Классное руководство Часть дипломной работы Педагогика/Психология

Часть дипломной работы на тему Развитие эмоциональной отзывчивости у учащихся третьего класса во внеклассной деятельности по средствам сказкотерапии с использования техники коллаж

  • Оформление работы
  • Список литературы по ГОСТу
  • Соответствие методическим рекомендациям
  • И еще 16 требований ГОСТа,
    которые мы проверили
Нажимая на кнопку, я даю согласие
на обработку персональных данных
Фрагмент работы для ознакомления
 

Содержание:

 



  

Введение:

 

На современном этапе
развития общества с особой остротой ощущается значимость таких качеств
личности, как эмоциональная отзывчивость, эмпатия, умение сочувствовать,
сопереживать. В.А. Сухомлинский утверждал, что отзывчивость на состояние других
людей составляет едва ли не самое драгоценное достояние человека. Способность к
сопереживанию занимает важное место в структуре личности ребенка, в познании
детьми окружающей действительности. Однако сегодня само общество подвержено деструктивным
процессам. Упадок духовности, переоценка моральных ценностей, социальное
расслоение людей и т.п. вызывают негативные отклонения в развитии и
формировании чувств, эмоций подрастающего поколения. Поэтому среди многообразия
задач всестороннего развития ребенка одной из ведущих выступает развитие
эмоционально-чувственной сферы, в которой решающее место отводится
эмоциональной отзывчивости.

Большое
внимание вопросам эмоциональной отзывчивости уделяется в
психолого-педагогической литературе и рассматривается в разных контекстах: как
эмоциональная черта характера (Б.И. Додонов, У. Хартап); как психическое
явление (А.Н. Леонтьев); как способность откликаться на явления окружающей
жизни, выражающуюся в поступках и в отношении к людям (В.К. Вилюнас, Л.С.
Выготский, А.В. Запорожец). Исследования проблемы эмоциональной, приобщения
детей к эстетическому опыту рассматривали — П.К. Анохин, О.А. Апраксина, В.Н.
Шацкая, Н.Н. Ветлугина и др.

Традиционная школа
сосредоточена на интеллекте учащихся, а задачи воспитания эмоциональной
отзывчивости у учеников имеют недостаточную разработанность
научно-методического обеспечения. Эмоциональные переживания учащихся в
традиционном образовании рассматриваются в основном в качестве психологического
резерва личности и не становятся частью обучения. В рамках учебных предметов
цель воспитания эмоциональной отзывчивости детей младшего школьного возраста
реализуется лишь частично, эпизодически, для решения узких интеллектуальных
задач. Например, при прохождении окружающего мира, некоторых разделов
литературного чтения, изобразительного искусства, музыки.

Большой потенциал
развития личности ребенка, его эмоционально-чувственной сферы содержит внеклассная
деятельность. В Положении о внеурочной деятельности (ФГОС НОО) сказано, что внеклассная
деятельность может быть использована для углублённого изучения отдельных
обязательных учебных предметов, обеспечивающих развитие различных интересов
обучающихся, воспитанников. Одним из средств развития эмоциональной
отзывчивости младших школьников во внеурочной деятельности является
арт-терапия.

Цель исследования:
теоретически обосновать и опытным путем проверить эффективность комплекса
занятий, направленных на развитие эмоциональной отзывчивости детей младшего
школьного возраста во внеурочной деятельности посредством сказкотерапии с
использования техники коллаж.

Объект исследования:
процесс развития эмоциональной отзывчивости на музыку у детей младшего
школьного возраста.

Предмет исследования:
комплекс занятий, направленный на развитие эмоциональной отзывчивости у детей
младшего школьного возраста во внеурочной деятельности посредством
сказкотерапии с использования техники коллаж.

Гипотеза исследования
заключается в том, что развитие эмоциональной отзывчивости у детей младшего
школьного возраста будет успешным, если:

• разработать комплекс
занятий, включающий: активизацию эмоционального отклика посредством
сказкотерапии; организацию художественно-творческой деятельности для воплощения
переживания, возникшего у ребенка в процессе восприятия художественного произведения
в творческом продукте (коллаж); стимулирование высказываний детей по
определению эмоционального содержания произведения;

• организовать внеурочную
деятельность детей посредством сказкотерапии с использования техники коллаж,
направленных на развитие эмоциональной отзывчивости.

