Часть дипломной работы Педагогика/Психология Педагогика

Часть дипломной работы на тему Разработка памяток по применению технологии критического мышления при обучении физике с 7-11 классы

  • Оформление работы
  • Список литературы по ГОСТу
  • Соответствие методическим рекомендациям
  • И еще 16 требований ГОСТа,
    которые мы проверили
Нажимая на кнопку, я даю согласие
на обработку персональных данных
Фрагмент работы для ознакомления
 

Содержание:

 

Введение 3

Глава 1. Теоретические основы формирования и развития критического мышления на уроках физики 7

§1. Критическое мышление: Содержание, структура, этапы технологии развития критического мышления…..……………………………………………7

§2. Характеристика способов, приемов технологии развития критического мышления на уроках физики ……………………………………………………13

§3.Методические рекомендации по применению критического мышления на уроках физики ……………………………………………………………………19

Глава 2. Опытно – экспериментальная работа в ходе реализации технологии критического мышления среди учащихся среднего звена 16

§4. Анализ педагогического опыта использованний технологии развития критического мышления современными учителями физики 34

§5. Использование технологии критического мышления на различных уроках физики 47

Заключение 65

Список использованных источников 67

  

Введение:

 

Физика является одной из базовых дисциплин в системе общего и среднего образования, но вместе с тем она занимает одно из последних мест в рейтинге среди всех школьных предметов по уровню заинтересованности учащихся в их изучении. Поэтому сейчас на первом месте стоит вопрос о поиске новых путей развития, формирования и повышения познавательных интересов учащихся, повышения эффективности уроков физики.

Решение новых задач, поставленных перед школой жизни, привели к поискам новых форм организации учебной работы в школе, к новым методам обучения. Задачу формирования эффективной системы выявления, поддержки и развития способностей и талантов у детей и молодежи, направленной на самоопределение и профессиональную ориентацию всех обучающихся ставит перед собой национальный проект «Образование».

Национальный проект «Образование» – это программа, обеспечивающая достижение национальной цели Российской Федерации, определенной Президентом Российской Федерации, по обеспечению успеха каждого ребенка и для самореализации и развития талантов.

Целевые показатели, характеризующие качество и эффективность ее достижения:

• Развитие инфраструктуры образования — строительство школ, обновление материально-технической базы образовательных организаций и оснащение их современным оборудованием

• Профессиональное развитие педагогических работников и управленческих кадров — реализация программ повышения квалификации, методическая поддержка и сопровождение педагогических работников и управленческих кадров системы образования, развитие навыков работы учителей в современной образовательной среде

• Совершенствование содержания образования и воспитание — обновление нормативных и методических документов, определяющих содержание образования, внедрение новых методик и технологий преподавания, формирование системы управления качеством образования, развитие программ воспитания в образовательных организациях, обеспечение условий для участия детей в мероприятиях патриотической направленности и детских общественных движениях, творческих конкурсах.

Направления:

• Федеральный проект «Современная школа»

• Федеральный проект «Успех каждого ребенка»

• Федеральный проект «Молодые профессионалы»

• Федеральный проект «Цифровая образовательная среда»

• Федеральный проект «Социальные лифты для каждого»

• Федеральный проект «Социальная активность»

• Федеральный проект «Патриотическое воспитание»

• Федеральный проект «Молодежь в России»

Для выполнения национального проекта «Образование» педагоги обращаются к различным методам обучения, которые сочетают интересы общества и личности. Правильно организованная проектная деятельность, может помочь реализовать цели, которые могут ставить перед собой, национальный проект «Образование».

Ученики будут любить предмет, учить его, восхищаться им только тогда, когда им будет интересно. А заинтересовать учеников -это обязанность каждого учителя. В своей статье «Человек и легенда» А. Эйнштейн считал, что если учитель распространяет вокруг себя дыхание скуки, то в таком окружении все зачахнет; сумеет научить тот, кто учит интересно [34].

В связи с этим приобретают новое значение проблемы развития формирования мотивации и познавательного интереса, активизации учебно — познавательной деятельности, самостоятельности, творческой активности ученика и учителя, организации контроля и самоконтроля, практического применения полученных знаний в жизни. В школьной практике одной из особенно актуальных становится проблема выбора эффективных форм организации учебной деятельности учащихся для повышения эффективности учебно-воспитательного процесса.

