Педагогика психология Часть дипломной работы Педагогика/Психология

Часть дипломной работы на тему Развитие диалогической речи у старших дошкольников посредством театрализованной деятельности

  • Оформление работы
  • Список литературы по ГОСТу
  • Соответствие методическим рекомендациям
  • И еще 16 требований ГОСТа,
    которые мы проверили
Нажимая на кнопку, я даю согласие
на обработку персональных данных
Фрагмент работы для ознакомления
 

Содержание:

 

ГЛАВА 2. ОПЫТНО-ЭКСПЕРИМЕНТАЛЬНАЯ РАБОТА НАПРАВЛЕННАЯ НА ФОРМИРОВАНИЕ ДИАЛОГОВОЙ РЕЧИ СТАРШИХ ДОШКОЛЬНИКОВ ПОСРЕДСТВОМ ТЕАТРАЛИЗОВАННОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ
2.1 Диагностика актуального уровня развития диалоговой речи детей подготовительной группы
2.2 Формирование диалоговой речи средствами театральной деятельности
2.3 Анализ эффективности проведенной работы
Выводы по 2 главе

Не хочешь рисковать и сдавать то, что уже сдавалось?!
Закажи оригинальную работу - это недорого!

Заключение:

 

Для проведения исследования использовались методики: «Исследование диалогической речи с опорой на серию сюжетных картинок» Р.И. Лалаева, методика выявление уровня развития навыков диалогического общения» М.М. Алексеева, В.И. Яшина «Речевое развитие дошкольников», методика «Комплексная диагностика способности вести диалог у старших дошкольников».
Результаты констатирующего этапа показали, что уровень навыков составления диалогов у большинства детей в обеих группах исследования низок и требует развития. В процессе беседы дети не всегда правильно отвечают на вопросы, уровень их диалогических умений недостаточно высок, ответные и инициативные реплики детей немногословны, малочисленны.
Для изучения педагогических условий формирования диалоговой речи у детей посредством театральной деятельности был организован и проведен формирующий эксперимент. Цель формирующего эксперимента: поиск эффективных психолого-педагогических условий для развития диалогической речи у детей подготовительной группы.
На контрольном этапе исследования проводилась повторная диагностика уровня развития диалогической речи у старших дошкольников экспериментальной группы. В экспериментальной группе произошли значительные положительные результаты.
Сравнительные результаты исследования детей экспериментальной группы по методике «Изучение диалогической речи на основе серии сюжетных картинок» на контрольной стадии показывают, что значительное количество детей справились с поставленной задачей. 30% детей в экспериментальной группе показали наивысший уровень развития диалогической речи. У 30% детей выявлен уровень выше среднего. У 20% дошкольников экспериментальной группы отмечен средний уровень развития связной диалогической речи. 10% детей в экспериментальной группе показали уровень ниже среднего.
Сравнительный анализ результатов исследования по методике «Развитие речи дошкольников» показывает, что в экспериментальной группе достигнуты положительные результаты, а именно, количество дошкольников с высоким уровнем развития диалогической речи значительно возросло. Высокий уровень на этом этапе исследования был зафиксирован у 60% участников экспериментальной группы. Средний уровень был обнаружен у 40% участников экспериментальной группы.
Сравнительные результаты повторной комплексной диагностики умения вести диалог показали, что уровень развития диалогической речи у дошкольников экспериментальной группы возрос. На этом этапе исследования легко вступают в контакт уже 70% дошкольников экспериментальной группы. Средний уровень был обнаружен у 30% дошкольников экспериментальной группы.
Анализируя результаты на контрольном этапе, можно констатировать, что у всех детей экспериментальной группы отмечается положительная динамика.
В результате проведенной работы с детьми подготовительной группы можно сделать вывод, что развитию диалогической речи способствует театрализованная деятельность. В процессе театрализованной деятельности незаметно для ребенка происходит развитие психофизических способностей (мимики, пантомимики), развитие психических процессов (восприятие, воображение, мышление, память), развитие речи (диалог, монолог), совершенствуется речевой аппарат ребенка.

