Часть дипломной работы на тему Развитие мелкой моторики у детей старшего дошкольного возраста с помощью нетрадиционных техник рисования
-
Оформление работы
-
Список литературы по ГОСТу
-
Соответствие методическим рекомендациям
-
И еще 16 требований ГОСТа,которые мы проверили
Введи почту и скачай архив со всеми файлами
Ссылку для скачивания пришлем
на указанный адрес электронной почты
Содержание:
ВВЕДЕНИЕ. 3
ГЛАВА 1. Теоретическое обоснование
проблемы развития мелкой моторики у детей старшего дошкольного возраста с
помощью нетрадиционных техник рисованию 7
1.1 Характеристика понятия «Мелкая
моторика». 7
1.2 Особенности мелкой моторики у
детей старшего дошкольного
возраста. 15
1.3. Использование нетрадиционных
техник рисования в развитии мелкой моторики у старших дошкольников. 18
Выводы по первой главе. 37
ГЛАВА 2. Эмпирическое изучение мелкой
моторики у детей старшего дошкольного возраста с помощью нетрадиционных техник
рисования. 40
2.1 Характеристика базы и методов
исследования. 40
2.2. Развитие мелкой моторики у детей
старшего дошкольного возраста с помощью нетрадиционных техник в дидактических
играх. 50
2.3. Определение эффективности
развития мелкой моторики у старших дошкольников с помощью нетрадиционных техник
рисования. 61
Выводы по второй главе. 65
ЗАКЛЮЧЕНИЕ. 67
СПИСОК ИСПОЛЬЗУЕМЫХ ИСТОЧНИКОВ.. 69
ПРИЛОЖЕНИЯ. 73
Введение:
Дошкольная образовательная организация –
первое и самое ответственное звено в общей системе народного образования. Дети
дошкольного возраста удивительны, оптимистичны, любознательны, подвижны,
эмоциональны, любят играть и фантазировать.
В процессе функционирования Федерального
государственного образовательного стандарта в сфере дошкольного образования
(ФГОС ДО) предъявляются совершенно иные требования к самой организации
педагогического процесса в образовании дошкольного уровня.
Достаточная двигательная активность
ребёнка, удовлетворение его потребности в движении, а главное – возможность
ребёнка выполнять эти движения – одно из условий полноценного развития детей.
Необходимо развивать как общую, так и мелкую моторику. Мелкая моторика – точные
движения пальцев рук – особенно тесно связана с процессом формирования речи
дошкольников.
Изучением мелкой моторики как
разновидности движений, регулируемых психикой, занимались такие ученые, как
Л.С. Выготский,
А.Р. Лурия, Н.А. Козленко [12], А.А. Леонтьев [15], М.М. Кольцова,
С.Г. Шевченко, О.Н. Усанова [20], М.М. Безруких, С.П. Ефимова,
А.Н. Корнев, М.Н. Звонарева, М. Монтессори [14] и др.
Одним из эффективных приёмов развития
мелкой моторики у детей дошкольного возраста является изобразительная
деятельность. Изобразительная деятельность – одна из самых интересных для детей
дошкольного возраста. Она глубоко волнует ребёнка, вызывает положительные
эмоции, заставляет работать пальчики, развивает координацию их движений. В
процессе изобразительного творчества, манипуляцией с материалами идёт
естественный массаж биологически активных точек, расположенных на ладонях и
пальцах рук, что положительно сказывается на общем самочувствии ребёнка,
формируется общая умелость рук, в том числе и мелкая моторика, что так важно
для дальнейшего обучения письму в школе.
В то же время целый ряд проблем, связанных
с развитием мелкой моторики дошкольников, еще не нашли своего полного
разрешения. К ним можно отнести, в частности, использование нетрадиционных
техник рисования.
Проблемой развития нетрадиционных техник
изодеятельности занимались: Р.Г. Казакова, Т.И. Сайганова, Е.М. Седова, В.Ю.
Слепцова, О.В. Недорезова, В.Н. Волчкова [11] и др.
Рисование нетрадиционными способами –
увлекательная, завораживающая деятельность, которая удивляет и восхищает детей.
Сколько вокруг интересного: палочки, шишки, листочки, камушки, семена растений,
а также ненужных интересных вещей (зубная щётка, расчески, поролон, пробки,
пенопласт, катушка ниток, свечи и т.д.) и всеми этими предметами можно
обогатить уголок изобразительной деятельности. Необычные материалы и
оригинальные техники рисования привлекают детей тем, что здесь не присутствует
слово «нельзя», можно рисовать чем хочешь и как хочешь, и даже можно придумать
свою необычную технику. Дети ощущают незабываемые, положительные эмоции, а по
эмоциям можно судить о настроении ребёнка, о том, что его радует, что его
огорчает.
