Часть дипломной работы на тему Развитие навыков взаимодействия у младших школьников в процессе кружковой деятельности.
-
Оформление работы
-
Список литературы по ГОСТу
-
Соответствие методическим рекомендациям
-
И еще 16 требований ГОСТа,которые мы проверили
Введи почту и скачай архив со всеми файлами
Ссылку для скачивания пришлем
на указанный адрес электронной почты
Заключение:
Коммуникативные умения формируются и совершенствуются как на уроках, так и во внеурочной деятельности. Именно младший школьный возраст чрезвычайно благоприятен для овладения коммуникативными умениями в силу особой чуткости к языковым явлениям, интереса к осмыслению речевого опыта, общению. Коммуникативные умения — это осознанные коммуникативные действия учащихся (на основе знания структурных компонентов умений и коммуникативной деятельности) и их способность правильно строить свое поведение, управлять им в соответствии с задачами общения. Внеурочная деятельность — это неотъемлемая часть образовательного процесса в школе, которая способствует в полной мере реализации требований федеральных образовательных стандартов общего образования. К особенностям организации внеурочной деятельности младших школьников мы относим:
1. мотивация ребенка на участие и выполнение тех или иных задании; целенаправленность выполнения задания младшими школьниками;
2. учёт социального развития и учёт организации школьника во взаимодействии с обществом;
3. учёт совместной деятельности детей; учёт преемственности;
4. учёт личности ребенка;
5. учёт индивидуальных и возрастных особенностей ребенка.
В своей работы мы будем ориентироваться на классификацию Л. Клинберг и использовать такие методы и формы как:
— формы:
индивидуальные;
групповые;
коллективные;
фронтальные.
– методы:
— игра
— мозговой штурм;
— групповая дискуссия;
— тренинги.
Мы провели опытно-экспериментальную работу по формированию коммуникативных умений у младших школьников во внеурочной деятельности. Результаты констатирующего этапа эксперимента показали, что высокий уровень выявлен у 12%. Средний уровень выявлен у 53%. Низкий уровень выявлен у 35%.
На формирующем этапе эксперимента мы с целью повышения уровня сформированности коммуникативных умений у младших школьников разработали:
— критерии показатели и уровни сформированности коммуникативных умений младших школьников;
— применить следующую совокупность форм и методов:
формы: индивидуальные; групповые; коллективные; фронтальные.
методы: игра; мозговой штурм; дискуссия; тренинг.
На контрольном этапе мы провели эффективность проделанной нами работы, используя те же методики, что и на констатирующем этапе эксперимента.
Из полученных нами результатов можно сделать вывод, что показатели сформированности коммуникативных умений повысилось: высокий уровень на 36%, средний уровень снизился на 9%, низкий уровень снизился на 27%.
Из полученных нами результатов, мы можем сделать вывод о позитивных изменениях: повысился на 36% высокий уровень, средний уровень снизился на 9%, низкий уровень снизился на 27%, то есть на низком уровне остался всего одни ребенок. После сравнительного анализа констатирующего и контрольного этапа исследования мы можем сделать вывод о позитивных изменениях. Таким образом, задачи исследования решены, цель достигнута.
Фрагмент текста работы:
Глава 2. Экспериментальная работа по развитию навыков взаимодействия у младших школьников в процессе кружковой деятельности
2.1. Содержание экспериментальной работы по развитию коммуникативных УУД младших школьников при организации кружковой работы
Для определения уровня взаимодействия и сформированности коммуникативных УУД у младших школьников была проведена опытно – экспериментальная работа во 2 классе на базе МКОУ Прогимназия «Зимородок». В работе участвовало 27 детей.
Цель экспериментального исследования: выявление, теоретическое обоснование и экспериментальная проверка совокупности форм и методов, направленных на формирование коммуникативных УУД у младших школьников в кружковой деятельности.
Для достижения цели поставлены задачи экспериментальной работы:
1. Изучить состояние проблемы формирования коммуникативных УУД у младших школьников;
2. Определить особенности организации внеурочной деятельности у младших школьников;
3. Установить критерии, показатели и уровни сформированности коммуникативных умений у младших школьников;
4. Выявить, теоретически обосновать и экспериментально проверить совокупность форм и методов, направленных на формирования коммуникативных умений у младших школьников во внеурочной деятельности.
