Часть дипломной работы на тему Развитие логического мышления у учащихся четвёртого класса посредством командных математических игр во внеурочной деятельности
-
Оформление работы
-
Список литературы по ГОСТу
-
Соответствие методическим рекомендациям
-
И еще 16 требований ГОСТа,которые мы проверили
Введи почту и скачай архив со всеми файлами
Ссылку для скачивания пришлем
на указанный адрес электронной почты
Содержание:
ВВЕДЕНИЕ. 3
1.
ТЕОРЕТИЧЕСКИЕ АСПЕКТЫ ЛОГИЧЕСКОГО МЫШЛЕНИЯ МЛАДШИХ ШКОЛЬНИКОВ.. 6
1.1 Понятие
«мышление» и особенности развития мышления младших школьников. 6
1.2
Математика и ее потенциал в развитии младших школьников и формирования
логического мышления. 11
1.3.
Математические игры: классификация и особенности использования в начальной
школе. 28
Выводы по
первой главе. 32
СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННЫХ
ИСТОЧНИКОВ 34
Введение:
Проблема
развития логического мышления в настоящее время особенно актуальна.
Сегодня
как никогда в стране остро ощущается дефицит специалистов высокого уровня, способных
глубоко и самостоятельно мыслить. Только таким под силу совершить прорыв в экономике,
экологии, науке и, наконец, продвинуть наше общество вперед.
В современной
методической системе обучения наметился перенос акцентов с увеличения объема информации,
предназначенной для усвоения учащимися, на формирование у школьников обще логических
мыслительных умений, так как интеллект человека в первую очередь определяется не
суммой накопленных им знаний, а уровнем развития логического мышления.
В связи
с этим уже в начальной школе перед учителем стоит задача научить детей анализировать,
сравнивать и обобщать информацию, полученную в результате взаимодействия с объектами
и явлениями не только действительности, но и абстрактного мира.
Ничто
так, как математика, не способствует развитию мышления, особенно логического, так
как предметом ее изучения являются отвлеченные понятия и закономерности, которыми,
в свою очередь, занимается математическая логика. Безусловно, игра, в силу своих
психологических качеств, помогает развивать логику гораздо эффективнее и более непринужденно.
Все
вышеперечисленное определяет актуальность данного исследования.
Степень
изученности проблемы. Данная тема прослеживается в работах таких психологов и педагогов
как С.Л. Рубинштейн, Л.С. Выготский, Н.В. Басова, А.Н. Леонтьев, О.К. Тихомиров,
Н.Ф. Талызина, Н.Б. Истомина и т.д.
Цель
исследования – изучение развития логического мышления у учащихся четвёртого
класса посредством командных математических игр во внеурочной деятельности.
Исходя
из цели исследования, необходимо решить ряд следующих задач:
1)
дать определение термина «мышление», а также обозначить его основные виды;
2)
рассмотреть особенности логического мышления у младших школьников;
3)
изучить потенциал использования математики для развития логического мышления младших
школьников;
4)
рассмотреть возможные приемы и методы математики для развития логического мышления
младших школьников.
Объект
исследования – командные математически
игры.
Предмет
исследования – исследование логического мышления у учащихся четвёртого класса
посредством командных математических игр во внеурочной деятельности.
Методы
исследования:
Теоретические:
анализ литературы, источников сети – Интернет, наблюдение, анализ, сравнение, обобщение.
Эмпирические:
опрос, беседа, наблюдение, математическая обработка данных.
Теоретическая
значимость исследования заключена в том, что полученные теоретические знания могут
быть применены студентами-практикантами в своей работе в младшей школе.
Практическая
значимость исследования заключается в том, что результаты проведенных
исследований по определенным методикам могут быть применены
студентами-практикантами в своей работе в младшей школе, в частности в четвертом
классе обучения.
Теоретико-методологическую
базу составили труды таких исследователей как: В.В. Петухов, Л.С. Выготский,
Т.Н. Овчинникова,
Л.В. Виноградова, М.В.
Матюхина, Е.С. Полат.
База
практики: МБОУ, 4 класс.
Заключение:
Фрагмент текста работы:
1. ТЕОРЕТИЧЕСКИЕ АСПЕКТЫ ЛОГИЧЕСКОГО МЫШЛЕНИЯ МЛАДШИХ ШКОЛЬНИКОВ
1.1 Понятие «мышление» и
особенности развития мышления младших школьников В
общем смысле мышление представляет собой познавательную деятельность человека,
являясь при это опосредованным и обобщенным методом отражения окружающей
действительности.
Результат
мышления — это мысль. Мышление противопоставляется так называемым низшим
способам освоения окружающего мира, выступающих в форме ощущения или
восприятия, которые присущи также и представителям животного мира [3, c.17]. Большое количество философов полагали, что
мышление является сущностным свойством человека. Например, по утверждение
Декарта гласит: «Я мыслю, следовательно, я существую».
Согласно
В.В. Петухову, мышление требует разных психологических определений. Поэтому
психология применяет определение мышления в широком смысле, то есть мышление —
это активная познавательная деятельность субъекта, которая необходима ему для
полноценной ориентации в окружающем мире [6]. При решении наиболее
специализированных задач, исследовании психологических явлений, мышление в
узком смысле определяют, как процесс решения задач. Узкое понимание мышления
было предложено впервые в вюрцбургской школе «психологии мышления» [9].
