Часть дипломной работы на тему Развитие произвольного внимания у первоклассников средствами дидактической игры
-
Оформление работы
-
Список литературы по ГОСТу
-
Соответствие методическим рекомендациям
-
И еще 16 требований ГОСТа,которые мы проверили
Введи почту и скачай архив со всеми файлами
Ссылку для скачивания пришлем
на указанный адрес электронной почты
Содержание:
Введение………………………………………………………………………….…
3
Глава
1. Теоретические основы развития произвольного внимания у младших школьников……………………………………………………………..7
1.1.
Теоретические аспекты развития произвольного внимания у первоклассников в
исследованиях отечественных и зарубежных ученых…………………………………………………………………………………7
1.2. Сущностная
характеристика развития произвольного внимания у первоклассников
……………………………………………………………………15
1.3. Специфика
использования дидактической игры в развитии произвольного внимания у
первоклассников………………………………………………………27
1.4. Модель развития
произвольного внимания у первоклассников средствами дидактической
игры………………………………………………………………..35
Выводы
к 1 главе…………………………………………………………………
Глава
2. Реализация теоретической модели по развитию произвольной внимания у
первоклассников средствами дидактической игры………….
2.1. Содержание и
механизмы программы дидактических игр с первоклассниками по развитию
произвольного внимания……………………
2.2. Психолого-педагогические
условия развития произвольного внимания у первоклассников средствами
дидактической игры…………………………….
2.3. Критерии и
показатели оценки уровня развития произвольного внимания у первоклассников средствами
дидактической игры……………………………
2.4. Анализ опытно-
экспериментальной работы по развитию произвольного внимания у первоклассников
средствами дидактической игры………………
Выводы
ко 2 главе…………………………………………………………….
Заключение………………………………………………………………………
Список
литературы……………………………………………………….……
Введение:
Актуальность.В
современном мире жизнь изменяется настолько стремительно, и она переполнена
таким большим количеством разной информации, что оставаться сконцентрированным
и собранным становится все труднее и труднее. Далеко не каждому человеку под
силу быть собранным и внимательным даже тогда, когда это ему очень необходимо.
Что уж говорить о детях, младших школьниках, которые первого сентября
переступили впервые порог школы. Каждый первоклассник мечтает получать только
пятёрки. Но уже с первых дней появляются трудности.
Первостепенными причинами школьных
трудностей является недостаточный уровень развития таких познавательных
функций, как организация деятельности, память и мышление, восприятие, произвольноевнимание, мелкая моторика и другие или их отсутствие. В связи
с развитием информационных технологий ребёнок рано начинает работать с
компьютером и телефоном. Всё это оказывает негативное влияние на неокрепшую
психику, нагрузку на глаза.
У первоклассников чаще всего
преобладает непроизвольное внимание, ребенок привык заниматься тем, что ему
интересно и наиболее привлекательно для него и отказывается заниматься тем, что
будет способствовать развитию его внимания. В образовательном же процессе
необходимыми факторами развития внимания являются произвольное внимание и его свойства.
От степени его развития зависит развитие и формирование всех других когнитивных
процессов. На развитие произвольного внимания у первоклассников значительное
влияние оказывает построение учителем учебного процесса.
Совершенствовать и развивать произвольное
внимание так же важно, как и учить чтению, письму, счету. Эффективный метод,
который оказывает положительное влияние на развитие произвольноговнимания у
детей младшего школьного возраста – это дидактическая игра. Она интересует
ребенка намного больше, чем скучное задание на уроке и привлекает интерес
ребенка и, тем самым, становится толчком к развитию произвольного внимания и
сконцентрировать внимание на той или иной учебной деятельности.
Степень разработанности проблемы исследования находит свое подтверждение
А где
ученые, которые работали в этой проблеме?
Анализ научных
исследований, нормативных документов актуальность данного
исследованияобусловило ряд неразрешенных противоречиймежду:
-(прописать)
возрастанием
значимости развития произвольного внимания у первоклассников и недостаточной методической
разработанностью проблемы его развития посредством дидактических игр в
начальной школе.Переформулируйте.
Исходя из
выделенного противоречия, определена проблема исследования:
Необходимость
преодоления данного противоречия предопределило проблемаисследования: каково
содержание и механизмы использования дидактических игр, в развитии произвольного внимания у первоклассников.
