Часть дипломной работы Педагогика/Психология Педагогика

Часть дипломной работы на тему Развитие читательской самостоятельности младших школьников при работе с крупно объёмными произведениями

  • Оформление работы
  • Список литературы по ГОСТу
  • Соответствие методическим рекомендациям
  • И еще 16 требований ГОСТа,
    которые мы проверили
Нажимая на кнопку, я даю согласие
на обработку персональных данных
Фрагмент работы для ознакомления
 

Содержание:

 

Введение 2
Глава 1. Теоретические основы развития читательской самостоятельности младших школьников 5
1.1 Понятие читательской самостоятельности и ее структура 5
1.2 Возрастные особенности развития читательской самостоятельности у младших школьников 11
1.3 Методы развития читательской самостоятельности младших школьников при работе с крупнообъемными произведениями 18
Библиографический список 26

  

Введение:

 

Федеральный государственный образовательный стандарт начального общего образования (ФГОС НОО) большое внимание уделяет развитию такого фундаментального качества, как читательская самостоятельность. Особенно актуальной в современном мире становится проблема формирования читательской самостоятельности у учащихся младших классов, потому что непосредственно развитость навыков самостоятельной работы с книгой является одним из ключевых требований для формирования и дальнейшего совершенствования читательских умений у учащихся начальной школы, становления интеллектуальных, духовных и нравственных качеств личности.
Примерная основная образовательная программа начального общего образования указывает на то, что «… выпускники начальной школы должны понять значимость чтения для личного последующего развития и для успешного образования по иным дисциплинам. У них будет формироваться необходимость в систематическом чтении; младшие школьники полюбят чтение художественных произведений, которые помогут им сформировать собственную позицию в жизни».
Проблема формирования читательской самостоятельности учеников тревожила таких ученых, как Р.Н. Бунеев, О.В. Джежелей, Л.Ф. Климанова, Н.Н. Светловская, К.Д. Ушинский. В современной психолого-педагогической и методической литературе вопросы обучения чтению затрагиваются в работах таких ученых, как М.П. Воюшина, Г.Г. Граник, А.А. Гречихин, Н.А. Ипполитова, В.А. Кудряшова, О.В. Сосновская, Г.А. Цукерман.
Основной задачей уроков литературного чтения является воспитание детей как активных читателей через развитие читательской самостоятельности у них. И именно эта задача не в полной мере осуществляется, и на подготовительном этапе и на этапе реализации.
Цель исследования: изучить теоретический и практический опыт по развитию читательской самостоятельности, выполнить экспериментальную работу, направленную на развитие читательской самостоятельности у младших школьников при работе с крупнообъёмными произведениями.
Объект исследования: процесс развития читательской самостоятельности у младших школьников.
Предмет исследования: комплекс заданий, направленный на развитие читательской самостоятельности у младших школьников при работе с крупнообъёмными произведениями.
В соответствии с целью, объектом и предметом исследования были определены следующие задачи:
 изучить понятие читательской самостоятельности и ее структуру;
 изучить возрастные особенности развития читательской самостоятельности у младших школьников;
 рассмотреть методы развития читательской самостоятельности младших школьников при работе с крупнообъемными произведениями;
 выявить начальный уровень развития читательской самостоятельности у младших школьников;
 на базе начальной диагностики спроектировать комплекс заданий, направленный на развитие читательской самостоятельности у младших школьников при работе с крупнообъёмными произведениями;
 провести повторную диагностику и проанализировать результаты экспериментальной работы.
Методы исследования:
 методы теоретического анализа: анализ психолого-педагогической и учебно-методической литературы; анализ нормативных документов, образовательных программ начального общего образования;
 частные эмпирические методы: анкетирование, педагогическое наблюдение за ходом учебного процесса на уроках в начальной школе; анализ продуктов учебной деятельности, работ обучающихся.
Практическая ценность исследования заключается в использовании результатов работы учителем в практике начальной школы при работе с крупнообъемными произведениями.
База исследования. МБОУ «Школа №5», г. Новосибирск.
Структура работы. Работа состоит из введения, двух глав, заключения, библиографического списка и приложения.