Экспериментальное исследование проходило в три этапа: Первый этап – констатирующий:
Цель – выявление уровня сформированности коммуникативных умении у младших школьников.
Второй этап – формирующий:
Цель – реализация выявленной совокупности форм и методов, формирования коммуникативных умении младших школьников в кружковой деятельности.
Третий этап – контрольный:
Цель – повторное выявление уровня сформированности коммуникативных умений у младших школьников, после реализации выявленной совокупности форм и методов, направленных на формирование коммуникативных УУД младших школьников во внеурочной деятельности для прослеживания успешности предпринимаемых мер.
Для выявления уровня сформированности коммуникативных умений у младших школьников использовались следующие критерии и показатели.
На основе выделенных функции коммуникативных умений Б.Ф.Ломова, мы определили критерий и показатели коммуникативных умений:
Информационно — коммуникативный: умение вступать в процесс общения (выражать просьбу, приветствие, поздравление, приглашение, вежливое обращение);
ориентироваться в партнерах и ситуациях общения (начать говорить со знакомым и незнакомым человеком; соблюдать правила культуры общения в отношениях с товарищами, учителем, взрослым);
соотносить средства вербального и невербального общения (употреблять слова и знаки вежливости; эмоционально и содержательно выражать мысли).
Регуляционно — коммуникативный: умения согласовывать свои действия, мнения с потребностями товарищей по общению (осуществление само и взаимоконтроля учебной и трудовой деятельности в совместно выполняемых заданий, операций);
доверять, помогать и поддерживать тех, с кем общаешься (помогать нуждающимся в помощи, уступать, быть честным, не уклоняться от ответов, говорить о своих намерениях, давать советы самим и слушать советы других, доверять получаемой информации, своему товарищу по общению, взрослым, учителю);
применять свои индивидуальные умения при решении совместных задач (использовать речь, математические символы, музыку, движение, графическую информацию для выполнения заданий с общей целью, для фиксирования и оформления результатов своих наблюдений, целенаправленного пользования художественной, научно-популярной, справочной литературой, словарем в учебнике);
оценивать результаты совместного общения.
Аффективно — коммуникативные: умения делиться своими интересами, настроением с партнерами по общению;
проявлять чуткость, отзывчивость, сопереживание к партнерам по общению;
оценивать эмоциональное поведение друг друга.
На основе вышеуказанным критериям и показателям, были выделены уровни формирования коммуникативных умений младших школьников:
Высокий уровень: умение вступать в процесс общения, ориентироваться ситуациях общения, соблюдать правила культуры общения в отношениях с товарищами, учителем, взрослым;
умение соотносить средства вербального и невербального общения;
согласовывать свои действия, мнения с потребностями товарищей по общению взаимоконтроля учебной и трудовой деятельности, совместно выполняемых заданий операций в определенной логической последователь;
доверять, помогать и поддерживать тех, с кем общаешься, давать советы самим и слушать советы других, применять свои индивидуальные умения при решении совместных задач, оценивать результаты совместного общения;
умения делиться своими интересами, настроением с партнерами по общению; проявлять чуткость, отзывчивость, сопереживание к партнерам по общению.
Средний уровень: умение вступать в процесс общения, ориентироваться ситуациях общения, соблюдать правила культуры общения в отношениях с товарищами, учителем, взрослым;
умения делиться своими интересами, настроением с партнерами по общению;
проявлять чуткость, отзывчивость, сопереживание к партнерам по общению;
умение совместно выполняемых заданий операций в определенной логической последователь;
доверять, помогать и поддерживать тех, с кем общаешься, давать советы самим и слушать советы других.
Низкий уровень: умение вступать в процесс общения, ориентироваться в ситуациях общения, соблюдать правила культуры общения в отношениях с товарищами, учителем, взрослым;
доверять, помогать и поддерживать тех, с кем общаешься, давать советы самим и слушать советы других, применять свои индивидуальные умения при решении совместных задач.
На основе выделенных показателей, критериев и уровней были выбраны следующие диагностические методики:
1. Методика «Кто прав?» (модифицированная методика Г. А. Цукерман и др.). [1]
Цель: действия, направленные на учет позиции собеседника (партнера).
Возраст: младшие школьники.
Форма: индивидуальное обследование ребенка.
Метод оценивания: беседа.
Описание задания: ребенку, сидящему перед ведущим, дается по очереди тексты трех заданий, и задаются вопросы.
