Часть дипломной работы на тему Развитие коммуникативных умений у младших школьников посредством кукольного театра
-
Оформление работы
-
Список литературы по ГОСТу
-
Соответствие методическим рекомендациям
-
И еще 16 требований ГОСТа,которые мы проверили
Введи почту и скачай архив со всеми файлами
Ссылку для скачивания пришлем
на указанный адрес электронной почты
Содержание:
ВВЕДЕНИЕ.. 3
Глава 1. Теоретико-методологические подходы к изучению
коммуникативных умений младших школьников. 8
1.1. Определение понятия
«коммуникативные умения». 8
1.2. Особенности развития
коммуникативных умений у детей младшего школьного возраста. 13
1.3. Роль кукольного театра в
развитии коммуникативных умений у детей младшего школьного возраста. 22
Вывод по 1 главе. 27
Глава 2. Экспериментальное исследование развития
коммуникативных умений младших школьников посредством кукольного театра. 28
2.1. Организация и условия проведения
экспериментального исследования 28
2.2. Программа развития коммуникативных умений
посредством кукольного театра 32
2.3. Результаты экспериментального исследования. 37
Выводы по 2 главе. 50
ЗАКЛЮЧЕНИЕ.. 52
СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ… 54
ПРИЛОЖЕНИЯ………………………………………………………………..58
Введение:
Актуальность исследования. Коммуникативное развитие в современных
социально-экономических условиях выступает одной из важнейших характеристик
личности. Достаточное коммуникативное развитие позволяет эффективно
взаимодействовать с другими людьми при различных видах деятельности. Вместе с
тем, несмотря на постоянно растущую в обществе потребность в людях
коммуникабельных, современная образовательная система с существующим в ней
набором форм и методов обучения и воспитания не в должной степени способствует
коммуникативному развитию воспитанников.
Первоначальное
коммуникативное развитие, обеспечивающее поэтапное становление детской
личности, должно происходить еще в детском возрасте. Развитие человека как
личности происходит в условиях проявления им активности во взаимодействиях с
окружающим миром. По данным ученых (Л.С. Выготского, В.В. Давыдова,
А.В. Запорожца, А.Н. Леонтьева) младший школьный возраст выступает
благоприятным периодом для развития такого вида социальной активности личности
как общение. Именно общение со сверстниками позволяет осуществлять познание и
оценку самого себя посредством других людей (Р.Г. Казакова,
Я.Л. Коломинский, Т.А. Репина и пр.). В связи с этим активизация
коммуникативной деятельности младших школьников, понимаемая как процесс
побуждения детей к энергичному, целенаправленному общению и социальному
взаимодействию, выступает насущной необходимостью образовательной практики.
Однако нередко в ходе стихийного коммуникативного развития младших школьников
происходят различные сбои. Эти сбои часто обусловлены недостаточным
эмоциональным развитием детей, снижающим их способность к сочувствию,
сопереживанию коммуникативному партнеру.
Среди типичных детских эмоций существенное место занимают не только
положительные, но и отрицательные эмоции, негативно влияющие как на общий
психологический настрой ребенка, так и на его деятельность. Заботясь о
физическом и познавательном развитии ребенка, в настоящее время взрослые
зачастую забывают о важности его эмоционально-личностного развития, которое
напрямую связано с психологическим и социальным благополучием ребенка. У детей
наблюдаются недостаточно сформированные умения распознавать и описывать свои
эмоции, а также выражать свое эмоциональное состояние социально приемлемым
способом. Из-за этого возникают конфликты внутри детской группы, у детей
появляются внутриличностные проблемы, которые вытекают в тревожность,
гиперактивность, застенчивость, агрессивность, замкнутость и т.д. В связи с
тем, что кукольный театр является доступной и интересной для обучающихся
деятельностью, его целенаправленное использование, нацеленное на стимулирование
коммуникативного развития воспитанников, обладает высоким потенциалом.
При этом научно-методических разработок, предполагающих использование
кукольного театра в процессе развития коммуникативных умений младших школьников
и учитывающих их особенности, очевидно недостаточно. Нехватка
научно-методической литературы по проблеме исследования и обусловила, в
конечном счете, актуальность обращения к указанной проблеме.
