Часть дипломной работы на тему Психолого-педагогическое сопровождение развития профессиональной направленности личности менеджеров высшего и среднего звена
-
Оформление работы
-
Список литературы по ГОСТу
-
Соответствие методическим рекомендациям
-
И еще 16 требований ГОСТа,которые мы проверили
Введи почту и скачай архив со всеми файлами
Ссылку для скачивания пришлем
на указанный адрес электронной почты
Содержание:
Введение 3
1. Теоретические основы изучения психолого-педагогического сопровождения развития профессиональной направленности личности менеджеров высшего и среднего звена 8
1.1 Содержание понятия «психолого-педагогическое сопровождение» в современной науке 8
1.2 Профессиональное развитие личности и профессиональная направленность личности 16
1.3 Организация психолого-педагогического сопровождения профессиональной направленности личности менеджеров высшего и среднего звена 26
2. Опытно-практическая организация психолого-педагогического сопровождения развития профессиональной направленности личности менеджеров высшего и среднего звена
2.1 Диагностика уровня профессиональной направленности личности менеджеров высшего и среднего звена
2.2 Программа психолого-педагогического сопровождения развития профессиональной направленности личности менеджеров высшего и среднего звена
2.3 Обсуждение результатов опытно-практической работы и выработка соответствующих рекомендаций
Заключение
Программа опытно-эмпирического исследования 35
Список использованных источников 42
Приложение
Введение:
Актуальность исследования обусловлена заинтересованностью каждого человека как субъекта труда в построении своего профессионального пути, основанного на личностном росте и самосовершенствовании.
Современные социально-экономические условия приводят к непрерывным изменениям мира профессий, в котором некоторые специальности устаревают, другие только появляются, но даже те профессии, что стабильно востребованы, предполагают обновления содержания труда. Поэтому для успешного профессионального развития специалист должен быть все время мобилизован и готов к непрерывному процессу образования и дополнительного обучения.
Профессиональный жизненный путь в текущем положении дел – это не смена должностей, и даже не движение по ступеням с нижней на верхнюю, но перемена предметных областей приложения сил и характера создаваемых результатов, востребованных обществом. Поэтому перед системой психолого-педагогического сопровождения стоит задача в развитии самостоятельно мыслящего человека, способного принимать ответственное решение о выборе или о перемене профессии. Таким образом, важно отметить, что становление индивида как субъекта труда становится пожизненным процессом, начинающимся еще в детстве и продолжающимся всю жизнь. На разных возрастных этапах он связан с разными целями и имеет разное содержание.
Непрерывный процесс образования, позволяющий наращивать личностный, общекультурный и профессиональный потенциал человека на протяжении всей жизни, призван обеспечить успешную интеграцию личности в социум. Поэтому психолого-педагогическое сопровождение развития профессиональной направленности личности специалиста выступает темой, востребованной как практикой, так и теорией.
Менеджеры высшего и среднего звена играют особую роль в активном реформировании экономики России, которое производится на настоящий момент. Они трансформируют тенденции экономических преобразований в технологические решения, которые должны претворять в жизнь их подчиненные. Успешность их профессиональной деятельности не всегда может быть измерена в количественном результате или продукте, однако, полнота реализации ими управленческих функций всегда находит отражение в объективных профессиональных достижениях их коллектива. В связи с этим, мы полагаем, что разработка проблемы психолого-педагогического сопровождения развития профессиональной направленности личности менеджеров высшего и среднего звена позволит обеспечить стимулирующее воздействие не только на самого управленца как субъекта труда, но и опосредованно на весь управляемый им коллектив.
Изученность темы исследования. В зарубежной психологической науке профессиональная направленность личности менеджеров высшего и среднего звена рассматривалась учеными в различных ракурсах:
— Г. Гантт, Д. МакГрегор, Г. Минцберг, У. Оучи, Д. Синк, Р. Стогдилл – в русле получения значимых результатов на основе соответствия конкретной должности;
— Р. Блейк, Э. Мейо, Дж. Мутон, Э. Шайн – через представление о потребности в кооперации усилий субъектов трудовых отношений;
— К. Бланшар, В. Врум, П. Друкер, К. Левин, Л. Липпит, У. Питерс, Ф. Фидлер, М. Фоллетт, Я. Хаммер, Р. Уайт, П. Уотер – в качестве суммы навыков, знаний, лидерских качеств, необходимых для выполнения успешной работы;
— М. Альберт, Дж. Аткинсон, Р. Лайкерт, Д. МакКлеланд, М. Мескон, Ф. Хедоури – в виде осознанного и целенаправленного поведения, определяющегося диспозициями к достижениям, мотивами к успеху.