 Для реализации поставленной цели и проверки
рабочей гипотезы необходимо решить следующие задачи:

1. Изучить состояние
разработанности проблемы в психолого-педагогической теории и практике, раскрыть
сущность ключевых понятий в контексте темы исследования, опираясь на анализ
научной литературы.

2. Провести
диагностическое исследование, направленное на выявление исходного уровня
развитости эмоциональной отзывчивости у детей младшего школьного возраста.

3. Разработать и провести
комплекс занятий, направленных на развитие эмоциональной отзывчивости у детей
младшего школьного возраста посредством сказкотерапии с использования техники
коллаж и проверить его эффективность в ходе опытно-экспериментальной работы.

Для решения поставленных
задач и проверки гипотезы были использованы следующие методы исследования:
теоретический анализ психолого-педагогической литературы по изучаемой проблеме,
беседа, наблюдение, педагогический эксперимент.

Практическая значимость
исследования
состоит в том, что анализ и обобщение
современных теоретических и практических материалов по проблеме исследования
могут использоваться в работе педагогов, заинтересованных в создании
психолого-педагогических условий и программ развития эмоциональной отзывчивости
детей младшего школьного возраста посредством сказкотерапии с использования
техники коллаж.

Структура и объем
выпускной квалификационной работы: состоит из введения, двух глав, заключения, списка
литературы, приложения.

Не хочешь рисковать и сдавать то, что уже сдавалось?!
Закажи оригинальную работу - это недорого!

Фрагмент текста работы:

 

1.
Теоретические аспекты развития эмоциональной отзывчивости младших школьников во
внеклассной деятельности

 

1.1
Особенности развития эмоциональной отзывчивости у младших школьников 3 класса

Рассматривая понятие
«эмоциональная отзывчивость» ребёнок младшего школьного возраста, открывая для
себя многообразие окружающего мира, вступая в разнохарактерные взаимодействия с
различными сферами деятельности, проявляет себя самым доступным образом – эмоционально.

В.С. Вербовская
определяет эмоциональную отзывчивость как «знак и символ субкультуры детства,
являющегося золотым веком для эмоционального в нас» [
9]. А.Д. Кошелева эмоциональную
отзывчивость связывает с художественным переживанием и считает, что чувства
аккумулируются, закрепляются и определяют формирующиеся представления личности
о мире. Также автор отмечает, что «оформляется личностное значимое ценностное
отношение к миру, которое затем реализуется в поведении личности, в ее
творческих и бытийных взаимодействиях с окружающим миром» [
22].

С.А. Курносова рассматривает
«отзывчивость в качестве показателя развития гуманных чувств и коллективистских
отношений» [
26]. Как личностное качество
эмоциональная отзывчивость рассматривается на социально-нравственном уровне в
связи с формированием межличностных отношений в общении и совместной
деятельности [
16]. В исследованиях по данному
направлению определяется, что эмоциональная отзывчивость оказывает большое
воздействие на становление таких качеств как чуткость, гуманность, доброта и
выступает первопричиной активных действий детей.

А.В. Запорожец [17] трактует отзывчивость как
эмоциональную реакцию ребенка на состояние другого человека, как определенную
форму проявления действенного эмоционального отношения к другим людям, которая
включает в себя сопереживание и сочувствие. Ю.В. Лебедева [
27] рассматривает отзывчивость в
качестве определяющей эмоциональной единицы, которая проявляется во
взаимоотношениях и общении между людьми.

По мнению А.Н. Моисеевой
и Т.А. Мамкиной, «эмоциональная отзывчивость» определяется как качество
индивида, объединяющее в себе «многообразные формы небезразличного отношения
субъекта к переживаниям, выраженным в произведениях искусства, к чувствам
окружающих людей, ко всему живому» [
33]. С.А. Стылкин понимает
эмоциональную отзывчивость как характеристику личности, предполагающую
«понимание другого, умение почувствовать его состояние, сопереживать
происходящее с ним как собственное, принимать его роль, преобразовывать
собственные смыслы, оценивать себя» [
41].

Л.П. Набатникова
определяет эмоциональную отзывчивость как «процесс переживания чувств,
возникших в результате эмоционального отклика на художественное произведение,
обуславливающего понимание ребенком его эмоционального содержания» [
34]. Педагогическая модель развития
эмоциональной отзывчивости, по формулировке автора, включает следующее:

— активизация
эмоционального отклика ребенка;

— организация творческой
деятельности детей для воплощения чувств, возникших у них в результате
эмоционального отклика;

— стимулирование
высказываний ребенка по определению им эмоционального содержания произведения.

