Дефектология Часть дипломной работы Педагогика/Психология

Часть дипломной работы на тему Развитие наглядно-образного мышления у старших дошкольников с задержкой психического развития посредством нетрадиционных техник рисования

  • Оформление работы
  • Список литературы по ГОСТу
  • Соответствие методическим рекомендациям
  • И еще 16 требований ГОСТа,
    которые мы проверили
Нажимая на кнопку, я даю согласие
на обработку персональных данных
Фрагмент работы для ознакомления
 

Содержание:

 

ГЛАВА 1.
Теоретические основы развития наглядно–образного мышления у старших
дошкольников с задержкой психического развития. 2

1.1. Особенности развития наглядно–образного
мышления в дошкольном возрасте 2

1.2. Особенности развития наглядно–образного
мышления у старших дошкольников с задержкой психического развития. 5

1.3. Методологические подходы к развитию
наглядно–образного мышления у дошкольников с задержкой психического развития. 8

1.4. Нетрадиционные техники рисования, как
средство развития наглядно–образного мышления у старших дошкольников с
задержкой психического развития  11

Литература. 18

  

Введение:

 

Не хочешь рисковать и сдавать то, что уже сдавалось?!
Закажи оригинальную работу - это недорого!

Заключение:

 

 

Фрагмент текста работы:

 

ГЛАВА 1. Теоретические
основы развития наглядно–образного мышления у старших дошкольников с задержкой
психического развития

1.1. Особенности
развития наглядно–образного мышления в дошкольном возрасте

Старший дошкольный возраст является
периодом активного развития и становления познавательной деятельности
детей.  При этом, чувственные образы и
представления имеют важное значение для умственного развития ребенка. Поэтому
следует понимать, что план представлений и образного мышления в младшем
школьном возрасте недостаточно произволен. Это говорит о том, что дети в этот
возрастной период не обладают техникой актуализации представлений, которые
необходимы для развертывания того или иного мыслительного акта и оперирования
актуализированными образами. Поэтому большинство исследователей, которые
характеризуют представления, отмечают их фрагментарный и неустойчивый характер [26].

Все это приводит к тому, что исследования
в основном посвящены изучению речевого плана мышления, так как речь ребенка
может поддаваться управлению со стороны взрослого. Однако посредством речи
можно развивать не все представления детей. Ряд свойств предметов достаточно
трудно описать словесно. В жизни ребенка часто могут возникать ситуации, в
которых четко выражена необходимость в образном мышлении [77].

В настоящее время проблема наглядно-образного
мышления интенсивно разрабатывается рядом зарубежных ученых (Р. Архейм, Д.
Браун, Д. Хэбб, Р. Хейбер, Г. Хэйк, Р. Хольт и др.).

Л.И. Божович в своих трудах говорит о том,
что такая форма мышления является визуальной и выступает как оперирование зрительными
образами. При этом автор указывает, что процессы визуального мышления очень
результативны, но не менее трудны, чем оперирование понятиями. Способность
мыслить образно развивается в процессе школьного обучения, способствуя
умственному развитию ребенка [2].

В своих исследованиях Ж. Пиаже, изучает
период, который обозначается как символическое и допонятийное мышление, имеющие
сходные характеристики с наглядно-образным мышлением. Автор говорит, что в
период старшего дошкольного возраста важным приобретением в развитии ребенка
является формирование символической функции, сущность которой заключается в
том, что дети начинают представлять отсутствующие вещи посредством символов и
знаков. Так, знаки начинают отличать обозначение от обозначаемого и применяются
для актуализации представлений [18].

Ведущее значение в формировании такой
символической функции, по мнению автора, содержится в игровой и подражательной
деятельности, когда возникает способность представлять одну вещь при помощи
другой. Следует заметить, что такой оперирующий представлениями интеллект
значительно отличается от сенсомоторного интеллекта, так как существует
возможность выйти за пределы непосредственного восприятия и оперирования
представлениями, которые отражают отсутствующие в данный момент предметы [4].