Материал: три карточки с текстом заданий.
Инструкция: «Прочитай по очереди тексты трех маленьких рассказов и ответь на поставленные вопросы».
Задание 1. «Петя нарисовал Змея Горыныча и показал рисунок друзьям.
Володя сказал: «Вот здорово!».
А Саша воскликнул: «Фу, ну и страшилище!»
Как ты думаешь, кто из них прав? Почему так сказал Саша? А Володя? О чем подумал Петя? Что Петя ответит каждому из мальчиков? Что бы ты ответил на месте Саши и Володи? Почему?».
Задание 2. «После школы три подруги решили готовить уроки вместе.
«Сначала решим задачи по математике, — сказала Наташа».
«Нет, начать надо с упражнения по русскому языку, — предложила Катя».
«А вот и нет, вначале надо выучить стихотворение, — возразила Ира».
Как ты думаешь, кто из них прав? Почему? Как объясняла свой выбор каждая из девочек? Как им лучше поступить?».
Задание 3. «Две сестры пошли выбирать подарок своему маленькому братишке к первому дню его рождения.
«Давай купим ему это лото», — предложила Лена.
«Нет, лучше подарить самокат», — возразила Аня.
Как ты думаешь, кто из них прав? Почему? Как объясняла свой выбор каждая из девочек? Как им лучше поступить? А что бы предложил подарить ты? Почему?».
Критерии оценивания:
• понимание возможности различных позиций и точек зрения (преодоление эгоцентризма),
• ориентация на позиции других людей,
• отличные от собственной,
• понимание возможности разных оснований для оценки одного и того же предмета,
• понимание относительности оценок или подходов к выбору,
• учет разных мнений и умение обосновать собственное,
• учет разных потребностей и интересов.
Показатели уровня выполнения задания:
Низкий уровень (0-7 баллов): ребенок не учитывает возможность разных оснований для оценки одного и того же предмета (например, изображенного персонажа и качества самого рисунка в 1-м задании) или выбора (2-е и 3-е задания); соответственно, исключает возможность разных точек зрения: ребенок принимает сторону одного из персонажей, считая иную позицию однозначно неправильной.
Средний уровень (8-13 баллов): частично правильный ответ: ребенок понимает возможность разных подходов к оценке предмета или ситуации и допускает, что разные мнения по-своему справедливы либо ошибочны, но не может обосновать свои ответы.
Высокий уровень (14-21 баллов): ребенок демонстрирует понимание относительности оценок и подходов к выбору, учитывает различие позиций персонажей и может высказать и обосновать свое собственное мнение.
После проведения беседы, в группе с высоким уровнем было выявлено 3 ребенка. Они свободно учитывали позицию персонажей, с легкостью обосновывали свое собственное мнение. 16 детей имеют средний уровень. Дети частично понимали возможность разных подходов к оценке предмета, не могли обосновать свои ответы. 8 детей имеют низкий уровень.
Дети не учитывают возможности разных оснований для оценки одного и того же предмета; ребенок принимает сторону одного из персонажей, считая иную позицию однозначно неправильной. В результате анализа полученных результатов, мы получили 15% обучающихся с высоким уровнем, 50% — средний уровень и 35% с низким уровнем (Таблица 1).
Таблица 1. Результаты методики «Кто прав?»
№ п/п ФИО Вопросы Уровень
1 2 3 4 5 6 7
1. Анастасия В. 3 2 1 2 2 1 2 Средний
2. Анастасия М. 1 1 1 1 1 1 1 Низкий
3. Анастасия Ш. 3 2 1 1 2 1 2 Средний
4. Артем Л. 1 1 1 1 1 1 1 Низкий
5. Богдан А. 3 3 3 2 3 3 2 Высокий
6. Вероника К. 1 1 1 1 1 1 1 Низкий
7. Вероника М. 1 1 1 1 1 1 1 Низкий
8. Виктория В. 3 2 1 1 1 2 1 Средний
9. Владимир Д. 3 2 1 2 2 1 1 Средний
10. Вячеслав К. 3 2 3 2 3 3 2 Высокий
11. Георгий И. 3 2 1 2 2 1 2 Средний
12. Данил В. 1 1 1 1 1 1 1 Низкий
13. Дарина С. 3 2 1 1 2 1 2 Средний
14. Денис Е. 3 3 3 3 3 3 2 Высокий
15. Диана П. 3 2 2 2 2 1 1 Средний
16. Егор Д. 1 2 2 1 1 2 1 Средний
17. Екатерина К. 1 1 1 1 1 1 1 Низкий
18. Иван Ф. 3 2 1 1 1 2 1 Средний
19. Ирина В. 3 2 1 2 2 1 1 Средний
20. Клим Г. 1 1 1 1 1 1 1 Низкий
21. Мария Ч. 2 3 1 2 1 2 1 Средний
22. Марк Л. 2 2 3 1 2 2 1 Средний
23. Матвей Б. 1 1 1 1 1 1 1 Низкий
24. Матвей Г. 2 1 2 1 1 1 1 Средний
25. Софья Ш. 2 2 1 2 1 2 1 Средний
26. Филипп Г. 2 1 1 2 2 1 2 Средний
27. Яромир М . 2 2 2 1 1 1 1 Средний
2. Методика «Ковёр» (Овчарова Р.) [1]
Цель: изучение уровня сформированности навыков группового взаимодействия учащихся в ситуации предъявленной учебной задачи.
