Часть дипломной работы на тему Развитие коммуникативных умений младших школьников в процессе внеурочной проектной деятельности.
-
Оформление работы
-
Список литературы по ГОСТу
-
Соответствие методическим рекомендациям
-
И еще 16 требований ГОСТа,которые мы проверили
Введи почту и скачай архив со всеми файлами
Ссылку для скачивания пришлем
на указанный адрес электронной почты
Содержание:
ВВЕДЕНИЕ………………………………………………………………………..3
ГЛАВА
1. ТЕОРЕТИЧЕСКИЙ АНАЛИЗ ПРОБЛЕМЫ РАЗВИТИЯ КОММУНИКАТИВНЫХ УМЕНИЙ МЛАДШИХ
ШКОЛЬНИКОВ В ПРОЦЕССЕ ПРОЕКТНОЙ ВНЕУРОЧНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ
1.1 Психолого-педагогические
подходы к изучению коммуникативных умений……………………………………………………………………………..7
1.2
Особенности коммуникативных умений младших школьников………….14 1.3 Педагогические
условия развития коммуникативных умений у детей младшего школьного возраста в
процессе проектной внеурочной деятельности……………………………………………………………………..27
Выводы по первой главе…………………………………………………………34
ГЛАВА
2. ОПЫТНО-ЭКСПЕРИМЕНТАЛЬНАЯ РАБОТА ПО РАЗВИТИЮ КОММУНИКАТИВНЫХ УМЕНИЙ У ДЕТЕЙ
МЛАДШЕГО ШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА В ПРОЦЕССЕ ПРОЕКТНОЙ ВНЕУРОЧНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ
2.1
Диагностика коммуникативных умений учащихся младшего школьного возраста……………………………………………………………………………38
2.2 Апробация программы развития
коммуникативных умений у детей младшего школьного возраста в процессе проектной
внеурочной деятельности……………………………………………………………………..47
2.3
Интерпретация результатов исследования…………………………………58
Выводы по второй главе…………………………………………………………62
ЗАКЛЮЧЕНИЕ………………………………………………………………….64
СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ……………………………………………………….66
ПРИЛОЖЕНИЯ………………………………………………………………….72
Введение:
Актуальность исследования
обусловлена нарастающей потребностью людей в высоком уровне коммуникативных умений в различных областях нашей
жизни. Сегодня школа ставит перед собой такие образовательные и воспитательные
задачи, как: разностороннее и, что важно, своевременное развитие обучающихся,
создание условий для реализации их творческого потенциала и способностей и
самореализации личности в процессе обучения. Современным педагогам начальной
школы важно уметь организовывать учебный процесс, учитывая последние достижения
науки, а также создавать условия для целенаправленного формирования различных
умений и навыков каждого ребенка, способствующих его социализации и
самостоятельной жизни в открытом обществе.
Развитие
новых идей обучения и воспитания младших школьников поддерживается и
иллюстрируется законодательством Российской Федерации. Так, Национальная
доктрина образования в Российской Федерации до 2025 года и Государственная
программа Российской Федерации «Развитие образования» на 2013-2020 годы, а
также Федеральный закон «Об образовании в Российской Федерации» от 29.12.2012
г. № 273-ФЗ и Федеральный государственный образовательный стандарт начального
общего образования акцентируют внимание деятелей в сфере образования на
необходимость создания условий для качественного обучения и внедрения
компетентностного подхода.
Отличительная
особенность и уникальность компетентностного подхода заключается в том, что во
главу обучения ставится не столько объем передаваемых знаний, сколько умение
обучающихся ими оперировать, адаптировать и использовать их в различных
ситуациях. Немаловажную часть компетентностного подхода составляет также
формирование у учащихся умения быстро мыслить, переключаться с одного объекта
на другой в процессе решения задачи, выстраивать процесс эффективной коммуникации
со взрослыми и сверстниками. Развитие в личности коммуникативных умений дает
возможность человеку постоянно оставаться в контексте современного общества,
создавать условия для своего развития и непрерывного образования, избегать
конфликтных ситуаций в процессе учебы, работы и ежедневной деятельности.
