Часть дипломной работы на тему Развитие описательной речи у детей старшего дошкольного возраста
-
Оформление работы
-
Список литературы по ГОСТу
-
Соответствие методическим рекомендациям
-
И еще 16 требований ГОСТа,которые мы проверили
Введи почту и скачай архив со всеми файлами
Ссылку для скачивания пришлем
на указанный адрес электронной почты
Содержание:
ВВЕДЕНИЕ………………………………………………………………………….3
ГЛАВА 1. ТЕОРЕТИЧЕСКИЕ ОСНОВЫ РАЗВИТИЯ ОПИСАТЕЛЬНОЙ РЕЧИ У ДЕТЕЙ СТАРШЕГО ДОШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА……………………………………………………………………………………………6
1.1.Лингвистическая характеристика связной речи……………..…………..6
1.2. Психологические особенности развития связной речи детей старшего дошкольного возраста……………………………………………….…………14
1.3. Вопросы развития описательной речи в теории и практике дошкольного образования………………………….…………………………19
ГЛАВА 2. ЭМПИРИЧЕСКОЕ ИССЛЕДОВАНИЕ РАЗВИТИЯ ОПИСАТЕЛЬНОЙ РЕЧИ ДЕТЕЙ СТАРШЕГО ДОШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА……………………………………………………………………….
2.1. Изучение уровня сформированности описательной речи у детей старшего дошкольного возраста…….……………………………………………
2.2. Содержание и методика работы по формированию описательной речи у детей старшего дошкольного возраста……………………………………………
2.3. Методические рекомендации по формированию описательной детей старшего дошкольного возраста…………………………………………………..
ВЫВОДЫ…………………………………………………………………………..
СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ……………………………………………………….
ПРИЛОЖЕНИЕ……………………………………………………………………
Введение:
Актуальность темы выпускной квалификационной работы «Развитие описательной речи у детей старшего дошкольного возраста» обусловлена тем, что развитие с речи является одним из важнейших условий полноценного развития детей старшего дошкольного возраста. В связи с этим, требования к уровню развития связной речи, к разработке контента и методам развития связной речи значительно повышены. В контексте Федерального государственного образовательного стандарта дошкольного образования (ФГО ДО), поиск новых путей улучшения работы по формированию связной речи, решение вопросов развития системы родного языка, формирование речевой деятельности, Развитие новых инновационных возможностей, а также поиск актуальных идей особенно важно в связи с развитием описательной речи старших дошкольников.
Среди задач современного детского сада одной из главных, имеющих большое социальное значение, является повышение речевой культуры дошкольников. Обучение описательной речи как своего рода связной речи помогает сформировать элементарные представления о структуре и функциях описательного текста у детей. Обучение повествовательной речи старших дошкольников является шагом в формировании навыков связной монологической речи. В процессе написания описательных историй старшие дошкольники учатся выявлять и сопоставлять существенные признаки предмета, интерпретировать свои отношения с другими предметами. Они формируют наблюдение, умение анализировать и сравнивать.
Работа по обучению описательной речи старших дошкольников актуальна и значима на современном этапе. Описательная речь оказывает многоплановое влияние на когнитивное воспитание детей и формирование их словесной и познавательной активности, способствует активации зрительного, слухового и тактильного восприятия, памяти и воображения.
Противоречие темы исследования заключается в том, что существует множество различных методов развития описательной речи детей старшего дошкольного возраста. Но на практике, как правило, используется образец речи взрослого. Воспитателя уделяют мало внимания выразительности описаний старших дошкольников, обогащая описательную речь сравнениями и эпитетами.
Проблема исследования: полноценное владение описательной речью является одним из важнейших условий реализации учебной деятельности детей старшего возраста. В связи с этим требования к уровню описательной речи и разработке содержания и методики обучения описательной речи дошкольников значительно повышены. Это многомерная проблема, она является предметом изучения различных наук — психологии, лингвистики, психолингвистики, социальной психологии, общих и специальных методов.
