Часть дипломной работы на тему Развитие моторных функций у детей младшего дошкольного возраста посредством игротренинга
-
Оформление работы
-
Список литературы по ГОСТу
-
Соответствие методическим рекомендациям
-
И еще 16 требований ГОСТа,которые мы проверили
Введи почту и скачай архив со всеми файлами
Ссылку для скачивания пришлем
на указанный адрес электронной почты
Фрагмент текста работы:
Глава 1
Теоретические представления о формировании моторных функций
1.1.Научные представления о моторных функциях
Федеральный государственный образовательный стандарт дошкольного образования гласит, что достаточный уровень формирования двигательных функций, обеспечивающий ловкость, точность и координацию движений, является одним из целевых ориентиров для подготовки детей дошкольного возраста к школе.
Соответственно, этой целью должны руководствоваться учителя образовательной организации (логопед, психолог, инструктор по физическому воспитанию, музыкальный руководитель, педагог) в развивающей и коррекционной работе.
В разработанных АООП ДО (адаптированных общих образовательных программ дошкольного образования), для разных категорий детей с ОВЗ также выделяются задачи двигательного, моторного развития дошкольников с разными вариантами нарушений развития.
Реализация федеральных государственных образовательных стандартов НОО ОВЗ предполагает обучение детей различным вариантам АООП в соответствии с их особыми образовательными потребностями. Особые образовательные потребности учащихся с нарушениями речи во многом определяются структурой дефекта речи.
ФГОС ВШЭ для детей с тяжелыми нарушениями речи позволяет этим детям освоить доступный уровень начального образования, с одной стороны, и, с другой стороны, предполагает максимальный учет индивидуальной структуры дефекта в процесс педагогической и логопедической поддержки.
Таким образом, необходимо своевременно выявлять недостатки моторных функций у детей и проводить работу по их формированию и коррекции параллельно с логопедическими эффектами.
Следует отметить, что в практике логопедической работы с детьми формирование двигательных функций рассматривается как одно из направлений корректирующих и логопедических эффектов при коррекции недостатков произношения стороны речи.
Речь — это деятельность, которая осуществляется с помощью скоординированного функционирования мозга и других частей нервной системы. Слуховые, визуальные, моторные и кинестетические анализаторы участвуют в определении речевой функции.
Для правильного воспроизведения звука ребенку необходимо использовать художественный стиль, состоящий из сложного набора движений, в то время как артикуляция и дыхание должны быть достаточно скоординированы в работе.
Чтобы ребенок мог понять значение слова, это необходимо для смешивания слуховых, зрительных и тактильных ощущений. ИХ. Сеченов отметил: «… все действительно смешно … к нему обязательно прилагается мышечное ощущение, которое сильнее других». И.П. Павлов отметил: «Речь — это, прежде всего, мышечные ощущения, которые идут от органов речи к коре головного мозга».
Развитие произношения звука связано с совершенствованием периферического речевого аппарата. У здорового ребенка овладение звуковой системой языка происходит одновременно с развитием общей моторики и дифференцированных движений рук. Кольцова М.М. Экспериментально доказала, что при тренировке тонких движущихся пальцев речь не только развивается интенсивнее, но и оказывается более совершенной.
Исследователи подчеркивают связь между развитием речи и формированием общей, тонкой и артикуляционной моторики. Таким образом, развитие двигательного аппарата является основной причиной формирования нервно-психических процессов у детей.
Структурные и функциональные особенности движущегося анализатора, который требует обширных связей со всеми структурами центральной нервной системы и участия в их деятельности, позволяют предположить, что моторный анализатор имеет особое значение для развития мозговой деятельности.
У нас есть моторная зона, а рядом с моторной областью есть проходящие щетки, расположенные очень близко к речевой моторной зоне. Там были наблюдения в невропатологии и дефектологии в течение длительного времени, говорят о тесных связях. Так, было известно, что при травме или кровоизлиянии в области двигательной речи в левом полушарии у человека возникают не только речи, но и тонкие движения пальцев правой руки, даже когда в области двигательной проекции на пальцы не влияет.
В результате развития человечества возникла связанная с речью функция. Изначально формой общения первобытных людей были жесты. В частности, здесь была роль рук, позволяющая указать, что люди объясняют. Позже жесты стали сочетаться с внешностью, криками. Прошлое тысячелетие пока было устной речью.
Движения пальцев рук у людей совершенствовались из поколения в поколение, т.к. люди выполняли руками все более и более тонкую и сложную работу. В связи с этим происходило увеличение площади двигательной проекции кисти руки в человеческом мозге. Так, развитие функций руки и речи у людей шло параллельно.
Примерно таков же ход развития речи ребенка. Сначала развиваются тонкие движения пальцев рук, затем появляется артикуляция слогов; все последующее совершенствование речевых реакций стоит в прямой зависимости от степени тренировки движений пальцев.
В работах Е.Ф. Архипова, Л.И. Белякова Н.Н. Волоскова Н.Н. Сиротюк предоставляет методы работы по развитию тонкой, артикуляционной, моторики лица.