Часть дипломной работы Педагогика/Психология Педагогика

Часть дипломной работы на тему Развитие игрового экспериментирования детей раннего возраста в условиях обогащенной предметно-развивающей среды

  • Оформление работы
  • Список литературы по ГОСТу
  • Соответствие методическим рекомендациям
  • И еще 16 требований ГОСТа,
    которые мы проверили
Нажимая на кнопку, я даю согласие
на обработку персональных данных
Фрагмент работы для ознакомления
 

Содержание:

 

ВВЕДЕНИЕ 3
ГЛАВА 1. ТЕОРЕТИЧЕСКИЕ ОСНОВЫ РАЗВИТИЯ ИГРОВОГО ЭКСПЕРИМЕНТИРОВАНИЯ У ДЕТЕЙ РАННЕГО ВОЗРАСТА В УСЛОВИЯХ ПРЕДМЕТНО-РАЗВИВАЮЩЕЙ СРЕДЫ 6
1.1. Игровое экспериментирование как средство познавательно-исследовательской деятельности детей раннего возраста 6
1.2. Предметно-развивающая среда как условие развития игрового экспериментирования детей раннего возраста 11
1.3. Психолого-педагогические особенности детей третьего года жизни 17
ВЫВОДЫ ПО 1 ГЛАВЕ 24
ГЛАВА 2. ИЗУЧЕНИЕ ПРАКТИКИ ОРГАНИЗАЦИИ ИГРОВОГО ЭКСПЕРИМЕНТИРОВАНИЯ ДЕТЕЙ РАННЕГО ВОЗРАСТА В ДОШКОЛЬНОЙ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЙ ОРГАНИЗАЦИИ 26
2.1. Цель, задачи и процедура проведения констатирующего этапа исследования 26
2.2. Анализ и интерпретация результатов исследования 26
ВЫВОДЫ ПО 2 ГЛАВЕ 26
ГЛАВА 3. ОРГАНИЗАЦИЯ ПРЕДМЕТНО-РАЗВИВАЮЩЕЙ СРЕДЫ В ГРУППЕ ДЕТЕЙ РАННЕГО ВОЗРАСТА ДЛЯ РАЗВИТИЯ ИГРОВОГО ЭКСПЕРИМЕНТИРОВАНИЯ (ПРОЕКТ) 27
ЗАКЛЮЧЕНИЕ 28
БИБЛИОГРАФИЯ 29

  

Введение:

 

