Часть дипломной работы на тему Развитие познавательных интересов у детей старшего дошкольного возраста в процессе экспериментирования в экологическом образовании.
-
Оформление работы
-
Список литературы по ГОСТу
-
Соответствие методическим рекомендациям
-
И еще 16 требований ГОСТа,которые мы проверили
Введи почту и скачай архив со всеми файлами
Ссылку для скачивания пришлем
на указанный адрес электронной почты
Заключение:
Опытно-экспериментальное исследование было направлено на выявление влияния детского экспериментирования на развития познавательного интереса детей старшего дошкольного возраста. Для получения достоверных сведений о уровне развития познавательного интереса детей старшего дошкольного возраста нами были использованы методики: «Угадай, что в коробке»; «Волшебный домик» (В. С. Юркевич, модификация и адаптация для детского сада Э. А. Барановой); «Опиши картинку». 
В ходе диагностики на первом этапе исследования нами было выяснено, что в экспериментальной и контрольной группе детей старшего дошкольного возраста уровень познавательного интереса примерно одинаков: средний уровень познавательного интереса продемонстрировали 57% дошкольников экспериментальной группы и 61% дошкольник контрольной группы, а низкий – 43% дошкольников экспериментальной группы и 35% дошкольников контрольной группы.
В целях активизации и развития познавательного интереса детей старшего дошкольного возраста мы организовали систему занятий по экспериментированию. Работа в рамках системы занятий проводилась с экспериментальной группой детей 
После проведения повторной диагностики уровня развития познавательного интереса мы пришли к выводу, что в экспериментальной группе детей старшего дошкольного возраста после формирующего эксперимента значительно улучшились показатели познавательного интереса детей экспериментальной группы. 
Фрагмент текста работы:
1.5. Деятельность воспитателя по организации экспериментирования с объектами природы в старшей группе
При проведении экспериментально-исследовательской деятельности не следует пренебрегать правилами безопасности. 
Обязанность следить за соблюдением безопасности целиком лежит на педагоге.
По мнению педагогов Ю.А. Новопавловская [12, с. 46-48], Н.А. Степанова [15, с. 153], В.В. Яшина [18, с. 354] при организации деятельности с детьми необходимое учитывать следующее: 
1. Детей необходимо обучать постановке опытов; чем чаще использует педагог в своей работе метод экспериментирования, тем ниже вероятность ЧП.
2. Работа с детьми строится по принципу «от простого к сложному»: педагог должен знать на каждом этапе об уровне умений воспитанников.
3. Все незнакомые процедуры осваиваются в следующей последовательности:
действие показывает педагог;
действие повторяет или показывает кто-либо из детей, причем тот, который заведомо совершит это неверно: это даст возможность сконцентрировать внимание на типичной ошибке;
иногда ошибку сознательно совершает сам педагог: с помощью такого методического приема он дает возможность детям сконцентрировать внимание на ошибке, вероятность которой очень велика;
действие повторяет ребенок, который не допустит ошибки;
действие осуществляют все вместе в медленном темпе, чтобы педагог имел возможность проконтролировать работу каждого ребенка;
действие стало знакомым, и дети совершают его в обычном темпе.
4. Педагог должен хорошо изучить индивидуальные особенности детей и уметь прогнозировать их поведение в той или иной ситуации, заранее предвидя нежелательные реакции и поведение.
5. Для исключения гиперопеки со стороны взрослого, работа должна строиться на принципах личностно-ориентированной педагогики.
6. Для обеспечения быстрого пресечения нежелательных действий, имеет смысл выработать у детей условный рефлекс на какую-либо короткую команду, например на сигнал «Стоп!». Выработка рефлекса осуществляется вне экспериментальной деятельности и обычно проводится в форме игры, когда дети, услышав команду, замирают и прекращают свои действия, а внимание устремляют на педагога. Этот сигнал должен применяться при экстремальных ситуациях.
7. Для успешного руководства экспериментально- исследовательской деятельностью детей педагог должен уметь видеть весь коллектив и распределять внимание между отдельными ребятами, а также хорошо владеть фактическим материалом и методикой проведения каждого опыта.
8. На занятиях должна быть спокойная обстановка.
