Часть дипломной работы на тему Развитие познавательной активности младших школьников
-
Оформление работы
-
Список литературы по ГОСТу
-
Соответствие методическим рекомендациям
-
И еще 16 требований ГОСТа,которые мы проверили
Скачать эту работу всего за 990 рублей
Ссылку для скачивания пришлем
на указанный адрес электронной почты
на обработку персональных данных
Содержание:
ВВЕДЕНИЕ 3
1 ГЛАВА. ТЕОРЕТИЧЕСКИЕ ПОДХОДЫ К ПРОБЛЕМЕ РАЗВИТИЯ ПОЗНАВАТЕЛЬНОЙ АКТИВНОСТИ МЛАДШИХ ШКОЛЬНИКОВ 5
1.1. Понятие «познавательная активность» младших школьников в психолого-педагогической литературе 5
1.2. Особенности развития познавательной активности младших школьников 10
1.3. Анализ педагогического опыта по развитию познавательной активности младших школьников 15
Выводы по первой главе 26
СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННЫХ ИСТОЧНИКОВ 28
Введение:
Актуальность исследования заключается в том, что активизация познавательных качеств учеников всегда является одной из центральных проблем улучшения качества и эффективности образовательного процесса.
Согласно принципу Новых Федеральных Государственных стандартов, для современного образования становится все более важной именно личность ребенка и ее совершенствование, а не просто сумма знаний, вложенная в голову ребенка учителем.
Вопросом развития познавательной активности на основе идеи самовоспитания и самообразования интересовались такие видные общественные деятели как Я.А. Коменский, Ж.Ж. Руссо, Л.Н. Толстой, К.Д. Ушинский и мн.др..
Педагогическая практика довольно широко использует различные дидактические методы, оказывающие эффективное влияние на формирование и развитие познавательной активности ребенка, основанные на принципах личностно-ориентированного обучения. Эти идеи отражены в научных работах В.В. Давыдова, Л.В. Знакова, Л.Г. Петерсон, Д.Б. Эльконина и др.
Объект исследования: познавательная активность младших школьников.
Предмет исследования: условия эффективного формирования и развития познавательной активности младшего школьника.
Цель исследования: изучить методы и средства повышения познавательной активности младших школьников в процессе среднего образования.
Для достижения поставленной цели нами были определены следующие задачи:
1. Изучить понятие «познавательная активность» младших школьников и раскрыть рассмотрение этой проблемы в психолого-педагогической литературе.
2. Раскрыть особенности развития познавательной активности младших школьников.
3. Проанализировать педагогический опыт по организации работы, направленной на формирование и развитие познавательной активности младших школьников.
Методы исследования: обзор научной и методической литературы, посвященной данной теме; анализ методических пособий и учебников.
Структура исследования: работа состоит из введения, двух глав, выводов к ним, заключения, и списка литературы.
Заключение:
Познавательная активность – это одно из основных условий эффективности образовательного процесса. С помощью познавательной активности у обучаемых возникает интерес к обучению и получению новых знаний, повышается мотивация, формируется положительное отношение к образовательному процессу. Познавательная активность направлена на поиск решения проблемы учеником, поэтому она провоцирует его инициативу, увлеченность, творческий подход к решению задач, что сопровождается эмоциональным подъемом и радостью.
Опыт педагогической работы демонстрирует, что знания, полученные учениками в «готовом» виде, как правило, не вызывают у них интереса и не стимулируют их мотивацию к дальнейшему образовательному процессу. Именно поэтому первостепенной задачей педагогов можно назвать поиск возможности повышения эффективности обучения, для чего признано необходимым формировать и развивать познавательные процессы учеников. Особенно важно развивать познавательную активность в младшем школьном возрасте, потому что, по мнению таких психологов, как Л.С. Выготский, именно в этом возрасте раскрываются большие возможности для познания окружающего мира.
В качестве одного из положительных условий эффективного развития познавательной активности можно назвать самостоятельную деятельность учеников. Сущность самостоятельной работы представляет собой различные виды как индивидуальной, так и коллективной деятельности учеников, как в учебное, так и во внеурочное время. Учебный план начальной школы предполагает большое количество самостоятельной работы учеников совместно с родителями. В основном это проектная деятельность, в процессе которой ребенок проявляет свою творческую активность, самостоятельность, и при этом он не боится ошибок, потому что у него есть поддержка. Такие совместные занятия с родителями очень благотворно влияют на психику ребенка, который может в этом возрасте испытывать чувство неуверенности в себе.
