Часть дипломной работы Педагогика/Психология Логопедия

Часть дипломной работы на тему Работа логопеда по преодолению трудностей в овладении письмом

  • Оформление работы
  • Список литературы по ГОСТу
  • Соответствие методическим рекомендациям
  • И еще 16 требований ГОСТа,
    которые мы проверили
Нажимая на кнопку, я даю согласие
на обработку персональных данных
Фрагмент работы для ознакомления
 

Содержание:

 

ВВЕДЕНИЕ 3
ГЛАВА 1. ТЕОРЕТИЧЕСКИЕ АСПЕКТЫ ОВЛАДЕНИЯ ПИСЬМОМ ПЕРВОКЛАССНИКАМИ В ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНОЙ ШКОЛЕ 6
1.1. Понятие о письме и предпосылки к овладению письма 6
1.2. Трудности в овладении письмом у первоклассников с нормальным развитием 11
1.3 Содержание работы логопеда по преодолению трудностей в овладении письмом…………………………………………………………16

ГЛАВА 2. ИССЛЕДОВАНИЕ ТРУДНОСТЕЙ ОВЛАДЕНИЯ ПИСЬМОМ У ПЕРВОКЛАССНИКОВ ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНОЙ ШКОЛЫ 22
2.1. Организация, методы и методики исследования письма у первоклассников с нормальным развитием 22
2.2. Анализ результатов исследования и характеристика трудностей овладения письмом у первоклассников общеобразовательной школы 29
2.3 Методические рекомендации логопеду, учитывая выявленные трудности в овладении письмом у первоклассников 29
ЗАКЛЮЧЕНИЕ 39
СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННОЙ ЛИТЕРАТУРЫ И ИСТОЧНИКОВ. 42
ПРИЛОЖЕНИЕ 48

  

Введение:

 

Письмо – это вторичная, более поздняя по времени возникновения форма речевой деятельности человека, которая формируется только в условиях целенаправленного обучения грамоте и затем совершенствуется в процессе обучения ребенка. Структуру овладения письмом необходимо рассматривать во взаимодействии всех ее компонентов (знаковых и технических средств обучения) и механизмов. В результате рефлекторного повторения знаковых систем письма образуется динамический стереотип слова в единстве акустических, оптических и кинетических раздражителей (Б. Г. Ананьев, Л. О. Бадалян, Л. С. Выготский, О. И. Ефимова и др.).
Тесная связь формирования речевой деятельности с функционированием всей психики ребенка, с различными процессами, протекающими в интеллектуальной, сенсорной и аффективно-волевой сферах, отмечается в исследованиях Р. Е. Левиной. На основании данного положения выдвинут один из главных принципов анализа речевой патологии у детей – принцип рассмотрения речевых нарушений во взаимосвязи с другими сторонами психического развития.
Общепринятой считается точка зрения, что функциональная система, которая отвечает за нормальное течение процесса овладения письмом, обеспечивает успешную деятельность только одного из звеньев в структуре данного процесса. В соответствии с этим возникают ассоциации моторных, зрительных, артикуляционных и слуховых образов.
В основе расстройств звукопроизношения лежат нарушения восприятия (С. Н. Каштанова, Р. Е. Левина, Н. А. Никашина, Е. Ф. Соботович и др.). Однако ряд авторов отмечает специфическое соотношение артикуляционных и акустических характеристик звуков речи в норме и в случаях патологии. Любые, даже незначительные отклонения положения артикуляционных органов, приводят к динамическому изменению акустического образа звука, которое ведет к нарушению овладения письменной речью (Л. Р. Зиндер, А. Н. Корнев и др.).
Проблема нарушений овладения письмом в начальной школе является одной из наиболее актуальных в теории и практике логопедии. К проблеме социально-культурных факторов обращались Л. Блумфилд, Л. Г. Зиндер, А. А. Потебня, Д. Н. Ушаков, П. Ф. Фортунатов и др. Глубокий анализ социально-образовательных факторов овладения письмом раскрывается в работах Б. Г. Ананьева, Л. С. Выготского, С. Ф. Жуйкова, Д. Б. Эльконина и др. Письменная форма речи, как фактор развития индивида, анализируется в работах Т. В. Ахутиной, Н. И. Гуткина, А. А. Леонтьева, А. Р. Лурия, А. М. Колясовой, Л. С. Цветковой, И. Шванцаре и др.
Однако, несмотря на обширные исследования в области обучения младших школьников письму, в настоящее время существуют противоречия между: потребностью формирования навыков письма на начальных стадиях обучения ребенка в школе и несоответствием этой задаче содержания учебно-воспитательного процесса общеобразовательных учреждений; значительным потенциалом коррекционной работы и использованием ее возможностей в практике образовательных учреждений.
Исходя из указанных противоречий и актуальности исследования проблем освоения письмом в начальной школе, нами была определена тема исследования «Работа логопеда по преодолению трудностей в овладении письмом».
Цель исследования: выявить уровень овладения письмом у первоклассников и предложить методические рекомендации для логопеда по преодолению трудностей в овладении письмом.
Задачи исследования:
1. Изучить и проанализировать научную и методическую литературу по проблеме овладения письмом у первоклассников;
2. Исследовать уровни сформированности навыков письма у первоклассников с нормальным развитием;
3. Раскрыть содержание работы логопеда по преодолению трудностей в овладении письмом и предложить методические рекомендации, учитывая результаты исследования.
Объект исследования: трудности в овладении письмом обучающихся первого класса общеобразовательной школы.
Предмет исследования: методы и приемы по преодолению трудностей в овладении у первоклассников.
Методы исследования: теоретические: изучение, анализ и обобщение научно-методической литературы по проблеме преодоления трудностей в овладении письмом; эмпирические: педагогический эксперимент, качественный и количественный анализ результатов; разработка методических рекомендаций.
Методика эмпирического исследования: для выявления трудностей в овладении письмом у испытуемых мы использовали типовые задания, предложенные в пособии С. Ю. Серебренниковой, И. О. Соколовой «Помощь логопеда младшим школьникам с нарушениями письма».
Исследование было осуществлено в 2019 году на базе МОУ Средняя общеобразовательная школа №64 с углубленным изучением отдельных предметов г. Иркутска. Основная образовательная программа «Перспективная начальная школа». В исследовании участвовали 30 учащихся первого класса, из них 20 мальчиков, 10 девочек.
Практическая значимость исследования состоит в выявлении реального состояния сформированности навыков письменной речи у первоклассников и разработкой методических рекомендаций.
Структура: работа состоит из введения, двух глав, заключения, списка литературы из 56 источников, трех приложений. Текст работы расположен на 50 страницах.

