Дефектология Часть дипломной работы Педагогика/Психология

Часть дипломной работы на тему Развитие коммуникации со сверстниками у дошкольников с расстройствами аутистического спектра средствами игровой терапии

  • Оформление работы
  • Список литературы по ГОСТу
  • Соответствие методическим рекомендациям
  • И еще 16 требований ГОСТа,
    которые мы проверили
Нажимая на кнопку, я даю согласие
на обработку персональных данных
Фрагмент работы для ознакомления
 

Содержание:

 

Глава 2. Экспериментальное исследование эффективности игровой терапии как средства развития коммуникации со сверстниками у дошкольников с расстройствами аутистического спектра 2
2.1. Организация и проведение экспериментального исследования 2
2.2. Анализ и интерпретация результатов констатирующего этапа исследования 7
2.3. Организация игровой терапии по развитию коммуникации со сверстниками у дошкольников с расстройствами аутистического спектра 16
2.4. Анализ и интерпретация результатов контрольно-оценочного этапа исследования 24
Заключение 37
Приложение 40

 

Не хочешь рисковать и сдавать то, что уже сдавалось?!
Закажи оригинальную работу - это недорого!

Заключение:

 

В каждой группе детей можно наблюдать сложную картину межличностных отношений, остро переживаемых детьми. Важнейшей задачей педагога является своевременное определение проблемных зон межличностных отношений и оказание детям помощи в их преодолении.
Реализована опытно-экспериментальная работа, включающая последовательные этапы: констатирующий, формирующий и контрольный.
В исследовании использовались следующие методики: метод проблемных ситуаций (Л.А. Венгер, О.М. Дьяченко); наблюдение за межличностными отношениями дошкольников (Смирнова О.Е., Холмогорова В.М.); методика «Дружеские взаимоотношения в совместной деятельности» (Г.А. Урунтаева, Ю.А. Афонькина); методика «Культура общения».(Г.А. Урунтаева, Ю.А. Афонькина).
На констатирующем этапе эксперимента путем систематизации методик были определены критерии оценки навыков коммуникации детей (степень эмоциональной вовлеченности и характер участия в действиях сверстника; характер сопереживания сверстнику; степень проявления просоциальных форм поведения); оценки параметров взаимодействия в игре (инициатива и позиция, благополучие в общении, игровые навыки); инициативность, чувствительность к воздействиям сверстника; отношение к сверстнику; интерес к деятельности сверстника; оказание помощи и учет мнения сверстника; общение со взрослыми и сверстниками.
Результаты констатирующего этапа исследования выявили недостаточную сформированность навыков коммуникации дошкольников с аутизмом, что предопределило необходимость применения игровой терапии как средства развития навыков коммуникации.
На формирующем этапе в целях развития у детей навыков коммуникации были разработаны и реализованы на практике занятий по игровой терапии с детьми. В совместных играх и групповых ситуациях создавались условия для развития детских взаимоотношений, развития взаимопонимания, взаимопомощи, согласованности действий. Коллективный характер содействовал развитию навыков позитивного взаимодействия и развитию чувства партнерства между дошкольниками. Дети учились согласовывать свои действия со сверстниками, учились эмоциональной отзывчивости, эмпатии, доброжелательности. Дети приобретали позитивный опыт сотрудничества при оказании взаимопомощи и поддержки партнерам по игре. Игры способствовали развитию коммуникативных умений, инициативности; снижению конфликтности; стимуляции групповой сплоченности; воспитывали у детей потребность оказать помощь другим, вырабатывали внимательное отношение к другим; развивали эмпатию и сопереживание. Были проведены игры с разной тематикой, направленные на активизацию взаимодействия детей, дружелюбия, взаимопомощи, поддержки, сочувствия, эмпатии, сопереживания.
Результаты контрольного эксперимента свидетельствуют о положительной динамике. Параметры взаимодействия детей обнаруживают положительную динамику: дети стали больше проявлять интерес к действиям сверстника; выявлена положительная эмоциональная включенность в действия сверстника; сопереживание сверстнику стало носить более адекватный характер; дети стали оказывать помощь прагматического характера; откликаться на предложения сверстников, нормализовался эмоциональный фон.
Большинство детей стали ориентироваться не на помощь взрослого, а на совместное разрешение проблемы со сверстником. Выбор партнеров для игры стал более легким, улучшились взаимоотношения со сверстниками. Дети стали относиться к сверстнику как к равноправному партнеру, стали с большей готовностью считаться с их мнением, однако дети по-прежнему отличаются низкими показателями инициативности в общении.
Результаты контрольного этапа исследования подтвердили эффективность применяемой программы игровой терапии как средства развития навыков коммуникации у детей старшего дошкольного возраста с аутизмом, что доказывается полученной положительной динамикой по всем тестам.