Проблема исследования: Как посредством кукольного театра способствовать развитию
коммуникативных умений у младших школьников?
Цель исследования: теоретически обосновать, разработать и внедрить программу
развития коммуникативных умений посредством кукольного театра.
Объект исследования: коммуникативные умения у младших школьников.
Предмет исследования: кукольный театр как средство развития коммуникативных умений
у младших школьников.
Гипотеза исследования: предполагается, что занятия кукольным театром окажут
положительное влияние на уровень развития коммуникативных умений у младших
школьников, в частности на их общительность, готовность к сотрудничеству и
согласованность действий, контактность, выраженность потребности в общении,
эмпатию, степень понимания другого человека, степень владения элементарными
средствами общения.
Задачи исследования:
1. Дать
определение понятию «коммуникативные умения».
2. Изучить
особенности развития коммуникативных умений у детей младшего школьного
возраста.
3. Уточнить
роль кукольного театра в развитии коммуникативных умений у детей младшего
школьного возраста.
4. Описать
организацию и условия проведения экспериментального исследования развития коммуникативных умений у младших школьников посредством
кукольного театра.
5. Апробировать программу развития
коммуникативных умений посредством кукольного театра.
6. Обобщить
и проанализировать результаты проведенного экспериментального исследования.
Теоретические основы исследования составили труды Г.М. Андреевой, В.Н. Белкиной, Н.Е. Вераксы,
А.Н. Вераксы, В.С. Мухиной, Н.И. Гуткиной, В.Г.
Каменской, Я.Л. Коломинского, В.Э. Пахальяна, Е.Е. Сапоговой, Г.А. Урунтаевой, Д.Б. Эльконина
и др.
В качестве методов исследования использовались:
— анализ
научно-методической литературы по проблеме исследования;
— обобщение
педагогического опыта по теме;
— педагогический
эксперимент: констатирующий, формирующий, контрольный;
— наблюдение;
— тестирование
(использовались методика диагностики изучения сформированности коммуникации как
общения у младших школьников М.И. Рожкова; тест «Коммуникативные
способности»; методика диагностики «Рукавички» Г.А. Цукерман);
— качественный и
количественный анализ данных.
Опытно-экспериментальной базой исследования выступила АНОО «Православная
классическая гимназия во имя иконы Божией Марии «Знамение» в Ховрине» (САО, ул.
Ляпидевского, д. 10а).
Теоретическая значимость исследования заключается в систематизации и
обобщении научных представлений относительно определения понятия
«коммуникативные умения»; в выявлении особенностей развития коммуникативных
умений у детей младшего школьного возраста; в уточнении роли кукольного театра
в развитии коммуникативных умений у детей младшего школьного возраста.
Практическая значимость исследования состоит в возможности использования
материалов работы следующими категориями лиц:
— педагогами начального
звена и психологами, работающими с младшими школьниками, с целью оптимизации
своей деятельности по обеспечению условий для развития коммуникативных умений у
обучающихся;
— студентами,
обучающимися по психолого-педагогическим направлениям, с целью самоподготовки к
тематическим, практическим и семинарским занятиям;
— молодыми учеными,
занимающимися разработкой схожей научной проблематики, с целью систематизации и
обобщения эмпирических данных и методических сведений.
Кроме этого,
разработанная в рамках экспериментального исследования программа развития коммуникативных умений посредством кукольного театра может быть
рекомендована для внедрения в педагогический процесс образовательных
учреждений.
Структура работы: работа состоит из введения, двух глав (теоретической и
практической), заключения, списка литературы и приложений.
Заключение:
По итогам выполнения
выпускной квалификационной работы нами была достигнута поставленная цель, что
позволило теоретически обосновать, разработать и внедрить программу развития
коммуникативных умений посредством кукольного театра.
Для достижения
поставленной цели были решены следующие задачи:
— было дано определение понятию
«коммуникативные умения»;
Коммуникативные умения
были определены как личностное качество, которое проявляется в способности
ориентироваться в людях, тех или иных ситуациях, определенных видах
деятельности (А. В. Мудрик).
