Часть дипломной работы на тему Развитие эмоциональной стороны общения у детей 4-5 лет.
-
Оформление работы
-
Список литературы по ГОСТу
-
Соответствие методическим рекомендациям
-
И еще 16 требований ГОСТа,которые мы проверили
Введи почту и скачай архив со всеми файлами
Ссылку для скачивания пришлем
на указанный адрес электронной почты
Содержание:
ВВЕДЕНИЕ 2
ГЛАВА 1. ТЕОРЕТИЧЕСКИЕ ОСНОВЫ ПРОБЛЕМЫ ФОРМИРОВАНИЯ ОБЩЕНИЯ В ДОШКОЛЬНОМ ВОЗРАСТЕ 6
1.1. Проблема развития общения в онтогенезе 6
1.2. Характеристика эмоциональной стороны общения в детском возрасте 14
1.3. Возможности развития эмоциональной стороны общения у детей 4-5 лет 26
ВЫВОДЫ ПО 1 ГЛАВЕ 34
СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННЫХ ИСТОЧНИКОВ 37
Введение:
Актуальность данного исследования определяется тем, что развитие ребенка, его личности, умение общаться во многом зависят от развития эмоциональной сферы: поскольку никакое взаимодействие и общение, как у взрослых, так и у детей, не будет эффективным, если его участники не способны «читать» эмоциональное состояние другого, также управлять собственными эмоциями. Распознание и передача эмоций — сложный процесс, и без соответствующего уровня развития и определенных знаний столкнется со значительными трудностями. Ведь чем больше ребенок знает эмоциональных состояний, тем точнее он поймет состояние другого участника коммуникативной деятельности. Не менее важное значение эмоции имеют для развития процесса взаимоотношений, поскольку они являются основой формирования симпатий и антипатий, возникающих при восприятии и оценке другого человека.
Дошкольный возраст является наиболее сензитивным для формирования эмоциональных форм общения, это период овладения ребенком социальным пространством взаимоотношений. Закладывающиеся в дошкольном периоде образовательные, мировоззренческие, нравственные, культурные приоритеты определяют и эмоциональное развитие ребенка. Неудовлетворенность потребности в общении со сверстниками ведет к развитию повышенной тревожности, агрессивности, чувства неуверенности в себе, закреплению отрицательных эмоций у дошкольников. В свою очередь, накопившийся эмоциональный опыт определяет характер общения. Если дошкольник переживает негативные эмоции в процессе общения, то у него не складываются отношения со сверстниками, и наоборот.
Проблемой коммуникации в детском возрасте занимались А.А. Бодалев, М.И. Лисина и многие другие авторы, которые рассматривали общение как взаимодействие между людьми. При этом они подчеркивали, что важнейшей чертой межличностного общения является эмоциональная основа, включающая все виды эмоциональных проявлений. Однако в настоящее время недостаточно изученным остается вопрос о развитии эмоциональной сферы личности ребенка в процессе общения. Неспособность ребенка правильно выражать свои чувства затрудняет общение детей между собой и с взрослыми. Непонимание — причина возникновения страха, отчужденности, враждебности. Ребенка необходимо научить использовать все доступные средства выразительности: мимику, позы, жесты.
Проблема: определить способы развития эмоциональной стороны общения у детей 4-5 лет.
Цель: разработать и экспериментально апробировать комплекс занятий по развитию эмоциональной стороны общения у детей среднего дошкольного возраста.
Объектом исследования является эмоциональная сторона общения детей среднего дошкольного возраста.
Предмет исследования — развитие эмоциональной стороны общения у детей 4-5 лет.
Гипотеза: мы полагаем, что целенаправленная и систематическая работа по формированию эмоциональной стороны общения способствует развитию у детей 4-5 лет навыков восприятия, понимания, идентификации и воспроизведения эмоций и чувств.
Задачи настоящего исследования:
1. Осуществить теоретический анализ по проблеме развития эмоциональной стороны общения в среднем дошкольном возрасте.
2. Разработать серию занятий по развитию эмоциональной стороны общения у детей 4-5 лет.
3. Экспериментальным путем апробировать серию занятий по развитию эмоциональной стороны общения у детей среднего дошкольного возраста и дать анализ их эффективности.
Методы исследования:
1. Теоретические методы: изучение психолого-педагогической и методической литературы по проблеме исследования; изучение педагогического опыта.
2. Экспериментальные методы: проведение констатирующего, формирующего и контрольного этапов эксперимента в целях проверки гипотезы исследования. Диагностические методики (Изотовой и _____________)
3. Методы математико-статистической обработки данных: количественный (обработка цифровых данных, построение таблиц, диаграмм) и качественный (дифференциация полученного материала по группам) анализ полученных данных.
