Часть дипломной работы Педагогика/Психология Педагогика

Часть дипломной работы на тему Развитие коммуникативных умений младших школьников в процессе внеурочной проектной деятельности.

  • Оформление работы
  • Список литературы по ГОСТу
  • Соответствие методическим рекомендациям
  • И еще 16 требований ГОСТа,
    которые мы проверили
Нажимая на кнопку, я даю согласие
на обработку персональных данных
Фрагмент работы для ознакомления
 

Содержание:

 

ВВЕДЕНИЕ………………………………………………………………………..3

ГЛАВА
1. ТЕОРЕТИЧЕСКИЙ АНАЛИЗ ПРОБЛЕМЫ РАЗВИТИЯ КОММУНИКАТИВНЫХ УМЕНИЙ МЛАДШИХ
ШКОЛЬНИКОВ В ПРОЦЕССЕ ПРОЕКТНОЙ ВНЕУРОЧНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ

1.1 Психолого-педагогические
подходы к изучению коммуникативных умений……………………………………………………………………………..7

1.2
Особенности коммуникативных умений младших школьников………….14 1.3 Педагогические
условия развития коммуникативных умений у детей младшего школьного возраста в
процессе проектной внеурочной деятельности……………………………………………………………………..27

Выводы по первой главе…………………………………………………………34

ГЛАВА
2. ОПЫТНО-ЭКСПЕРИМЕНТАЛЬНАЯ РАБОТА ПО РАЗВИТИЮ КОММУНИКАТИВНЫХ УМЕНИЙ У ДЕТЕЙ
МЛАДШЕГО ШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА В ПРОЦЕССЕ ПРОЕКТНОЙ ВНЕУРОЧНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ

2.1
Диагностика коммуникативных умений учащихся младшего школьного возраста……………………………………………………………………………38

2.2 Апробация программы развития
коммуникативных умений у детей младшего школьного возраста в процессе проектной
внеурочной деятельности……………………………………………………………………..47

2.3
Интерпретация результатов исследования…………………………………58

Выводы по второй главе…………………………………………………………62

ЗАКЛЮЧЕНИЕ………………………………………………………………….64

СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ……………………………………………………….66

ПРИЛОЖЕНИЯ………………………………………………………………….72

  

Введение:

 

Актуальность исследования
обусловлена нарастающей потребностью людей в высоком уровне коммуникативных умений в различных областях нашей
жизни. Сегодня школа ставит перед собой такие образовательные и воспитательные
задачи, как: разностороннее и, что важно, своевременное развитие обучающихся,
создание условий для реализации их творческого потенциала и способностей и
самореализации личности в процессе обучения. Современным педагогам начальной
школы важно уметь организовывать учебный процесс, учитывая последние достижения
науки, а также создавать условия для целенаправленного формирования различных
умений и навыков каждого ребенка, способствующих его социализации и
самостоятельной жизни в открытом обществе.

Развитие
новых идей обучения и воспитания младших школьников поддерживается и
иллюстрируется законодательством Российской Федерации. Так, Национальная
доктрина образования в Российской Федерации до 2025 года и Государственная
программа Российской Федерации «Развитие образования» на 2013-2020 годы, а
также Федеральный закон «Об образовании в Российской Федерации» от 29.12.2012
г. № 273-ФЗ и Федеральный государственный образовательный стандарт начального
общего образования акцентируют внимание деятелей в сфере образования на
необходимость создания условий для качественного обучения и внедрения
компетентностного подхода.

Отличительная
особенность и уникальность компетентностного подхода заключается в том, что во
главу обучения ставится не столько объем передаваемых знаний, сколько умение
обучающихся ими оперировать, адаптировать и использовать их в различных
ситуациях. Немаловажную часть компетентностного подхода составляет также
формирование у учащихся умения быстро мыслить, переключаться с одного объекта
на другой в процессе решения задачи, выстраивать процесс эффективной коммуникации
со взрослыми и сверстниками. Развитие в личности коммуникативных умений дает
возможность человеку постоянно оставаться в контексте современного общества,
создавать условия для своего развития и непрерывного образования, избегать
конфликтных ситуаций в процессе учебы, работы и ежедневной деятельности.