 

Фрагмент текста работы:

 

  ОПЫТНО-ЭКСПЕРИМЕНТАЛЬНАЯ РАБОТА НАПРАВЛЕННАЯ НА ФОРМИРОВАНИЕ ДИАЛОГОВОЙ РЕЧИ СТАРШИХ ДОШКОЛЬНИКОВ ПОСРЕДСТВОМ ТЕАТРАЛИЗОВАННОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ

 

2.1. Диагностика актуального уровня развития диалоговой речи детей подготовительной группы

Цель исследования – выявления уровня развития диалоговой речи детей подготовительной группы.
Задачи исследования: 
1. Подобрать диагностические методики для изучения уровней развития диалогической речи детей подготовительной группы.
2. Определить уровни развития диалогической речи детей подготовительной группы.
3. Проанализировать результаты, сделать выводы об уровнях развития и особенностях диалогической речи детей.
В исследовании принимали участие 20 детей в возрасте 6–7 лет. Констатирующий этап эксперимента проводился с целью первоначальной диагностики уровня развития диалогической речи детей подготовительной группы. В организации и проведении констатирующего этапа участвовали 2 группы детей: контрольная и экспериментальна (по 10 человек).
Для проведения исследования использовались следующие методики:
1. Методика «Исследование диалогической речи с опорой на серию сюжетных картинок» Р.И. Лалаева.
2. Методика выявление уровня развития навыков диалогического общения» М.М. Алексеева, В.И. Яшина «Речевое развитие дошкольников».
3. Методика «Комплексная диагностика способности вести диалог у старших дошкольников»
Методика 1. Исследование диалогической речи с опорой на серию сюжетных картинок (Лалаева Р.И).
Материалом для исследования служат серии из 4-5 картинок. Например, серия из 4 картинок «Мальчик и ласточка»: 1 – Ласточка свила гнездо около окна. 2 – Птенчик упал из гнезда. 3 — Мальчик увидел птенчика. 4 – Мальчик положил птенчика в гнездо.
Процедура исследования. Ребенку последовательно по одной предлагаются картинки указанной серии. Предыдущие картинки не убираются.
Инструкция. В процессе рассматривания картинок даются инструкции: «Посмотри внимательно на картинку. Скажи…». Задаются следующие вопросы:
—  Где ласточка свила гнездо?
—   Кто был в гнезде?
— Что случилось с одним птенчиком?
— Кто увидел на земле птенчика?
—  Что сделал мальчик?
Критерии оценок: соответствие ответа ситуации; характер языкового оформления ответа: предложением, словосочетанием, одним словом.
Ответы на каждый вопрос оцениваются следующим образом.
По критерию соответствия ситуации: ответ не соответствует ситуации — 0, ответ соответствует изображенной ситуации — 1 балл. По критерию характера языкового оформления: ответ дается в форме слова — 1 балл, в форме фразы — 2, в форме предложения — 3 балла.
Уровень задания в целом определяется: I (высший) уровень — ответ соответствует ситуации, указанной в предложении; II уровень (выше среднего) — ответ соответствует ситуации, заданной одной фразой; III уровень (средний) — ответ соответствует ситуации, заданной одним словом; IV уровень (ниже среднего) — ответ является неточным отражением ситуации, изображенной на картинке, заданной формой слова; уровень V (низкий) — случайный ответ одним словом, содержание ответа не соответствует ситуации.
В результате проведенной методики в исследуемых группах были выявлены следующие результаты, предоставлены в таблице 1.алогический
Таблица 1 — Результаты по методике «Исследование диалогической речи с опорой на серию сюжетных картинок» на констатирующем этапе
Уровни Контрольная группа Экспериментальная группа
Кол-во чел % Кол-во чел %
Самый высокий — — — —
Выше среднего 1 10% 1 10%
Средний 4 40% 5 50%
Ниже среднего 3 30% 3 30%
Низкий 2 20% 1 10%

Графически полученные результаты показаны на рисунке 1.
 
