Часть дипломной работы на тему Развитие музыкально — ритмических способностей у детей старшего дошкольного возраста
-
Оформление работы
-
Список литературы по ГОСТу
-
Соответствие методическим рекомендациям
-
И еще 16 требований ГОСТа,которые мы проверили
Введи почту и скачай архив со всеми файлами
Ссылку для скачивания пришлем
на указанный адрес электронной почты
Заключение:
В
ходе нашего исследования мы решали ряд задач, первая из которых состояла в изучении
состояния вопроса о музыкально-ритмических способностях в
психолого-педагогической и специальной литературе. В ходе решения данной задачи
было установлено, что проблема развития способностей личности имеет высокую
актуальность, так как перед каждым индивидом постоянно возникает необходимость
в удовлетворении жизненных потребностей и вместе с тем, практическая
возможность их удовлетворения, сказывается зависимость от условий жизни,
наличия способностей и умений.
Утвердившееся
в науке определение музыкальности как способности чувствовать эмоциональную
выразительность музыкального движения через произвольное оперирование
музыкально-слуховыми представлениями и восприятие выразительности музыкального
ритма отражает, прежде всего, внутреннюю ее структуру, сочетание музыкальных
способностей. Содержательная же сторона музыкальности связана со способностью
человека к «омузыкаленному» восприятию и видению мира, когда все впечатления от
окружающей действительности у человека, обладающего этим свойством, имеют
тенденцию к переживанию в форме музыкальных образов.
В
ходе решения второй задачи было установлено, что чувство ритма – это хорошо
развиваемая музыкальная способность, связанная не только с восприятием и
воплощением музыкального времени, но и с эмоционально-выразительной,
образно-поэтической, художественно-смысловой стороной музыки. Поэтому проблема
развития музыкально-ритмического чувства связана не столько с развитием
способности к адекватному восприятию и воспроизведению его, как такового, вне
музыки, сколько с умением воспринимать и использовать его как важнейшее
выразительное музыкальное средство. Структура музыкально-ритмических
способностей включает в себя информативный, интуитивный и исполнительский
компоненты, показатели которых охватывают его проявления и во временном
восприятии и воплощении музыки, и в эмоциональной выразительности ритмической
стороны восприятия и исполнения.
Музыка
и движение такие же взаимосвязанные понятия, как звук и его ритмическая
организация. Временное начало, ритмический рисунок составляют основу звуков, а,
следовательно, и музыкального образа. Ритм, пульсация, движение, действие –
это, по сути, характеристики одного и того же явления, поэтому на протяжении
многих лет педагоги и методисты используют движение как средство
музыкально-ритмического развития. Если у человека с детства не развито чувство
ритма, он будет неполноценно воспринимать музыку, что скажется в целом на его
музыкальной культуре.
При
определении возрастных особенности детей старшего дошкольного возраста,
влияющих на процесс развития чувства ритма, был выявлено, что они имеют высокую
чувствительность и готовность к музыкальному развитию. Исследования показывают,
что интенсивность обучения музыке сказывается не только на музыкальном, но и на
общем уровне развития ребенка, в том числе и на развитии ребенка, обладающего
яркими музыкальными способностями. Основными признаками музыкальности следует
считать, в первую очередь, проявление музыкальной впечатлительности и
активности.
В
качестве принципов, которые оказывают решающее влияние на успешность развития
чувства ритма у старших дошкольников, выступают: принцип развития через
системно организованное воспитание и обучение (формирования комплекса
музыкальных способностей и навыков); принцип определяющего значения окружающей
музыкальной среды; принцип выявления и целенаправленного обогащения ведущего
вида активной музыкальной деятельности.
Третья задача нашего исследования состояла разработке
методики формирования музыкально-ритмических способностей у детей старшего
дошкольного возраста посредством музыкально-дидактических игр. В методических
разработках отмечается, что формирование музыкально-ритмических навыков при
работе с дошкольниками неразрывно связано с созданием для них условий быть не
только пассивным или активным слушателем, но и творческим исполнителем,
способным в художественном образе, через метроритмические и ритмопластические
импровизации выразить музыкальные чувства и образы. Такие возможности
предоставляют музыкально-дидактические игры.
Развивающий потенциал
музыкально-дидактических игр обеспечивается логической последовательностью и
единством дидактической задачи, игровых правил и действий, результата
музыкально-игровой деятельности и оценки его продуктивности. Поскольку чувство ритма понимается как способность к
двигательно-активному переживанию музыки, эмоциональному и выразительному
восприятию и исполнению ритма, эффективными для его развития являются музыкально-дидактические игры, связанные с
двигательной деятельностью старших дошкольников: воспроизведением музыкального ритма, танцевальных движений,
музыкально-ритмического импровизирования.
Четвертая задача исследования заключалась в экспериментальной
проверке эффективности методики развития музыкально-ритмических способностей у
детей старшего дошкольного возраста посредством музыкально-дидактических игр.