Не хочешь рисковать и сдавать то, что уже сдавалось?!
Закажи оригинальную работу - это недорого!

Фрагмент текста работы:

 

Глава 1. Теоретические основы развития читательской самостоятельности младших школьников
1.1 Понятие читательской самостоятельности и ее структура
По мнению М.Р. Львова, В.Г. Горецкого, О.В Сосновской, речью называется одна из разновидностей общения. Она необходима человеку для его деятельности, в общественной жизни, в познании, в обмене информацией, обучении. Она повышает качество жизни людей в духовном плане и выступает как предмет искусства. Речь – это общение при помощи языка или знаковой системы, которая совершенствовалась веками и способна передать любые оттенки сложной мысли. Вспомогательными, невербальными средствами коммуникации выступают мимика, жесты, прикосновение (тактильная коммуникация), умолчание. И пространство, и ситуация участвуют во взаимном понимании [14].
В речевом общении могут участвовать двое или несколько человек. Это говорящий или пишущий (коммуникатор, отправитель речи), а также, человек, который слушает или читает (перципиент адресат речи). В процессе диалога, другими словами в речи двух либо более людей, роли «говорящего» и «слушающего» постоянно изменяются. И в монологе такого изменения нет, но адресат речи всегда предполагается, в некоторых случаях это непосредственно говорящий (человек говорит сам с собой).
Внешнюю речь, другими словами речь-общение, можно разделить на несколько типов:
 говорением называется выражение мыслей в акустической форме, при помощи звучащего комплекса – слов и их комбинаций (действия коммуникаторов);
 слушанием называется слуховое восприятие акустических потоков, посылаемых говорящими, и их понимание; это сравнение с семантическими, фонематическими стандартами, накопленными предварительно в памяти;
 письмом, другими словами выражением мыслей в графическом коде (в случае звукового письма – фонемного письма);
 чтением, другими словами зрительным восприятием графических рядов, написанных или напечатанных, и их понимание; это соотнесение графического комплекса (слов, их комбинаций) через их фонематический состав с эталонами, сохраняющимися в памяти.
Чтение и слушание (восприятие текста) рассматриваются как пассивные формы речи. Письмо и устная речь (говорение) – как активные, так как они порождают новую речь. Техника чтения и понимание текста относятся к речевой деятельности. По мнению Т.Г. Егорова, чтение вслух и про себя осуществляется по своим законам и достигает в начальной школе «синтетического невыразительного чтения», т.е. чтения, когда еще не закончен смысловыми блоками, синтез абзацами. Дальнейшее совершенствование чтение и понимания текста осуществляется в процессе речевой и читательской деятельности.
Любой вид речевой деятельности подчинен общей структуре деятельности. В этой деятельности обязателен мотив, задача, ориентировочно исследовательское действие, затем исполнительские действия. Результатом речевой деятельности становится понимание текста. Эти механизмы описаны психологами Н.И. Жигкиным, А.А. Смирновым, А.Н. Соколовым. Первое, что делает читатель, когда самостоятельно читает, он расчленяет материал на темы, тем самым группируя их по смыслу. Второе – выделяет смысловые опорные «пункты» (слова, сочетания слов, предложения). Третье – изображает текст графически, отражает его связи с помощью рисунков, графической модели, знаков [14].
Таким образом, чтение как один из видов речевой деятельности, имеет много общего с другими его видами. Но вместе с тем, чтение содержит специфические его действия, особенно при чтении художественных текстов, при котором включаются творческое воображение, память, эмоции, образное и логическое мышление, внимание и другие психические процессы.
Давно известна ценность чтения и книг в качестве средств для обучения, воспитания и становления людей. Учителя отводят одно из главных мест книге в качестве источника знаний и интеллектуально развитого человека. Чтение способствует выработке у ребенка определенных норм поведения, миропонимания, художественного вкуса.
