Часть дипломной работы на тему Развитие монологической речи младших школьников в процессе обучения сочинению-миниатюре
-
Оформление работы
-
Список литературы по ГОСТу
-
Соответствие методическим рекомендациям
-
И еще 16 требований ГОСТа,которые мы проверили
Введи почту и скачай архив со всеми файлами
Ссылку для скачивания пришлем
на указанный адрес электронной почты
Содержание:
ВВЕДЕНИЕ 3
ГЛАВА 1. ТЕОРЕТИЧЕСКИЕ ОСНОВЫ МЕТОДИКИ РАЗВИТИЯ МОНОЛОГИЧЕСКОЙ РЕЧИ МЛАДШИХ ШКОЛЬНИКОВ В ПРОЦЕССЕ ОБУЧЕНИЯ СОЧИНЕНИЮ-МИНИАТЮРЕ 7
1.1 Понятие монолога в современной лингвистике 7
1.2 Миниатюра как текст описательного типа и жанр школьного сочинения 17
1.3 Вопросы развития монологической речи младших школьников в процессе обучения сочинению-миниатюре: анализ научной методической литературы 23
ГЛАВА 2. ПРОБЛЕМЫ РАЗВИТИЯ МОНОЛОГИЧЕСКОЙ РЕЧИ МЛАДШИХ ШКОЛЬНИКОВ В ПРОЦЕССЕ ОБУЧЕНИЯ СОЧИНЕНИЮ-МИНИАТЮРЕ: АНАЛИЗ ПРАКТИКИ СОВРЕМЕННОЙ НАЧАЛЬНОЙ ШКОЛЫ 37
2.1 Возможности современных учебно-методических комплексов по русскому языку для организации работы по развитию монологической речи младших школьников в процессе обучения сочинению-миниатюре 37
2.2 Характеристика умений современных младших школьников создавать текст-миниатюру 40
2.3 Программа и содержание опытного обучения, посвященного развитию монологической речи младших школьников в процессе обучения сочинению-миниатюре 46
ЗАКЛЮЧЕНИЕ 71
СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННОЙ ЛИТЕРАТУРЫ 73
Введение:
Актуальность исследования обусловлена концептуальными положениями Федерального государственного стандарта начального образования, предусматривающими наряду с лингвистической подготовкой приобретение детьми достаточного личностного опыта, культуры общения и навыков сотрудничества в различных видах деятельности. В примерной образовательной программе указано, что курс русского языка – важная составляющая содержания начального образования, поскольку он выступает средством освоения всех других школьных дисциплин, а не только отдельного учебного предмета, целью которого прежде всего является развитие умений и навыков устной речи, углубление знаний по устной и письменной, диалогической и монологической речи, особенностей высказываний, обусловленных их коммуникативными задачами и ситуацией общения.
Монологическая речь представляет собой речь одного человека, это сложный вид устной речи. Монологическая речь требует от рассказчика правильного грамматического оформления и логической последовательности изложения своих мыслей, контроля собственной речи и реакции слушателей.
Проблемы развития монологической речи младших школьников получили освещение в трудах многих методистов. Теоретические аспекты развития связной речи в начальной школе раскрыты в трудах В.В. Голубкова, А.П. Коваль и др. Психологические аспекты развития младших школьников определены Ю.З. Гильбух, психологию устной речи учащихся начальных классов описали И.А. Синица, С.И. Дорошенко, которыми рассмотрено развитие речи младших школьников как общая проблема. Развитию речи как важнейшего условия успешного обучения младших школьников посвящены работы Д.Б. Эльконина, В.И. Ковалевой, М.Р. Львова, К.Д. Ушинского. Однако достижения методической науки не нашли достаточной реализации в практике начального образования.
Считаем, что развитию связной речи в целом и монологической речи в частности способствует обучение младших школьников сочинению-миниатюре.
Проблема исследования: при каких методических условиях работа по совершенствованию монологической речи младших школьников в процессе обучения сочинению-миниатюре будет наиболее эффективной?
Цель исследования – выявить методические условия эффективного развития монологической речи младших школьников в процессе обучения сочинению-миниатюре.
Объектом исследования является процесс развития у младших школьников монологической речи в процессе обучения сочинению-миниатюре.
Предметом исследования являются методические условия, обеспечивающие эффективность формирования у младших школьников монологической речи в процессе обучения сочинению-миниатюре.
В качестве гипотезы мы выдвинули предположение о том, что реализация в обучении принципа ориентации на идеал обеспечит успех в работе по совершенствованию монологической речи младших школьников в процессе обучения сочинению-миниатюре.
