Часть дипломной работы Педагогика/Психология Педагогика

Часть дипломной работы на тему Развитие мелкой моторики детей младшего дошкольного возраста посредством пальчиковых игр

  • Оформление работы
  • Список литературы по ГОСТу
  • Соответствие методическим рекомендациям
  • И еще 16 требований ГОСТа,
    которые мы проверили
Нажимая на кнопку, я даю согласие
на обработку персональных данных
Фрагмент работы для ознакомления
 

Содержание:

 

ВВЕДЕНИЕ. 2

Глава 1. ТЕОРЕТИЧЕСКИЕ ОСНОВЫ РАЗВИТИЯ МЕЛКОЙ
МОТОРИКИ РУК РЕБЕНКА ДОШКОЛЬНИКА В ПРОЦЕССЕ ЗАНЯТИЙ ПАЛЬЧИКОВОЙ ГИМНАСТИКОЙ. 4

1.1. Пальчиковая
гимнастика как одно из средств развития моторики детей дошкольного возраста. 8

1.2. Особенности
развития мелкой моторики детей младшего дошкольного возраста. 13

1.3. Методика
организации и проведения пальчиковой гимнастики с детьми младшего дошкольного
возраста. 18

ЗАКЛЮЧЕНИЕ. 22

СПИСОК ИСПОЛЬЗУЕМОЙ ЛИТЕРАТУРЫ.. 24

  

Введение:

 

Согласно И.В. Мальцевой,
моторика представляет собой систему двигательных реакций, умений, навыков и
сложных двигательных действий, свойственных человеку. Мелкая моторика – это развитие
мелких мышц пальцев, способность выполнять ими тонкие координированные
манипуляции [1].

Определено, что на
сегодняшний день мелкая моторика имеет большое значение для полноценного
развития детей разных возрастных групп. Развитие мелкой моторики в педагогической
науке считается важным аспектом в обучении детей. Так как именно от данного
навыка наблюдается зависимость речевой деятельности и мыслительной.

Методисты утверждают, что
у большинства дошкольников наблюдается общее моторное отставание. На
сегодняшний день дети становятся физически менее активными. В век новых
технологий наблюдается тенденция к ухудшению физического развития детей и, как
следствие, ухудшение развития мелкой моторики рук.

Мелкая моторика
координирует работу мышечной, костной, и нервной систем организма, а также повышает
активность детей, развивает творческое мышление. Следовательно, данная проблема
развития мелкой моторики у дошкольников является актуальной для всего
современного общества в целом.

По мнению А.В. Запорожца,
А.А. Люблинской, В.С. Мухиной младший дошкольный возраст является сензитивным в
развитии мелкой моторики, поскольку совершенствуется координация движений, дети
отличаются подвижностью и двигательным богатством, которые проявляются в
выразительной изобразительной моторике.

Пальчиковая гимнастика
является эффективным способом развития мелкой моторики, и представляет собой
пассивные или активные движения пальцами рук. Этот метод развития детей
представлен следующими видами: массаж, пальчиковые упражнения с предметами и
материалами, детские пальчиковые игры (сопровождение рифмованных текстов
движениями) [2].

Многие учёные, такие как
В.М. Бехтерев, А.В. Запорожец, В.А. Сухомлинский утверждают, что мелкая
моторика имеет большое значение, так как с помощью нее развиваются такие высшие
свойства сознания, как внимание, мышление, координация, воображение,
наблюдательность, зрительная и двигательная память

Вышеуказанная информация
обуславливает актуальность данного исследования.

Объект исследования –
мелкая моторика детей старшего дошкольного возраста.

Предмет исследования –
процесс развития мелкой моторики детей старшего дошкольного возраста.

Целью исследования
является изучение сформированности мелкой моторики и выявление наиболее
эффективных методик, которые будут способствовать развитию мелкой моторики
детей старшего дошкольного возраста.

