Часть дипломной работы Педагогика/Психология Дошкольное образование

Часть дипломной работы на тему Развитие целенаправленности и саморегуляции у детей пяти-шести лет в процессе конструктивно-модельной деятельности

  • Оформление работы
  • Список литературы по ГОСТу
  • Соответствие методическим рекомендациям
  • И еще 16 требований ГОСТа,
    которые мы проверили
Нажимая на кнопку, я даю согласие
на обработку персональных данных
Фрагмент работы для ознакомления
 

Содержание:

 

Глава 2 Практическая работа
по использованию конструктивно-модельной деятельности для развития
целенаправленности и саморегуляции у детей пяти-шести лет. 3

2.1 Входная диагностика развития целенаправленности и
саморегуляции у детей пяти-шести лет. 3

2.2. Конструкты образовательной деятельности
(конструктивно-модельной деятельности) для развития целенаправленности и
саморегуляции у детей пяти-шести лет. 9

2.3 Повторная диагностика развития целенаправленности
и саморегуляции у детей пяти-шести лет. 41

Заключение. 46

Список использованных источников. 49

Приложение. 52

  

Введение:

 

Не хочешь рисковать и сдавать то, что уже сдавалось?!
Закажи оригинальную работу - это недорого!

Заключение:

 

Целью данной работы являлось исследование возможностей
развития целенаправленности и саморегуляции у детей пяти-шести лет в процессе
конструктивно-модельной деятельности.

Для реализации цели были решены поставленные во введении
задачи и сделаны следующие выводы.

Мы изучили понятие «самостоятельность» в педагогических
исследованиях, и в контексте нашего изучения под определением «самостоятельность
ребенка старшего дошкольного возраста» мы будем понимать стремление дошкольника
осуществлять действия без помощи других, вносить компоненты новизны и
творчества в собственную деятельность, иметь личные (самостоятельные) суждения;
осуществлять контроль и вносить поправки в свою деятельность; справедливо
оценивать её итоги; предсказывать (составлять план) собственную деятельность.

Мы выделили отличительные черты развития самостоятельности
детей дошкольного возраста в дошкольном образовательном учреждении в игровой
деятельности, такие как: способность составлять план и осуществлять
поставленные цели без указаний и помощи педагога; умение находить новые знания,
основываясь на приобретенный опыт; способность преодолевать трудности при
выполнении задач.

Изучение проблемы самостоятельности, рассматривались учеными
в различных аспектах. Исследуются: сущность самостоятельности, ее природа (Г.А.
Балл, П.И. Пидкасистый, А.Г. Хрипкова); структура и соотношение компонентов
самостоятельности (Ю.Н. Дмитриева, Г.Н. Година, Т.Г. Гуськова); этапы, условия
и методы развития самостоятельности (З.В. Елисеева, Н.С. Кривова, А.А.
Люблинская, К.П. Кузовкова); взаимосвязь самостоятельности с различными
психическими процессами (Т.И. Горбатенко, Д.В. Ольшанский, Н.А. Цыркун);
значение и роль самостоятельности как фактора адаптации к дошкольному
образовательному учреждению (Т.Н. Филютина).

Первые проявления самостоятельности рассматривали следующие
педагоги и психологи: Н.М. Аксарина, Б.Г. Ананьев, Р.С. Буре, Е.Н. Герасимова,
СМ. Кривина, М.И. Лисина и др. Развитие самостоятельности, 76 как и личности в
целом, осуществляется в коллективной сюжетно-ролевой игре (Д.Б. Эльконин, А.П.
Усова, Д.В. Менджерицкая, Н.М. Михайленко и др. О необходимости ее формирования
говорили многие авторы, рассматривая разнообразные средства ее развития.

На основе анализа научной литературы мы выделили
педагогические условия, способствующие формированию самостоятельности в игровой
деятельности у старших дошкольников:

1) учить детей распределять роли с помощью элементов детской
субкультуры (считалок, жеребьевок, закличек и др.);

2) опираться на содержание современных мультфильмов при
выборе детьми роли, сюжета, замысла игры;

3) обогащать предметно-пространственную развивающую среду
для развития замысла игры (игрушки-самоделки, костюмы по профессиям, атрибуты
для игр «супермаркет», «кафе» и др.);

4) придумывать совместно сюжет игры на основе реальных и
вымышленных историй из жизни воспитателей и детей.

