Преподавание (Английский язык) Часть дипломной работы Педагогика/Психология

Часть дипломной работы на тему Развитие мотивации к изучению иностранного языка (английского) у детей младшего школьного возраста

  • Оформление работы
  • Список литературы по ГОСТу
  • Соответствие методическим рекомендациям
  • И еще 16 требований ГОСТа,
    которые мы проверили
Нажимая на кнопку, я даю согласие
на обработку персональных данных
Фрагмент работы для ознакомления
 

Содержание:

 


ВВЕДЕНИЕ 3

1. ТЕОРЕТИЧЕСКИЕ ОСНОВЫ МОТИВАЦИОННОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ В ИЗУЧЕНИИ ИНОСТРАННОГО ЯЗЫКА МЛАДШИХ ШКОЛЬНИКОВ 6

1.1. Мотивация учебной деятельности. Ее сущность и типы мотивации учебной деятельности 6

1.2. Условия формирования мотивации к обучению иностранному языку младших школьников 12

Выводы 25

2. РЕАЛИЗАЦИЯ МОТИВАЦИОННОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ УЧАЩИХСЯ НА УРОКЕ АНГЛИЙСКОГО ЯЗЫКА 26

2.1 Диагностика учебной мотивации учащихся младших классов к изучению английского языка 26

2.2. Комплекс упражнений по развитию учебной мотивации младших школьников к изучению английского языка 36

2.3. Экспериментальная проверка эффективности комплекса упражнений по развитию учебной мотивации к изучению английского языка 45

Выводы 49

ЗАКЛЮЧЕНИЕ 51

СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ 53

ПРИЛОЖЕНИЕ 58

  

Введение:

 

Мотивация является неотъемлемой составляющей изучения английского языка.

Известно, что стандартные задания и упражнения в изучении лексики и грамматики, правила которые требуют постоянного повторения, утомляют учащихся своим однообразием, а потраченные силы не приносят быстрого удовлетворения. Исходя из этого, можно сказать, что при изучении иностранного языка следует использовать задания, которые могут мотивировать учащихся при изучении английского языка. Грамматика и лексика, преподнесенная, например, в виде игры, несёт за собой положительные эмоции и положительные результаты в учебном процессе. Именно поэтому мотивация во время выполнения упражнений и заданий важна при обучении иностранному языку.

Формирование учебной мотивации является одной из центральных проблем современной школы.

Ее актуальность обусловлена обновлением содержанием образования, постановкой задач формирования у школьников приемов самостоятельного приобретения знаний и развития познавательной активности.

Сегодня наиболее острые проблемы в области обучения связаны с демотивированностью основной массы школьников, со снижением базовых показателей обученности.

Признавая ведущую роль мотивации в обучении иностранному языку, учителю необходимо представлять себе способы и приемы ее формирования. Анализ методической литературы показал, что учителя иностранного языка образовательных учреждений проблеме формирования мотивов учения уделяют большое внимание. Поэтому актуальность темы работы обусловлена необходимостью повышения эффективности образовательного процесса в школе. Именно мотивация, как учителям, так и учащимcя, дает вариант более творчеcки отноcитьcя к изучению английcкого языка. Этот вопроc требует глубокого иccледования, изучения, выявления определенных оcобенноcтей и учета процеccа обучения иноcтранному языку.

B.К. Вилюнаса, В.И. Ковалева, А.Н. Леонтьева, В.Э. Мильмана, А.Б. Орлова, C.Л. Рубинштейна, П.М. Якобсона и других. В отечественной педагогике в трудах М.А. Данилова, А.С. Макаренко, М.М. Пистрака, В.А. Сухомлинского разработаны общепедагогические положения формирования мотивации учения школьников в качестве неотъемлемого компонента развития личности. Эти концептуальные положения о роли и значении потребностей, интересов, мотивов в жизнедеятельности школы и учащихся получили дальнейшее развитие и конкретизацию в работах О.С. Гребенюка, Е.П. Ильина, А.К. Марковой, Г.И. Щукиной и других педагогов. Теории мотивации отражены также в исследованиях зарубежных ученых (Д. Брунер, Б. Вайнер, Т. Гильберт, К. Левин, Д.К. Макклеланд, Ф. Олпорт, Б. Скиннер, Э. Томпсон, X. Хекхаузен и др.).

Цель исследования: разработать, теоретически обосновать и экспериментально проверить комплекс педагогических условий формирования мотивации младших школьников к изучению иностранного языка.

Объект исследования — процесс формирования мотивации младших школьников к изучению иностранного языка.