Задачи исследования:

1. Анализ
психолого–педагогической теоретической литературы по проблеме исследования.

2. Изучение
сформированности мелкой моторики у детей старшего дошкольного возраста.

3. Анализ методик,
направленных на развитие мелкой моторики.

4. Изучить метод
пальчиковой гимнастики как одного из средств развития моторики детей
дошкольного возраста.

Изучением проблемы мелкой
моторики рук детей занимались такие исследователи, как: Л. И. Солнцева, М. И. Земцова,
Л. А. Новикова, А. Г. Литвак и т.д. Исследованиями в данном вопросы занимались:
М. М. Кольцова, Н. Н. Новикова, Н. А. Бернштейн, В. Н. Бехтерев, М. В.
Антропова, Н. А. Рокотова, Е. К. Бережная и т.д.

Не хочешь рисковать и сдавать то, что уже сдавалось?!
Закажи оригинальную работу - это недорого!

Заключение:

 

В заключении можно
сделать вывод, что мелкая моторика представляет собой совокупность
скоординированных действий нервной, мышечной и костной систем, в сочетании со
зрительной системой в выполнении мелких и точных движений кистями и пальцами
рук и ног [28].

Для корректного
выполнения движений нужна согласованная работа таких систем, как:

· кинетической;

· кинестетической;

· зрительно-пространственной афферентации [29].

Нами было определено, что
деятельность человека подразумевает определённый уровень развития физических
качеств. Под физическими качествами мы определяем отдельные качественные
стороны двигательных возможностей человека и отдельных действий.

Более того, в данном
исследовании было определено, что степень развития мелкой моторики у ребенка
определяет наиболее важные качества: речевые способности, внимание, координацию
в пространстве, концентрацию и воображение.

Более того, пальчиковые
игры важны для умственного и психического развития ребенка младшего дошкольного
возраста. Мелкая моторика, сенсорика, координация движений – ключевые понятия
для периода раннего дошкольного возраста [24].

Наиболее полные
показатели развития мелкой моторики в младшем дошкольном возрасте указаны в работах
Л.Б. Осиповой. К ним относятся:

· знание расположения, названия и назначения
пальцев руки;

· элементарные приемы массажа рук руки;

· использование захвата предметов с учетом
их формы и величины;

· умение выполнять изолированные движения
пальцами рук;

· умение выполнять движения рукой, кистью
руки в различных направлениях;

· формообразующие движения всей рукой в
различных направлениях и плоскостях;

· рисование линий в разных направлениях,
копирование элементарных фигур.

 

Фрагмент текста работы:

 

Глава 1. ТЕОРЕТИЧЕСКИЕ ОСНОВЫ РАЗВИТИЯ МЕЛКОЙ МОТОРИКИ РУК РЕБЕНКА
ДОШКОЛЬНИКА В ПРОЦЕССЕ ЗАНЯТИЙ ПАЛЬЧИКОВОЙ ГИМНАСТИКОЙ. Физиологи под термином
«мелкая моторика» подразумевают движение мелких мышц кистей рук. При этом больше
значение имеет координация «рука-глаз», потому что развитие мелких движений рук
происходит под контролем зрения. Развитие мелкой моторики имеет огромное
значение, так как в головном мозге человека центры, отвечающие за речь и
движения пальцев расположены близко.

Стимулируя мелкую
моторику, мы активируем зоны, которые отвечают за речь. В дальнейшем эти навыки
потребуются человеку для использования движений, чтобы рисовать, писать,
одеваться и т.д.

Согласно определению О.В.
Бачиной, моторика (от латинского слова motor − приводящий в движение) –
двигательная активность организма, отдельных его органов или частей [3].

Согласно И.В. Мальцевой моторика
– это определенная система двигательных реакций, умений, навыков и сложных
двигательных действий, свойственных человеку. Мелкая моторика – развитие мелких
мышц пальцев, способность выполнять ими тонкие координированные манипуляции [3].
Исследователи Т.А. Власова, М.С. Певзнер определяют моторику как совокупность
двигательных реакций, умений, навыков и сложных двигательных действий,
свойственных человеку.