По
мнению О.К. Тихомирова, мышление предполагает собой процесс познавательной
деятельности, результаты которой могут быть охарактеризованы обобщенным и
опосредованным отражением действительности [19].
Мысли
отличаются от образов ощущений, восприятия и свойств обобщенного и опосредованного
отражения:
1)
содержание предполагает собой совокупность признака, явлений либо предметов, которые
нашли свое отражение в понятии;
2)
объем понятий предполагает собой совокупность предметов либо явлений, принадлежащих
признакам отражённых понятий.
Психология
выделяют несколько основополагающих видов мышления, которые будут перечислены
ниже.
Наглядно
действенное мышление представляет собой вид мышления, который характерен для
маленьких детей. В этом случае ребенок наблюдает за действиями взрослого и
пытается их повторить. Этот вид мышления помогает в обучении новыми навыкам
путем копирования увиденного. Другими словами, этот вид мышления предполагает
непосредственное следование примеру старшего человека [15, c. 8].
Предметно-действенное
мышление предполагает, что человек не просто копирует действия других людей, но
и самостоятельно может манипулировать конкретным предметом. Чаще всего такой
вид мышления наблюдается в детском восприятии действительности.
Образное
мышление полагает усовершенствование навыка восприятия окружающей среды. В
данном случае человек при произношении определенных слов вкладывает в них
конкретный смысл. Это происходит благодаря тому, что образ складывается в
голове человека. Этот вид мышления основывается на субъективном восприятии.
Словесно-логическое
мышление способствует формированию чувства общности с другими людьми. При
взаимодействии людей друг с другом, опора производится на логику и здравый
смысл. Взрослый человек должен последовательно излагать свои мысли,
аргументировать ответы и привносить ясность в процесс разговора. При беседе
люди произносят слова, надеясь быть понятыми для собеседника. Человек делает
выводы, основываясь при этом на какие-либо суждения, строит свои предположения.
Все перечисленное помогает понять цель разговора [11, с. 26].
Творческое
мышление характерно для неординарных и талантливых людей. Не каждый человек
может думать над всем окружающим, созерцать реальность и глубоко мыслить о
происходящих в ней изменениях [17, c.9].
Таким
образом, психология предлагает несколько типов мышления, которые необходимы
человеку в повседневности. Переходя от более простого типа к наиболее сложному,
протекает процесс реальной ситуации. Все виды мышления связаны исходя из форм.
Каждый вид мышления объединен логической цепочкой. Ключевые типы и формы
мышления — это единая целостность. Задачей человека выступает стремление к
развитию и построению будущих планов, а также реализация имеющихся возможностей.
Развитие
мышления детей раннего школьного возраста играет особую роль. В начале
школьного обучения мышление выступает центром психического развития, согласно
Л.С. Выготскому, а затем становится определяющим компонентом в системе иных
психических функций, влияющих на интеллект и приобретающих произвольный
характер [26].
Мышление
ребенка младшего школьного возраста стоит на переломном этапе. Этот период
характеризуется тем, что в нем совершается переход от наглядно-образного к
словесно-логическому, понятийному мышлению. Этот фактор придает мыслительному
процессу ребенка двойственность. Другими словами, теперь конкретное мышление,
которое непосредственно связано с реальностью и наблюдением, находится в
подчинении логических принципов. Но в то же время отвлеченные,
формально-логические рассуждения все еще не являются доступными для детей [12,
c. 47].
В
этом случае более показательным является мышление учащихся первых классов. Их
мышление более конкретно, производится упор на наглядные образы и
представления. Обычно понимание общих положений может быть достигнуто в случае,
когда они конкретизируются путем частных примеров. Понятия и обобщения в своем
содержании определяются в большей степени наглядно воспринимаемыми признаками
предметов.
По
мере того, насколько учащийся овладел учебной деятельностью, а также основными
знаниями, он постепенно приобщает себя к системе научных понятий. Умственные
операции ученика теперь становятся менее связанными с конкретной практической
деятельностью и опорой на наглядность. Дети овладевают приемами мыслительной
деятельности, а также приобретают способности к действиям в уме и анализу
процессов собственных суждений. Развитие мышления связанно с возникновением
особо важных новообразований таких как анализ, внутренний план и рефлексия [1, c. 3].
Младший
школьный возраст особенно важен для процессов развития мыслительных действий и
приемов. В противном случае, при несформированности полноценной мыслительной
деятельности, может возникнуть фрагментарный и ошибочный характер усваиваемых
знаний ребенка. По этой причине возникает осложнение процесса обучения, падает
уровень его эффективности. Примером может служить ситуация, при которой ребенок
не может выделять общее и существенное, тогда возникает проблем обобщения
учебного материала: пересказ текста, деление его на части, подведение
математической задачи под уже известный класс и др. [14, c. 11].
Умение
владеть основными мыслительными операциями — это требование, предъявляемое
учащемуся уже на четвертом году обучения в школе. По этой причине в младшем
школьном возрасте необходимо акцентировать внимание на целенаправленной работе
для обучения детей ключевым приемам мыслительной деятельности [4, c.12].
Как
было отмечено ранее, мышление младших школьников напрямую связано с
восприятием. Когда учащийся смог воспринять только обособленные внешние детали
и стороны изучаемого материала либо уловил самое главное, основные внутренние
зависимости в данном случае будут иметь большое значение в целях понимания и
успешного усвоения для правильного решения заданий.