Ю.Л. Блинова считает, что
«эмоциональная отзывчивость как устойчивое свойство индивида проявляется в том,
что он легко, быстро и гибко эмоционально реагирует на различные воздействия –
социальные события, процесс общения, особенности партнеров и т.д. это
готовность человека откликаться «на себя», «на других», «на дело», «на
предметы», «на природу», «на произведения искусства» [
6].

Сравнивая различные
научные подходы к пониманию понятия «эмоциональная отзывчивость», можно
отметить, что эмоциональная отзывчивость относится к нравственным качествам
личности, так как она указывает на способность к небезразличному отношению
человека к переживаниям других людей. Эмоциональная отзывчивость как личностное
качество необходима при усвоении социального и нравственного опыта общества,
при познании внутреннего мира другого человека. Только активное сопереживание,
эмоциональный отклик позволяет человеку понять, прочувствовать, присоединиться
к предлагаемым ценностям, жизненным смыслам, сделать их органичной частью
своего личного опыта, своего мировоззрения.

Проблемой развития
эмоциональной отзывчивости младших школьников занимались многие отечественные и
зарубежные психологи, и педагоги (П.К. Анохин, Л.С. Выготский, Н.А. Ветлугина,
Б.М. Теплов, К. Изард, Д.Б. Кабалевский, С.А. Курносова, П.П. Симонов).

С.А. Демидова [16] подчеркивает, что основные
изменения в эмоциональной сфере у детей младшего школьного возраста определены
установлением иерархии мотивов. Появление новых интересов и потребностей
выступает условием для изменения эмоциональной сферы.

В.С. Вербовская в своих
работах отмечает, что в совместной коммуникативной деятельности со взрослыми и
сверстниками, «в атмосфере взаимных чувственных переживаний развивающаяся
личность младшего школьника переходит от проявлений собственного эмоционального
опыта – опыта оценочных суждений – к обусловленным выработанными моральными
нормами актам поведения. Ребенок начинает относится к другому – как к самому
себе, и к себе – как к другому» [
10].

В
психолого-педагогической литературе указывается на то, что эмоциональная
отзывчивость можно и нужно развивать в целенаправленном процессе обучения. Е.В.
Тихонова [
42] определяет, что ребенку нужно
организованное, эмоциональное, насыщенное общение с взрослым, как во время
уроков, так и во внеурочной деятельности. Автор рекомендует включение в
педагогический процесс эмоционального компонента совместно с познавательным
компонентом и действенно-практическим.

Воспитание
эмоционально-нравственной отзывчивости у младших школьников имеет целью
взрастить человека, человечного в его отношении к людям и природе (развитие
эмпатии), способного отождествлять себя с жизнью других людей и природы
(развитие социальной перцепции, проекции, идентификации); формировать у ребенка
необходимое для социального взаимодействия, общения и понимания умение выходить
за пределы индивидуального эмоционального опыта (развитие децентрации), без
которого проявление общепринятых способов выражения отношения к другим людям
рассчитано на одобрение окружающих.

Выделяются 3 группы задач
воспитания эмоционально-нравственной отзывчивости у младших школьников: 1)
обогащение индивидуального опыта непрагматических оценочных суждений на основе
специфичных знаний об объекте, заключенных в социальные релизеры
валеологического и эколого-нравственного содержания (когнитивный компонент
эмоционально-нравственной отзывчивости); 2) формирование непрагматического
отношения к людям и природе на основе развития системы чувств, через
соответствующие эмоции (эмоциональный компонент); 3) формирование
расположенности к положительным действиям в отношении объекта, опыта
непрагматического взаимодействия с людьми, животными, растениями на основе
поведенческих релизеров (поведенческий компонент).

Воспитание эмоциональной
отзывчивости у младших школьников как часть более общего процесса воспитания
подчиняется закономерностям этого процесса. Кроме того, в нем проявляются и
связи, характерные для еще больших систем: развития и формирования, что говорит
о его сложности и многогранности. Специфической взаимозависимостью для этого
процесса выступает следующая: развитие эмоциональной отзывчивости младших
школьников тем эффективнее

Важно! Это только фрагмент работы для ознакомления
Скачайте архив со всеми файлами работы с помощью формы в начале страницы

Похожие работы