Цель исследования: изучить и экспериментально проверить использование дидактической игры в
развитии произвольного внимания у первоклассников
Объект исследования:развитиепроизвольного
внимания у первоклассниковПредмет исследования: процесс развития произвольного внимания у первоклассников
средствами дидактической игры.
Гипотеза
данного исследования: (прописать) С
учетом выдвинутой цели и гипотезы были сформулированы задачи исследования:
1. Изучить
теоретические аспекты развития произвольного внимания у первоклассниковв
исследованиях отечественных и зарубежных ученых.
2. Разработать
теоретическую модель развития произвольного внимания у первоклассников
средствами дидактической игры.
3. Обосновать
специфику дидактических игр, направленных на развитие произвольного внимания у
первоклассников
4. Определить критериальную оценку уровня развития
произвольного внимания у первоклассников средствами дидактической игры
5. Проанализировать результат опытно – экспериментальной
работы по развитию произвольного внимания у первоклассников средствами
дидактической игры.
Теоретико-методологическую
основу исследования составили: Теоретической
основой исследования стали: Для решения поставленных
задач и проверки выдвинутой гипотезы использованы следующие методы исследования:
— Теоретические
— эмпирические
Этапы исследования:
На первом,
диагностический этап (октябрь — май 2016-17 г.г.) был проведен анализ состояния
проблемы социально-педагогического взаимодействия, изучены теоретические основы
взаимодействия: был проведен анализ и обзорное изучение философской,
историко-педагогической и методической литературы, определялась теоретическая
база исследования.
На втором этапе
На третьем этапе, (ноябрь-апрель 2017-2018 г.г.) включал завершающую корректировку
Экспериментальная
база исследования: ГБОУ
гМосквы «Школа 1238» где проводились педагогические
наблюдения, а также были проведены констатирующий и формирующий этапы
исследования (анализ системы взаимодействия, внедрение экспериментальной
программы взаимодействия по развитию произвольного внимания у первоклассников
средствами дидактической игры.
Теоретическая
значимость исследования заключается в том, что:
—
систематизированы научно-теоретические основыпо развитию произвольного внимания
у первоклассников посредством дидактической игры как научная проблема;
Практическаязначимость
исследования: материалы данного исследования могут быть
использованы учителями начальных классов на уроках и внеурочной деятельности по
развитию произвольноговнимания у первоклассников посредством дидактических игр.
Структура
исследования.
Заключение:
Благодаря познавательным психическим процессам ребенок получает знания
об окружающем мире и о себе, усваивает новую информацию, запоминает, решает
определенные задачи. Среди них выделяют ощущения и восприятие, память,
мышление, воображение. Необходимым условием протекания этих психических
процессов является внимание.
Внимание – это направленность психической деятельности человека и его
сосредоточенность в определенный момент на объекты или явления, которые имеют
для человека определенное значение при одновременном абстрагировании от других,
в результате чего они отражаются полнее, яснее, глубже, чем другие.
Основное достижение в развитии внимания первоклассников заключается в
развитии нового вида внимании – произвольного внимания, связанное с сознательно
поставленной целью, волевым усилием. Произвольное внимание – вид внимания,
который возникает вследствие сознательно поставленной цели и требует
определенных волевых усилий.
В ходе теоретического анализа психолого-педагогической литературы,
было установлено, что наиболее эффективным способом развития произвольного
внимания первоклассников является применение дидактических игр в учебно-воспитательном
процессе. Дидактические игры позволяют
приобрести новые знания, посредством взаимодействия на уроке с игровыми
элементами, закрепить уже имеющиеся данные. Непринужденная форма проведения
таких уроков с играми, способствует более продуктивной учебной деятельности.
Роль педагога в дидактической игре двоякая – он выступает непосредственным
участником игры и на равных с первоклассниками принимает участие в игровых
элементах, в тоже время выступает организатором и координатором получаемых
знаний, он руководит игрой, в случае необходимости становиться образцом для
подражания.