— были изучены особенности
развития коммуникативных умений у детей младшего школьного возраста;
К ним были отнесены:
потребность детей во взаимодействии в группе сверстников как среде для развития
коммуникативных умений; потребность учете индивидуально-типологических
особенностей школьников и этапов формирования коммуникативных умений.
— была уточнена роль
кукольного театра в развитии коммуникативных умений у детей младшего школьного
возраста;
Она состоит в том, что в
рамках кукольного театра младшие школьники могут научиться принимать, понимать
и передавать собственные чувства и переживания, что оказывает благоприятное
воздействие на рефлексивные моменты осуществляемой деятельности.
— была описана организация
и условия проведения экспериментального исследования развития коммуникативных умений у младших школьников посредством
кукольного театра;
В исследовании приняли
участие 6 детей в возрасте 8-9 лет, все – воспитанники православной гимназии;
для диагностики были использованы методики М.И. Рожкова, Г.А. Цукерман, тест
«Коммуникативные способности» и наблюдение по схеме.
— была апробирована программа развития коммуникативных
умений посредством кукольного
театра;
Основной целью,
реализованной на формирующем этапе исследования программы, стало развитие
коммуникативных умений посредством кукольного театра; ведущими принципами
программы являлись деятельностный подход; принцип междисциплинарной интеграции;
принцип креативности.
— были обобщены и
проанализированы результаты проведенного экспериментального исследования;
Качественный и
количественный анализ эмпирических данных позволил доказать гипотезу исследования;
занятия кукольным театром, на самом деле, оказывают положительное влияние на
уровень развития коммуникативных умений у младших школьников, в частности на их
общительность, готовность к сотрудничеству и согласованность действий,
контактность, выраженность потребности в общении, эмпатию, степень понимания
другого человека, степень владения элементарными средствами общения.
Таким образом, цель
работы была достигнута, задачи реализованы, а гипотеза доказана в полном
объеме.
Фрагмент текста работы:
Актуальность исследования. Коммуникативное развитие в современных
социально-экономических условиях выступает одной из важнейших характеристик
личности. Достаточное коммуникативное развитие позволяет эффективно
взаимодействовать с другими людьми при различных видах деятельности. Вместе с
тем, несмотря на постоянно растущую в обществе потребность в людях
коммуникабельных, современная образовательная система с существующим в ней
набором форм и методов обучения и воспитания не в должной степени способствует
коммуникативному развитию воспитанников.
Первоначальное
коммуникативное развитие, обеспечивающее поэтапное становление детской
личности, должно происходить еще в детском возрасте. Развитие человека как
личности происходит в условиях проявления им активности во взаимодействиях с
окружающим миром. По данным ученых (Л.С. Выготского, В.В. Давыдова,
А.В. Запорожца, А.Н. Леонтьева) младший школьный возраст выступает
благоприятным периодом для развития такого вида социальной активности личности
как общение. Именно общение со сверстниками позволяет осуществлять познание и
оценку самого себя посредством других людей (Р.Г. Казакова,
Я.Л. Коломинский, Т.А. Репина и пр.). В связи с этим активизация
коммуникативной деятельности младших школьников, понимаемая как процесс
побуждения детей к энергичному, целенаправленному общению и социальному
взаимодействию, выступает насущной необходимостью образовательной практики.
Однако нередко в ходе стихийного коммуникативного развития младших школьников
происходят различные сбои. Эти сбои часто обусловлены недостаточным
эмоциональным развитием детей, снижающим их способность к сочувствию,
сопереживанию коммуникативному партнеру.
Среди типичных детских эмоций существенное место занимают не только
положительные, но и отрицательные эмоции, негативно влияющие как на общий
психологический настрой ребенка, так и на его деятельность. Заботясь о
физическом и познавательном развитии ребенка, в настоящее время взрослые
зачастую забывают о важности его эмоционально-личностного развития, которое
напрямую связано с психологическим и социальным благополучием ребенка. У детей
наблюдаются недостаточно сформированные умения распознавать и описывать свои
эмоции, а также выражать свое эмоциональное состояние социально приемлемым
способом. Из-за этого возникают конфликты внутри детской группы, у детей
появляются внутриличностные проблемы, которые вытекают в тревожность,
гиперактивность, застенчивость, агрессивность, замкнутость и т.д. В связи с
тем, что кукольный театр является доступной и интересной для обучающихся
деятельностью, его целенаправленное использование, нацеленное на стимулирование
коммуникативного развития воспитанников, обладает высоким потенциалом.