В
процессе учебной деятельности учащиеся овладевают коммуникативными
универсальными учебными действиями, которые в дальнейшем развиваются в том
числе и в процессе реализации различных образовательных и развлекательных форматов работы во
внеурочное время.

Рассматривая педагогические технологии,
которые способствуют развитию коммуникативных умений младших школьников, особое
место занимает проектная деятельность. Метод проектов нельзя назвать
принципиально новым в образовании, но он в полной мере отвечает его современным
принципам, реализуя личностно-ориентированный, системно-деятельностный и, как
уже было отмечено ранее, компетентностный подходы к обучению. Проектная деятельность направлена на
формирование умения работать в команде, высказывать и аргументировать свою
точку зрения, проявлять инициативность в процессе работы над проектом,
анализировать и систематизировать поступающую информацию, выстраивать
сотрудничество как со взрослыми, так и со сверстниками, самостоятельно
планировать свою деятельность.

Проблему развития коммуникативных умений младших
школьников рассматривали Бацевич Ф.С., Киличенко О.И., Косова Н.М., Семенова
Е.В. Практические возможности метода проектов и суть проектной деятельности
отражены в трудах многих отечественных и зарубежных ученых, а именно: Дж. Дьюи,
Е.В. Евпаловой, В. Килпатрика, К.Н. Поливановой, В.Н. Стенберга. Специфика
организации проектной деятельности младших школьников была раскрыта Н.А.
Гордеевой, Н.В. Матяш, Т.В. Москвиной, С.В. Поповой и рядом других авторов. Многие
психологи и педагоги также обращали внимание на роль проектной деятельности в
развитии коммуникативных умений

Не хочешь рисковать и сдавать то, что уже сдавалось?!
Закажи оригинальную работу - это недорого!

Заключение:

 

Развитие коммуникативных
способностей школьников происходит в процессе коммуникации с школьным
обществом, сверстниками, с семьей. Младший школьник еще с трудом вступает в
речевое общение, его возрастные особенности характеризуются неразвитостью
многих психических процессов и функций (память, внимание, восприятие, речь,
мышление и т.д.). По этой причине необходимо формировать коммуникативные навыки
путем комплексной и планомерной работы.

К главному методу развития
коммуникативных способностей ребенка младшего школьного возраста можно отнести
формирование речи, так как овладение коммуникативной деятельностью происходит
путем усвоения языка, который функционирует в речи окружающих.

В нашей работе ставились и были
решены следующие задачи:

1. Проанализированы
психолого-педагогические подходы к изучению коммуникативных умений, выделены
ученые, которые занимались данной проблематикой, а также различные современные
подходы. Рассмотрены понятия и цели коммуникативных умений. Основные подходы педагогов и
психологов определяют коммуникативные умения как индивидуальные качества
ребенка, структурные компоненты его личности, которые тесно связаны с его
речевой деятельностью.

2. Рассмотрены
особенности коммуникативных умения младших школьников, выявлены
психолого-педагогические особенности этого возраста, которые определяют уровень
сформированности коммуникативных умений. Коммуникативные умения, формируемые в
начальной школе, являются основой коммуникативной способности младших
школьников и влияют на результативность их обучения и воспитания, а также на
всю дальнейшую жизнь, как личную, так и профессиональную.

3. Определены
педагогические условия развития коммуникативных умений у детей младшего
школьного возраста в процессе проектной внеурочной деятельности. 4. Выявлен
уровень коммуникативных умений учащихся младшего школьного возраста. В
испытуемом нами классе учащиеся показали преимущественно средний уровень
сформированности коммуникативных умений на этапе диагностического исследования,
и преимущественно высокий уровень после проведения комплекса мероприятий.

5. Апробирована
программа развития коммуникативных умений у детей младшего школьного возраста в
процессе проектной внеурочной деятельности. Предложенная программа показала
прогрессирующие результаты, из чего мы можем сделать вывод, что разработанные
мероприятия подходят для формирования и развития уровня коммуникативных умений.

6. Интерпретированы
результаты исследования, описаны и внесены в таблицы и диаграммы сравнительные
данные по двум проведенным диагностикам – первичной и вторичной.