Теоретические основы исследования. Настоящее исследование опирается на положения психологии общения, разрабатываемые А.В. Батаршевым, Я.Л. Коломинским, М.И. Лисиной, А.В. Петровским, Е.О. Смирновой и другими. Важность эмоционального развития ребенка, начиная с раннего возраста, подчеркивается в трудах А.В. Запорожца, Д.Б. Эльконина. Проблема эмоционального развития исследовалась многими психологами и педагогами — Л.С. Выготским, А.Н. Леонтьевым, С.Л. Рубинштейном, Д.Б. Элькониным, Л.И. Божович, Я.З. Неверович, А.П. Усовой, Е.А. Флериной, Т.А. Марковой и др. Проблема развития коммуникативных способностей рассматривалась такими педагогами и психологами, как М.И. Лисина, Г.М. Андреева, Т.А. Репина, Я.Л. Коломинский, и др.
Эмпирическая база исследования. Исследование на базе ГБОУ ШКОЛА 1376 ДО 2, г. Москва.
Новизна исследования:
— определена возможность развития эмоциональной стороны общения у детей 4-5 лет средствами игровых мероприятий;
— выделены критерии и показатели и определены уровни сформированности эмоций и общения у детей 4-5 лет;
— подготовка научно обоснованных рекомендаций по развитию эмоциональной стороны общения у детей 4-5 лет, учитывающих индивидуальные особенности их социально-эмоционального развития для внедрения в практику работы.
Теоретическая значимость результатов исследования. Проведенное исследование позволило расширить и уточнить знания о взаимосвязи общения и эмоций детей дошкольного возраста. Уточнены и конкретизированы данные об особенностях развития общения в период дошкольного детства; определены возможности развития эмоциональной стороны общения детей 4-5 лет. Полученные данные вносят значительный вклад в разработку проблемы коммуникативного и эмоционального развития детей, в том числе о роли эмоций в формировании эмоциональной стороны общения детей дошкольного возраста.
Практическая значимость исследования. Результаты исследования могут быть использованы для диагностики нормативности коммуникативного развития детей в рамках организации образовательного процесса. Разработанный комплекс методик может служить основой для решения задач в практике педагогов дошкольных образовательных учреждений при организации психолого-педагогической помощи детям с проблемами общения, а также для разработки способов оптимизации взаимоотношений детей дошкольного возраста.
Структура исследования. Магистерский диплом включает введение, две главы, заключение, список литературы, приложение. Работа иллюстрирована таблицами, рисунками. Имеется приложение.
Заключение:
От рождения до семи лет происходит последовательная смена: ситуативно-личностной, ситуативно-деловой, внеситуативно-познавательной, внеситуативно-личностной форм общения ребенка со взрослым. Этапами развития общения ребенка со сверстниками являются: эмоционально-практический (2-4 года); ситуативно-деловой (4-6 лет); внеситуативно-деловое (6-7 лет).
Особенностями эмоционального развития дошкольников является: освоение социальных форм выражения чувств; изменения роли эмоций и формирование эмоционального предвосхищения; становление осознанности, обобщенности, разумности, произвольности и внеситуативности чувств. В дошкольном возрасте постепенно развиваются механизмы эмоциональной регуляции, зарождаются способности к пониманию эмоциональных состояний и выражению эмоций, эмпатийность; расширяется спектр переживаемых чувств.
Важнейшей чертой процесса общения является его эмоциональная составляющая, представленная эмоциями, чувствами, эмоциональными состояниями по отношению у партнеру по взаимодействию, а эмоциональные отношения, являясь компонентом межличностного восприятия, органично включается в структуру общения, будучи представленной в качестве эмоционального компонента. Аффективный аспект межличностных отношений представлен эмоционально-оценочными отношениями, представленными выражением симпатии, антипатии, дружбы. Эмоциональный компонент включает переживания различной модальности при реализации межличностного общения (положительные, отрицательные; индифферентные); симпатии антипатии; удовлетворенность собой и партнером по общению; эмпатию, сопереживание, сочувствие, соучастие; и т.д. Основой эмоциональной стороны общения выступают социальные эмоции, способность к восприятию экспрессивного поведения другого, эмпатийные способности.
Для развития эмоциональной стороны общения огромными возможностями обладают различные методы и средства, среди которых можно выделить дидактические, сюжетно-ролевые, игры-драматизации, режиссерские, подвижные игры и упражнения, психогимнастику, этюды, тренинги, методы арт-терапии (сказкотерапию, музыкотерапию, игротерапию и т.д.), кружковые занятия, проектную деятельность, педагогические ситуации, наблюдения, викторины, технологии обучения и воспитания (коммуникативные, проблемно-поисковые, коммуникативные и т.д.), мультимедийные технологии; и т.д.