Степень разработанности проблемы. Проблема развития связной речи дошкольников отражена в исследованиях таких ученых как: Л.С. Выготский [7], В.В. Гербова [8, 9], А.А. Зрожевская [18, 19], Т.И. Гризик [12], О.В. Ефимова [14], О.С. Ушакова [34-38], Н.И. Жинкин [15] Н.А. Зимняя [16], Г.А. Золотова [17], Т.А. Ладыженская [21], А.А. Леонтьев [22], А.Р. Лурия [24] и других.
Цель исследования: рассмотреть развитие описательной речи у детей старшего дошкольного возраста.
Объект исследования: описательная речь детей старшего дошкольного возраста.
Предмет исследования: процесс развития описательной речи у детей старшего дошкольного возраста.
Гипотеза исследования: развитие описательной речи у детей старшего дошкольного возраста будет проходить успешно, если .
Задачи исследования:
— дать лингвистическую характеристику связной речи;
— определить психологические особенности развития связной речи детей старшего дошкольного возраста;
— раскрыть вопросы развития описательной речи в теории и практике дошкольного образования;
— провести эмпирическое исследование развития описательной речи детей старшего дошкольного возраста.
Методы исследования:
1) теоретический анализ научной литературы по данной проблеме;
2) эмпирические: эксперимент, тестирование;
3) методы математической обработки данных.
Практическая значимость: материалы исследования могут использованы методистами, воспитателями, психологами в работе по формированию коммуникативной компетенции у детей старшего дошкольного возраста. Представлены методики исследования описательной речи у детей старшего дошкольного возраста. Разработана и реализована методика работы по формированию описательной речи у детей старшего дошкольного возраста. Сформулированы методические рекомендации по формированию описательной детей старшего дошкольного возраста.
База исследования: муниципальное бюджетное дошкольное образовательное учреждение «Детский сад .
Структура работы: состоит из введения, двух глав, заключения, списка использованных источников и литературы и приложений.
Фрагмент текста работы:
ГЛАВА 1. ТЕОРЕТИЧЕСКИЕ ОСНОВЫ РАЗВИТИЯ ОПИСАТЕЛЬНОЙ РЕЧИ У ДЕТЕЙ СТАРШЕГО ДОШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА
1.1.Лингвистическая характеристика связной речи
Рассматривая развитие связной речи, мы считаем целесообразным начать с понятия связной речи и ее характеристик. Характеристика связной монологической речи, ее особенности отражены в ряде лингвистической, психолингвистической и методологической литературы. Связанная речь является наиболее сложной формой речевой деятельности, характеризуемой как последовательная подробная презентация.
Связанная речь — это единое семантическое и структурное целое, включающее взаимосвязанные и тематически объединенные, законченные сегменты. В современной науке термин «связанная речь» имеет несколько значений [37 в. 51]:
— Наименование раздела работ по развитию речи;
— сегмент речи, который имеет значительную длину и разделен на относительно полные и независимые части;
— продукт, результат этой деятельности, текст, заявление;
— процесс, деятельность спикера.
Теоретической основой для рассмотрения связной речи как продукта является такая область лингвистики, как «текстовая лингвистика», которая изучает ее предметные и структурные аспекты.
Т. Д. Ладыженская [21] отмечает, что в современной лингвистической литературе категория «текст» используется для характеристики связной расширенной речи. Его основные особенности, их понимание важно для разработки методов развития связной речи, включают в себя: грамматическую связность, тематическое, семантическое и структурное единство. Выделены такие факторы связности сообщения, как последовательное раскрытие темы в последовательных фрагментах текста, взаимосвязь тематических и рематических элементов внутри и в смежных предложениях, наличие синтаксической связи между структурными единицами текста.
Термин «текст» происходит от латинского слова «textus», переводится как ткань, сплетение, соединение. В Лингвистическом энциклопедическом словаре дается следующее определение: «Текст — это последовательность символических единиц, объединенных семантической связью, его основными свойствами являются связность и целостность» [25 c. 93].