Несмотря на важность и актуальность данной
проблемы, возникает противоречие между необходимостью развития мелкой
моторики у детей старшего дошкольного возраста, и недостаточным использованием
в этом процессе нетрадиционных техник рисования.
Выявленное противоречие определило проблему
исследования, которая заключается в определении эффективности и
целесообразности использования нетрадиционных техник рисования с целью
повышения уровня развития мелкой моторики у детей старшего дошкольного
возраста. Все вышесказанное позволило сформулировать тему исследования:
«Развитие мелкой моторики у детей старшего дошкольного возраста с помощью
нетрадиционных техник рисования».
Объект исследования:
мелкая моторика детей старшего дошкольного возраста
Предмет исследования:
нетрадиционные техники рисования как средство развития мелкой моторики у детей
старшего дошкольного возраста
Цель исследования:
изучить возможности нетрадиционных техник рисования в развитии мелкой моторики
у старших дошкольников
Гипотеза: мы
предлагаем, что нетрадиционные техники рисования будут являться эффективным
средством развития мелкой моторики у детей старшего дошкольного возраста если:
— знакомство с основами нетрадиционной
техникой рисования будет носить комплексный характер;
-осуществляться в творческой атмосфере, на
специальных практико-ориентированных занятиях;
-учитываться возрастные и индивидуальные
особенности детей.
Задачи работы:
1) Дать
характеристику понятия мелкая моторика
2) Охарактеризовать
особенности мелкой моторики у детей старшего дошкольного возраста
3) Обосновать
возможности нетрадиционных техник рисования в развитии мелкой моторики у
дошкольников
4) Изучить особенности мелкой моторики детей старшего дошкольного возраста.
Подобрать комплекс НОД и оформить игровую технологию, направленную на развитие
мелкой моторики у детей старшего дошкольного возраста.
5) Определить эффективность влияния дидактических игр на развитие мелкой моторики
у старших дошкольников с помощью нетрадиционных техник рисования.
Теоретико-методологическую основу
исследования составляет исследования: Диченскова, А.М.
(страна пальчиковых игр: идеи для развития мелкой моторики); Иванченко, С.В.
(развитие творчества детей в изобразительной деятельности); Киселева, С.Л.
(развитие воображения дошкольников 3-7 лет в изобразительной деятельности);
Лыкова, И.А. (изобразительная деятельность в детском саду); Потапова, Е.В.
(изобразительная деятельность и художественный труд с использование современных
материалов в ДОУ).
Методы исследования:
определялись в соответствии с целью и гипотезой работы. В ходе исследования
применялись такие методы как аналитический обзор общей и специальной
психолого-педагогической и методической литературы; изучение документации;
метод педагогической диагностики.
База исследования:
исследование проводилось на базе КГУ «Михайловской СОШ» мини-центр «Солнышко»
Старшая группа в количестве 12 человек.
Структура и объём работы:
Выпускная квалификационная работа состоит из введения, двух глав, выводов по
двум главам, заключения, списка используемых источников и приложений. Работ
изложена на 64 страницы. Список используемых источников включает 25
наименований.
Заключение:
Дошкольный возраст является важным
периодом для развития мелкой моторики ребенка. Развитие мелкой моторики, т. е.
гибкость и точность движений пальцев рук, и тактильной чувствительности – это
мощный стимул развития у детей восприятия, внимания, памяти, мышления и речи.
Учёные отмечают, что дети, у которых лучше развита мелкая моторика рук, имеют
более развитый мозг, особенно те отделы, которые отвечают за речь, т. к. пальцы
рук наделены большим количеством рецепторов, посылающие импульсы в центральную
нервную систему человека.
Проблемам развития мелкой моторики детей
старшего дошкольного возраста посвящены исследования Д.Б. Эльконина, В.И.
Яшиной, М.М. Алексеевой, А.А. Гуськовой и др.
Многие виды нетрадиционного рисования
способствуют повышению уровня развития зрительно — моторной координации. Для
коррекции мелкой моторики рук имеют значение такие нетрадиционные техники
изображения, как рисование руками: ладошкой, пальцами. Кроме того, внедрение в
практику нетрадиционных техник изображения не утомляют дошкольников, у них
сохраняется высокая активность, работоспособность на протяжении всего времени,
отведенного на выполнение задания.