В
процессе учебной деятельности учащиеся овладевают коммуникативными
универсальными учебными действиями, которые в дальнейшем развиваются в том
числе и в процессе реализации различных образовательных и развлекательных форматов работы во
внеурочное время.
Рассматривая педагогические технологии,
которые способствуют развитию коммуникативных умений младших школьников, особое
место занимает проектная деятельность. Метод проектов нельзя назвать
принципиально новым в образовании, но он в полной мере отвечает его современным
принципам, реализуя личностно-ориентированный, системно-деятельностный и, как
уже было отмечено ранее, компетентностный подходы к обучению. Проектная деятельность направлена на
формирование умения работать в команде, высказывать и аргументировать свою
точку зрения, проявлять инициативность в процессе работы над проектом,
анализировать и систематизировать поступающую информацию, выстраивать
сотрудничество как со взрослыми, так и со сверстниками, самостоятельно
планировать свою деятельность.
Проблему развития коммуникативных умений младших
школьников рассматривали Бацевич Ф.С., Киличенко О.И., Косова Н.М., Семенова
Е.В. Практические возможности метода проектов и суть проектной деятельности
отражены в трудах многих отечественных и зарубежных ученых, а именно: Дж. Дьюи,
Е.В. Евпаловой, В. Килпатрика, К.Н. Поливановой, В.Н. Стенберга. Специфика
организации проектной деятельности младших школьников была раскрыта Н.А.
Гордеевой, Н.В. Матяш, Т.В. Москвиной, С.В. Поповой и рядом других авторов. Многие
психологи и педагоги также обращали внимание на роль проектной деятельности в
развитии коммуникативных умений
Заключение:
Развитие коммуникативных
способностей школьников происходит в процессе коммуникации с школьным
обществом, сверстниками, с семьей. Младший школьник еще с трудом вступает в
речевое общение, его возрастные особенности характеризуются неразвитостью
многих психических процессов и функций (память, внимание, восприятие, речь,
мышление и т.д.). По этой причине необходимо формировать коммуникативные навыки
путем комплексной и планомерной работы.
К главному методу развития
коммуникативных способностей ребенка младшего школьного возраста можно отнести
формирование речи, так как овладение коммуникативной деятельностью происходит
путем усвоения языка, который функционирует в речи окружающих.
В нашей работе ставились и были
решены следующие задачи:
1. Проанализированы
психолого-педагогические подходы к изучению коммуникативных умений, выделены
ученые, которые занимались данной проблематикой, а также различные современные
подходы. Рассмотрены понятия и цели коммуникативных умений. Основные подходы педагогов и
психологов определяют коммуникативные умения как индивидуальные качества
ребенка, структурные компоненты его личности, которые тесно связаны с его
речевой деятельностью.
2. Рассмотрены
особенности коммуникативных умения младших школьников, выявлены
психолого-педагогические особенности этого возраста, которые определяют уровень
сформированности коммуникативных умений. Коммуникативные умения, формируемые в
начальной школе, являются основой коммуникативной способности младших
школьников и влияют на результативность их обучения и воспитания, а также на
всю дальнейшую жизнь, как личную, так и профессиональную.
3. Определены
педагогические условия развития коммуникативных умений у детей младшего
школьного возраста в процессе проектной внеурочной деятельности. 4. Выявлен
уровень коммуникативных умений учащихся младшего школьного возраста. В
испытуемом нами классе учащиеся показали преимущественно средний уровень
сформированности коммуникативных умений на этапе диагностического исследования,
и преимущественно высокий уровень после проведения комплекса мероприятий.
5. Апробирована
программа развития коммуникативных умений у детей младшего школьного возраста в
процессе проектной внеурочной деятельности. Предложенная программа показала
прогрессирующие результаты, из чего мы можем сделать вывод, что разработанные
мероприятия подходят для формирования и развития уровня коммуникативных умений.