Предмет исследования — комплекс педагогических условий формирования мотивации младших школьников к изучению иностранного языка.

Гипотеза исследования: формирование мотивации младших школьников к изучению иностранного языка будет осуществляться более эффективно при реализации комплекса педагогических условий:

В соответствии с обозначенной выдвинутой гипотезой и целью были сформулированы следующие задачи исследования:

1. Проанализировать и раскрыть понятие об учебной мотивации в психолого-педагогической литературе;

2. Выявить особенности формирования учебной мотивации у детей младшего школьного возраста;

3. Изучить методические рекомендации по формированию учебной мотивации у младших школьников.

4. Выделить технологии работы над развитием учебной мотивации у учащихся на уроках английского языка.

В соответствии с характером поставленных задач в работе были использованы следующие методы исследования:

— теоретический анализ научно- методологической литературы, психолого- педагогической, педагогической литературы;

— анализ методик по изучению учебной мотивации в учебном процессе;

— наблюдение, групповые и индивидуальные беседы;

— педагогический эксперимент.

Не хочешь рисковать и сдавать то, что уже сдавалось?!
Закажи оригинальную работу - это недорого!

Заключение:

 

Одной из актуальных задач современной методики обучения иностранным языкам является поиск такой формы организации процесса обучения, которая отвечала бы требованиям личностно-ориентированной парадигмы, мотивировала к изучению иностранного языка и обеспечивала необходимый уровень познавательного развития обучающихся. Проведенный анализ показал, что в современных условиях организации обучения в начальной школе вопросы мотивации приобретают важное значение, поскольку именно мотивации к учению заставляет школьников действовать осмысленно. При этом ученые считают младший школьный возраст наиболее благоприятным для формирования основы желания и умения учиться.

В рамках настоящего исследования под мотивацией рассматривалась психологическая характеристика личности, выражающаяся в его отношении к окружающей действительности и деятельности. Мотив является ключевым фактором, побуждающим человека действовать. Так чем сильнее у учащихся мотивация к изучению иностранного языка, тем больше усилий он будет прилагать. Это определяет необходимость построения учебного процесса таким образом, чтобы на протяжении всего периода у ребенка формировались и поддерживались внутренние побуждения к приобретению знаний и умственному труду.

Способствовать учебной мотивации будет включенность школьника в деятельность, который в наибольшей степени соответствует его интересам, вызывает положительные эмоции, а сам процесс обучения при этом организован в доверительном и доброжелательном ключе.

На основе теоретических данных, мы провели анализ деятельности МАОУ СОШ №19 с. Дальнее по формированию мотивации к изучения иностранного языка у младших школьников. Исходя из проведенного анализа УМК и рабочей программы, нами был сделан вывод о том, что уроки и упражнения в большей мере направлены на формирование различных компонентов иноязычной коммуникативной компетенции, а формированию мотивации к изучению уделено в процессе обучения меньшее внимание.

Для проверки эффективности методики опытно-экспериментальной работы по развитию мотивации младших школьников к изучению английского языка был проведен педагогический эксперимент, состоящий из трех этапов – констатирующего, формирующего и контрольного.

В результате проведения контрольного этапа было выявлено, что среди учащихся 3-го класса преобладает низкий уровень мотивации к изучению английского языка. Для учащихся характерно преимущество социальных мотивов учения, связанных с оценкой со стороны родителей и учителей. Также отмечено, что они посещают уроки английского языка преимущественно потому, что так «надо», а не потому, что им это нравится.

В ходе формирующего этапа были проведены уроки английского языка. Благодаря применению разнообразных форм и приемов формирования мотивации повысился интерес детей к освоению учебного материала. Важную роль в стимулировании познавательного интереса имеет позитивная психологическая атмосфера урока, обеспечение гуманных отношений между учителем и учеником. На контрольном этапе исследования результаты проведенных диагностических методик доказали эффективность разработанного нами комплекса заданий.

Таким образом, мы можем сказать, что поставленные задачи решены, цель достигнута.

 

Фрагмент текста работы:

 

1. ТЕОРЕТИЧЕСКИЕ ОСНОВЫ МОТИВАЦИОННОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ В ИЗУЧЕНИИ ИНОСТРАННОГО ЯЗЫКА МЛАДШИХ ШКОЛЬНИКОВ

1.1. Мотивация учебной деятельности. Ее сущность и типы мотивации учебной деятельности

Современные педагоги и психологи едины в том, что «запускным механизмом» всякой человеческой деятельности: будь то труд, общение или познание является мотивация. Качество выполнения деятельности и её результат зависят, прежде всего, от побуждения и потребностей индивида; именно мотивация вызывает целенаправленную активность, определённый выбор средств и приемов, их упорядочение для достижения целей. В самом общем плане мотив – это то, что определяет, стимулирует, побуждает человека к совершению какого-либо действия, включенного в определяемую этим мотивом деятельность.