Одна из основных целей самостоятельной работы в младшей школе – приучить ребенка к самостоятельности в учебной деятельности, научить работать по разработанному плану, самому искать информацию, оценивать свои результаты. Самостоятельная работа не только помогает младшим школьникам в усвоении учебной программы, но и поддерживает интерес к обучению и развивает познавательную активность.
Для более эффективного развития познавательной активности изложение материала педагогом необходимо сочетать с самостоятельной работой учащихся в учебном процессе. Каждую самостоятельную работу учитель обязательно должен проверить, оценить.
Сегодня система образования имеет большое разнообразие моделей, методических программ и учебно-методических комплектов, опирающихся на Федеральный Государственный стандарт, но также предлагающие экспериментальные варианты заданий.
Сегодня одной из самых популярных программ является программа «Школы России». Она составлена на основе ФГОС второго поколения, при этом в УМК входит довольно большое количество материалов, формирующих интерес ребенка, развитие его творческого потенциала.
Разнообразие модулей обучения можно объяснить решением одной из самых основных образовательных проблем – нацеленностью на формирование у ребенка интереса к обучению и развитие его познавательной активности. В связи с этим, помимо традиционных образовательных программ сегодня в системе начального образования большую популярность получают программы развивающего обучения.
Фрагмент текста работы:
1 ГЛАВА. ТЕОРЕТИЧЕСКИЕ ПОДХОДЫ К ПРОБЛЕМЕ РАЗВИТИЯ ПОЗНАВАТЕЛЬНОЙ АКТИВНОСТИ МЛАДШИХ ШКОЛЬНИКОВ
1.1. Понятие «познавательная активность» младших школьников в психолого-педагогической литературе
В научной литературе существует довольно большое многообразие в рассмотрении явления «познавательная активность». При этом многими учеными признается, что место данного явления в структуре активности человека еще недостаточно изучено, что приводит к появлению множества научных гипотез. Так, некоторые ученые склонны понимать под познавательной активностью личностное качество, такую ее характеристику, как «интеллектуальная инициатива», которая имеет уровни развития и индивидуальный характер.
Многие видят в познавательной активности естественное стремление каждого человека к познанию, интенсивность его деятельности и личностную направленность, другие рассматривают познавательную активность исключительно как черту личности – страсть, однако, явление, обладающее определенными компонентами.
Необходимо отметить, что нельзя равнозначно рассматривать понятие «познавательная активность» и «познавательная деятельность». Познавательная активность реализуется в познавательной деятельности. Определяющими условиями в развитии познавательной активности личности являются внешние условия. Однако, постепенно внутренние условия приобретают все большую роль в деятельности человека.
Психолго-педагогические исследования рассматирвают познавательную деятельность с нескольких точек зрения. Обратимся, прежде всего к тем, в которых речь идет о познавательной деятельности младших школьников. В работе В.А. Сластенина, в частности сказано: «Познавательная деятельность – это единство чувственного восприятия, теоретического мышления и практической деятельности. Она осуществляется на каждом жизненном шагу, во всех видах деятельности и социальных взаимоотношений … (производительный и общественно полезный труд, ценностно-ориентационная и художественно-эстетическая деятельность, общение), а также путем выполнения различных предметнопрактических действий в учебном процессе (экспериментирование, конструирование, решение исследовательских задач и т. п.)» [20, с. 147].
Под познавательной активностью понимают избирательную направленность человеческого индивидуума на выбранное им явление или процесс окружающего мира. Эта направленность характеризуется активным желанием получения новых знаний и умений, а также к углублению уже имеющихся. Познавательная активность в процессе развития становится базой для оптимизации учебного процесса. Она имеет поисковый характер и действует по принципу провокации человека на поиск вопросов и ответов. Процесс поисковой деятельности приносит ребенку удовольствие. Он чувствует эмоциональный подъем, радость от успеха своих действий.
А.К. Маркова под проявлением познавательной активности понимает «Все виды активного отношения к учению как познанию: наличие смысла, значимости для ребенка учения как познания, все виды познавательных мотивов…» [10, c. 39]
Г.М. Лебедев указывает, что «познавательная активность – это инициативное отношение учащихся к усвоению знаний, а также проявления интереса, самостоятельности и волевых усилий в обучении» [13, c. 45].
Т.И. Шамова высказала следующее: «Активность в учении… не просто деятельностное состояние школьника, а … качество этой деятельности, в которой проявляется личность ученика с его отношением к содержанию, характеру деятельности и стремлением мобилизовать свои нравственно-волевые усилия на достижение учебно-познавательной цели» [27, c. 41].