Оцениваемые универсальные учебные действия: коммуникативные и регулятивные:
— учитывать разные мнения и стремиться к координации различных позиций в сотрудничестве;
— формулировать собственное мнение и позицию;
— планировать свои действия в соответствии с поставленной задачей и условиями её реализации;
— осуществлять пошаговый и итоговый контроль.
Проводится коллективно на уроке. Проведение в урочное время связано с тем, что на уроке дети наиболее адекватно принимают на себя социальную роль «ученика» и чувствуют ответственность за выполнение определенного задания.
Учитель делит детей на произвольные команды, которые работают за отдельными столами.
На каждом столе имеются совершенно одинаковые наборы всевозможных фигур (квадратов, треугольников, прямоугольников, овалов, окружностей и др.), выполненных из цветной бумаги. Это позволяет создать равноценные условия работы для всех групп.
Далее каждой команде предлагается изготовить один, общий ковёр. При этом педагог демонстрирует образцы нескольких готовых ковров.
Инструкция: «Для того чтобы сделать такие же красивые ковры надо работать дружно и слаженно».
Успех совместной деятельности зависит от того, насколько умело дети смогут сорганизоваться, распределить обязанности и договориться между собой. Время выполнения для всех одинаково. По окончанию работы организуется выставка ковров, в ходе которой дети анализируют свою деятельность.
Уровни оценивания:
Низкий уровень: не учитывал мнение своего собеседника, не мог спланировать свои действия, не осуществлял пошаговый контроль.
Средний уровень: выслушивал точку зрения собеседника, но поступал по своему, планировал свои действия, не мог осуществить пошаговый контроль.
Высокий уровень: учащиеся учитывал различные мнения, формулировал собственное мнение и позицию, планировал свои действия, а так же осуществлял пошаговый контроль.
Проанализировав ответы (Таблица 2, рис. 1), мы получили такие результаты: высокий уровень – 15% (4 ученика); средний – 52% (14 учеников) и низкий уровень – 33% (9 учеников). В целом можно сказать, что большинство учащихся в классе при работе в парных и групповых работах учитывают различные мнения, а так же формулируют собственное мнение и позицию, планируют свои действия и осуществлять контроль. Но есть учащиеся которые негативно воспринимают чужое мнение, не любят работать в парах (группах).
Таблица 2. Результаты Методики «Ковёр»
№ п/п ФИО Умения Уровень
Учитывать разные мнения Собственное мнение и позицию Планировать свои действия Осуществлять контроль
1. Анастасия В. — — — — Низкий
2. Анастасия М. + + — — Средний
3. Анастасия Ш. + + + + Высокий
4. Артем Л. — — — — Низкий
5. Богдан А. + + + + Высокий
6. Вероника К. — — — — Низкий
7. Вероника М. — — — — Низкий
8. Виктория В. — + + — Средний
9. Владимир Д. — + + — Средний
10. Вячеслав К. + + + + Высокий
11. Георгий И. — + + — Средний
12. Данил В. — — — — Низкий
13. Дарина С. — + + — Средний
14. Денис Е. + + + + Высокий
15. Диана П. — + + — Средний
16. Егор Д. — + + — Средний
17. Екатерина К. — — — — Низкий
18. Иван Ф. — + + — Средний
19. Ирина В. — + + — Средний
20. Клим Г. — — — — Низкий
21. Мария Ч. — + + — Средний
22. Марк Л. — + + — Средний
23. Матвей Б. — — — — Низкий
24. Матвей Г. — + + — Средний
25. Софья Ш. — + + — Средний
26. Филипп Г. — + + — Средний
27. Яромир М . — + + — Средний
Рис.1. Результаты Методики «Ковёр»
3. Анкета «Умение слушать» [1]
Цель: выявление уровня сформированности основных слагаемых коммуникативного умения: внимание к партнеру, дружелюбие и активность.