Мотив – это внутренний стимул к действию, осознанное побуждение для определенного вида действия. Мотивы порождаются материальными и духовными человеческими потребностями. Чувство нужды в чем-то, осознание этой нужды и стремление наметить способ удовлетворения или же отказа от возникшего желания определяют содержание и направленность мотивов. Внутреннее побуждение к действию взвешивается и сопоставляется с обстоятельствами в соответствии с убеждениями, моральными, правовыми, политическими и другими взглядами человека.

Проблема повышения мотивации в учении возникает по каждому школьному предмету.

Каждому учителю важно знать мотивы, побуждающие ребенка к занятию предметом. По мнению А.Н. Леонтьева «деятельности без мотива не бывает; «немотивированная» деятельность – это деятельность, не лишенная мотива, а деятельность с субъективно и объективно скрытым мотивом». А пока он скрыт и для учителя, и для ученика, как можно управлять его становлением и функционированием? Психологи однозначно утверждают: если мотивацией не управлять, может произойти регресс, снижение её уровня, мотивы потеряют действенность.

По мнению известного российского методиста А.К. Марковой главной задачей учителя является воспитание мотивации учения. Если учителю удается подойти к пониманию причин поведения ребенка, то он приближается к тому, чтобы управлять не только действиями школьника, но и мотивами.

Формирование мотивации учения в школьном возрасте без преувеличения можно назвать одной из центральных проблем современной школы. Её актуальность обусловлена содержанием обучения, постановкой задач формирования у школьников приемов самостоятельного приобретения знаний и познавательных интересов, формирование у них активной жизненной позиции.

Проблема формирования мотивации учения лежит на стыке обучения и воспитания, является важнейшим аспектом современного обучения. Это означает, что здесь в поле внимания учителя оказывается не только осуществляемое школьником учение, но и происходящее в ходе учения развитие личности учащегося. Формирование мотивации – это воспитание у школьников идеалов, мировоззренческих ценностей, принятых в обществе, в сочетании с активным поведением ученика, что означает взаимосвязь осознаваемых и реально действующих мотивов, единство слова и дела, активную жизненную позицию школьника [1, с. 239].

Исследователи вопроса мотивации приводят данные о снижении её от класса к классу. При этом примечательно, что до момента изучения иностранного языка и в самом начале у учащихся, как правило, высокая мотивация. Им хочется изъясняться на иностранном языке со сверстниками; заманчивой представляется возможность декламировать стихотворения и петь песни на иностранном языке; читая, узнавать о других странах. Но вот начинается процесс овладения иностранным языком, и отношение учащихся меняется, многие разочаровываются. Ведь процесс предполагает период накопления «строительного материала», преодоление разнообразных трудностей, что отодвигает достижение целей, о которых мечталось. В результате уменьшается мотивация, пропадает активность, снижается в целом успеваемость, которая, в свою очередь, негативно влияет на мотивацию [39, с. 71].

Расценивая мотивацию как важнейшую пружину процесса овладения иностранным языком, обеспечивающую его результативность, нужно иметь в виду следующее: мотивация — сторона субъективного мира ученика, она определяется его собственными побуждениями и пристрастиями, осознаваемыми им потребностями. Отсюда все трудности вызова мотивации со стороны. Учитель может лишь опосредованно повлиять на неё, создавая предпосылки и формируя основания, на базе которых у учащихся появляется личная заинтересованность в работе. У учителя это тем лучше получается, чем в большей мере ему удается встать на место ученика. В этом случае он сможет не только узнавать мотивы деятельности ученика, но и изнутри вызывать, развивать и контролировать их. Е.И. Пассов считает, что, мотивируя учащихся, учитель передаёт им необходимую для их деятельности энергию: пробуждает желание, вызывает интерес, активизирует волю, помогает осознать потребность. Реализуя «мотивационные» умения, учитель осуществляет следующие действия:

— стремится показать значимость своего предмета в жизни современного общества;

— старается раскрыть значимость владения иностранным языком для каждого конкретного ученика;

— пытается заинтересовать обучающихся процессом овладения иноязычной культурой;

Важно! Это только фрагмент работы для ознакомления
Скачайте архив со всеми файлами работы с помощью формы в начале страницы

Похожие работы