Ж. Пиаже, основываясь на экспериментальных
исследованиях, дает определенную классификацию образов по их структуре:

· Репродуктивные образы, отражающие уже
известные предметы или события. При этом они могут быть статическими, отражая
неподвижные предметы, кинетическими, отражающими разные формы движения и
преобразующими, когда отражают известные ребенку преобразования объектов;

· Антиципирующие образы, когда ребенок
воспроизводит новые события, которые ранее не воспринимались. Такие образы
могут быть кинетическими и преобразующими [18].

Заметим, что антиципирующие образы,
которые характеризуют высшие уровни, является не простым усложнением
репродуктивных образов, а становятся результатом развития интеллекта. Так,
логические операции становятся определяющими и детерминирующими в
функционировании образов, начиняя с 6-7–летнего возраста [5].

Интересной точкой зрения на развитие
образного мышления в старшем дошкольном возрасте являются представления Р.С.
Немова, который указывает, что мышление выступает как высший познавательный
процесс, представляющий порождение нового знания и активную форму творческого
отражения и преобразования человеком действительности. При этом автор говорит о
том, что мышление порождает такой результата, которого в действительности на
данный момент времени не существует [2].

Следует заметить, что отличие мышления от
других психологических процессов заключается в том, что оно всегда связано с
наличием какой-либо проблемной ситуации или задачи, которую необходимо решить,
и активным изменением условий, в которых данная задача задается [81].

Важным моментом является то, что в
мышлении, основываясь на сенсорную информацию, человек приходит к определенным
теоретическим и практическим выводам. Поэтому мышление отражает сущность не
только в виде отдельных вещей или явлений, а также определяет связи, которые
существуют между ними, и непосредственно не даны в восприятии человека. При
этом, те или иные свойства вещей и явлений, вместе со связями между ними,
отражаются в мышлении в обобщенной форме [5].

Таким образом, можно сделать вывод, что
мышление представляет собой не отдельный психический процесс, а присутствует во
всех других познавательных процессах. Так, восприятие, внимание, воображение,
память и речь обязательно связаны с мышлением, а степень его участия в этих
процессах определяет уровень развития личности.

Мышление –
это особого рода теоретическая и практическая деятельность, предполагающая
систему включенных в нее действий и операций ориентировочно–исследовательского,
преобразовательного и познавательного характера [26].

Не хочешь рисковать и сдавать то, что уже сдавалось?!
Закажи оригинальную работу - это недорого!
 

Фрагмент текста работы:

 

1.4. Нетрадиционные техники рисования, как средство развития
наглядно-образного мышления у старших дошкольников с задержкой психического
развития

Развитие наглядно-образного мышления является
необходимым для выполнения различных функций в разных сферах деятельности
человека. Способность мыслить в образах и оперировать ими, важна каждому
человеку для осуществления его деятельности. Следует заметить, что
психологические особенности развития образного мышления в старшем дошкольном
возрасте имеют специфические черты. Считается, что мышление ребенка в этот
возрастной период наглядно и конкретно, поэтому говоря об образном мышлении,
важно учитывать наглядность.

Что касается основы для формирования высших
форм мышления в период старшего дошкольного возраста, то ею является активное
участие ребенка в различных видах деятельности, начиная от игровой и заканчивая
межличностным общением со сверстниками и взрослыми. При этом, между разными
видами деятельности имеется внутренняя психологическая взаимосвязь, дающая возможность
использовать их для развития мышления детей старшего дошкольного возраста.
Поэтому
с целью активного развития наглядно-образного мышления у дошкольников старшего
возраста, которые имеют задержку психического развития, важно применять особые
техники, поскольку для них свойственно нарушение многих умственных действий [4].

Важным моментом является
то, что ребенок с задержкой психического развития зачастую копирует образец,
который ему представляют. Однако нетрадиционные техники рисования не дают такой
возможности, поскольку педагог вместо образца показывает способ воздействия с
тем или иным нетрадиционным материалом. Такое обстоятельство позволяет
развивать самостоятельность и инициативность детей, воображение и творчество.

Важно! Это только фрагмент работы для ознакомления
Скачайте архив со всеми файлами работы с помощью формы в начале страницы

Похожие работы