Рисунок 1 — Результаты по методике «Исследование диалогической речи с опорой на серию сюжетных картинок» на констатирующем этапе
По результатам данной методики не все дети справились с предложенным заданием. Только 10% детей контрольной и экспериментальной группы показали уровень развития диалогической речи выше среднего, а 40% детей контрольной группы и 50% детей экспериментальной группы показали средний уровень умения устанавливать логико-смысловые отношения между предметами и передавать их в виде законченной фразы-высказывания. Они смогли определить сюжет картинки, ответили на большинство вопросов простыми предложениями. В речи детей отмечались отдельные грамматические ошибки, им не требовалась помощь в виде наводящих вопросов со стороны взрослого. Некоторые дети на вопросы отвечали чаще всего односложно, лишь при побуждению к более развернутому ответу использовали в речи простые предложения. 
30% дошкольников контрольной и экспериментальной группы показали уровень развития связной диалогической речи ниже среднего. 20% детей контрольной группы и 10% детей экспериментальной группы показали низкий уровень. Они не смогли выявить смысловое содержание картинки, понять вопросы и давать достаточно четкие ответы на них в виде простых предложений. Также не смогли установить логико-смысловые отношения между предметами, дети часто отвлекались, их ответы были односложными. Им требовалось время, чтобы понять заданный вопрос и ответить на него. Было очень сложно удержать внимание на предложенной картинке, потому нуждались в наводящих вопросах, в ответах имелись несоответствия содержанию картинки. В речи детей преобладали отдельные слова, реже словосочетания. Дети пассивно включались в диалог, проявляли слабую речевую активность. В речи детей наблюдаются грамматические ошибки в виде употребления глаголов в неопределенной форме, а также нарушение порядка слов в предложении. 
Методика 2. Выявление уровня развития навыков диалогического общения. М.М. Алексеева, В.И. Яшина «Речевое развитие дошкольников».
Методика состояла из ряда заданий. Первая серия заданий включала установление контакта с каждым ребенком, создание атмосферы дружеского общения. В неформальной беседе экспериментатор выяснил, как младшие ученики могут вступить в разговор с незнакомцем, чтобы поддержать его на начальном уровне, дать ответы на вопросы.
Беседа предполагала всестороннее изучение ребенка: умение вступать в контакт, эмоциональное общение, развитие связной устной речи. Разговор состоял из серии вопросов:
 Как тебя зовут? Сколько тебе лет?
 Сколько у тебя друзей?
 В какие игры ты любишь играть?
 Как ты позовешь друга играть?
 Ты не обижаешь своего друга, друзей?
 Ты с ними часто ссоришься? Почему?
 Тебе нравится твой воспитатель? Почему?
 Ты слушаешься его?
 Что тебе в нем не нравится?
 Ты помогаешь родителям?
 У тебя есть друзья во дворе?
 Каким ты хочешь, чтобы был человек?
Основное внимание уделялось оценке различных критериев:
— Коммуникабельность ребенка (желание выполнять задание, активность общения, легкость контактирования).
— Экспрессивность общения: использование мимики, пантомимики и других невербальных проявлений; эмоциональное состояние, интонационная выразительность.
— Степень самостоятельности, использование помощи при выполнении заданий.
— Полнота изложения, смысловое соответствие воспроизводимого материала заданному образцу, связность и логичность высказывания.
— Речевые средства, с помощью которых реализуются высказывания детей: лексическая полнота и грамматическая правильность, типы предложений.
Вопросы были также направлены на понимание разговорной речи и ее понимания вне контекста, то есть переход из одной ситуации в другую. В случае затруднений (длительная пауза, затруднение при задании, перерыв в повествовании), помощь оказывается в форме подсказки и уточнения вопросов. Критерии оценки средств общения имеет балльную систему. Наивысшая оценка за выполнение задания составила 10 баллов.
8-10 баллов — полное, самостоятельное, логичное изложение текста, правильность, полнота использования словарного запаса, наличие правильно составленных простых общих и сложных предложений, интонационная выразительность, коммуникабельность ребенка, его интерес, понимание инструкция в первый раз.
4–7 баллов — индивидуальные неточности, трудности с воспроизведением текста, отдельные аграмматизмы, небольшая помощь в виде подсказок, ребенок чаще участвует в общении по инициативе взрослого, редко использует невербальные средства общения.
0–3 балла — нарушение в структурировании диалога, необходимость помощи со стороны экспериментатора, бедность, неточный словарный запас, грубый аграмматизм, ребенок не проявляет активности и инициативы в общении. Отсутствие интереса к заданию, невнимательность, речь интонационно невыразительна. Оценка 8–10 баллов соответствовала высокому уровню диалогического общения, 4–7 — средний уровень; 0–3 балла – низкий уровень.
В результате проведенной методики в исследуемых группах были выявлены результаты, предоставленные в таблице 2. 
Таблица 2 — Результаты исследования по методике «Речевое развитие дошкольников» на констатирующем этапе
Уровни Контрольная группа Экспериментальная группа
Кол-во чел % Кол-во чел %
Высокий 2 20% 2 20%
Средний 4 40% 3 30%
Низкий 4 40% 5 50%

Графически полученные результаты представлены на рисунке 2.

