Часть дипломной работы на тему «Развитие коммуникативных способностей детей младшего школьного возраста в процессе художественной деятельности»
-
Оформление работы
-
Список литературы по ГОСТу
-
Соответствие методическим рекомендациям
-
И еще 16 требований ГОСТа,которые мы проверили
Введи почту и скачай архив со всеми файлами
Ссылку для скачивания пришлем
на указанный адрес электронной почты
Содержание:
1.1 Проблема
развития коммуникативной компетентности детей младшего школьного возраста
Введение:
Перед
современной школой стоит задача формирования гармоничной развитой личности,
способной к полноценному функционированию в социуме и эффективному
осуществлению разных форм деятельности. Одним из значимых компонентов такой
личности выступают ее коммуникативные способности: умение инициировать
коммуникацию и завершать ее, поддерживать диалог, учитывать интересы и
эмоциональное состояние окружающих. Все эти умения представлены в Федеральном
государственном образовательном стандарте начального общего образования (ФГОС
НОО) как коммуникативные универсальные учебные действия.
Младший
школьный возраст расценивается как наиболее благоприятный для развития
коммуникативных способностей. Это связано со спецификой социальной ситуации и
особенностями психологического развития ребенка на данном этапе онтогенеза.
Ребенок вступает в новое для себя пространство и начинает осваивать новый вид деятельности:
учебную деятельность. Значительно увеличивается количество тех социальных
связей, в которых участвует ребенок. Кроме того, младший школьник испытывает
интерес к общению как со сверстниками, так и с учителем, в коммуникации
происходит утверждение его социального статуса в коллективе сверстников.
На
этапе обучения в начальной школе учителю следует уделять много внимания
развитию коммуникативных способностей ребенка: данная задача решается и на
уроках, и во внеурочной деятельности. Возникает необходимость поиска таких
методов развития коммуникативных способностей младших школьников, которые
учитывали бы их особенности и обладали высокой эффективностью. В качестве таких
методов выделяют проектный метод, игровые технологии, организация совместной
деятельности и т.д. Интересна с точки зрения развития коммуникативных
способностей младших школьников художественная деятельность детей. Эта
деятельность близка по своей структуре к игровой деятельности, поэтому
интересна и близка для младших школьников, которые весьма близки по своим психологическим
особенностям к детям дошкольного возраста.
В
процессе изобразительной деятельности в начальной школе, при совершенствовании
организации учебного процесса, закладывается интерес к художественно –
творческой деятельности, на фоне которого будет в дальнейшем формироваться
художественная культура человека и основные компоненты универсальных учебных
действий, в том числе и формирование коммуникативной компетентности. Проблема
создания педагогических условий для формирования коммуникативных способностей у
детей школьного возраста явилась предметом изучения современных отечественных и
зарубежных ученых: М.И. Лисиной, В.А Кан-Калика, Н.Д. Никандрова, А.Б. Добрович
и др.
Цель
исследования: изучить возможности развития коммуникативных способностей младших
школьников в художественной деятельности.
Объект
исследования: коммуникативные способности младших школьников.
Предмет
исследования: особенности развития коммуникативных способностей младших
школьников в художественной деятельности.
Задачи
исследования:
1)
Проанализировать особенности развития
коммуникативных способностей в младшем школьном возрасте;
2)
Охарактеризовать основные подходы к
развитию коммуникативных способностей в младшем школьном возрасте;
Изучить существующие подходы к развитию
коммуникативных способностей младших школьников в художественной деятельности.
Фрагмент текста работы:
Глава 1 Теоретические
основы развития коммуникативной компетентности детей младшего школьного
возраста в процессе художественной деятельности
1.1 Проблема развития
коммуникативной компетентности детей младшего школьного возраста
коммуникативной компетентности детей младшего школьного возраста
Коммуникативная
компетентность обучающегося в образовательном процессе имеет очень большое
значение. В первую очередь, уровень развития коммуникативных способностей
ребенка оказывает воздействие на процесс адаптации ребенка к обучению в школе, его
эмоциональное состояние в классном коллективе. Ребенку предстоит адаптироваться
и освоить не только учебную деятельность, но и привыкнуть к тому новому
коллективу, в котором он оказался. Если у ребенка развита способность
налаживать и поддерживать контакты с окружающими, то ему будет проще находить общий
язык с учителями и другими детьми, что будет благоприятно сказываться на его
эмоциональном комфорте в новой социальной ситуации.
Если
у ребенка не сформированы навыки взаимодействия со сверстниками, то во многих
случаях он сталкивается с проблемами при вхождении в новый коллектив, у ребенка
возникает ощущение одиночества. В результате может возникнуть состояние
дезадаптации или определенные формы девиантного поведения [15].
Кроме
того, коммуникативная компетентность прямым образом соотносится с
эффективностью учебной деятельностью. Если ребенок стесняется отвечать у доски,
теряется, когда ему задают вопросы, его реальный ответ (как воплощение
коммуникативной компетентности) будет хуже имеющихся знаний, и, как следствие,
оценка будет ниже. Имеющийся отрицательный опыт может оказать негативное
влияние на последующую учебную деятельность ребенка.
Также
следует отметить, что высокий уровень развития коммуникативных способностей
ребенка представляет собой основу для продуктивности и благополучия дальнейшей
его жизнедеятельности.
Согласно
ФГОС НОО к коммуникативным УУД можно отнести следующие. Коммуникативный блок
УУД представлен следующими компонентами:
1.
Действиями сотрудничества с учителем и сверстниками, учетом позиций
собеседника.
2.
Умением доносить до собеседника свою мысль и
формулировать свое мнение.
3. Умением вести диалог,
слушать и слышать собеседника.
4. Осуществлением
коллективной работы, принимать различные позиции во взаимодействии.
5. Инициативной работой
учащегося с информацией.
6. Умением конструктивно
решать конфликты.