса. При этом достижению педагогических целей
способствовать формированию у детей произвольных, регулируемых, форм внутренней
(психической) и внешней деятельности и поведения. Особая роль в этом процессе
отводится первокласснику.
Проблема
произвольного внимания является достаточно актуальной как для общей, так и
специальной педагогической науки. Трактовка сущности внимания осуществляется в
контексте двух альтернативных направлений. Так, с одной стороны, внимание рассматривается
с точки зрения ее интенциональной функции, которая проявляется в направленности
психической деятельности и неразрывно связанной с познавательной и
эмоционально-волевой сферами как динамическая характеристика любого
психического процесса (Б.Г. Ананьев, Н.Ф. Добрынин, И.В. Страхов, М.Н. Шардаков
и др.). С другой стороны, внимание рассматривается с позиции регулирующей
функции по деятельности, обеспечения ее эффективности (П.Я. Гальперин,
А.Р. Лурия, и др.).
В
общей и специальной психолого-педагогической литературе посвященной вопросам
оптимизации учебной деятельности первоклассников путем повышения ее
результативности, находят отражение различные аспекты данной проблемы. В трудах
ученых отмечается взаимозависимость процесса обучения от уровня развития
свойств внимания, а именно рассматривается вопросы: психологических
особенностей процесса активизации внимания на уроках (А.А. Кличев);
устойчивости и переключения внимания при решении различных заданий (Е.М.
Никиреев); динамики отдельных свойств внимания в зависимости от условий
выполнения деятельности (С.Н. Падчерева); развитие свойств внимания в процессе
обучения младших школьников (М.М. Лила); развития произвольного внимания у
первоклассников и ее зависимость от условий обучения (Н. А. Пахомова);
характеристики переключения внимания и темп психической деятельности у учащихся
массовой и специальной школы (Т.Г. Захарова); психологических особенностей
внимания в мыслительной деятельности учащихся массовой и специальной школы
(Г.П. Лаптиева); работоспособности и устойчивости внимания в норме и при
умственной отсталости (И.Л. Баскакова) [10].
Теоретическое
изучение научных трудов ряда исследователей (Л.С. Выготский, П.Я. Гальперин,
Н.Ф. Добрынин, Н.Н. Ланге, и др.) относительно исторического аспекта проблемы
сущности и природы внимания показало, что термин «внимание» употреблялся для
обозначения различных ее сторон.
Так,
П.Я. Гальперин внимание относит к формам самоконтроля; Н.Ф. Добрынин понимает
его как направленность и сосредоточенность психической деятельности на
определенном объекте; В.М. Вундт – как процесс осознания и включения содержания
воспринятого в целостную структуру опыта; К.Д. Ушинский называет внимание
дверью, через которую проходит из внешнего мира все, что входит в душу
человека, П.П. Блонский внимание относит к условиям умственного развития
ребенка и др.
Выделениеже произвольного и непроизвольного
видоввнимания историки психологии находят ужев работах древнегреческого
философа Аристотеля [45, с. 157]. С тех пор были предприняты многочисленные
попытки как дать определение понятию «внимание», так и определить его виды,
разновидности и формы.
Внимание – это
направленность и сосредоточенность нашего сознания на определённом объекте [1].
Его можно развивать и тренировать.Внимание – важный психический процесс. Он
является условием эффективного осуществления любой деятельности детей.
Продуктом внешнего и внутреннего внимания является качественное достижение
поставленной цели [10. с. 250]. Т. Рибо полагал, что внимание всегда связано с
эмоциями и вызывается ими. Он выделял тесную связь между эмоциями и
произвольным вниманием [16. с. 75]. Отечественный психолог Н.Ф. Добрынин в
своих трудах выделяет внимание – это особый психический вид деятельности,
выражающейся в поддержании и выборе тех или иных процессов этой деятельности
[16. с. 125]. С.Л. Рубинштейн говорил о том, что внимание – это избирательная
направленность на определенный объект и сконцентрированность на нем,
углубленность в направленную