Часть дипломной работы на тему Разработка электронного образовательного ресурса по теме «Солнце — наша звезда.»
-
Оформление работы
-
Список литературы по ГОСТу
-
Соответствие методическим рекомендациям
-
И еще 16 требований ГОСТа,которые мы проверили
Введи почту и скачай архив со всеми файлами
Ссылку для скачивания пришлем
на указанный адрес электронной почты
Содержание:
Введение:
Развитие современного общества напрямую связано с
научно-техническим прогрессом. Компьютеризация – это всеобъемлющий общественный
процесс, специфика которого состоит в том, что преобладающим видом деятельности
в сфере коллективного производства является сбор, накопление, обработка,
хранение, передача и использование информации.
Одно из приоритетных направлений процесса компьютеризации
нынешнего общества является информатизация образования – это процесс
обеспечения системы образования методологическими и практическими разработками,
при оптимальном использовании современных информационных технологий,
ориентированных на реализацию основных образовательных программ.
Актуальность темы исследования состоит в том, что сегодня возникает
неизбежность внедрения инноваций в образовательный процесс с целью повышения
качества образования. Одним из способов решения этой проблемы является
использование в образовательном процессе электронных образовательных ресурсов.
Создание электронных образовательных ресурсов для отдельных
образовательных курсов и дисциплин требует от преподавателя как основ знаний
преподаваемой дисциплины, так и умений создавать собственные электронные
образовательные ресурсы для конкретного занятия, для изучаемого раздела либо
модуля учебной дисциплины, отдельного учебного курса.
Использование электронных образовательных ресурсов в
процессе обучения способствует эффективному формированию информационной и
предметной компетенции. Очевидно, что ждать от информатизации повышения
эффективности и качества образования возможно лишь при условии, что новые
образовательные ресурсы будут отличаться инновационными качествами.
Все вышеизложенное обусловило выбор темы исследования.
Объект исследования –
электронный образовательный ресурс.
Предмет исследования – применение электронного
образовательного ресурса на уроках астрономии.
Цель исследования – разработать электронный образовательный
ресурс по теме «Солнце- наша звезда».
Достижение поставленной цели предполагает решение следующих задач:
1. Изучить характеристику электронного образовательного
ресурса.
2. Привести требования к созданию и применению электронного
образовательного ресурса.
3. Описать особенности использования электронного
образовательного ресурса на уроках астрономии.
Методологическая основа исследования – педагогические идеи и
теоретические положения о взаимосвязи содержания, методов и средств в
образовательном процессе, исследования по разработке электронного
образовательного ресурса.
Методами исследования являются: анализ и систематизация
литературы по проблематике исследования, демонстрация создания электронного
образовательного ресурса.
Для написания работы была использована специализированная
литература, освещающая данный вопрос, периодические издания и научные статьи,
материалы Интернета.
Структура работы обусловлена поставленной целью и задачами.
Она состоит из введения, двух глав, заключения, списка использованной
литературы.
Заключение:
Фрагмент текста работы:
Глава 1. Электронный образовательный ресурс: основные
понятия, классификация и т. п. 1.1 Характеристика электронного образовательного ресурса ГОСТ Р 53620–2009 «Информационно-коммуникационные технологии
в образовании. Электронные образовательные ресурсы. Общие положения» определяет
электронный образовательный ресурс (ЭОР) как «образовательный ресурс,
представленный в электронно-цифровой форме и включающий в себя структуру,
предметное содержание и метаданные о них»[1].
В общем смысле ЭОР представлены статическими и динамическими
моделями, видеофрагментами, звукозаписями, объектами виртуальной реальности и
интерактивного моделирования, картографическими материалами, символьными
объектами, текстовыми документами и другими учебными материалами в электронном
виде.
Современные ЭОР воспроизводятся на компьютере, поэтому можно
встретить термин «цифровые образовательные ресурсы» (ЦОР) – ресурсы, созданные
на базе цифровых технологий и их можно записывать или воспроизводить с помощью
цифровых устройств, в частности, компьютера[2].