Возраст: ступень начальной школы.
Форма: индивидуальное обследование ребенка.
Метод оценивания: наблюдение за процессом деятельности и анализ результата.
Описание задания: на каждый из вопросов следует дать ответы, которые оцениваются:
• «почти всегда» — 2 балла;
• «в большинстве случаев» — 4 балла;
• «иногда» — 6 баллов;
• «редко» — 8 баллов;
• «почти никогда» — 10 баллов.
Вопросы:
1. Стараетесь ли вы «свернуть» беседу в тех случаях, когда ее тема неинтересны вам?
2. Раздражают ли вас манеры вашего собеседника?
3. Может ли неудачное выражение собеседника спровоцировать вас на резкость или грубость?
4. Избегаете ли вы вступать в беседу с неизвестным или малознакомым вам человеком?
5. Имеете ли вы привычку перебивать собеседника?
6. Делаете ли вид, что внимательно слушаете, а сами думаете совсем о другом?
7. Меняется ли ваш тон, голос, выражение лица в зависимости от того, кто ваш собеседник?
8. Меняете ли тему разговора, если собеседник коснулся неприятной для вас темы?
9. Поправляете ли собеседника, если в его речи встречаются неправильно произнесенные слова, названия?
Высокий уровень – от 60 до 90 баллов.
Средний уровень – от 59 до 40 баллов.
Низкий уровень – от 39 до 0 баллов.
Анализ ответов показал, что больше половины класса дружелюбны и внимательны к своему собеседнику, обладают большой степенью умения слушать собеседника. Учитывая выше сказанное, можно сделать вывод, что высокий уровень коммуникативных умений имеют 7% опрошенных (2 человека), средний уровень — 56% (15 человек) и низкий уровень 37% учащихся (10 человек) (Таблица 3).
Таблица 3. Результаты Анкеты «Умение слушать»
№ п/п ФИО Вопросы Уровень
1 2 3 4 5 6 7 8 9
1 Анастасия В. 4 6 2 8 6 4 8 6 4 Средний
2 Анастасия М. 4 6 2 8 6 4 8 6 4 Средний
3 Анастасия Ш. 10 6 8 4 8 6 10 6 8 Высокий
4 Артем Л. 2 4 2 4 2 2 6 2 4 Низкий
5 Богдан А. 4 6 2 8 6 4 8 6 4 Средний
6 Вероника К. 2 4 2 4 2 2 6 2 4 Низкий
7 Вероника М. 2 4 2 4 2 2 6 2 4 Низкий
8 Виктория В. 4 6 2 8 6 4 8 6 4 Средний
9 Владимир Д. 4 6 2 8 6 4 8 6 4 Средний
10 Вячеслав К. 10 6 8 4 8 6 10 6 8 Высокий
11 Георгий И. 4 6 2 8 6 4 8 6 4 Средний
12 Данил В. 2 4 2 4 2 2 6 2 4 Низкий
13 Дарина С. 4 6 2 8 6 4 8 6 4 Средний
14 Денис Е. 4 6 2 8 6 4 8 6 4 Средний
15 Диана П. 4 6 2 8 6 4 8 6 4 Средний
16 Егор Д. 4 6 2 8 6 4 8 6 4 Средний
17 Екатерина К. 2 4 2 4 2 2 6 2 4 Низкий
18 Иван Ф. 4 6 2 8 6 4 8 6 4 Средний
19 Ирина В. 4 6 2 8 6 4 8 6 4 Средний
20 Клим Г. 2 4 2 4 2 2 6 2 4 Низкий
21 Мария Ч. 4 6 2 8 6 4 8 6 4 Средний
22 Марк Л. 4 6 2 8 6 4 8 6 4 Средний
23 Матвей Б. 2 4 2 4 2 2 6 2 4 Низкий
24 Матвей Г. 2 4 2 4 2 2 6 2 4 Низкий
25 Софья Ш. 4 6 2 8 6 4 8 6 4 Средний
26 Филипп Г. 2 4 2 4 2 2 6 2 4 Низкий
27 Яромир М. 4 6 2 8 6 4 8 6 3 Средний
Рис. 2. Результаты Анкеты «Умение слушать»
Таблица 4. Результаты констатирующего этапа
Методики Уровни
Высокий Средний Низкий
Анкетирование 7% 56% 37%
Методика «Кто прав?» 15% 50% 35%
Методика «Ковёр» 15% 52% 33%
Среднее значение 12% 53% 35%
Рис. 3. Результаты констатирующего этапа
Таким образом, полученные результаты позволили нам прийти к выводу о необходимости реализации совокупности методов и форм, направленных на формирование коммуникативных УУД младших школьников в кружковой деятельности.