При этом научно-методических разработок, предполагающих использование
кукольного театра в процессе развития коммуникативных умений младших школьников
и учитывающих их особенности, очевидно недостаточно. Нехватка
научно-методической литературы по проблеме исследования и обусловила, в
конечном счете, актуальность обращения к указанной проблеме.
Проблема исследования: Как посредством кукольного театра способствовать развитию
коммуникативных умений у младших школьников?
Цель исследования: теоретически обосновать, разработать и внедрить программу
развития коммуникативных умений посредством кукольного театра.
Объект исследования: коммуникативные умения у младших школьников.
Предмет исследования: кукольный театр как средство развития коммуникативных умений
у младших школьников.
Гипотеза исследования: предполагается, что занятия кукольным театром окажут
положительное влияние на уровень развития коммуникативных умений у младших
школьников, в частности на их общительность, готовность к сотрудничеству и
согласованность действий, контактность, выраженность потребности в общении,
эмпатию, степень понимания другого человека, степень владения элементарными
средствами общения.
Задачи исследования:
1. Дать
определение понятию «коммуникативные умения».
2. Изучить
особенности развития коммуникативных умений у детей младшего школьного
возраста.
3. Уточнить
роль кукольного театра в развитии коммуникативных умений у детей младшего
школьного возраста.
4. Описать
организацию и условия проведения экспериментального исследования развития коммуникативных умений у младших школьников посредством
кукольного театра.
5. Апробировать программу развития
коммуникативных умений посредством кукольного театра.
6. Обобщить
и проанализировать результаты проведенного экспериментального исследования.
Теоретические основы исследования составили труды Г.М. Андреевой, В.Н. Белкиной, Н.Е. Вераксы,
А.Н. Вераксы, В.С. Мухиной, Н.И. Гуткиной, В.Г.
Каменской, Я.Л. Коломинского, В.Э. Пахальяна, Е.Е. Сапоговой, Г.А. Урунтаевой, Д.Б. Эльконина
и др.
В качестве методов исследования использовались:
— анализ
научно-методической литературы по проблеме исследования;
— обобщение
педагогического опыта по теме;
— педагогический
эксперимент: констатирующий, формирующий, контрольный;
— наблюдение;
— тестирование
(использовались методика диагностики изучения сформированности коммуникации как
общения у младших школьников М.И. Рожкова; тест «Коммуникативные
способности»; методика диагностики «Рукавички» Г.А. Цукерман);
— качественный и
количественный анализ данных.
Опытно-экспериментальной базой исследования выступила АНОО «Православная
классическая гимназия во имя иконы Божией Марии «Знамение» в Ховрине» (САО, ул.
Ляпидевского, д. 10а).
Теоретическая значимость исследования заключается в систематизации и
обобщении научных представлений относительно определения понятия
«коммуникативные умения»; в выявлении особенностей развития коммуникативных
умений у детей младшего школьного возраста; в уточнении роли кукольного театра
в развитии коммуникативных умений у детей младшего школьного возраста.
Практическая значимость исследования состоит в возможности использования
материалов работы следующими категориями лиц:
— педагогами начального
звена и психологами, работающими с младшими школьниками, с целью оптимизации
своей деятельности по обеспечению условий для развития коммуникативных умений у
обучающихся;
— студентами,
обучающимися по психолого-педагогическим направлениям, с целью самоподготовки к
тематическим, практическим и семинарским занятиям;
— молодыми учеными,
занимающимися разработкой схожей научной проблематики, с целью систематизации и
обобщения эмпирических данных и методических сведений.
Кроме этого,
разработанная в рамках экспериментального исследования программа развития коммуникативных умений посредством кукольного театра может быть
рекомендована для внедрения в педагогический процесс образовательных
учреждений.
Структура работы: работа состоит из введения, двух глав (теоретической и
практической), заключения, списка литературы и приложений.