Часть дипломной работы Педагогика/Психология Русский язык с методикой преподавания

Часть дипломной работы на тему Работа над словом на уроках русского языка как средство формирования речевой культуры младших школьников

  • Оформление работы
  • Список литературы по ГОСТу
  • Соответствие методическим рекомендациям
  • И еще 16 требований ГОСТа,
    которые мы проверили
Нажимая на кнопку, я даю согласие
на обработку персональных данных
Фрагмент работы для ознакомления
 

Введение:

 

 Развитие речи является неотъемлемой частью овладением искусства слова, культурой устной речи что необходимо для каждого человека независимо от того, каким видом деятельности он занимается или будет заниматься. Задача воспитания навыков культуры речи у учащихся – одна из серьезных задач, стоящих перед школой. Однако нельзя не признать, что воспитание навыков культуры речи ведется пока эмпирически, от случая к случаю, еще до конца не выработана система необходимых упражнений.
В Федеральном государственном образовательном стандарте начального общего образования подчеркивается важность овладения различными навыками, в том числе и «…осознанно строить речевое высказывание в соответствии с задачами коммуникации и составлять тексты в устной и письменной формах». [36].
Современная школа должна подготовить человека думающего и
чувствующего, который не только имеет знания, но и умеет использовать
эти знания в жизни, который умеет общаться и обладает внутренней
культурой. Цель не в том, чтобы ученик знал как можно больше, а в
том, чтобы он умел действовать и решать проблемы в любых ситуациях.
Приоритетные средства для достижения этого -– культура речи и культура
общения.
В начальной школе дети овладевают нормами устного и письменного литературного языка: учатся использовать языковые средства в разных условиях общения в соответствии с целями и задачами речи. При этом учитель должен помочь детям осмыслить требования к речи при формулировке мыслей, учить младших школьников следить за правильностью, точностью, разнообразием и выразительностью языковых средств.

Федеральный государственный образовательный стандарт начального общего образования выделил следующие требования к речевой деятельности младших школьников, которыми должны обладать выпускники начальной школы: активно использовать речевые средства для решения коммуникативных и познавательных задач; осознанно строить речевое высказывание в соответствии с задачами коммуникации и составлять тексты в устной и письменной формах; строить рассуждения, отнесения к известным понятиям; слушать собеседника и вести диалог; признавать возможность существования различных точек зрения и права каждого иметь свою; излагать свое мнение и аргументировать свою точку зрения и оценку событий; уметь договариваться о распределении функций и ролей в совместной деятельности; осуществлять взаимный контроль в совместной деятельности, адекватно оценивать собственное поведение и поведение окружающих. [36].
Культура – это степень владения людьми своей деятельностью, в частности – языком и речью. Под речевой культурой понимается владение нормами литературного языка в его устной и письменной форме. [15].
Один из основоположников культуры речи Сергей Иванович Ожегов писал: «высокая культура речи – это умение правильно, точно и выразительно передавать свои мысли средствами языка». Школьникам мало знать правила грамматики, они должны научиться свободно выражать свои мысли, владеть высокой культурой речи. [17].

Не хочешь рисковать и сдавать то, что уже сдавалось?!
Закажи оригинальную работу - это недорого!

Фрагмент текста работы:

 

1. ТЕОРЕТИЧЕСКИЕ ОСНОВЫ ФОРМИРОВАНИЯ РЕЧЕВОЙ КУЛЬТУРЫ У МЛАДШИХ ШКОЛЬНИКОВ НА УРОКАХ РУССКОГО ЯЗЫКА В ПРОЦЕССЕ РАБОТЫ НАД СЛОВОМ

1.1. Сущность понятия «культура речи»

Умение четко и ясно выразить ϲʙᴏи мысли, говорить грамотно, умение не только привлечь внимание ϲʙᴏей речью, но к воздействовать на слушателей, владение культурой речи – ϲʙᴏеобразная характеристика профессиональной пригодности людей самых различных специальностей: дипломатов, юристов, политиков, преподавателей школ и вузов, журналистов, менеджеров. Культурой речи важно владеть всем, кто по ϲʙᴏей должности, роду занятий связан с людьми, организует и направляет их работу, ведет деловые переговоры, воспитывает, учит, заботится о здоровье, оказывает людям различные услуги.
Вот почему в школах, лицеях, колледжах стали преподавать культуру речи, риторику, ораторское искусство.
Культура речи – совокупность таких качеств, которые оказывают наилучшее воздействие на адресата с учетом конкретной ситуации и в соответствии с поставленными целями и задачами.
К ним относятся: точность, понятность, чистота речи, богатство, разнообразие, выразительность, правильность.
Стоит сказать, что каждый, кто желает повысить ϲʙᴏю культуру речи, должен:
1. Понимать, что такое национальный русский язык; в каких формах он существует; чем книжная речь отличается от разговорной; что собой представляют функциональные стили речи; почему в языке существуют фонетические, лексические, морфологические, синтаксические варианты; в чем заключается их различие; что такое языковая норма;
2. Уϲʙᴏить и развить навыки отбора и употребления языковых средств в процессе речевой деятельности;
3. Овладеть нормами литературного языка, его богатством. [17].
Борьба за хорошую, культурную речь привела к развитию самостоятельной отрасли языковедения под названием «культура речи». Эта наука корнями уходит в древнегреческую риторику – теорию ораторского искусства. Требования культуры речи (ее критерии) не ограничиваются правилами грамматики, языковой нормы, а отражают потребности общения в современном мире.
Первый критерий – содержательность речи: независимо от типа и объема высказывания в ней должна быть раскрыта существенная, важная для обеих сторон общения тема. Речь несет в себе важную, актуальную информацию, ценную идею, защищает подлинные ценности. Этот критерий ставил на первое место М. В. Ломоносов, а в античном мире – все крупнейшие риторы от Георгия до Квинтилиана. Речь должна служить добру, нести в себе истину. В античной риторике был ведущий принцип – «этос» – этическое начало.
Второй критерий – логичность речи: она должна быть понятна, последовательна, непротиворечива, доказательна, убедительна, информативна. Речь должна строиться по четкому плану, необходима продуманная композиция речевого произведения, способствующая лучшему пониманию текста, а иногда и возбуждающая интерес слушателей, их активность.
Третий критерии – свободное владение навыками, механизмами речи: дыханием, голосом, артикулированние звуков, дикцией, интонацией, речевыми реакциями; быстрота включения в диалог, хорошая речевая оперативная память. Важна скорость выбора слов, построения предложений и текста. В письменной речи эти механизмы – скоропись, хороший почерк, орфография. Все эти навыки вырабатываются в течение многих лет, в тренинге.

 

Важно! Это только фрагмент работы для ознакомления
Скачайте архив со всеми файлами работы с помощью формы в начале страницы

Похожие работы