Условиями развития эмоциональной стороны общения дошкольников выступают: обеспечение детской деятельности эмоциональной насыщенностью; создание доброжелательной атмосферы; стимуляция положительных эмоций детей; развитие эмоциональных предвосхищений; формирование механизмов регуляции эмоций; освоение детьми социальных форм выражения чувств; использование игр и упражнений на обогащение как эмоциональной, так и коммуникативной сферы дошкольников; приобретение каждым ребенком эмоционально положительного опыта общения со сверстниками; развитие у дошкольников уверенности в себе; преодоление негативных эмоциональных состояний.
Фрагмент текста работы:
ГЛАВА 1. ТЕОРЕТИЧЕСКИЕ ОСНОВЫ ПРОБЛЕМЫ ФОРМИРОВАНИЯ ОБЩЕНИЯ В ДОШКОЛЬНОМ ВОЗРАСТЕ
1.1. Проблема развития общения в онтогенезе
Проблема общения освещается в многочисленных исследованиях. Разработка вопросов генезиса общения занимает первостепенное место в психологии, начиная с трудов как зарубежных ученых — Г.А. Балл; Дж. Боулби, Реве Спитц, А. Фрейд, так и отечественных — Н.М. Шелованов, Н.М. Аксарина, М.И. Кистяковская, Р.В. Тонкова-Ямпольская, А.В. Запорожец и др. При определении общения ученые вкладывают в данное определение различный смысл.
Опираясь на исследования А.Н. Леонтьева [37], которые определяют общение как качество взаимодействия, реализуемое между участниками — носителями активности, становится возможным охарактеризовать общение как взаимодействие двух и более индивидов, направленное на согласование и объединение их совместных усилий с целью налаживания взаимоотношений и достижения определенного общего результата [37]. А.А. Бодалев [7, 8] и Е.О. Смирнова предполагали наличие отзыва при общении партнеров, Б.Ф. Ломов общение определяет как взаимодействие субъектов [40]. Общение и деятельность выступают как взаимодействующие категории, соответственно общение служит стороной деятельности, которая, в свою очередь, выступает условием общения. А.Н. Леонтьев в этой связи определяет общение как вид деятельности коммуникативной [37].
Проблеме общения в психологической науке принадлежит особое место. Данное понятие является базовой категорией психологии, в теоретическое осмысление данного феномена внесли свой вклад такие ученые, как Л.С. Выготский [18], Б.Г. Ананьев [1] и др. Л.С. Выготский, В.П., А.А. Леонтьев и др. придерживаются подхода, основанного на отождествлении понятий «общение» и «коммуникация» [18, 37]. Г.М. Андреева так же рассматривает общение, как более широкую категорию, представленную такими взаимосвязанными сторонами, как коммуникативная обмен информацией; интерактивную взаимодействие между индивидами — обмен не только знаниями, но и действиями; перцептивную восприятие и познание партнеров по общению и установление между ними взаимопонимания [2].
Среди отечественных ученых, освещавших проблему общения, стоит выделить Б.Г. Ананьева, в развернутой форме показавшего важность общения среди остальных детерминант, определяющих психическое развитие [1]. В качестве механизма, служащего источником установления взаимоотношений, ученый рассматривал деятельность, реализуемую в труде, общении, учении и игре. Важнейшей характеристикой общения как деятельности Б.Г. Ананьев считал построение взаимоотношений, взаимодействия людей. Общение им рассматривается в контексте специфического вида деятельности, в процессе общения осуществляется познание участниками общения друг друга.
А.Н. Леонтьевым теоретическая концепция общения основывалась на развитии теории речевой деятельности [37]. Общение ученый характеризовал как систему целенаправленных мотивированных процессов, обусловливающих коллективное взаимодействие индивидов в процессе деятельности с использованием языка как средства общения. Согласно ориентационному параметру А.А. Леонтьев выделяет следующие виды общения: предметно-ориентированное, ориентированное и личностно-ориентированное.
Несмотря на признание взаимосвязи между общением и деятельностью, Б.Ф. Ломов категорически возражал против их отождествления, определяя их в качестве равнозначных категорий [40]. Ученый различал следующие функции общения: информационно-коммуникативная, регуляционно-коммуникативная и аффективно-коммуникативная. Помимо данных функций, ученый определял и такие, как познание индивидами друг друга, развитие межличностных отношений, участие в совместной деятельности. В.Н. Мясищевым охарактеризованы ведущие содержательные и формальные характеристики процесса общения, выступающего в качестве процесса взаимодействия личностей, относящихся друг к другу и воздействующих друг на друга [46]. Характер отношения к человеку окружающих детерминирован и характером оценок, даваемых индивидом окружающим.