В процессе проведения опытов задействован каждый ребенок, что является важным аспектом в работе лаборатории. 
Структура проведения занятия в «детской лаборатории». 
Познавательная задача, проблема.
Выдвижение гипотезы. 
Поиск решения задачи опытным путем. 
Фиксация результатов. 
Обсуждение результатов. 
Формулировка вывода. 
Познавательная задача в ходе экспериментирования должна быть четко и ясно сформулирована педагогом. Ее решение требует от ребенка осознания причинно-следственных связей. В процессе опытно-исследовательской деятельности дети высказывают свои предположение о причинах наблюдаемого явления и выбирают способ решения познавательной задачи. Максимальная самостоятельная активность каждого ребенка – важное условие при организации детского экспериментирования в лаборатории. Педагог выполняет роль помощника, соучастника эксперимента, а не руководителя и наставника [3, с. 16]. 
«Детскую лабораторию» в средней группе можно разделить на два сектора: «Живая природа» и «Неживая природа». Они не существуют изолированно, а наоборот, взаимодополняют друг друга. Проводя экспериментирование в секторе «Живая природа», воспитанники используют материалы и вещества, находящиеся в секторе «Неживая природа». Таким образом, «детская лаборатория» создает благоприятные условия для реализации творческого потенциала ребенка. По мнению Н.А. Антоновой, в данной мини-лаборатории дети не будут ограничены рамками одного аспекта исследования, а получают возможность более полной реализации познавательного интереса [19]. 
Основное оборудование лаборатории. Сектор «Природа». 
Приборы-помощники: посуда, весы, емкости для воды разного объема, лупы, микроскопы, линейки, сито, воронки.
Природный материал: камни, шишки, желуди, скорлупа, семена, спилы дерева, листья, ракушки. 
Утилизированный материал: проволока, кусочки кожи, меха, ткани, пробки, трубочки, пленка. 
Картотека разных видов бумаги. 
Краски: гуашь, акварель, мелки. 
Медицинские материалы: пипетки, мерные ложки, резиновые груши, шприцы (без игл). 
Прочие материалы: зеркала, воздушные шары, соль, мука, сахар, свечи. Содержимое лаборатории регулярно должно дополняется новыми веществами и материалами, что позволяет постоянно поддерживать интерес у дошкольников к экспериментальной деятельности. 
Сектор «Живая природа». 
«Цветочная поляна» (живая картотека комнатных растений). 
«Огород круглый год» (сезонное выращивание овощей и зелени). 
«Фруктовая загадка» (выращивание тропических фруктов: авокадо, гуава, кокос, миндаль, апельсин, мандарин). 
Для того, чтобы наглядно проследить изменения в живой и неживой природе, происходящие в течение всех сезонов года, можно использовать в лаборатории календари наблюдений, схемы опытов, опорные схемы свойств веществ и материалов. Календари наблюдений помогают закрепить у детей знания о явлениях природы, обобщить и сохранить информацию о приметах времен года, о состоянии погоды (температура воздуха, облачность, осадки, ветер), о днях недели и т. д. Схемы опытов позволяют систематизировать работу в лаборатории. Ребенок, опираясь на данную схему, воспроизводит эксперимент, в ходе которого он должен получить определенный результат. Такие схемы создают в сознании ребенка алгоритм его действия. Это помогает ребенку в будущем, действуя последовательно и поэтапно, достигать запрограммированного результата. Читая опорную схему, ребенок учится выделять основные характеристики исследуемых материалов. Составление таких схем происходит в результате самостоятельного изучения и исследования ребенком веществ и материалов. Особенно важным в работе с опорными схемами является аналитическая сторона. Ребенок способен самостоятельно, исследуя свойства новых материалов, сравнивать их с ранее изученными.
Таким образом, работа по формированию у детей познавательного интереса будет максимально эффективной только при условии систематической, целенаправленной работы, предусматривающей насыщенность и доступность материалов и оборудования, с которыми дети могут самостоятельно взаимодействовать, делать пробы, последовательное введение и расширение спектра приемов исследовательской деятельности ребенка в созданном для этого центре познавательно-исследовательской деятельности.