 
Рисунок 2 — Результаты по методике по методике «Речевое развитие дошкольников» на констатирующем этапе

Мы видим, что 50% детей в экспериментальной группе и 40% детей в контрольной группе показали низкий уровень. Дети практически не вступают в контакт с экспериментатором, не хотят отвечать на его вопросы, им они кажутся неинтересными. Даже по просьбе учителя задавать вопросы своим сверстникам дети с низким уровнем не проявляют активности и желания вступать в разговор. Несколько детей вступили в разговор с учителем, но их ответы состояли из одного или двух слов, в речи присутствовали неточности.
У 30% экспериментальных детей и 40% детей контрольной группы выявлен средний уровень диалогической речи. Они быстро вступают в контакт со взрослыми и сверстниками. Но у них усталость от общения, стереотипные способы общения. Им сложно отвечать на некоторые вопросы, иногда на них отвечают с помощью подсказок. В целом, навыки общения развиваются, но для налаживания диалога со старшими и сверстниками требуется много времени и наводящих вопросов экспериментатора.
Высокий уровень был зафиксирован только у 20% детей экспериментальной группы и контрольной группы. Дети этой группы быстро вступают в контакт со взрослыми: они дают полные и подробные ответы на вопросы экспериментатора, речь богата прилагательными, глаголами, образна и эмоциональна, обладает интонационной выразительностью. В то же время было выделено полное независимое логическое изложение материала, точность, полнота использования словарного запаса и наличие правильно составленных простых общих предложений.
Методика 3. Комплексная диагностика способности вести диалог у старших дошкольников.
Задание 1. Индивидуальные беседы с детьми на тему: «Моя любимая игрушка». Цель: изучить особенности диалогического общения в специально организованных беседах.
Описание методики: установить контакт с ребёнком, доверительные отношения и на этом фоне создать ситуацию разговора.
Для определения особенностей диалогического общения детям задавались вопросы.
Вопросы для разговора с детьми:
— какие игрушки у тебя есть дома?
— какая самая любимая?
— расскажи, какая она?
— какие игрушки нравятся в детском саду?
В результате анализа полученных данных составлена характеристика коммуникативных умений детей.
Задание 2.  Речевые ситуации
Цель: выявить умения ребёнка самому вступать в диалог, используя формы речевого этикета (приветствие, просьба).
Описание методики: 
I ситуация: Ты пришёл в детский сад, встретил воспитательницу. Как ты её будешь приветствовать?
II ситуация: Ты хочешь взять свою любимую игрушку, она высоко на шкафу. Как бы ты обратился за помощью?
Задание 3.
Цель: выявление умений у ребёнка задавать вопросы в ходе разговора.
Описание методики: ребёнку показывается сюжетная картинка, и задаются вопросы по её содержанию:
– «Посмотри, какая у меня есть картинка. Хочешь, я расскажу тебе, что здесь нарисовано? Только ты задавай мне вопросы, спрашивай меня».
Во время эксперимента не вступать в беседу с ребёнком, а только отвечать на вопросы.
В результате анализа разговоров составляется характеристика коммуникативных умений детей. Показатели коммуникативных умений:
— умение вступать в диалог,
— умение поддерживать и завершать диалог,
— тон общения,
— стиль общения,
— особенности речи.
При их оценке использовалась балльная система. После выполнения трёх заданий подсчитывалась суммарная оценка:
— высокий уровень – 14 баллов;
— средний уровень – 13–7 баллов;
— низкий уровень – 6 баллов и ниже.
Задание 4. Проведение занятия с детьми «Рассматривание игрушек»
Цель: изучить особенности диалогической речи детей в специально организованной учебной деятельности.
Описание методики: наблюдение занятия с последующим анализом. При анализе занятия выделили следующие показатели:
— умение участвовать в общем разговоре по поводу наглядного материала и умение не отвлекаться от содержания,
— умение выслушивать воспитателя и товарищей, не перебивая,
— умение задавать вопросы,
— особенности речи.
При оценке каждого задания использовалась балльная система:
— высокий уровень – 6 баллов;
— средний уровень – 5–4 баллов;
— низкий уровень – 3 балла.
Суммарный балл равен: 
Высокий уровень (22 — 24 балла) — ребенок активно общается, умеет слушать и понимать речь, строит общение на основе ситуации, легко вступает в контакт с детьми и учителем, четко и последовательно выражает свои мысли, умеет использовать формы речевого этикета.
Средний уровень (от 16 до 23 баллов) — ребенок умеет слушать и понимать речь, чаще участвует в общении по инициативе других; Умение пользоваться формами речевого этикета нестабильно.
Низкий уровень (12-15 баллов) — ребенок неактивен и неразборчив в общении с детьми и учителем, невнимателен, редко использует формы речевого этикета, не способен последовательно выражать свои мысли, точно передавать их содержание.
Полученные результаты  по данной методике предоставлены в таблице.
Таблица 3. Результаты исследования по комплексной диагностике способности вести диалог на констатирующем этапе