Формирующий этап. Реализация совокупности форм и методов формирования коммуникативных УУД у младших школьников в кружковой деятельности.
Цель формирующего этапа: реализация совокупности формы и методы формирования коммуникативных умений младших школьников во внеурочной деятельности.
Цель кружка: развитие коммуникативных умений у младших школьников через внеурочную деятельность.
Задачи кружка:
— формирование умений сотрудничать, работать в группе в коллективе;
— развивать умение слушать и слышать другого человека;
— умение сотрудничать и сопереживать;
умение получать радость от общения.
Программа клуба «Учись общаться»
Пояснительная записка
Программа внеклассных мероприятий «Учимся общаться» реализует культурные направления по авторской программе Т. А. Ладыженской «Риторика».
Программа предназначена для реализации в начальной школе и предназначена для детей от 6,5 до 11 лет.
Занятия проводятся один раз в неделю в виде игр, игровых ситуаций, конкурсов, экскурсий, уроков с использованием ИКТ.
Программа дополняет очень важную область школьного образования: обучение учащихся говорить и общаться друг с другом и со взрослыми в различных ситуациях (в школе и вне школы) и решение различных коммуникативных проблем.
Его актуальность заключается в том, что формирование личности происходит в младшем школьном возрасте. От того, насколько легко ребенок сможет общаться с окружающими его людьми, вступать в контакт, зависит его дальнейший успех в школе. Но программа также обеспечивает преемственность в целях, содержании, подходах и методах работы с программой по предмету «Риторика» в 2-3 классах, но это разные формы образовательного процесса.
Основными принципами реализации программы являются научный, доступный, добровольный, активный и личностный подходы, преемственность, эффективность, партнерство, креативность и успех.
Целью программы «Учимся общаться» является развитие речи, навыков общения, эффективных коммуникативных навыков в различных ситуациях, а также решение различных коммуникативных задач, с которыми ученик сталкивается в жизни.
Таблица 5. Программа предусматривает достижение 3 уровней результатов
Первый уровень результатов Второй уровень результатов Третий уровень результатов
предполагает приобретение учеником социальных знаний (о социальных нормах, структуре общества, социально одобренных и неутвержденных формах поведения в обществе и т. д.), первичное понимание социальной реальности и повседневной жизни. Для достижения такого уровня результатов особое значение имеет взаимодействие ученика с учителями как значимыми носителями позитивных социальных знаний и повседневного опыта. предполагает получение учеником опыта и позитивное отношение к базовым ценностям общества (личность, семья, родина, природа, мир, знания, работа, культура), ценностное отношение к социальной реальности в целом. Для достижения такого уровня результатов особое значение имеет взаимодействие учащихся между собой на уровне класса, школы, то есть в защищенной, дружественной социальной среде. Именно в такой тесной социальной среде ребенок получает (или не получает) первое практическое подтверждение полученных социальных знаний, начинает ценить (или отвергать) их.
предполагает получение учеником опыта самостоятельных социальных действий. Только в независимых социальных действиях, в открытом обществе, вне дружественной школьной среды, для других, часто незнакомых людей, которые не обязательно положительно настроены на это, школьник действительно становится (а не просто выясняет, как стать) общественный деятель, гражданин, свободный человек. Именно в опыте самостоятельных социальных действий обретается смелость, готовность действовать, без которой приобретается существование гражданина и гражданского общества.
Планируемые результаты
Личностные результаты
— понять роль речи в жизни людей;
— оценить некоторые высказывания людей с точки зрения такта в данной ситуации;
— объяснить некоторые правила вежливого поведения при общении (правила разговора, приветствия, извинения и т. д.).