Таким образом, цель нашего
исследования достигнута – теоретически обосновали и экспериментально проверили
программу проектной внеурочной деятельности младших школьников, направленную на
развитие коммуникативных умений учащихся.

 

Фрагмент текста работы:

 

ГЛАВА 1. ТЕОРЕТИЧЕСКИЙ АНАЛИЗ
ПРОБЛЕМЫ РАЗВИТИЯ КОММУНИКАТИВНЫХ УМЕНИЙ МЛАДШИХ ШКОЛЬНИКОВ В ПРОЦЕССЕ
ПРОЕКТНОЙ ВНЕУРОЧНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ

1.1 Психолого-педагогические подходы
к изучению коммуникативных умений Исследованию
проблемы формирования коммуникативных умений младших школьников посвящены
работы отечественных ученых Б. Г. Ананьева, Н. В. Кузьминой, В. С. Мухиной, В.
Н. Мясищева, Р. С. Немова, и др. Младший школьный возраст определяется авторами
как важный этап социализации и развития коммуникативных умений ребенка,
рассматривается структура коммуникативных умений, критерии их сформированности.
Однако особенностям организации процесса формирования коммуникативных умений не
уделяется должного внимания [14].

Рассмотрим понятие коммуникативных
умений с точки зрения философии, психологии и педагогики. Философ М.С. Каган считает, что
коммуникация – это информационная связь субъекта с каким-либо объектом, будь то
человек, животное или машина, которая выражается в передаче некоторых данных
субъектом и принятии, и осознании, а также усвоению этих данных получателем [31].

Коммуникативные умения по мнению
М.С. Кагана делятся на:

1. Письменные
умения – умение общаться с помощью таких видов связи, в которых исключается
устная речь, или в которых она возможна, но не первостепенна. Письменная
коммуникация – общение в мессенджерах, деловая переписка, официальные письма и
запросы.

2. Устные
умения – умения, проявляющиеся при непосредственном общении, общении по
телефону или голосовому звонку, где необходимо четко излагать свои мысли,
располагать к себе собеседника и слушать своего оппонента. Устная коммуникация
– разговор с родителями, сверстниками или другими субъектами общения как
непосредственный, так и по телефону, запись голосовых сообщений, монологических
высказываний, прямых эфиров на радио или телевидении.

А.П. Назаретян видит коммуникацию
как неотъемлемую сторону любой деятельности, образующий элемент общения,
передачу информации с помощью языка и других знаковых средств [47].

Способность устанавливать и
сохранять необходимые контакты друг с другом, возвращаться к ним по мере
необходимости, поддерживать их на протяжении всего взаимодействия с субъектом
общения определяется как коммуникативная компетентность. А.И. Донцова
рассматривает такую компетентность как концепцию внутренних ресурсов человека,
необходимых для построения эффективной коммуникации [9].

Психологи, философы и педагоги
по-разному трактуют определения коммуникативных умений, но самым
распространенным и обобщающим определением является определение психологов М.И.
Лисиной и А.В. Запорожца. Они понимают коммуникативные умения как «способность
человека взаимодействовать с другими людьми, правильно интерпретировать
полученные данные и грамотно их передавать» [19].

В.Д.
Шадриков понимает коммуникативные
умения как отражение коммуникативной способности, которая проявляется,
формируется и совершенствуется в практическом общении [59].

Необходимость в общении – одна из главных
потребностей в жизни человека. В процессе социализации мы вступаем во
взаимоотношения с миром, людьми и предметами в нем. Знакомясь и общаясь с
кем-то мы рассказываем оппоненту информацию о себе, а в ответ получаем
интересующие нас данные, анализируем их и планируем свою деятельность в
социуме. Процесс общения и коммуникации напрямую зависит от наличия
необходимого и достаточного коммуникативного умения субъектов этого процесса.
Чем раньше ребенок начинает общаться со сверстниками, самостоятельно находить
ответы на важные для него

Важно! Это только фрагмент работы для ознакомления
Скачайте архив со всеми файлами работы с помощью формы в начале страницы

Похожие работы