6. Интерпретированы
результаты исследования, описаны и внесены в таблицы и диаграммы сравнительные
данные по двум проведенным диагностикам – первичной и вторичной.
Таким образом, цель нашего
исследования достигнута – теоретически обосновали и экспериментально проверили
программу проектной внеурочной деятельности младших школьников, направленную на
развитие коммуникативных умений учащихся.
Фрагмент текста работы:
ГЛАВА 1. ТЕОРЕТИЧЕСКИЙ АНАЛИЗ
ПРОБЛЕМЫ РАЗВИТИЯ КОММУНИКАТИВНЫХ УМЕНИЙ МЛАДШИХ ШКОЛЬНИКОВ В ПРОЦЕССЕ
ПРОЕКТНОЙ ВНЕУРОЧНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ
1.1 Психолого-педагогические подходы
к изучению коммуникативных умений Исследованию
проблемы формирования коммуникативных умений младших школьников посвящены
работы отечественных ученых Б. Г. Ананьева, Н. В. Кузьминой, В. С. Мухиной, В.
Н. Мясищева, Р. С. Немова, и др. Младший школьный возраст определяется авторами
как важный этап социализации и развития коммуникативных умений ребенка,
рассматривается структура коммуникативных умений, критерии их сформированности.
Однако особенностям организации процесса формирования коммуникативных умений не
уделяется должного внимания [14].
Рассмотрим понятие коммуникативных
умений с точки зрения философии, психологии и педагогики. Философ М.С. Каган считает, что
коммуникация – это информационная связь субъекта с каким-либо объектом, будь то
человек, животное или машина, которая выражается в передаче некоторых данных
субъектом и принятии, и осознании, а также усвоению этих данных получателем [31].
Коммуникативные умения по мнению
М.С. Кагана делятся на:
1. Письменные
умения – умение общаться с помощью таких видов связи, в которых исключается
устная речь, или в которых она возможна, но не первостепенна. Письменная
коммуникация – общение в мессенджерах, деловая переписка, официальные письма и
запросы.
2. Устные
умения – умения, проявляющиеся при непосредственном общении, общении по
телефону или голосовому звонку, где необходимо четко излагать свои мысли,
располагать к себе собеседника и слушать своего оппонента. Устная коммуникация
– разговор с родителями, сверстниками или другими субъектами общения как
непосредственный, так и по телефону, запись голосовых сообщений, монологических
высказываний, прямых эфиров на радио или телевидении.
А.П. Назаретян видит коммуникацию
как неотъемлемую сторону любой деятельности, образующий элемент общения,
передачу информации с помощью языка и других знаковых средств [47].
Способность устанавливать и
сохранять необходимые контакты друг с другом, возвращаться к ним по мере
необходимости, поддерживать их на протяжении всего взаимодействия с субъектом
общения определяется как коммуникативная компетентность. А.И. Донцова
рассматривает такую компетентность как концепцию внутренних ресурсов человека,
необходимых для построения эффективной коммуникации [9].
Психологи, философы и педагоги
по-разному трактуют определения коммуникативных умений, но самым
распространенным и обобщающим определением является определение психологов М.И.
Лисиной и А.В. Запорожца. Они понимают коммуникативные умения как «способность
человека взаимодействовать с другими людьми, правильно интерпретировать
полученные данные и грамотно их передавать» [19].
В.Д.
Шадриков понимает коммуникативные
умения как отражение коммуникативной способности, которая проявляется,
формируется и совершенствуется в практическом общении [59].
Необходимость в общении – одна из главных
потребностей в жизни человека. В процессе социализации мы вступаем во
взаимоотношения с миром, людьми и предметами в нем. Знакомясь и общаясь с
кем-то мы рассказываем оппоненту информацию о себе, а в ответ получаем
интересующие нас данные, анализируем их и планируем свою деятельность в
социуме. Процесс общения и коммуникации напрямую зависит от наличия
необходимого и достаточного коммуникативного умения субъектов этого процесса.
Чем раньше ребенок начинает общаться со сверстниками, самостоятельно находить
ответы на важные для него