На сегодняшний день одной из актуальных задач дошкольного детства служит стремление ребенка реализовать себя как субъекта в различных областях жизнедеятельности, уметь самостоятельно находить и применять необходимые знания и умения, демонстрировать собственную познавательную активность, инициативность, направленность на положительное подкрепление взрослого, начиная с раннего возраста.
Ранний возраст характеризуется интенсивным психическим развитием, обусловленным быстрым созреванием всех функциональных систем организма, приспосабливающимся к окружающей среде. В качестве основных факторов, детерминирующих развитие в раннем возрасте, можно выделить следующие: предметная деятельность и деловое общение со взрослым; активная речь; произвольное поведение; формирование потребности в общении со сверстниками; начало символической игры; самосознание и самостоятельность.
С учетом особенностей современных детей требуется поиск таких игровых форм организации воспитательной работы, которые были бы эффективны для достижения поставленных целей. И одним из таких видов деятельности является игровое экспериментирование, которое может быть использовано с детьми раннего возраста.
В то же время для того, чтобы игровое экспериментирование способствовало развитию детей, необходимо создание рациональной предметно-развивающей среды в условиях дошкольной организации. Модернизация образования послужила основой для совершенствования всего образовательного процесса, и в качестве интегративного результата служит создание развивающей образовательной среды. Еще Л.С. Выготским [10], П.Я. Гальпериным [12], В.В Давыдовым [13], Л.В. Занковым [18], А.Н. Леонтьевым [21], Д.Б. Элькониным [45] подчеркивается, что развивающая среда представляет собой определенным образом упорядоченное образовательное пространство, в котором реализуется процесс развивающего обучения. В рамках дошкольной образовательной организации под предметно-пространственной средой понимается естественная обстановка, рационально организованная и насыщенная различными игровыми материалами, и обеспечивающая развитие речевой, двигательной, творческой, продуктивной деятельности ребенка.
Дошкольное детство является периодом, в котором дети начинают познавать мир, получать новые знания, заниматься поиском ответов на интересующие их вопросы. Экспериментальная деятельность играет огромное значение для познавательного развития детей. Благодаря участию в экспериментах у детей удовлетворяется природная любознательность, активизируется познавательная активность. Игры-эксперименты позволяют активизировать познавательную сферу ребенка, закрепить и обновить полученные знания, предоставляют возможности открытия новых свойств и признаков объектов и явлений действительности. Изучением детского экспериментирования занимались такие ученые, как О.В. Афанасьева [2], М.И. Лисина [22], А.Н. Поддъяков [33], А.И. Савенков [36] и др.
Однако анализ теоретических исследований выявляет ряд противоречий между значимостью игрового экспериментирования в период раннего возраста и недостаточной организацией предметно-развивающей среды ДОО. В соответствии с этим возникает проблема: какие условия ПСР будут обеспечивать эффективность игрового экспериментирования детей раннего возраста?
Цель исследования: определение условий предметно-развивающей среды для игрового экспериментирования детей раннего возраста в рамках предметно-развивающей среды.
Объект исследования: предметно-развивающая среда ДОО.
Предмет исследования: условия для создания предметно-развивающей среды.
Гипотеза исследования: игровое экспериментирование с детьми раннего возраста будет эффективным при обеспечении следующих условий:
— содержание ПРС будет включать различные материалы для создания развивающих игр своими руками, бизиборд, стимулирующие познавательную активность детей;
— организации взаимодействия с родителями дошкольников для совместного обогащения предметно-развивающей среды ДОО.
Задачи исследования:
1. Изучение теоретических основ по проблеме развития игрового экспериментирования детей раннего возраста в условиях обогащенной предметно-развивающей среды.
2. Дать характеристику игровому экспериментированию как средству познавательно-исследовательской деятельности детей раннего возраста.
3. Рассмотреть возможности предметно-развивающей среды как условие развития игрового экспериментирования детей раннего возраста.
4. Описать психолого-педагогические особенности детей третьего года жизни.
5. Разработать и реализовать на практике проект организации предметно-развивающей среды в группе детей раннего возраста для развития игрового экспериментирования и дать оценку эффективности проекта.
Для решения поставленных задач были использованы следующие методы: теоретические (изучение и анализ литературы); эмпирические (педагогические наблюдения, беседы); педагогический эксперимент.
Практическая значимость исследования определяется тем, что выводы, полученные в процессе эмпирического исследования, могут быть учтены в практике дошкольных образовательных учреждений. Разработанный педагогический проект может быть использован при создании рациональной предметно-пространственной среды для развития игрового экспериментирования детей раннего возраста.
База исследования. Опытно-поисковая работа проходила в МБДОУ ______, осуществляющий образовательную деятельность по основной общеобразовательной программе дошкольного образования «_____». В исследовании приняли участие ____ детей возрастной категории 1,5-2 лет.
Структура работы. ВКР включает введение, две главы, заключение, список литературы.

Не хочешь рисковать и сдавать то, что уже сдавалось?!
Закажи оригинальную работу - это недорого!

Фрагмент текста работы:

 

1.1. Игровое экспериментирование как средство познавательно-исследовательской деятельности детей раннего возраста