Конструктивно-модельная деятельность занимает особое
значение при развитии самостоятельности и целенаправленности дошкольников, так
как является неотъемлемой частью при подготовке к школе, формированию
пространственных представлений. Детям предоставляется возможность проявить
самостоятельность и творчество на всех этапах выполнения поделки, как в плане
подбора материала, так и выбора приемов работы. Широко используется
разнообразный нетрадиционный материал: коробки, пенопласт, поролон, проволока в
оболочке, катушки, шпульки, флаконы и др. Создаются условия творческого поиска,
развития творческих познавательных способностей, которые являются предпосылкой
становления творческого мышления. Идет вовлечение в творческий поиск благодаря
созданию проблемной ситуации.

Интерес к конструированию поддерживается не только грамотным
проведением занятий и индивидуальной работы с детьми, но созданием
благоприятной среды для совместной деятельности детей и родителей в этом
направлении. Создание разнообразных поделок из бросового материала помогает
реализовать серьезные образовательные задачи, поскольку в процессе
увлекательной творческой деятельности детей создаются необходимые условия,
стимулирующие полноценное развитие дошкольника в соответствии с требованиями
ФГОС. Также в старшей возрастной группе осуществляется знакомство с
архитектурой, как видом искусства, процессом и особенностями создания архитектурной
среды, с последующим построением сооружений по своему проекту. Данное
направление дает возможность познакомить детей с чертежами, схемами, уметь
использовать шаблоны, а в дальнейшем видеть детали в трех измерениях. В
результате обучения развивается образное мышление, познавательно -творческие
способности.

Очень важно поощрять ребенка в его деятельности,
фокусировать внимание на удавшихся моментах, одобрять и поддерживать и что
особенно важно — обязательно за конкретные его успехи, вызвать чувство уверенности
в своих силах, заинтересованность и повысить мотивацию к предстоящей
деятельности. Ведь известно, что ни один ребенок еще не родился не творческим.

Таким образом, занятия конструированием стимулируют
любознательность, развивают образное и пространственное мышление, активизируют
фантазию и воображение, пробуждают инициативность и самостоятельность, а также
интерес к изобретательству и творчеству. Перед нами стоит важнейшая задача —
создать необходимые условия для вовлечения ребёнка в интереснейший вид
деятельности, позволяющий раскрыть его потенциальные способности.

Таким образом, задачи решены, цель достигнута.

 

Фрагмент текста работы:

 

Глава 2 Практическая работа по использованию конструктивно-модельной
деятельности для развития целенаправленности и саморегуляции у детей пяти-шести
лет

2.1 Входная диагностика развития целенаправленности
и саморегуляции у детей пяти-шести лет Экспериментальное исследование проходило на базе МБОУ «ШИСОО»,
пришкольный детский сад «Морошка», с. Самбург, Пуровский район ЯНАО. В
эксперименте участвовало 20 детей в возрасте 5-6 лет.

Исследование уровня сформированности саморегуляции у детей
5-6 лет включало в себя подбор комплекса диагностических методик и выявления
уровня сформированности у детей 5-6 лет саморегуляции. На данном этапе
разработаны критерии и показатели, а также диагностические методики. Таблица 1 — Диагностическая карта констатирующего
эксперимента Показатели Диагностические задания Умение выполнять задание
до конца, сохранять условия задания до конца «Какие предметы спрятаны в
рисунках?» М.П. Кононова Умение осуществлять
самоконтроль в процессе выполнения задания «Домик» Н.И. Гуткина Уровень развития
целенаправленности Диагностика социального
развития ребенка по А. М. Щетининой. Диагностическое задание «Какие предметы спрятаны в рисунках?»
(М.П. Кононова).

Цель: оценить умение ребенка выполнять задание до конца,
сохранять условия задания до конца.

Материал: 3 рисунка с очертаниями предметов, секундомер.

Ход. В ходе проведения методики ребенку объясняли, что ему
будут показаны несколько рисунков, в которых «спрятаны» известные ему предметы.
Затем ребенку представляли рисунок и просили последовательно назвать очертания
всех «спрятанных» предметов. Общее число всех предметов на 3 рисунках — 14. На
выполнение задания ‒ 1 минута.

 

Содержание:

 

  

Введение:

 

Старший дошкольный возраст (5–6 лет) –
время интенсивного физического, психического и личностного развития ребенка. Ведущей
деятельностью детей 5–6-летнего возраста является игра, в которой происходит
развитие всех психических процессов и сторон личности ребенка:
целеустремленность, саморегуляция.

Развитие саморегуляции — одна из центральных
линий развития детей. Разнообразие видов деятельности, которые осваивает
дошкольник, объединяет одно — в них формируется важное личностное новообразование
этого возраста — произвольная регуляция поведения и деятельности, способность к
самоконтролю.