Предметные результаты
— различать устное и письменное общение;
— различать вербальное и невербальное общение, понимать роль невербального общения в общении человека, целесообразность различного темпа, объема, некоторых жестов и выражений лица в разных ситуациях;
— целесообразность использовать в своей речи некоторые невербальные средства;
— проанализировать актуальность, эффективность реализации речевых жанров приветствия, прощания, комплимента, извинений в разных ситуациях;
— производить соответствующие, эффективные этикетные жанры приветствий, прощаний, благодарностей, извинений в связи с различными ситуациями общения;
— распознавать и поддерживать этикет в диалоге;
— отличить текст от набора предложений, написанных в виде текста.
— найти абзац с значением текста;
— выбрать подходящий заголовок из вариантов, чтобы придумать заголовки для небольших текстов;
— определить роль ключевых слов в тексте, выделить их;
— составить простую сказочную историю на основе оригинальных предложений, картинок, справочных слов;
— писать и исполнять стихи, выбирать простое стихотворение, поэтический текст;
— оценить степень вежливости (и других) в определенных ситуациях.
Метапредметные результаты
Регулятивные УУД
— реализовать простое высказывание по заданной теме;
— сделать простые выводы и обобщения результатом совместной работы класса.
Познавательные УУД
— руководствуясь своей системой знаний: примеры хорошего и плохого общения в своей жизни и жизни других;
— самостоятельно работать с учебником, осознать недостаток информации, использовать школьные словари.
Коммуникативные УУД
— руководствуясь своей системой знаний: примеры хорошего и плохого общения в своей жизни и жизни других;
— соблюдать некоторые правила вежливого общения в учебной и внешкольной деятельности;
— научиться договариваться о распределении ролей в игре, работать в совместной деятельности.
Таблица 6. Тематическое планирование во 2 классе
№. Тема всего теория практика
1 Вводное занятие. 2 1 1
Общение. 16 8 8
2 Виды общения. 3 2 1
3 Речь, как средство воздействия на мысли, чувства. 2 1 1
4 Речь: устная и письменная 11 5 6
Текст. 13 3 10
5 Что такое текст? 7 1 6
6 Оформление текста на письме. 6 2 4
Заключительное занятие 2 2
Итого 33 12 21
Содержание программы.
1. Вступительное занятие (2 ч.). В теоретической части: знакомство с режимом работы кружка, уроки безопасности, для проведения мероприятий. В практической части: Значение речевого общения в жизни людей. Знакомство с учебной задачей. Развитие у детей умение взаимодействовать, договариваться друг с другом, строить длительные доброжелательные взаимоотношения.
Общение — 16ч.
1. Виды общения (3 часа). В теоретической части: приветствие. Использование словесных и невербальных форм приветствий в разных ситуациях. Зачем нам нужны знаки. В практической части: экскурсия. Виды знаков — слова и знаки-рисунки.
2. Речь, как средство воздействия на мысли, чувства (2ч). В теоретической части: влияние слов на людей. Слово забавляет, печалит и утешает. В практической части: используя слова, люди могут договориться о совместной работе и организовать игру, а главное взаимодействовать. Помочь детям, которые испытывают трудности в общении, обрести уверенность и почувствовать себя частью команды
3. Речь: устная и письменная (11ч.). В теоретической части: Виды речевой деятельности. Устный и письменный язык. Целесообразность использования объема, темпа речи в разных ситуациях. Знакомство с инструментами невербального общения и их значение в устном общении. Словесная вежливость, речевой этикет. Выражения (этикет) приветствия, прощания, благодарности, извинений. Правила общения по телефону.
В практической части: демонстрация правильного использования объема, темп некоторых высказываний. Использование формул этикета во время телефонного разговора. Моделирование телефонного разговора в соответствии с условиями общения. Развитие у детей умение взаимодействовать, договариваться друг с другом, строить длительные доброжелательные взаимоотношения
Надлежащее использование невербальных средств было изучено, решение риторической задачи. Знакомство с правилами вежливости при разговоре и почему их следует соблюдать.
Целесообразность использования словесных и невербальных форм благодарности в разных ситуациях. Моделирование вежливого словесного поведения как ответ на помощь и т.д. В зависимости от условий общения. Составление историй и сказок на картинках.
