Педагогика/психология Часть дипломной работы Педагогика/Психология

Часть дипломной работы на тему Развитие гражданской позиции у детей младшего школьного возраста в процессе организации литературно-исторических игр во внеурочной деятельности.

  • Оформление работы
  • Список литературы по ГОСТу
  • Соответствие методическим рекомендациям
  • И еще 16 требований ГОСТа,
    которые мы проверили
Нажимая на кнопку, я даю согласие
на обработку персональных данных
Фрагмент работы для ознакомления
Не хочешь рисковать и сдавать то, что уже сдавалось?!
Закажи оригинальную работу - это недорого!
 

Фрагмент текста работы:

 

1.3. Методика организации литературно-исторической игры во внеурочной деятельности как средства развития гражданской позиции у детей младшего школьного возраста

Сегодня воспитательный процесс должен переходить на становление в личности механизма саморегуляции на основе веры и чувство долга, что требует от педагогов нового подхода к технологии реализации концепции формирования свободного гражданина, творческого, активного. В условиях личностно-ориентированного подхода к воспитанию, личность школьника определяется соответствующим уровнем воспитанности, учебной компетентности, коммуникативными умениями, духовными ориентирами и ценностями, активной гражданской и социальной позицией.
Начальная школа обладает широкими возможностями в отношении гражданского воспитания молодых поколений. Эту проблему призвана решать как система учебных предметов, так и внеклассная деятельность. В этом контексте отметим, что гражданское воспитание должно стать сердцевиной всей деятельности как в процессе обучения, так и внеклассной работе. Его эффективность зависит, прежде всего, от реального признания педагогами личности ученика как главной цели воспитания, важнейшего приоритета, наибольшей ценности общества.
Внеклассная работа регламентирована меньше, чем учебная деятельность, что дает возможность варьировать ее содержание, организационные формы и методы.
Как свидетельствуют результаты многих исследований, во внеклассной воспитательной работе эффективными формами организации гражданского воспитания учащихся начальных классов являются: воспитательные часы; историческое окошко; традиционные и семейные праздники; словарный ящик; бабушкина сказка; викторины; конкурсы национальных блюд, песни, танца, одежды, конкурсы рисунков, поделок из природного материала; клубные занятия; учебно-познавательные экскурсии в областной краеведческий музей, литературно-исторические игры и др.
Каждая из указанных форм имеет свои особенности, как по содержанию, так и по технологии проведения. В то же время их объединяет общая цель воспитания гражданских, патриотических и гуманистических черт характера; формирование коллективизма, практических организаторских навыков и умений, активной жизненной позиции.
Игра — один из видов деятельности ребенка, который заключается в воспроизведении действий взрослых и отношений между ними. Педагогические игры дифференцируются в соответствии с педагогической направленностью: дидактические (организуют в процессе обучения), творческие педагогические (разработанные педагогом с целью достижения конкретных воспитательных задач).
Характер и условия общественного бытия в значительной степени влияют как на игры, которым отдается предпочтение в тех или иных периодах жизни человека и общества в целом, так и на время, предназначенное для них. Как активный вид досуговой деятельности игра способствует не только развитию ловкости и сообразительности, логического мышления, закалке воли, воспитанию выдержки, но и тренирует их. Игры делают досуг интересным и содержательным, помогают человеку психологически и эмоционально разрядиться, снять усталость. В то же время игры дают положительные эмоции, поднимают жизненный тонус. Даже если игра принесла огорчение от проигрыша, переживания в процессе самой игры имеют исключительно положительное значение.
Игра укрепляет контакты между людьми, сближает их и создает основу дружеских отношений. Она полезна в любом возрасте. Дети закрепляют в ней свое представление о мире, что их окружает, тренируют образное мышление, развивают творческие способности.
Как ни одно из других средств игра по своей социальной природе, содержанию и механизму развития считается неформальной. Она словно исключает сосуществование таких явлений, как заорганизованность, безразличие, безынициативность, муштра, одним словом — формализм в принципе несовместим с идеей реализации творческих способностей и возможностей каждой личности.
Рассмотрим несколько наблюдений и выводов, сделанных авторитетными учеными мира относительно определения, что такое игра и в чем заключается ее культурная ценность. «Игра является социальным и эстетико-культурным феноменом, а ее содержание и многообразие форм рождено тем же, что и рожден сам человек и его культура, — трудом и общением», — утверждал Г.В.Плеханов [Плеханов Г.В. Собрание сочинений: в 24-х тт. T.V /Т В.Плеханов. — М.: Государственное издательство, 1925. — 363 с, 54]. В определении игры Г.Плеханов пользовался двумя принципами: безусловным родством игры с искусством и материальной заинтересованностью, то есть искусство свободное и независимое, как и сама игра, а значит, отличается от ремесла. Итак, для Плеханова игра — это духовно практическая деятельность, что обладает эстетическими качествами. [ Плеханов Г.В. Собрание сочинений: в 24-х тт. T.XIV /Г.В.Плеханов. — М.: Государственное издательство, 1925. — 345 с, 317].
Своеобразно рассматривает вопрос о сути игры, ее функциях американский психолог Г.Лэндрет в работе «Игровая терапия: искусство отношений». «О первостепенном значении игры для естественного развития малыша свидетельствует то, что ООН провозгласила игру универсальным и неотъемлемым правом ребенка. Игра — это единственная центральная деятельность ребенка во все времена и у всех народов. Детей надо учить игре, не надо заставлять их играть. Дети играют спонтанно, охотно, с удовольствием, не преследуя никаких конкретных целей» [Лэндрет Г.Л. Игровая терапия: искусство отношений: Пер с англ.. / Предисл. А.Я.Варга/ Г.Л.Лэндрет. — М.: Международная педагогическая академия, 1994. — 368 с, 18].
Его коллега психолог Э. Берн в своей работе «Игры, в которые играют люди» дал определение игры как серии последовательно скрытых дополнительных трансакций с четко определенным и предсказуемым концом: «… коротко говоря, это серия ходов, содержащих в себе ловушку… » [Берн. Э. Игры, в которые играют люди. Психология человеческих взаимоотношений; Люди, которые играют в игры. Психология человеческой судьбы: Пер. с англ / Общ. ред. М.С.Мацковского; Послесловие Л.Г.Ионина и М.С.Мацковского / Э.Берн. — СПб.: Лениздат, 1992. — 400 с., 37].

Важно! Это только фрагмент работы для ознакомления
Скачайте архив со всеми файлами работы с помощью формы в начале страницы

Похожие работы