Главная цель применения ЭОР в образовательной среде состоит
в том, чтобы вывести образовательный процесс на абсолютно новый уровень
развития, который необходим обучающимся. Во-первых, электронные средства
обучения – это любая информация в более наглядном виде, которая предоставляет
обучающимся наиболее полное представление об изучаемых объектах и явлениях,
предмете в целом. Во-вторых, электронные средства обучения имеют огромный
мотивирующий потенциал: детям нравится учиться с помощью применения
современного оборудования, самостоятельно изучать разнообразные темы, проверять
себя и получать обратную связь. Также у электронного ресурса есть большие
возможности в организации больших массивов данных, что свидетельствует о том,
что ЭОР могут предоставлять ученикам намного больше информации, чем
традиционные ресурсы, при этом вся текстовая, визуальная, звуковая информация
будет достаточно компактно размещаться на одном цифровом устройстве[3].
Задачи применения ЭОР[4]:
1. Помощь педагогу при подготовке к уроку, которая состоит
в:
— компоновке и моделировании урока из определенных цифровых
объектов;
— углублении знаний о предмете с помощью большого количества
дополнительной и справочной информации;
— эффективном поиске информации во всей совокупности
цифровых образовательных ресурсов;
— подготовке контрольных и самостоятельных работ, творческих
заданий, а также поурочных планов, которые связаны с цифровыми объектами;
— обмене результатами деятельности с другими педагогами с
помощью сети Интернет.
2. Помощь педагогу во время проведения урока, которая
предполагает:
— демонстрацию подготовленных цифровых объектов с помощью
мультимедийного проектора;
— применение виртуальных лабораторий и интерактивных моделей
набора в режиме фронтальных лабораторных работ;
— проведение компьютерного тестирования учащихся и помощь
при оценивании знаний;
— индивидуальную исследовательскую и творческую работу
учащихся с электронными образовательными ресурсами на уроке.
3. Помощь учащимся при подготовке домашних заданий, которая
заключается в:
— повышении интереса у учащихся к определенному предмету с
помощью новой формы представления материала;
— автоматизированном самоконтроле учащихся в любое удобное
время;
— наличии обширной базы объектов с целью подготовки
выступлений, докладов, рефератов, презентаций и т.п.;
— оперативном получении дополнительной информации
энциклопедического характера;
— развитии творческого потенциала учащихся в предметной
виртуальной среде;
— оказании помощи учащимся в организации изучения предмета в
удобном для них темпе и на выбранном уровне усвоения материала, исходя из их
индивидуальных особенностей восприятия;
— приобщении учеников к современным информационным
технологиям, формировании потребности в овладении информационными технологиями
и постоянной работе с ними.
Структурно ЭОР представлены в виде блоков учебного
материала, т.е. совместно используемых объектов содержания (фрагментов текста, графических
иллюстраций, элементов гипермедиа, программ)[5].
Используя ЭОР, акцентируют внимание на организации активных
видов познавательной деятельности учеников, формировании их активной
познавательной позиции. В данном процессе педагог представлен педагогом-менеджером
обучения, готовым предложить обучающимся нужную совокупность средств обучения,
оказывающим необходимую помощь, направляющим учеников на правильный путь
усвоения учебного материала. Задания педагога и учебная информация применяются в
качестве средства организации познавательной деятельности. Что касается ученика
в данном процессе он выступает субъектом деятельности наряду с педагогом, а его
личностное развитие в качестве результата обучения представлено одной из основных
образовательных целей. Ученик, применяя ЭОР значительно расширяет свои
возможности.