Задачи исследования:
1. Определить научные основы методики развития монологической речи младших школьников в процессе обучения сочинению-миниатюре: рассмотреть понятия «монологическая речь» и «сочинение-миниатюра»; изучить достижения методической науки в области развития монологической речи младших школьников и обучения их сочинению-миниатюре.
2. Выявить возможности современных учебно-методических комплексов по русскому языку для организации целенаправленной работы по формированию представлений и умений младших школьников в области монологической речи и обучения их созданию текста-миниатюры.
3. Охарактеризовать уровень сформированности у современных младших школьников представлений и умений в области монологической речи.
4. Разработать программу и содержание опытного обучения; осуществить их экспериментальную проверку.
Теоретическими основами нашего исследования стали:
− научные труды в области лингвистики текста (Ф.С. Бацевич, И.А. Зимняя, Е.А. Селиванова и др.);
− научные публикации в области методики развития связной монологической речи младших школьников, их обучения созданию текста-миниатюры (О.И. Артемьева, Т.П. Григорьева, А.Д. Дейкина, В.Е. Елисеева, П.М. Ершов, Е.Р. Ковальчук, М.Р. Львов, М.Е. Львова, Н.В. Мордовцева, В.Л. Скалкин, Т.Л. Фокина и др.).
Методы исследования:
− теоретические: анализ научной лингвистической, методической литературы и учебно-методических комплексов по русскому языку и риторике для начальной школы;
− эмпирические: педагогическое наблюдение, педагогический эксперимент (констатирующий срез, опытное обучение, контрольный срез);
− статистические: количественный и качественный анализ результатов констатирующего и контрольного этапов и последующее сравнение результатов констатирующего эксперимента и опытного обучения;
− социологические: беседа с учителями и учащимися.
Опытно-экспериментальная база исследования: ГБОУ «Школа № 167 имени Маршала Л. А. Говорова». Выборку исследования составили обучающиеся 3-х классов в количестве 40 человек. Контрольную группу составили 20 обучающихся 3 «А» класса, экспериментальную – 20 обучающихся 3 «Б» класса.
Структура выпускной квалификационной работы состоит из введения, двух глав, заключения, списка использованной литературы.
Во введении раскрывается актуальность темы, формулируются цель и задачи исследования, определяются объект, предмет и методы исследования.
В главе 1 «ТЕОРЕТИЧЕСКИЕ ОСНОВЫ МЕТОДИКИ РАЗВИТИЯ МОНОЛОГИЧЕСКОЙ РЕЧИ МЛАДШИХ ШКОЛЬНИКОВ В ПРОЦЕССЕ ОБУЧЕНИЯ СОЧИНЕНИЮ-МИНИАТЮРЕ» определяются понятия «монологическая речь» и «сочинение-миниатюра»; описываются достижения методической науки относительно формирования представлений и умений младших школьников в области монологической речи и создания текста-миниатюры.
В главе 2 «ПРОБЛЕМЫ РАЗВИТИЯ МОНОЛОГИЧЕСКОЙ РЕЧИ МЛАДШИХ ШКОЛЬНИКОВ В ПРОЦЕССЕ ОБУЧЕНИЯ СОЧИНЕНИЮ-МИНИАТЮРЕ В ПРАКТИКЕ СОВРЕМЕННОЙ НАЧАЛЬНОЙ ШКОЛЫ» приводятся результаты анализа возможностей современных учебно-методических комплексов по русскому языку для организации целенаправленной работы по развитию монологической речи младших школьников в процессе обучения сочинению-миниатюре; представлена характеристика уровня представлений и умений младших школьников в области монологической речи; представлены программа, содержание и результаты опытного обучения.
В заключении приводятся итоги нашего исследования.
Объем работы – __страниц, текст выпускной квалификационной работы содержит __ таблиц, __ диаграмм. Список использованной литературы насчитывает ___ наименований.
Заключение:
В результате написания данной работы была достигнута цель исследования – выявлены методические условия эффективного развития монологической речи младших школьников в процессе обучения сочинению-миниатюре.
Достижению поставленной цели способствовало решение ряда задач:
1. Определены научные основы методики развития монологической речи младших школьников в процессе обучения сочинению-миниатюре. Для решения этой задачи были рассмотрены понятия «монологическая речь» и «сочинение-миниатюра»; изучены достижения методической науки в области развития монологической речи младших школьников и обучения их сочинению-миниатюре. В результате решения данной задачи мы пришли к выводам, что что монолог − это связное объемное высказывание одного говорящего, не предполагающее наличие собеседника, при этом присутствуют только слушатели. Устная монологическая речь предполагает говорение – активный вид речевой деятельности, который на начальном уровне обучения русскому языку требует от педагога особого подхода.