Не хочешь рисковать и сдавать то, что уже сдавалось?!
Закажи оригинальную работу - это недорого!

Заключение:

 

Анализ психолого-педагогической литературы по проблеме нарушений письма у учеников первого класса показал, что письмо исследователи понимают вид речевой деятельности, который представляет собой единство двух взаимосвязанных сторон: логической и технической.
На основании исследования было установлено, что овладение письмом – длительный процесс, в котором выделяется несколько этапов: ориентировочный, аналитический, аналитико-синтетический, синтетический.
Анализ литературы свидетельствует о том, что существуют резервные возможности эффективной подготовки детей первого класса в овладении письмом благодаря созданию активной учебной среды в виде развивающего обучения; при условии соблюдения правила – при обучении не отдавать приоритет традиционному формированию техники чтения и письма; в случае гуманного отношения взрослых к результатам деятельности детей.
Теоретическое исследование показало, что организация коррекционной работы с учениками, которые испытывают трудности в письме, должна строиться на основании своевременного и комплексного обследования каждого ребенка.
Кроме того, было установлено, что вмешательство логопеда основывается на речевых и языковых нарушениях у детей, как наиболее важных параметров оценки развития разговорной речи, как основы письменного языка.
Нами были определены цель и задачи, которые дали возможность разработать критерии и уровни овладения навыками письма первоклассниками. Проведение исследования на основе разработанных критериев (когнитивный, операциональный, познавательный) проходило в рамках выполнения типовых заданий С. Ю. Серебренниковой, И. О. Соколовой.
Нами было выделено 3 уровня успешности, которые основаны на результативности выполнения комплекса заданий: достаточный (от 24 до 27 баллов); средний (от 20 до 23 баллов); низкий (от 19 баллов и ниже).
Таким образом, основными проблемами нарушения письма в исследуемом классе являются: несформированность слухового и фонетического восприятия, навыков звукового анализа и синтеза текстовой информации; несформированность лексико-грамматической речи учащихся, зрительного узнавания, анализа и синтеза лексических единиц, а также их пространственного восприятия.
Итак, проведенное исследование теоретического и практического аспекта проблемы овладения первоклассниками письма способствовало разработке методических рекомендаций логопеда с учетом выявленных трудностей. Методические рекомендации разработаны с учетом современной существующей базой логопедической коррекционной практики, а также результатов проведенного исследования.

 

Фрагмент текста работы:

 

ГЛАВА 1. ТЕОРЕТИЧЕСКИЕ АСПЕКТЫ ОВЛАДЕНИЯ ПИСЬМОМ ПЕРВОКЛАССНИКАМИ В ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНОЙ ШКОЛЕ
1.1. Понятие о письме и предпосылки к овладению письма
Запись мыслей, событий, фактов – письмо относится к одному из самых великих достижений человечества. Благодаря письму человечество получило возможность общаться в то время, когда общение посредством звуковой речи является невозможным или вызывает затруднения [22]. Письмо представляет собой такой вид учебной деятельности, который состоит из нескольких компонентов. В письме заключено множество умений и правил, которые изучить и правильно ими пользоваться не такая простая задача для младших школьников [25].
Ни один ребенок не может сразу научиться, абсолютно правильно читать и писать. Все дети проходят стадию первоначального обучения, когда во время письма наблюдаются специфические (не связанные с правилами грамматики) ошибки [18]. Соответственно, эти дети испытывают на последующих этапах обучения значительные трудности в овладении не только предметами языкового цикла, но и другими дисциплинами школьной программы [14, c. 74].
Л.С. Выготский пишет, что готовить детей к письму можно уже в дошкольном возрасте, но этот процесс не должен проходить, как простой перевод устной речи в письменные знаки, формально, а сознательно. Начинать вводить ребенка в письменную речь нужно в стихии еще не организованной школьной программой речевого мышления ребенка [16].
Известный ученый Д. Б. Эльконин считает, что первоклассник пишет так, как говорит совсем маленький ребенок. Ученый объясняет это тем, что письменная речь не является переводом устной речи в письменные знаки. Устная речь начинается с полного предложения. Письменная – со звукобуквенного анализа слова. Письмо, как отмечает Д. Б. Эльконин, во-первых, речь рефлективная, что требует создания образа слова, остановки свободного произнесения слова и аналитического разложения речи. Во-вторых, письмо – это внутренний диалог с воображаемым собеседником, это вещание в одиночку. «Реакции» собеседника, что я предвижу в своей внутренней речи во время письма, определяют мое вещание иначе, чем слова реального партнера в речи устной [55, с. 52].

Важно! Это только фрагмент работы для ознакомления
Скачайте архив со всеми файлами работы с помощью формы в начале страницы

Похожие работы