Поэтому перед нами встала важная задача: определить современные технологии, обеспечивающие активизацию познавательной деятельности учащихся.

Объект исследования: процесс развития познавательного интереса у обучающихся средней школы.

Предмет исследования: технология развития критического мышления как подход для эффективного развития познавательной активности учащихся на уроках физики.

Цель исследования: теоретически выявить и дать характеристику приемов, средств, и методов технологии развития критического мышления, создающих условие для развития познавательной активности школьников при изучении физики.

Гипотеза исследования: если использовать технологию развития критического мышления, то будет обеспечиваться формирование и развитие познавательного интереса школьников.

В соответствии с поставленной целью и гипотезой исследования определены следующие задачи:

• раскрыть содержание понятия «критическое мышление»;

• определить причины необходимости формирования технологии развития критического мышления;

• выяснить преимущества технологии развития критического мышления;

• охарактеризовать способы, приемы, средства осуществления технологии развития критического мышления;

• рассмотреть опыты использования технологии развития критического мышления в опыте современных учителей физики;

• разработать фрагменты уроков на основе технологии развития критического мышления;

Для реализации поставленных задач использовались следующие методы исследования:

• Теоретические методы

изучение и анализ психологической, педагогической и методической литературы.

• Практические методы

анализ опыта использований технологии развития критического мышления и результаты, полученные учителями в практике.

Не хочешь рисковать и сдавать то, что уже сдавалось?!
Закажи оригинальную работу - это недорого!

Фрагмент текста работы:

 

§1.Сущность понятия «Критическое мышление»

Технология «Развитие критического мышления» разработана в конце XX века в США (Чарльз Темпл, Джинни Стил, Куртис Мередит). В ней синтезированы идеи и методы технологий коллективных и групповых способов обучения, а также сотрудничества, развивающего обучения; она является общепедагогической, надпредметной.[16]

Технология РКМЧП представляет собой целостную систему, формирующую навыки работы с информацией в процессе чтения и письма. Она направлена на освоение базовых навыков открытого информационного пространства, развитие качеств гражданина открытого общества, включенного в межкультурное взаимодействие. Технология открыта для решения большого спектра проблем в образовательной сфере.

Критическое мышление – это один из видов интеллектуальной деятельности человека, который характеризуется высоким уровнем восприятия, понимания, объективности подхода к окружающему его информационному полю.[17]

Как же можно определить критическое мышление? Д. Клустер предлагает пять пунктов, определяющих данное понятие.

Во-первых, критическое мышление есть мышление самостоятельное. Когда занятие строится на принципах критического мышления, каждый формулирует свои идеи, оценки и убеждения независимо от остальных. Никто не может думать критически за нас, мы делаем это исключительно для самих себя. Следовательно, мышление может быть критическим только тогда, когда оно носит индивидуальный характер. Ученики должны иметь достаточно свободы, чтобы думать собственной головой и самостоятельно решать даже самые сложные вопросы.

Критическое мышление не обязано быть совершенно оригинальным: мы вправе принять идею или убеждение другого человека как свои собственные. Нам даже приятно соглашаться с чужим мнением – это словно подтверждает нашу правоту. Самостоятельность, таким образом, есть первая и, возможно, важнейшая характеристика критического мышления.

Во-вторых, информация является отправным, а отнюдь не конечным пунктом критического мышления. Знание создает мотивировку, без которой человек не может мыслить критически. Чтобы породить сложную мысль, нужно переработать гору «сырья» – фактов, идей, текстов, теорий, данных, концепций. Мыслить критически можно в любом возрасте: не только у студентов, но даже у первоклассников накоплено для этого достаточно жизненного опыта и знаний. Разумеется, мыслительные способности детей будут еще совершенствоваться при обучении, но даже малыши способны думать критически и вполне самостоятельно. В своей познавательной деятельности ученики и учителя, писатели и ученые подвергают каждый новый факт критическому обдумыванию. Именно благодаря критическому мышлению традиционный процесс познания обретает индивидуальность и становится осмысленным, непрерывным и продуктивным.