К 6 годам возрастает целенаправленность
воображения ребёнка, устойчивость его замыслов. Это находит выражение в
увеличении продолжительности игры на одну тему.

Следует отметить, что в период своего
зарождения воображение дошкольника практически неотделимо от игровых действий с
материалом, определяется характером игрушек, атрибутов роли.

Особенное место в развитии 5-6-летних
детей занимает конструирование. Это продуктивная деятельность, которая
направлена на создание конструкций или моделей из разных материалов. Они
определяют вид конструирования. К
старшему дошкольному возрасту конструирование становится самостоятельной
деятельностью и интересно ребенку уже само по себе, как возможность создания
чего-либо. В соответствии с обозначенной актуальностью была сформулирована тема
исследовательской работы:

Проблема
исследования: как организовать процесс
конструктивно-модельной деятельности для развития целенаправленности и
саморегуляции у детей пяти-шести лет

Объектом
исследования является развитие
целенаправленности и саморегуляции у детей пяти-шести лет.

Предмет
исследования –
конструктивно-модельная деятельность как средство развития целенаправленности и
саморегуляции у детей пяти-шести лет.

Цель
выпускной квалификационной работы
– теоретически обоснование использования и разработка конструктов
конструктивно-модельной деятельности, направленных на развитие
целенаправленности и саморегуляции у детей пяти-шести лет.

Задачи:

1. Раскрыть теоретические основы развития
целенаправленности и саморегуляции у детей пяти-шести лет средствами
конструктивно-модельной деятельности

2. Представить практическую работу по
использованию конструктивно-модельной деятельности для развития
целенаправленности и саморегуляции у детей пяти-шести лет

Гипотеза
исследования: следует ожидать, что
организация конструктивно-модельной деятельности детей пяти-шести лет будет
способствовать развитию их целенаправленности и саморегуляции.

Методы
исследования. Для решения поставленных
задач в работе были использованы теоретические, организационные, а также
интерпретационные методы:

● Теоретические методы (анализ, сравнение,
обобщение);

● Организационные методы (сравнительный,
комплексный методы);

● Интерпретационный метод.

Теоретической
основой исследования являются работы Г.М.
Бреслава, Л.Ф. Обухова, Е.И. Рогова, В.М. Холморовой, Л.И. Божовича, И.В.
Дубровина, Е.О. Смирнова, Г.Р. Хузеева.

База
исследования: Исследование проведено на
базе

Не хочешь рисковать и сдавать то, что уже сдавалось?!
Закажи оригинальную работу - это недорого!

Заключение:

 

 

Фрагмент текста работы:

 

Глава 1 Теоретические основы развития
целенаправленности и саморегуляции у детей пяти-шести лет средствами
конструктивно-модельной деятельности 1.1 Особенности развития целенаправленности и саморегуляции
у детей пяти-шести лет В настоящее время внимание многих
психологов во всем мире привлечено к проблеме развития личностной сферы
ребёнка, в частности вопросу о том, как ребенок может управлять собой и
контролировать себя. Это обусловлено тем, что дошкольный период жизни является
периодом интенсивного психического развития, когда закладывается фундамент
базовых свойств личности.

Одним из важнейших достижений дошкольного
возраста является развитие у ребенка способности самостоятельно регулировать
свое поведение и мыслительные процессы. За умением сдержать себя, не поддаваться
первому порыву или желанию, стоит очень важное свойство — способность к
произвольной регуляции своей деятельности. Саморегуляция-одна
из важнейших областей развития навыков у детей в первые пять лет жизни.

В психологическом словаре А.В Петровского
и М.Г. Ярошевского саморегуляция характеризуется как, (от лат. regulare –
приводить в порядок, налаживать) — целесообразное функционирование живых
уровней организации и сложности. Психическая саморегуляция является одним из
уровней регуляции активности этих систем, выражающим специфику реализующих ее
психических средств отражения и моделирования действительности, в том числе
рефлексии субъекта [2, c. 32].

Самое эффективное средство осознания своего поведения, а также овладения
этим поведением в дошкольном возрасте считаются игры с правилами. Именно в
играх с правилами ребенок может соотнести свое поведение с образцом поведения,
который задан в правиле, поэтому ребенок вынужден задуматься, правильно ли он
действует.

Важно! Это только фрагмент работы для ознакомления
Скачайте архив со всеми файлами работы с помощью формы в начале страницы

Похожие работы