 

Фрагмент текста работы:

 

Глава 2. Экспериментальное исследование эффективности игровой терапии как средства развития коммуникации со сверстниками у дошкольников с расстройствами аутистического спектра

2.1. Организация и проведение экспериментального исследования

Базой исследования явился ДРЦ «Эстер» город Москва. Исследование проводилось с 12.11.2019 г. по 29.11.2019 г. В исследовании приняли участие дети, посещающие дневные развивающие группы для детей с аутизмом в количестве 7 человек в возрасте от 5-7 лет. (См. Таблица 1).
Таблица 1
Характеристика группы детей с аутизмом
Критерии Варианты Количество
Возраст 5 лет 3 чел.
6 лет 1 чел.
7 лет 3 чел.
Пол мальчики 3 чел.
девочки 4 чел.

Проведение исследования было разделено на три этапа:
1. Констатирующий этап эксперимента, в ходе которого были подобраны методики и изучен исходный уровень сформированности коммуникативной сферы детей с аутизмом.
2. Формирующий этап эксперимента, в процессе которого в учебно-воспитательный процесс была внедрена программа по развитию коммуникативной сферы детей с аутизмом с помощью использования метода игротерапии.
3. Контрольный этап эксперимента, в процессе которого была проведена повторная диагностика уровня развития коммуникативной сферы детей с аутизмом, выявлена динамика результатов исследования.
Критериями и показателями диагностики коммуникативной сферы дошкольников с аутизмом нами были взяты следующие (см. Таблицу 2).
Таблица 2.
Критерии и показатели диагностики коммуникативной сферы
Критерии Показатели Методика
Уровень развития межличностного взаимодействия детей в ходе естественного эксперимента, в ситуации необходимости решения социальной проблемы. Эмоциональная вовлеченность в действия сверстника (наличие интереса и чувствительности к действиям сверстника) 
Характер участия в действиях сверстника (степень эмоциональной вовлеченности в действия сверстника: положительная (одобрение и поддержка); отрицательная (насмешки, ругань) либо демонстративная (критерий сравнения с собой; наличие оценок действиям сверстников (негативных, демонстративных, позитивных);
Характер и степень выраженности сопереживания сверстнику (эмоциональные реакции в ответ на успех либо неудачу другого (индифферентная, неадекватная, частично адекватная, адекватная);
Характер и степень проявления просоциальных форм поведения в ситуации выбора в свою пользу либо в пользу другого ( отказ, провокационная, прагматическая, безусловная помощь) Метод проблемных ситуаций (Л.А. Венгер, О.М. Дьяченко)
Уровень развития коммуникативных умений. Инициатива и позиция в общении (внесение ребенком предложений относительно совместной игровой деятельности; проявление инициативности в предложении игровой тематики; степень доминирования в общении — позиция в игровом общении (пассивная, доминантная);)
Благополучие общения (благоприятные отношения со сверстниками и успешность в общении; способность к выбору нескольких партнеров для предстоящей игры)
Развитие игровых навыков (уровень развития игровой деятельности; способность ребенка предложить несколько вариантов игры, предполагающих наличие партнеров по общению и игровому взаимодействию) Методика «Игровая комната»(О.М. Дьяченко)
Уровень развития коммуникативной сферы, характер отношения ребенка к сверстникам. Инициативность: 
1) отсутствует: ребенок не проявляет никакой активности, играет в одиночестве или пассивно следует за другими;
2) слабая: ребенок крайне редко проявляет активность и предпочитает следовать за другими детьми;
3) средняя: ребенок часто проявляет инициативу, однако он не бывает настойчивым;
4) ребенок активно привлекает окружающих детей к своим действиям и предлагает различные варианты взаимодействия
Чувствительность к воздействиям сверстника
1) отсутствует: ребенок вообще не отвечает на предложе¬ния сверстников;
2) слабая: ребенок лишь в редких случаях реагирует на ини¬циативу сверстников, предпочитая индивидуальную игру;
3) средняя: ребенок не всегда отвечает на предложения сверстников;
4) высокая: ребенок с удовольствием откликается на ини¬циативу сверстников, активно подхватывает их идеи и действия
5) Преобладающий эмоциональный фон
1) негативный;
2) нейтрально-деловой;
3) позитивный 3. Метод наблюдения за межличностными отношениями дошкольников (Е.О. Смирнова, В.М. Холмогорова)

Уровень дружеских взаимоотношений Отношение к сверстнику (как к помехи в деятельности; как в равноправному партнеру)
Интерес к деятельности сверстника (степень выраженности интереса — отсутствие интереса, эпизодический либо устойчивый интерес)
Оказание помощи сверстнику (оказание помощи: по собственной инициативе; по просьбе взрослого либо сверстника; отсутствие помощи)
Учет мнения сверстника (настаивает на своем; периодически учитывает мнение товарищей, всегда считается с мнением сверстников) 4. Методика «Дружеские взаимоотношения в совместной деятельности» (Г.А. Урунтаева, Ю.А. Афонькина)