В условиях современной информатизации и компьютеризации от человека требуется не только владение знаниями, но и наличие способностей к получению и приобретению знаний, умений оперировать ими. В контексте возрастного развития для ребенка главным является не изобилие знаний, а тип их усвоения, обусловленный типом деятельности, в коде которого осуществляется приобретение знаний. В соответствии с этим особую актуальность приобретает детское экспериментирование, являющееся методом обучения, применяемым для передачи детям знаний. Экспериментирование можно рассматривать и в качестве форм организации педагогического процесса, основанного на методике экспериментирования.
Слово эксперимент (греч. experimentym — проба, опыт) представляет собой научно поставленный опыт либо наблюдение за изучаемым явлением в условиях, позволяющих отслеживать ход данного явления и способствующих его многократному воспроизведению. Истоки происхождения данного термина восходят к Ж. Пиаже, который утверждал, что детское экспериментирование позволяет получать знания о разных сторонах изучаемого объекта в тесной взаимосвязи с другими объектами [32]. Н.Н. Поддъяковым экспериментирование интерпретируется как активно-преобразующая деятельность, воздействующая на преобразование подвергающихся исследованию объектов [33].
Экспериментирование служит и одним из видов познавательной деятельности ребенка: ребенок познает объект в процессе практического взаимодействия с ним, а выполняемые ребенком действия обеспечивают реализацию познавательной, ориентировочно-исследовательской функций, создавая условия для раскрытия содержания объекта.
Деятельность экспериментирования представляет собой ведущую деятельность в дошкольном возрасте. Экспериментирование охватывает все стороны детской жизнедеятельности. Деятельность экспериментирования содействует формированию у ребенка познавательного интереса, способствует развитию наблюдательности, мыслительной активности.
Согласно Н.Н. Поддьякову, принимая участие в деятельности по экспериментированию, ребенок принимает на себя роль исследователя, которому предоставляется возможность самостоятельно воздействовать разными способами на окружающие предметы для их познания. Посредством деятельности экспериментирования в специально создаваемых ситуациях ребенок их разрешает при проведении опытов, и при этом анализирует, делает выводы, умозаключения, овладевает представлениями [33]. О.В. Афанасьевой [2] Н.Н. Поддьяковым [33], А.И. Савенковым [36], А.Е. Чистяковой [40], отмечается в качестве отличительной особенности познавательной деятельности то, что ребенок познает объект в ходе практической деятельности с ним, а «овладение способами практического взаимодействия с окружающим миром» способствует развитию мировидения ребенка.
В качестве достоинства метода экспериментирования является то, что данный метод позволяет детям получить реальные представления об изучаемых объектах, о их взаимоотношениях с остальными объектами средой обитания. Экспериментирование содействует развитию памяти ребенка, активизирует развитие процессов анализа, синтеза, классификации, обобщения. Кроме того, процесс обнаружения закономерностей и потребность предоставить отчет об увиденном стимулирует речевое развитие ребенка [11, с. 255].
Детское экспериментирование является средством познания окружающего мира. Согласно Н.Н. Поддъякову [33], детское экспериментирование представляет собой особую форму поисковой деятельности, в которой представлены процессы целеобразования, процессы формирования личностных мотивов, основанные на самодвижении детей. Именно детское экспериментирование служит источником для проявления детьми активности, ориентированной на приобретение новых сведений и знаний (познавательная форма экспериментирования), на получение продуктов детского творчества (продуктивная форма) [6].
Применение в условиях дошкольных образовательных учреждений детского экспериментирования основано на получении детьми соответствующих реальности представлений относительно различных сторон изучаемых объектов, о взаимоотношении объекта с другими объектами. В ходе экспериментирования происходит развитие и совершенствование психических процессов у ребенка, а также активизация мыслительной деятельности, что обусловлено необходимостью систематического совершения операций анализа и синтеза, сравнения классификации и т.д. [37, 38].
Ввиду того, что в первые три года детям присуще наглядно-действенное и наглядно-образное мышление, экспериментирование является ведущим способом познания окружающего мира. Л.С. Выготский [10] основывался на том, что экспериментирование основано на манипулировании предметами, а за применение метода экспериментирования в работе с детьми выступал такие ученые, как Я.А. Коменский, И.Г. Песталоцци, Ж.-Ж. Руссо, К.Д. Ушинский и др.
Н.Н. Поддъяков признает экспериментирование, а не игру, в качестве ведущего вида деятельности дошкольника, оперируя следующими положениями:
— игровая деятельность основана на стимуляции и диктует необходимость привлечения взрослых для обучения детей игре, в то время как деятельность экспериментирования основана на самостоятельном воздействии ребенка на окружающие его предметы и явления с целью их познания;
— в экспериментировании происходит саморазвитие ребенка, что отражается в преобразовании объекта, при том производимые ребенком действия раскрывают перед ним новые знания об объекте, открывают его новые свойства и качества, что позволяет переходить к более сложным преобразованиям объекта;
— отсутствии возможности ознакомления с окружающим миром негативно сказывается на психическом развитии ребенка [33, 38]

Важно! Это только фрагмент работы для ознакомления
Скачайте архив со всеми файлами работы с помощью формы в начале страницы

Похожие работы