Для того, чтобы чтение было эффективным и полезным, важно обучить учащихся навыкам использования книг. По мнению К.Д. Ушинского, уметь читать с точки зрения широкого смысла слова, это означает «… извлекать из мёртвых букв живой смысл. Читать – это ещё ничего не обозначает; что читать и как осознавать прочитанное – вот в чем главная суть» [7].
К двадцатому веку к 1970-ым годам в науке сложилась концепция развития у учащихся начальных классов «читательской самостоятельности».
Такими авторами, как О.Ю. Богданова, О.В. Сосновкая, В.А. Лазарева, М.В. Качурин, Н.И. Лифинцева, Н.Н. Светловская изучалось решение проблем в сфере читательской самостоятельности.
Проанализируем понятие «читательской самостоятельности» в трудах различных ученых и педагогов. Согласно точке зрения К.Д. Ушинского, «читательской самостоятельностью называется способность читателей понимать образцовое поведение и почувствовать его» [17].
«Читательская самостоятельность», согласно утверждению Н.А. Рубакина, «является личностным свойством, которое может характеризоваться присутствием у читателей мотива, побуждающего их обращаться к книге, и системы знаний, навыков, умений. Эти свойства дают ему возможности с минимальными затратами энергии и времени осуществить собственные побуждения на основании общественной и личной необходимости» [9].
Как отмечает Г. Наумчук, «читательской самостоятельностью называется способность читателей применять книги в качестве источника знания и информации» [4].
По мнению О.В. Сосновской, «читательская самостоятельность – это желание и умение вложить в чтение «работу души», рефлексию над книгой перед чтением, осмысление прочитанного, когда книга уже закрыта» [5].
Н.Н. Светловская понимает под «читательской самостоятельностью свойство личности, характеризующееся присутствием у читателей мотива, побуждающего их обратиться к книге, а также системы знаний, умений и навыков, дающей им возможности осуществить собственные мотивы на основании социальных и личностных потребностей с минимальными затратами времени и энергии» [4].
На основании представленных определений можно сделать вывод о том, что читательской самостоятельностью называется свойство личности обучающихся, формируемое в качестве психического новообразования. Это можно считать конечной целью и объективным показателем читательской деятельности младшего школьника.
Читательская самостоятельность проявляется в том, что обучающийся сам осознанно выбирает материал для чтения, демонстрирует устойчивую потребность обращаться к книгам, способен эффективно применить в процессе чтения приобретенные знания, умения и навыки.
Развитая читательская деятельность, по мнению Н.Н. Светловской, характеризуется следующими качествами:
 умением читать текст правильно, сознательно, выразительно, бегло; положительным отношением к самостоятельному чтению (интерес к книгам);
 начитанностью (читательским кругозором) в пределах программного круга чтения для обучающихся каждого года обучения в начальной школе [10].
Как отмечает Н.Н. Светловская, самостоятельным чтением называется индивидуальное, без непосредственной помощи педагога и других лиц (без библиотекаря, родителей, учителя) общение детей с доступным книжным миром. В ходе этого общения ребенок и реализует, в первую очередь, осознанный выбор книги лично для себя, во вторую очередь, прочтение избранных книг по всем принципам, изученным к моменту встречи с ними [11].
Становление читательской самостоятельности включает два этапа:
1) чтение под руководством взрослого (ученик-учитель-книга);
2) чтение без посредников (ученик-книга).
Иными словами, читательская самостоятельность – это показатель готовности к самостоятельному чтению и результат обучения чтению.
Таким образом, развитие читательской самостоятельности учащихся начальной школы является сложной задачей, которая стоит перед учителем начальной школы. Чтобы обучить ребёнка читать, обучить работать с текстом, сформировать соответствующие читательские умения, необходимо совершенствовать технику чтения, сформировать правильный механизм восприятия текстов разных стилей и жанров.