Текст — 13 ч
1. Текст — что это? (7 часов) теоретическая часть: отличие текста от набора предложений. В практической части: определение текстовых тем, выбор названия и его роли. Определение ключевого слова, как описано в тексте. Поиск ключевых слов в сказках, сказочных историях. Выделение незнакомых слов в тексте. Уточнить значение неизвестных слов. Определить основную идею текста. Развитие у детей умение взаимодействовать, договариваться друг с другом, строить длительные доброжелательные взаимоотношения
2. Оформление текста (6ч.) В теоретической части: роль пунктуации, параграфы в тексте. Выделение начала, основной части и конца текста. В практической части: Упражнения по выбору начала, основной части и конца текста. Моделирование соответствующих средств защиты при решении риторических задач.
3. Заключительная сессия (2H). В практической части: урок — диагностика, игровое путешествие. Развитие у детей умение взаимодействовать, договариваться друг с другом, строить длительные доброжелательные взаимоотношения
Таблица 7. Календарно-тематическое планирование
№ Дата Тема Содержание
Теория Практика
Вводное занятие – 2 ч
1Будем общаться.Знакомство с режимом работы кружка, правилами техники безопасности занятий в кабинете, при проведении мероприятий. 1
2 Речь в жизни человека. Объяснять значение речи, общения в жизни людей. Знакомство с учебной тетрадью
Игра Зоопарк 1
Общение – 16 ч
Виды общения – 3 ч
3Учимся вежливости.Игра «Приветствие». Использование словесных и несловесных форм приветствия в разных ситуациях.1
4 Город сладкоежек. Зачем нужны вывески. Экскурсия.
Виды вывесок – слова и вывески-рисунки. 1
5 Вывески, их информационная роль. Обозначать вывески некоторых магазинов, кафе и т.д. Игра Дракон 1
Речь, как средство воздействия на мысли, чувства – 2 ч
6Удивляемся, радуемся, огорчаемся.Слово веселит. Слово огорчает. Слово утешает. Влияние слова на людей. Игра «Назови ласково».1
7
Давайте договоримся. Упражнения «Весёлые считалочки», «Малиновый слон». Объяснять, что с помощью слова можно договариваться об организации игры, совместной работы Игра на мосту. 1
Речь: устная и письменная – 11 ч
8Говорим – слушаем, читаем – пишем.Виды речевой деятельности. Устная и письменная речь.1
9 Устная речь. Громко–тихо.
Быстро–медленно.
Уместность использования громкости, темпа в некоторых высказываниях: скороговорках, чистоговорках, считалках и т.д. Упражнение «Люли-люли люленьки». 1 1
10 Устная речь. Быстро–медленно.
Уместность использования темпа в некоторых высказываниях: скороговорках, чистоговорках, считалках и т.д.
11 У меня зазвонил телефон… Правила разговора по телефону.
Моделирование телефонного разговора в соответствии с условиями общения. Игра Сиамские близнецы 1
12 «Важный цыплёнок» Называть средства несловесного общения объяснять их значение при устном общении Уместное использование изученных несловесных средств при решении риторических задач. Игра Газета 1 1
13Мимика и жесты.Уместное использование изученных несловесных средств при решении риторических задач.
14 «До свидания, доктор Айболит!» Прощаемся в разных ситуациях общения.
Уместность использования словесных и несловесных форм прощания в разных ситуациях.1
15 Ежели вы вежливы… Знакомство с правилами вежливости при разговоре и почему их следует соблюдать. 1
16В гости к Весёлым человечкам.Уместность использования словесных и несловесных форм извинения в разных случаях. 1
17
Благодарим за подарок, услугу.
Уместность использования словесных и несловесных форм благодарности в разных ситуациях. 1
18 Новогодняя сказка. Моделирование вежливого речевого поведения как ответ на подарок, помощь и т.д. в зависимости от условий общения. Составление рассказов и сказочных историй по картинкам. Игра Липучка 1
Текст – 13 ч
Текст – что это такое?- 7 ч
19 «Жил-был доктор Айболит…» Отличать текст от набора предложений.
1
20 Заголовки-отгадки Определять тему текста 1
21 Заголовки-отгадки, заголовки- названия Объяснять роль заголовка 1
22 Заголовки бывают разными… Озаглавливать текст 1
23 Очень важные слова.
Определять по ключевым словам, о чём говорится в текст