Организация и проведение опытно-экспериментальной работы показали, что благоприятные
условия
для развития чувства ритма у детей старшего дошкольного возраста в музыкальном
воспитании могут быть созданы посредством использования
музыкально-дидактических игр, основанных на музыкально-ритмической деятельности
с четкой мелодико-ритмической организацией, движением, использующим характерные
ритмоформулы в песнях и пьесах различных
жанров, содержания и характера, доступным детям для исполнения.
Музыкально-дидактические
игры также предоставляют большие возможности для эффективного развития чувства
ритма, приучая дошкольников к единству действий в определенной
темпо-ритмической периодичности, владению различными ритмоформулами,
переключению внимания в области темпа, метра и размера, тесно связанных с
игровым сюжетом.
Процесс
развития чувства ритма у старших дошкольников музыкально-игровой деятельности
проходил в следующей логической последовательности: I этап – накопление опыта общения с
музыкой; II
этап – воспроизведение простейших попевок и звукоподражаний; III этап – музыкальные вопросы и ответы;
IV
этап – исполнение и творческое импровизирование ритмических построений
контрастного характера.
Результаты
опытно-экспериментальной работы показали, что развитие компонентов чувства
ритма (информационного, интуитивного, исполнительского) посредством
использования музыкально-дидактических игр по отдельным показателям происходит
относительно одновременно в начале и в конце эксперимента, но существенно
отличается по уровню развитости. Одновременность развития всех структурных
компонентов чувства ритма не только влияет на развитие данной музыкальной
способности, но и музыкальности ребенка в целом. Кроме того, одновременность
развития компонентов чувства ритма активизирует эмоциональную, слуховую и
умственную сферы старших дошкольников.
По итогам опытно-экспериментальной работы выявлено
повышение ориентированности старших дошкольников экспериментальной группы в
жанрово-стилевых особенностях музыкальных произведений, выразительного
исполнения ритмического рисунка, наличие ярких эмоциональных и пластических
движений на услышанную и исполняемую музыку. Сравнительный анализ результатов
констатирующей и контрольной диагностики развития чувства ритма у старших
дошкольников экспериментальной группы подтвердил эффективность использования
музыкально-дидактических игр в данном процессе.
Таким образом, задачи, поставленные в нашем
исследовании, решены, результаты проведенного исследования доказывают
непротиворечивость предложенной гипотезы.
Фрагмент текста работы:
ГЛАВА
II.
ОПЫТНО-ПЕДАГОГИЧЕСКАЯ РАБОТА ПО РАЗВИТИЮ МУЗЫКАЛЬНО-РИТМИЧЕСКИХ СПОСОБНОСТЕЙ У
ДЕТЕЙ СТАРШЕГО ДОШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА
2.1
Методика развития музыкально – ритмических способностей у детей старшего
дошкольного возраста средствами музыкально – дидактических игр
Целью методики является развитие музыкально – ритмических способностей у
детей старшего дошкольного возраста средствами музыкально дидактических
игр.
Выбор эффективных
музыкально-дидактических игр для развития чувства ритма у старших дошкольников необходимо
помнить, что в данном возрасте музыкальные способности имеют
эмоционально-двигательную, а не только слуховую природу. Слух обеспечивает
только «прием» звуковой информации, а ее переработка в музыкальную зависит от
того, какую содержательную информацию извлекает из звуковых комплексов
эмоциональная сфера человека, которая дает импульс к музыкальному
«действованию» – сочинению, музыкальному исполнительству или слушанию. Поэтому
все методы развития чувства ритма должны быть направлены на развитие адекватной
эмоциональной отзывчивости на музыку, сенсомоторной реакции (слышу –
переживаю – действую) на музыкально-ритмические и ритмо-мелодические комплексы,
что особенно важно при овладении навыками музыкально-ритмического
исполнительства.
Успешное усвоение чувства ритма детьми старшего
дошкольного возраста невозможно без овладения простыми средствами изобразительно-выразительной
функции музыкально-ритмического и ритмопластического исполнительства. Познание старшими
дошкольниками выразительных возможностей метроритмической стороны музыкального
искусства может осуществляться на музыкальных занятиях в следующих направлениях:
1)
освоение на слух и в исполнении метроритмических оборотов в мотивах, мелодиях,
подражающих звучанию окружающего мира, интонациям чувственно-выразительной речи
человека (вопросы-ответы, песенные разговоры, подражание пению кукушки, и
т.д.);
2)
освоение на слух и в исполнении метроритмических оборотов в мотивах, мелодиях,
сопровождающих естественные игровые, танцевальные движения дошкольника
(подпевание во время ходьбы, танца, укачивание куклы и т.д.).
Данные музыкально-ритмические обороты выражают
различные эмоции и движения: сожаление, радость, удивление, ходьба, прыжки и
проч., и содержатся во многих песнях из дошкольного репертуара, таких как
«Кукушечка» (интонации вопроса), «Баю-бай» (интонации укачивания), «По тропинке
в лес пойдем…» (интонации размеренной поступи, шага) и др.