Показатели готовности ребенка к самостоятельному чтению детских книг:
 сформированность интереса к книге;
 владение хорошим темпом чтения;
 широта читательского кругозора;
 упорядоченность прочитанных книг хотя бы двум линиям (книга-автор, книга-тема);
 глубина восприятия прочитанного, другими словами способность назвать героев прочитанных произведений, узнать эпизоды и ситуации на иллюстрациях, воспроизвести их содержание в контексте и соотнести их с книгой [10].
Н.Н. Светловская определяет три закона развития читателя: закон знания книг, закон деятельностного формирования читательской культуры, закон провоцирования обучением нежелания читать.
Закон знания книги является базовым законом развития читателя в различном возрасте. «Знание книг является полноценной основой, объективным показателем читательской самостоятельности». Закон знания книг подтверждает, что если учащийся знает книгу, то у него обязательно есть читательская самостоятельность. И наоборот, если у обучающегося сформирована читательская самостоятельность, то он, безусловно, знает книги из доступного круга чтения.
По определению Н.Н. Светловской, закон деятельностного формирования читательской культуры отображает устойчивые связи. Эти связи устанавливают уровень эффективности организационно-методической сферы обучения чтению при разном соотношении включенных в неё вербальных и деятельных средств. По мнению Н.Н. Светловской «книга и мир книг должны быть представлены учащимся как объект, где присутствует воображаемый собеседник, с которыми учащиеся учатся «общению».
Закон провоцирования обучением нежелания читать развивает учащегося-читателя. По мнению Н.Н. Светловской «нежелание читателя – это объективное следствие обучения учащихся начальной школы некоторым читательским умениям без единовременной установки на побуждение и формирование читательской самостоятельности» [41].
«Квалифицированный читатель – человек образованный. У него развит тип верной читательской деятельности. Самостоятельное чтение таких читателей является трехступенчатым процессом целенаправленного индивидуального осмысления и освоения содержания книги, а также собственных личных запросов, возможностей, особенностей, их целесообразного общественного применения и постоянного совершенствования [39].
Качества подготовленного читателя (по З.И. Романовской):
 внутренняя мотивация чтения, читательской деятельности; осознание чтения как источника духовного роста;
 способность к обобщению и рефлексии;
 осознанность и аргументация мотивов чтения, своих предпочтений;
 свобода выражений мыслей и чувств по поводу прочитанного произведения, развитая речь;
 перенос общего подхода к произведению, формирующегося в процессе классного чтения, на новые, самостоятельно избранные и прочитанные произведения [7].
Этапы формирования подготовленного читателя:
 подготовительный (1 класс) – интерес к книге;
 начальный (2 класс) – осознанное ориентирование в любой книге. Уверенность в возможности самостоятельно прочитать книгу;
 основной (3 класс) – понимание цели чтения исходя из темы книги. Потребность в самостоятельном чтении. Обоснование выбора книги. Потребность обращения к книгам, как источнику знаний;
 завершающий (4 класс) – потребность в создании личной библиотеки (с учетом возрастных особенностей, познавательных возможностей и интересов ребенка) [8].
Таким образом, в содержание читательской деятельности, по Н.Н. Светловской, включаются техника чтения, читательский кругозор, уровень самостоятельности. Личностное свойство обучающихся, которое можно считать конечной целью и объективным показателем читательской деятельности учащихся начальной школы является читательской самостоятельностью. В результате многообразной систематической читательской деятельности происходит формирование читательской самостоятельности в начальном общем образовании. Эта система характеризуется умением ориентироваться в мире книг, газет и журналов.

Важно! Это только фрагмент работы для ознакомления
Скачайте архив со всеми файлами работы с помощью формы в начале страницы

Похожие работы