Сегодня существует достаточно большое многообразие ЭОР,
использующихся в организации учебного процесса. В общем случае выделяют четыре основные
типа ЭОР[6]:
1. Текстографические ЭОР – это такие ресурсы, которые
отличаются от книг основной формой предъявления текстов и иллюстраций: материал
представлен на экране компьютера, а не на бумаге. Саму последовательность предъявления
материала на экране компьютера задает автор как в книге. Других существенных
отличий от полиграфического варианта у текстографических ЭОР не существует. Этот
тип ЭОР достаточно легко распечатать и перевести его в бумажную форму учебного
материала.
2. Гипертекстовые ЭОР – это такие ресурсы, которые построены
с помощью технологии гипертекста, в связи с этим включают процедуры и
технологии навигации (нелинейной, т.к. просматривать фрагменты текста можно в
произвольном порядке, который определен гипертекстовой связью). Гипертекстовые
ЭОР содержат термины либо иные понятия и факты в виде ссылок, после перехода к
которым можно получить доступ к уточняющей информации при указании так
ключевого слова (словосочетания).
3. Мультимедийные ЭОР – это ресурсы, построенные на
видеоматериалах, которые включают звук и анимацию, тексты, иллюстрации, видео,
звук и иные цифровые возможности.
4. Виртуальные ЭОР – это ресурсы, которые построены на
виртуальном мире, отличающимся от реального мира своей масштабностью, скоростью
протекания процессов и возможностью выполнения действий, которые в реальном
мире невозможны. Виртуальные ЭОР допускают обратное время и цикличность
моделирования.
Согласно ГОСТ Р 53620–2009 «Информационно-коммуникационные
технологии в образовании. Электронные образовательные ресурсы. Общие положения»[7]
использование ЭОР в учебном процессе вместе с системами управления обучением и
образовательным контентом помогает в:
— организации самостоятельной когнитивной деятельности
учащихся;
— организации индивидуальной образовательной поддержки
учебной деятельности каждого учащегося преподавателями;
— организации групповой учебной деятельности с
использованием средств информационно-коммуникационных технологий.
Таким образом, электронный образовательный ресурс является
главным компонентом информационной образовательной среды, ориентированным на
реализацию образовательного процесса благодаря информационно-коммуникационным
технологиям и на использование новых методов и форм обучения, таких как: электронное, мобильное, сетевое, автономное, смешанное и
совместное обучение.
Применение ЭОР в образовательной среде является обязательной
частью работы современного педагога, т.к. сегодня очень сложно проводить уроки согласно
ФГОС, не прибегая при этом к современным методам и средствам обучения. ЭОР необходимо,
в основном, с целью экономии времени педагога на уроке, повышения мотивации учеников
к обучению. В ЭОР применяются аудио и видео материалы, а также мультимедиа
технологии, которые позволяют представить учебный материал в виртуальном виде. [1] ГОСТ Р 53620–2009 «Информационно-коммуникационные
технологии в образовании. Электронные образовательные ресурсы. Общие положения»
[Электронный ресурс] – Режим доступа: http://docs.cntd.ru/document/1200082196. [2] Ибрагимов И.М. Информационные технологии и средства
дистанционного обучения: Учеб. пособие для студ. высш. учеб. заведений. – М.:
Академия, 2015. – С. 12. [3] Калдыбаев С.К., Онгарбаева А.Д. Электронные
образовательные ресурсы: роль и назначение // Международный журнал экспериментального
образования. – 2016. – № 11-2. – С.159. [4] Там
же. – С. 160. [5] Музурова З.М. Сущность и классификация электронных
образовательных ресурсов // Мир науки, культуры и образования. – 2015. – № 2
(51). – С. 222. [6] Зайцева О.В. Формирование электронных образовательных
ресурсов // Образовательные ресурсы и технологии. – 2016. – №4 (16). – С.
21-22. [7]
ГОСТ Р 53620–2009 «Информационно-коммуникационные технологии в образовании.
Электронные образовательные ресурсы. Общие положения» [Электронный ресурс] –
Режим доступа: http://docs.cntd.ru/document/1200082196.