Уровни Контрольная группа Экспериментальная группа
Кол-во чел % Кол-во чел %
Высокий 2 20% 2 20%
Средний 4 40% 3 30%
Низкий 4 40% 5 50%

Графически полученные результаты показаны на рисунке 3.

 
Рисунок 3 — Результаты исследования по комплексной диагностике способности вести диалог на констатирующем этапе

Результаты данной методики показали, что уровень развития диалогической речи у дошкольников экспериментальной и контрольной групп невысок. Только 20% детей в контрольной и экспериментальной группах легко вступают в контакт с экспериментатором, они используют лексически богатые повороты речи и способны ответить на вопросы полностью и разумно. Описывая игрушки и рассказывая об их разнообразии, дети с высоким уровнем способны вести диалог, рассказывать обо всех своих любимых игрушках, называть свои имена. Тон общения у этих детей дружелюбный, спокойный. Они способны участвовать в общем разговоре о визуальном материале и не отвлекаться от контента.
У 30% детей экспериментальной группы и 40% детей контрольной группы выявлен средний уровень выполнения задач комплексной методологии. Многие дети невнимательны к речи собеседника, могут задавать вопросы не по теме, из-за невнимательности снова задавать вопрос, что-то делать во время диалога.
40% детей в контрольной группе и 50% детей в экспериментальной группе показали низкий уровень. Дети плохо вступают в разговор с экспериментатором, часто перебивают собеседника, не дают возможности завершить фразу, высказать свое мнение. Среди таких детей были и такие, которые во время разговора, сильно махая руками, не в состоянии сдерживать свои эмоции. Во время диалога они перебивают учителя и их товарищей, отвечают не к месту, а не по содержанию.
Результаты констатирующего этапа показали, что уровень навыков ведения диалога у большинства детей в обеих учебных группах низок и требует развития. Во время беседы дети не всегда правильно отвечают на вопросы, уровень их диалоговых навыков недостаточно высок, реплики ответов и инициативных действий детей лаконичны, их немного. При проведении комплексной методологии выявления навыков диалогического общения выяснилось, что большинство детей вежливо общаются с учителем, легко вступают с ним в разговор, рассказывают о своих игрушках. Но в исследовательских группах есть и такие дети, у которых недостаточно сформированы способности вежливо приветствовать учителя, предлагать стул, используя принятые устные выражения. Дети более терпимо реагировали на побуждения воспитателей, однако нежелательные побуждения часто игнорировались, оставляя их без словесного ответа и без соответствующих действий.
Таким образом, по результатам констатирующего эксперимента можно отметить, что дошкольники недостаточно освоили диалогическую форму общения, основными методами являются разговоры и разговоры между воспитателем и детьми. Старшие дошкольники воспринимают беседу экспериментатора, его вопросы, отвечают на них, но их ответы не обоснованы. Детям трудно поддерживать диалог в течение длительного времени, не хватает инициативы; общаясь с такими же сверстниками, как они, они возвращаются в форму «коллективного монолога».

 

Важно! Это только фрагмент работы для ознакомления
Скачайте архив со всеми файлами работы с помощью формы в начале страницы

Похожие работы