Уровень развития коммуникативной сферы, реакция ребенка на слова и просьбы взрослого. 5-6 лет: говорят спокойно, с уважением, заботливо относятся ко взрослым, их труду и отдыху, охотно выполняют просьбы и поручения взрослых. Выполняют правила поведения в группе в отсутствие воспитателя. Дружелюбно напоминают сверстникам о правилах поведения. В общественных местах ведут себя сдержанно, не привлекают излишнего внимания, разговаривают негромко.
6-7 лет: закрепляются навыки поведения в общественных местах, навыки общения со взрослыми и детьми
5. Методика «Культура общения» (Г.А. Урунтаева, Ю.А. Афонькина)

 

Нами был подобран комплект методик диагностики уровня развития навыков коммуникации у дошкольников с аутизмом, включающий в себя следующие методики:
1. Метод проблемных ситуаций (Л.А. Венгер, О.М. Дьяченко) (Приложение 1). Данные ситуации предназначены для исследования межличностного взаимодействия детей в ходе естественного эксперимента, в котором ребенок ставится перед необходимостью решать социальную проблему. Для мальчиков и девочек отдельно подбирались два вида проблемных ситуаций – «строитель» и «одень куклу». Дети работали в парах и по четыре человека. 
Обработка результатов производилась по шкалам: степень эмоциональной вовлеченности ребенка в действия сверстника; характер участия в действия сверстника; характер и степень выраженности сопереживания сверстнику, проявляющиеся в эмоциональных реакциях на успех либо неудачу другого; характер и степень проявления просоциальных форм поведения в условиях выбора в «пользу другого» или «в свою пользу».
2. Методика «Игровая комната» (О.М. Дьяченко), направленная на выявление коммуникативных умений детей в процессе игровой деятельности. Анализ полученных данных предполагал рассмотрение следующих параметров: инициатива и позиция в общении, благополучие в общении, развитие игровых навыков (Приложение 2).
3. Наблюдение за межличностными отношениями дошкольников (Смирнова О.Е., Холмогорова В.М.) (Приложение 3).
Цель: описание конкретной картины взаимодействия дошкольников в естественных условиях. 
Выявляются следующие показатели поведения детей: 
1) инициативность: является отражением желания ребенка привлечь внимание сверстника и побудить его к осуществлению совместной деятельности, к выражению отношения к своим действиям, разделить совместные переживания (радости и огорчения);
2) чувствительность к воздействиям сверстника – проявляется в желании и готовности ребенка воспринимать и откликаться на предложения сверстника; проявляется в ответных действиях ребенка, в чередовании инициативных и ответных действий, в согласованности собственных действий с действиями другого, в умении замечать пожелания и настроения сверстника и подстраиваться под него;
3) преобладающий эмоциональный фон – проявляется в эмоциональной окраске взаимодействия ребенка со сверстниками: позитивной, нейтрально-деловой и негативной. 
Наличие и оценка степени выраженности данных показателей заносится в протокол (Приложение 2). Сумма баллов за все критерии позволяет оценить уровень развития детского взаимодействия.
4. Методика «Дружеские взаимоотношения в совместной деятельности» (Г.А. Урунтаева, Ю.А. Афонькина). Цель: выявление уровня дружеских взаимоотношений. В качестве критериев дружеских отношений выделены следующие: отношение к сверстнику, интерес к деятельности сверстника, оказание помощи сверстнику, учет мнения сверстника. В соответствии с количественными показателями и суммой баллов дети распределяются по уровням и определяется степень выраженности дружеских взаимоотношений дошкольников в совместной деятельности.
5. Методика «Культура общения» (Г.А. Урунтаева, Ю.А. Афонькина). Психолог наблюдают за ребенком  в естественных условиях. Анализ протоколов проводят по схеме, в которой обозначены параметры:
— общение со взрослыми (обращение, выражение просьбы, проявление вежливости, реакция на отказ взрослого выполнить требуемое; проявление внимательности к взрослому; способность оказания помощи взрослому; реакция на просьбы, на выполнение поручений; и т.д.);
— общение со сверстниками (проявление приветливости, доброжелательности, внимательности к сверстнику; способность к разрешению конфликтов со сверстниками; характер взаимоотношений со сверстниками и т.д.)
Нормативные показатели сформированности навыков культуры общения: дети5-6 лет: говорят спокойно, с уважением, заботливо относятся ко взрослым, их труду и отдыху, охотно выполняют просьбы и поручения взрослых. Выполняют правила поведения в группе в отсутствие воспитателя. Дружелюбно напоминают сверстникам о правилах поведения. В общественных местах ведут себя сдержанно, не привлекают излишнего внимания, разговаривают негромко.

 

Важно! Это только фрагмент работы для ознакомления
Скачайте архив со всеми файлами работы с помощью формы в начале страницы

Похожие работы