Часть дипломной работы на тему Развитие эмоциональной отзывчивости у младших школьников на уроках музыки
-
Оформление работы
-
Список литературы по ГОСТу
-
Соответствие методическим рекомендациям
-
И еще 16 требований ГОСТа,которые мы проверили
Введи почту и скачай архив со всеми файлами
Ссылку для скачивания пришлем
на указанный адрес электронной почты
Заключение:
Развитие эмоциональной отзывчивости младших школьников на классическую музыку представляет собой в настоящее время достаточно актуальную проблему. Которая заключается в общем развитии ребенка и в развитии его эмпатии.
Изучением данной темы занимались такие исследовали как В.П. Анисимов, Н.А. Ветлугина, Л.С. Выготский, Р.Ю. Джолова, Л.Г. Дмитриева, Б.И. Додонов, Г.Н. Дубогрызова, Н.В. Зайцева, Е.И. Изотова, А.Г. Ковалев и другие.
Ощущения и эмоции в настоящее время представляют особый класс психологических состояний, при этом практическая их сторона играет основную роль в развитии сложных и эмоций школьника, поскольку при помощи эмоций он вступает в коммуникативный контакт с миром.
Была рассмотрена эмоциональная отзывчивость на музыку как ядро музыкальности. Было выяснено, что главным показателем наличия музыкальных способностей является эмоциональная отзывчивость на музыку, музыкальный слух и чувство ритма. При многообразии подходов к определению музыкальных способностей все авторы единогласны в том, что они отражают эмоциональную сторону ребенка. Притом, музыкальные способности не являются врожденными, а развиваются в процессе практической деятельности. В ходе решения второй задачи была рассмотрена проблема развития эмоциональной отзывчивости на музыку в научных исследованиях. Так, эмоции представляют собой особый класс субъективных психологических состояний (настроения, чувства, аффекты), отражающихся в форме непосредственных переживаний, ощущений приятного или неприятного, отношения человека к миру и людям, процесс и результаты его практической деятельности.
Были изучены особенности развития эмоциональной отзывчивости на музыку у младших школьников. Так, были определены критерии, показатели и уровни развития музыкальных способностей детей. Было выяснено, что существует разделение общих музыкальных способностей на сенсорные и интеллектуальные. Сенсорные музыкальные способности включают музыкальный слух и чувство музыкального ритма. Интеллектуальные музыкальные способности рассматривают музыкальную память, музыкальный интеллект и музыкальное воображение. Также музыкальные способности включают в себя ладовое чувство, способность к слуховому представлению; музыкально-ритмическое чувство.
Были проанализированы условия развития эмоциональной отзывчивости на музыку у младших школьников. Было выяснено, что разного рода музыкальные произведения вызывают у детей эмоциональные переживания, рождают определенные настроения, под влиянием которых и движение приобретает соответствующий характер. Музыка воспринимается ребенком как эмоция, образ. Очень важно процесс обучения превратить в увлекательную игру, будить фантазию, вовлекать ребенка в волшебный мир музыки. Основной вид деятельности в этом возрасте – игра, которая способствует стремительному развитию воображения. У детей младшего школьного возраста совершенствуются навыки общения. Ребенок усваивает принятые в обществе формы выражения оттенков, переживаний при помощи взглядов, улыбок, мимики, жестов, позы движений, интонации голоса. Выявление этих способностей дает возможность усложнить задачу. Итак, используя личностный подход, можно позволить развить творческую личность ребёнка, повысить его интеллектуальный уровень, наряду с музыкальными способностями и развить общие способности.
В ходе констатирующего этапа диагностики мы получили результаты, которые эквиваленты среднему уровню эмоциональной отзывчивости на классическую музыку. На формирующем этапе мы представили трехсоставную комплексную программу по развитию эмоциональной отзывчивости на классическую музыку у школьников. Работа была направлена на детей, родителей и педагогов. На контрольном этапе исследования мы провели повторную диагностику и получили результаты, демонстрирующие повышение уровня эмоциональной отзывчивости младших школьников на классическую музыку. При этом уровень остался по-прежнему средним, но повысился по показателям: высокий, средний; понизился по показателю: низкий.
Таким образом, разработанная нами программа является эффективной. Мы полагаем, что занятия с детьми. В частности, игровая деятельность, театральные постановки, терапии способствуют повышению уровня эмоциональной отзывчивости на классическую музыку у младших школьников, в то время как лекционная работа с родителями и педагогами позволяет им способствовать развитию эмоциональной отзывчивости.
Фрагмент текста работы:
.2. Разработка технологии развития эмоциональной отзывчивости у младших школьников в процессе восприятия классической музыки
Результаты констатирующего эксперимента подтвердили необходимость проведения формирующей работы с детьми.
Целью формирующего эксперимента является повышение уровня развития эмоциональной отзывчивости на классическую музыку у младших школьников.
Представим задачи формирующего эксперимента:
1. Разработать и внедрить методику по повышению уровня развития эмоциональной отзывчивости на классическую музыку у младших школьников.
2. Приобщить родителей и педагогов к решению обозначенной проблемы.
Для решения первой задачи эксперимента мы разработали методику по повышению уровня развития эмоциональной отзывчивости на классическую музыку у младших школьников. Модель решения задачи представлена на Рис.5.
Рис.5. Модель по повышению уровня развития эмоциональной отзывчивости
В процессе работы с детьми мы провели различные игры по повышению уровня эмоциональной отзывчивости младших школьников в процессе восприятия классической музыки, мастер-классы, терапевтические упражнения, театральные установки, уроки.
Рассмотрим более подробно все направления работы с детьми.
К направлению игр мы отнесли следующие:
Художественно- интеллектуальные и развивающие;
2. Музыкально – дидактические игры;
3. Игры – драматизации;
4. Сюжетно – ролевые игры;
5. Творческие игры;
6. Моделирующие игры;
7. Игры – импровизации;
8. Игры – конкурсы;
9. Деловые игры;
10. Имитационные и компьютерные музыкальные игры.
В качестве основополагающих принципов игрового подхода при работе с младшими школьниками были использованы следующие:
1. Принцип подобия.
2. Принцип взаимодействия.
3. Принцип нахождения аналогий.
4. Принцип одушевления неживого.
5. Принцип контрастного сопоставления.