В-третьих, критическое мышление начинается с постановки вопросов и уяснения проблем, которые нужно решить. Человеческие существа любопытны по своей природе. Мы замечаем что-то новое – и хотим узнать, что это такое. Мы видим некую достопримечательность – и нам уже хочется проникнуть внутрь. «Во всем животном мире, – отмечает химик и философ Микаел Поланый, – начиная от таких простейших форм, как черви и, возможно, даже амебы, мы наблюдаем вечное настороженное копошение, чисто исследовательскую активность, не связанную с прямым удовлетворением потребностей: стремление всякого живого существа к интеллектуальному контролю над своим окружением». Любопытство, таким образом, есть неотъемлемое свойство всего живого. Мы с вами больше привыкли наблюдать это свойство у малышей, чем у старшеклассников и студентов, – увы, зачастую таково воздействие школьного образования на детские умы. Однако подлинный познавательный процесс на любом его этапе характеризуется стремлением познающего решать проблемы и отвечать на вопросы, возникающие из его собственных интересов и потребностей. «Следовательно, – заключает Джон Бин, – сложность обучения критическому мышлению состоит отчасти в том, чтобы помочь ученикам разглядеть бесконечное многообразие окружающих нас проблем».

Бразильский педагог Пауло Фрейре придерживается мнения, что надо заменить традиционное «накопительное» образование – когда головы учеников служат своеобразными «счетами», на которые учителя кладут знания, – на образование «проблемно-постановочное», когда ученики занимаются реальными, взятыми из жизни проблемами. Учение, считает он, пойдет гораздо успешнее, если ученики будут формулировать проблемы – в том числе экономические, общественные и политические – на основе собственного жизненного опыта и затем решать их, используя при этом все возможности, которые предоставляет ему школа. Особенно много внимания Фрейре уделяет вопросам подавления личности. Он уверен, что правильно организованное образование способно освободить учеников от этого подавления, поэтому его образовательная концепция называется «освободительной педагогикой».

В-четвертых, критическое мышление стремится к убедительной аргументации. Критически мыслящий человек находит собственное решение проблемы и подкрепляет это решение разумными, обоснованными доводами. Он также сознает, что возможны иные решения той же проблемы, и старается доказать, что выбранное им решение логичнее и рациональнее прочих.

Всякая аргументация содержит в себе три основных элемента. Центром аргументации, главным ее содержанием является утверждение (называемое также тезисом, основной идеей или положением). Утверждение поддерживается рядом доводов. Каждый из доводов, в свою очередь, подкрепляется доказательствами. В качестве доказательств могут использоваться статистические данные, выдержки из текста, личный опыт и вообще все, что говорит в пользу данной аргументации и может быть признано другими участниками обсуждения. Под всеми названными элементами аргументации – утверждением, доводами и доказательствами – лежит элемент четвертый: основание. Основание – это некая общая посылка, точка отсчета, которая является общей для оратора или писателя и его аудитории и которая дает обоснование всей аргументации. К примеру, автор заявляет, что уличные художники вправе помещать свои граффити на общественных зданиях (утверждение), поскольку эти рисунки выражают их личные убеждения (довод) и порой представляют собой художественную ценность (еще один довод). Затем автор приводит доказательства – допустим, выдержку из Конституции страны о праве на свободу слова или цитату из работы политического философа, который утверждает, что каждый человек имеет право на самовыражение. Кроме того, автор может привести примеры граффити, имеющих художественную ценность. Основанием или посылкой выстроенной им аргументации служит идея о свободе слова как особо важном праве человека.

Аргументация выигрывает, если учитывает существование возможных контраргументов, которые либо оспариваются, либо признаются допустимыми. Признание иных точек зрения только усиливает аргументацию. К примеру, наш защитник прав уличных художников укрепит свои позиции, если признает, что у владельцев зданий тоже есть права, которые необходимо оберегать, и следует найти компромисс между правами художника и правами владельца здания, стену которого превращают в «холст». Критически мыслящий человек, вооруженный сильными аргументами, способен противостоять даже таким авторитетам, как печатное слово, сила традиции и мнение большинства, им практически невозможно манипулировать. Именно разумный, взвешенный подход к принятию сложных решений о поступках или ценностях лежит в основе большинства определений критического мышления. Так, Роберт Эннис определяет критическое мышление как «принятие обдуманных решений о том, как следует поступать и во что верить».

Важно! Это только фрагмент работы для ознакомления
Скачайте архив со всеми файлами работы с помощью формы в начале страницы

Похожие работы