Моторика у детей
развивается в определенной последовательности. Первоначально, моторика
представляет собой набор элементарных двигательных реакций, которые постепенно
формируются в сложные навыки во время движения и взаимодействия с предметами. В
зависимости от поражения отделов центральной нервной системы, нарушения в
моторике носят различный характер [4].

Исследователи уверены,
что начинать работу по развитию мелкой мускулатуры рук нужно с самого раннего
возраста. Грудному младенцу исследователи советуют массировать пальчики (пальчиковая
гимнастика), воздействуя на активные точки, связанные с корой головного мозга.

В раннем и младшем
дошкольном возрасте исследователи считают, что важно выполнять простые
упражнения, сопровождаемые стихотворным текстом, а также заниматься развитием
элементарных навыков самообслуживания: застегивать и расстегивать пуговицы,
завязывать шнурки и т. д.

В старшем дошкольном
возрасте работа по развитию мелкой моторики и координации движений руки должна становится
важной частью подготовки к школе, в частности, к письму. Мелкая моторика является
одной из сторон двигательной сферы, которая непосредственно связана с
овладением предметными действиями, развитием продуктивных видов деятельности,
письмом, речью ребенка [5].

Формирование двигательных
функций, к которым относятся тонкие движения рук, происходит в процессе
взаимодействия ребенка с окружающим предметным миром. Когда ребенок выполняет
точные действия, запястья, совершая необходимые движения в разных плоскостях,
регулируют положение рук. Маленькому ребенку сложно поворачивать и вращать
запястье, поэтому он заменяет эти движения движениями всей руки от плеча. Чтобы
мелкие движения были более точными и экономными, а также не требовали от
ребенка чрезмерных энергетических затрат, ему необходимо постепенно овладевать
разными движениями запястья.

Согласно исследованиям,
при незначительном нарушении моторной координации наблюдаются неблагоприятные
последствия, которые могут проявляться в виде общего недоразвития некоторых
высших психических функций и могут стать причиной ухудшения в его успеваемости.
В современном мире можно избежать таких последствий вовремя назначенной
коррекционной работы [6].

Под термином «мелкая
моторика» методист А.А. Никулина понимает высоко дифференцированные точные
движения преимущественно небольшой амплитуды и силы. Также, описываемые точные
движения пальцев рук и некоторых элементов артикуляционного аппарата. Одной из
составляющих частей моторных способностей является тонкая моторика [7, C. 16].

Далее, для расскрытия
теоретической базы данного исследования, необходимо рассмотреть все возможные
понятия, которые важны для нашего исследования.

Согласно С.Е.
Большаковой, движение представляет собой комплекс психофизиологических
процессов, которые реализуются двигательным аппаратом организма. С помощью
движения работают внутренние органы жизнеобеспечения, тело, а также отдельные
его части перемещаются в пространстве, меняя позы и мимику, регулируются
функциональные состояния организма, совершается трудовая деятельность человека
[8].

Непроизвольные и
произвольные движения человек может отличать тем, что одни выполняются
бессознательно, а другие несут осознанный характер и производятся с целью,
запланированной индивидом.

Произвольные движения формируются
на основе движений непроизвольных в результате накопления ребенком
двигательного опыта и, как следствие, формирования двигательных навыков и
умений.

В процессе овладения языком
у детей формируется словесная регуляция движений. На ранних генетических
стадиях, согласно Л.С. Выготскому, данная регуляция является межиндивидуальной,
то есть взрослый дает словесную инструкцию, а ребенок ее выполняет.

Важно! Это только фрагмент работы для ознакомления
Скачайте архив со всеми файлами работы с помощью формы в начале страницы

Похожие работы