Фрагмент текста работы:
Глава 1. Теоретические основы
развития произвольного внимания у младших школьников 1.1. Теоретические
аспекты развития произвольного внимания у первоклассников в исследованиях
отечественных и зарубежных ученых На
современном этапе развития психолого-педагогической науки и педагогической
практики приобретает актуальность проблема гуманизации образования,
предусматривает активизацию роли личности в общественной жизни. Это возможно
при условии научно обоснованного специального педагогического обеспечения
учебно-воспитательного процесса. При этом достижению педагогических целей
способствовать формированию у детей произвольных, регулируемых, форм внутренней
(психической) и внешней деятельности и поведения. Особая роль в этом процессе
отводится первокласснику.
Проблема
произвольного внимания является достаточно актуальной как для общей, так и
специальной педагогической науки. Трактовка сущности внимания осуществляется в
контексте двух альтернативных направлений. Так, с одной стороны, внимание рассматривается
с точки зрения ее интенциональной функции, которая проявляется в направленности
психической деятельности и неразрывно связанной с познавательной и
эмоционально-волевой сферами как динамическая характеристика любого
психического процесса (Б.Г. Ананьев, Н.Ф. Добрынин, И.В. Страхов, М.Н. Шардаков
и др.). С другой стороны, внимание рассматривается с позиции регулирующей
функции по деятельности, обеспечения ее эффективности (П.Я. Гальперин,
А.Р. Лурия, и др.).
В
общей и специальной психолого-педагогической литературе посвященной вопросам
оптимизации учебной деятельности первоклассников путем повышения ее
результативности, находят отражение различные аспекты данной проблемы. В трудах
ученых отмечается взаимозависимость процесса обучения от уровня развития
свойств внимания, а именно рассматривается вопросы: психологических
особенностей процесса активизации внимания на уроках (А.А. Кличев);
устойчивости и переключения внимания при решении различных заданий (Е.М.
Никиреев); динамики отдельных свойств внимания в зависимости от условий
выполнения деятельности (С.Н. Падчерева); развитие свойств внимания в процессе
обучения младших школьников (М.М. Лила); развития произвольного внимания у
первоклассников и ее зависимость от условий обучения (Н. А. Пахомова);
характеристики переключения внимания и темп психической деятельности у учащихся
массовой и специальной школы (Т.Г. Захарова); психологических особенностей
внимания в мыслительной деятельности учащихся массовой и специальной школы
(Г.П. Лаптиева); работоспособности и устойчивости внимания в норме и при
умственной отсталости (И.Л. Баскакова) [10].
Теоретическое
изучение научных трудов ряда исследователей (Л.С. Выготский, П.Я. Гальперин,
Н.Ф. Добрынин, Н.Н. Ланге, и др.) относительно исторического аспекта проблемы
сущности и природы внимания показало, что термин «внимание» употреблялся для
обозначения различных ее сторон.
Так,
П.Я. Гальперин внимание относит к формам самоконтроля; Н.Ф. Добрынин понимает
его как направленность и сосредоточенность психической деятельности на
определенном объекте; В.М. Вундт – как процесс осознания и включения содержания
воспринятого в целостную структуру опыта; К.Д. Ушинский называет внимание
дверью, через которую проходит из внешнего мира все, что входит в душу
человека, П.П. Блонский внимание относит к условиям умственного развития
ребенка и др.
Выделениеже произвольного и непроизвольного
видоввнимания историки психологии находят ужев работах древнегреческого
философа Аристотеля [45, с. 157]. С тех пор были предприняты многочисленные
попытки как дать определение понятию «внимание», так и определить его виды,
разновидности и формы.
Внимание – это
направленность и сосредоточенность нашего сознания на определённом объекте [1].
Его можно развивать и тренировать.Внимание – важный психический процесс. Он
является условием эффективного осуществления любой деятельности детей.
Продуктом внешнего и внутреннего внимания является качественное достижение
поставленной цели [10. с. 250]. Т. Рибо полагал, что внимание всегда связано с
эмоциями и вызывается ими. Он выделял тесную связь между эмоциями и
произвольным вниманием [16. с. 75]. Отечественный психолог Н.Ф. Добрынин в
своих трудах выделяет внимание – это особый психический вид деятельности,
выражающейся в поддержании и выборе тех или иных процессов этой деятельности
[16. с. 125]. С.Л. Рубинштейн говорил о том, что внимание – это избирательная
направленность на определенный объект и сконцентрированность на нем,
углубленность в направленную