Констатирующий эксперимент проводился с
целью выявления уровня развития мелкой моторики у детей старшего дошкольного
возраста. С этой целью нами были определены критерии, количественные и
качественные показатели сформированности мелкой моторики для детей старшего
дошкольного возраста: умение выполнять упражнения на координацию движений,
умение повторять фигуры «из пальцев» за взрослым, умение работать с бумагой,
умение выполнять графические диктанты. Во
время проведения исследования дети были активны в работе, охотно приступали к
выполнению заданий. Так при проведении всех четырех методик были получены
следующие результаты: самостоятельно с этим заданием справились только двое
детей (20%), с помощью взрослого двое детей (20 %), и шесть (60%) детей не смог
справиться ни с одним заданием.
Полеченные результаты по четырем
методиками показали необходимость проведения специальной работы с детьми
старшего дошкольного возраста по развитию у них мелкой моторики. В результате
исследования было разработано и реализовано 8 занятий по следующим темам: «Ах
эти чудные листочки!», «Фрукты на тарелке». Применение тычка», «Лиса в гости к
нам пришла», «Домашние цветы» с использованием кляксографии, «Ваза с
конфетами», «Старинный город», «Бабочки» Работа в технике монотипия,
«Головоломка». Для проведения такой работы мы остановились на нетрадиционных
техниках рисования так как при рисовании пальцами дети воспроизводят различные
движения ладонью (пришлепывание, прихлопывание, размазывание), пальцами
(размазывание, примакивание), которые воспитатель сопровождает словами
одобрения. Знакомство с техникой «кляксография» начинается после овладения
основами рисования ладонью: оно сложнее и требует более целенаправленных
движений.
На контрольном этапе эксперимента после
проведения формирующего этапа эксперимента 40% детей старшей группы
продемонстрировали высокий уровень развития мелкой моторики, со средним уровнем
осталось 40%. Низкий уровень был выявлен всего лишь у 20% детей. Это говорит,
что результаты опытно-экспериментальной работы были достаточно эффективными,
динамика развития мелкой моторики прослежена через диагностические мероприятия.
Следует отметить, что для развития мелкой
моторики требуется намного больше времени, поэтому если продолжать
целенаправленную работу в данном направлении, можно достичь достаточно высоких
результатов и целевые ориентиры в области развития мелкой моторик будут
достигнуты в полном объеме.
Фрагмент текста работы:
ГЛАВА 1. Теоретическое
обоснование проблемы развития мелкой моторики у детей старшего дошкольного
возраста с помощью нетрадиционных техник рисованию 1.1 Характеристика
понятия «Мелкая моторика» В последнее время проблеме развития мелкой
моторики рук у детей уделяется большое внимание. Сенсомоторное развитие – один
из ведущих факторов развития ребенка.
Т.А. Власова и М.С. Певзнер определяют
моторику, как совокупность двигательных реакций, умений, навыков и сложных
двигательных действий, свойственных человеку. В коррекционном плане выделяют:
общую моторику, тонкую (или мелкую) ручную моторику и артикуляционную моторику [6].
Мелкая моторика – совокупность
скоординированных действий нервной, мышечной и костной систем, часто в
сочетании со зрительной системой в выполнении мелких и точных движений кистями
и пальцами рук и ног. В применении к моторным навыкам руки и пальцев часто
используется термин ловкость [7].
Развитие мелкой моторики имеет значение в
нескольких аспектах, определивших существующие направления научных
исследований:
1) в связи с развитием познавательных
способностей;
2) в связи с развитием речи;
3) развитие собственных движений рук для
осуществления предметных и орудийных действий, в том числе письма.
Дети старшего дошкольного возраста с
удовольствием работают с бумагой и тканью, в отличие от младших дошкольников
они уже имеют практические навыки и владеют основными техническими приёмами.
Бумагу и ткань можно мять, резать ножницами с определенной целью – получить
конкретную форму, используя разные приемы резания (по диагонали, полосками, по
прямой, под утлом, по кругу, зигзагом, секторами и сегментами). Работы можно
использовать в игре. Такие игры будут более интересны, если к ним подключится
взрослый [14, с. 15].
Выдающийся итальянский педагог Мария
Монтессори утверждала, что надо найти способ учить ребенка делать работу перед
тем, как он приступит к самой работе, т.е. подготовить движения при помощи
повторных упражнений. Она также писала, что, берясь за вещи, которые ребенок
делает плохо, он притупляет в себе чувствительность к своим ошибкам. При этом
надо помнить, что первое впечатление у ребенка самое сильное и самое яркое.
Так, написав неправильно букву. Он запоминает ее искаженной, поэтому обучать
письму до школы не рекомендуется. Но упражнения, укрепляющие мелкие мышцы
кисти, обязательны. Они необходимы не только для развития общей и мелкой
моторики, но и для развития речи, а также интеллектуального развития,
совершенствования функций коры головного мозга [17].