Наиболее краткой формулировкой понятия «текст» является определение А.А. Леонтьев [22]. Он понимал текст как функционально законченную речевую единицу. Целостность текста, по мнению А.А. Леонтьев, определяемый по содержанию, представлен как «осмысленное целесообразное единство».
В текстовом определении Гальперина даны онтологические и функциональные особенности. Текст, по его мнению, является писательским произведением, обладающим: полнотой; иметь определенный фокус и прагматичный настрой; художественное оформление в соответствии с типом работы; объективация в форме письменного документа; состоящий из названия и ряда специальных единиц, объединенных различными типами лексической, грамматической, логической, стилистической связи.
На основе анализа лингвистических исследований И.Р. Гальперин выделяет следующие категориальные черты текста [18 в. 47]:
— наличие заголовка, полнота, тематическое единство;
— совершенство текста с точки зрения стилистических норм;
— структурная организация текста. Связь между его частями и предложениями;
— направленность, интеграция, подчиненность каждого компонента текста его общей мысли.
Ряд исследователей, таких как А.А. Леонтьев [22], Т.А. Ладыженская [21], Н.А. Винтер [16] рассматривали следующие текстовые категории:
— полнота;
— познавательный;
— последовательность;
— ретроспекция;
— связь;
— целостность.
Наиболее важной текстовой категорией является целостность текста, его составляющими являются тематическая семантическая целостность и структурное единство текста.
Тематическая и семантическая целостность текста предполагает, что текст говорит об одном предмете или явлении. Он посвящен одной теме, и все составляющие его предложения объединены вокруг одной темы. Тематическое единство выражается в названии, указанном на предмете речи. Предмет текста указывается либо в его начальной части, либо в последнем предложении.
Также текст должен иметь структурное единство. В лингвистике различают семантические, семантические и формальные структуры текста.
Текст создается, чтобы не только выразить идею, как это сделано в предложении, но и развить эту идею. Развитие мышления требует изменения синтаксических структур. Каждое последующее предложение основывается на предыдущем, перемещая утверждение из «данного» в «новое», в результате чего получается цепочка предложений, которая имеет начало и конец, определяя границы текста — такова сущность синтаксических структур. Текст должен иметь начало, среднюю часть и конец.
Леонтьев А.А. считается признаком целостности, как фундаментальное свойство текста. Он считает целостность свойством текста в целом. Цельность характеризует текст семантическим единством, единой структурой по всему тексту. Он не имеет прямого отношения к лингвистическим категориям и единицам и имеет психологическую природу [22 с. 12].
При обучении дошкольников необходимо учитывать как указанные характеристики текста, то есть не только его структурную, но и семантическую организацию. Важной особенностью текста является связность, выражающаяся в связях между словами, предложениями и частями высказывания. Независимо от формы (монолог, диалог), основным условием коммуникативной речи является связность. Чтобы овладеть этим самым важным аспектом речи, детям необходимо развить специальные навыки для составления связанных предложений. Одной из главных особенностей текста является коммуникативная функция. В лингвистике есть несколько терминов, которые определяют эту концепцию идеи, целеустремленности, базовой мысли. Основная идея — главное, что автор хочет сказать в своей работе. Он проходит как красная нить через весь текст и действует как организующий смысловой стержень [4 c. 53].
Показателем целостности также является заголовок, обозначающий тему, или основную идею текста, или возможность его выбора. Создание целого текста дошкольниками требует определенного уровня сформированных навыков, чтобы сосредоточиться на теме или названии при построении высказывания, чтобы выбрать контент в соответствии с целью и основной идеей.
По мнению А.А. Леонтьев [22] и Т.А. Ладыженская [21] использует термин «высказывание» для определения коммуникативных единиц от одного предложения до целого текста, полного по содержанию и интонации и характеризующегося определенной грамматической или композиционной структурой. Основные характеристики подробных высказываний, описаний, повествований включают согласованность, последовательность и логико-семантическую организацию сообщения в соответствии с темой и коммуникативным заданием.