Сочинение-миниатюра – это единица письменной речи, которая, как и монологическая речь, представляет собой последовательное связное изложение. Сочинение-миниатюра требует достаточно высокого уровня познавательной деятельности учащегося на этапе начального обучения. Основными характерными чертами сочинения-миниатюры являются: подчиненность мыслей теме высказывания; содержательность и глубина освещенной темы; логичность и последовательность изложенного материала; связанность; синтаксическая упорядоченность; интонационная завершенность.
Считаем целесообразным осуществлять развитие монологической речи младших школьников в процессе обучения сочинению-миниатюре.
Анализируя вопросы развития связной монологической речи, установили, что главная цель обучения монологической речи − формирование монологических речевых умений, предполагающих собой умение достаточно полно и связно, коммуникативно-мотивированно и правильно в языковом отношении творчески использовать языковые средства языка. Связная речь представляет собой устную монологическую речь, деятельность говорящего, последовательное устное или письменное изложение мыслей. Развитие связной речи − главная задача начального курса русского языка. Систематическое написание учащимися начальной школы сочинений-миниатюр создает непрерывность в развитии связной речи, способствует повышению самостоятельности учащихся.
2. Выявлены возможности современных учебно-методических комплексов по русскому языку для организации целенаправленной работы по формированию представлений и умений младших школьников в области монологической речи и обучения их созданию текста-миниатюры. Анализ УМК «Русский язык: учебник для 3 класса» (авторы В.П. Канакина, Г.В. Горецкий), показал широкие возможности для развития монологической речи, обучения написания различных сочинений.
3. Охарактеризован уровень сформированности у современных младших школьников представлений и умений в области монологической речи. Анализ уровня развития монологической речи учащихся на констатирующем этапе исследования показал, что в экспериментальном классе преобладающим уровнем развития монологической речи − является низкий уровень, в контрольном классе – это средний.
4. Разработаны программа и содержание опытного обучения; осуществлена их экспериментальная проверка. Основу опытного обучения положена реализация принципа ориентации на идеал, что обеспечивает успех в работе по совершенствованию монологической речи младших школьников в процессе обучения сочинению-миниатюре.
Фрагмент текста работы:
ГЛАВА 1. ТЕОРЕТИЧЕСКИЕ ОСНОВЫ МЕТОДИКИ РАЗВИТИЯ МОНОЛОГИЧЕСКОЙ РЕЧИ МЛАДШИХ ШКОЛЬНИКОВ В ПРОЦЕССЕ ОБУЧЕНИЯ СОЧИНЕНИЮ-МИНИАТЮРЕ
1.1 Понятие монолога в современной лингвистике
Изучение научной литературы позволило выяснить, что вопросы монолога и монологической речи получили освещение в трудах многих исследователей (Д.Х. Баранник, В.Л. Скалкин, Г.Ю. Хужаниязова и др.).
Каждый акт человеческого общения с точки зрения участия в нем личностей, которые обсуждают самые разные проблемы, неповторим, но с позиции организации происходит в пределах отработанных форм.
Формы речевого общения – типы интеракции, выделенные в зависимости от неязыковых составляющих коммуникации: формы воплощения средств языкового кода, способа взаимодействия между участниками, специфики каналов, функций и содержания сообщений, сферы общения и тому подобное. По способу взаимодействия между коммуникантами выделяют речь монологическую, диалогическую и полилогическую.
Монолог является формой реализации речевого акта. В истории лингвистики исследованиями монолога как формы речи занимались такие ученые, как Д.Х. Баранник, М.Я. Демьяненко, К.А. Лазаренко, Г.А. Орлов, Р.М. Тихонова, Л.П. Якубинский и др.
Монолог – это форма языка, образованная в результате активной речевой деятельности, рассчитанная на пассивное и опосредованное восприятие и практически не связана с соответствующей речью собеседника ни в содержательном, ни в структурном отношении. В некоторых случаях монолог определяют как интраперсональный речевой акт. Монолог не приспособлен к непосредственному общению, он предполагает, что кто-то только слушает, но не отвечает [Герета, 2006, с. 71]. Монолог часто употребляют как литературный прием, служащий для передачи мыслей и чувств персонажа [Герета, 2006, с. 76].