Отечественная психологическая наука также рассматривала проблематику профессиональной направленности личности менеджеров высшего и среднего звена. В частности, можно упомянуть труды С.А. Баркова, И.В. Гайдамашко, С.Л Евенко; А.Л. Журавлева, А.И. Китова, Н.И. Конюхова, И.А. Кузьмина, Б.Ф. Ломова, Ф.Б. Михайлова, В.Ф. Рубахина, В.В. Сысоева, А.В. Филиппова и др.
Проблемы психолого-педагогического сопровождения, его организация и содержание раскрыты в исследованиях М.Р. Битяновой, Б.С. Братуся, Е.В. Бурмистровой, О.С. Газмана, И.В. Дубровиной, Е.И. Исаева, Е.И. Казаковой, А.И. Красило, В.Е. Летуновой, Н.Н. Михайловой, А.В. Мудрика, С.Д. Полякова, М.И. Роговцевой, К. Роджерса, Н.Ю. Синягиной, В.И. Слободчикова, Ф.М. Фрумина, А.Т. Цукермана, Л.М. Шипицыной, И.С. Якиманской и др.
Проблема исследования: Каковы условия обеспечения результативного психолого-педагогического сопровождения развития профессиональной направленности личности менеджеров высшего и среднего звена?
Объект исследования: процесс развития профессиональной направленности личности менеджеров высшего и среднего звена.
Предмет исследования: психолого-педагогическое сопровождение развития профессиональной направленности личности менеджеров высшего и среднего звена.
Цель исследования: теоретически обосновать, составить и проверить результативность программы психолого-педагогического сопровождения развития профессиональной направленности личности менеджеров высшего и среднего звена.
Гипотеза исследования: предполагается, что программа психолого-педагогического сопровождения менеджеров высшего и среднего звена будет способствовать развитию их профессиональной направленности личности при соблюдении следующих условий:
— если эмпирическим путем будут определены особенности развития профессионально важных качеств у менеджеров высшего и среднего звена (личностных особенностей, развития эмоционального интеллекта, характер коммуникативной установки, уровень интеллектуальной лабильности и стрессоустойчивости);
— если программа психолого-педагогического сопровождения будет носить многофункциональный, многоуровневый, образовательный, консультационный характер;
— если программа психолого-педагогического сопровождения будет содержать необходимые блоки в своей структуре: просветительско-информационный, коррекционно-развивающий, диспетчерско-патронатный.
Объект, предмет, цель и гипотеза исследования обусловили необходимость решения следующего перечня задач:
1. Рассмотреть содержание понятия «психолого-педагогическое сопровождение» в современной науке.
2. Проанализировать профессиональное развитие личности и профессиональную направленность личности.
3. Изучить организацию психолого-педагогического сопровождения профессиональной направленности личности менеджеров высшего и среднего звена.
4. Выполнить диагностику уровня профессиональной направленности личности менеджеров высшего и среднего звена.
5. Составить и внедрить программу психолого-педагогического сопровождения развития профессиональной направленности личности менеджеров высшего и среднего звена.
6. Реализовать обсуждение результатов опытно-практической работы и выработку соответствующих рекомендаций.
Методы исследования:
— методы теоретического анализа литературы,
— психологический эксперимент,
— психодиагностические методы,
— количественный и качественный анализ результатов,
— математико-статистическая обработка данных с помощью t-критерия Стьюдента (выполнена автоматически с помощью пакета статистических программа «Статистика 17.0»),
— метод презентации данных.
В рамках практической части работы были использованы следующие психодиагностические методики:
— многоуровневый личностный опросник «Адаптивность» А.Г. Маклакова, С.В. Чермянина;
— методика диагностики социально-психологической адаптации Роджерса-Даймонда;
— 16-факторный опросник Кеттела;
— методика диагностики уровня эмоционального интеллекта Холла;
— методики диагностики коммуникативной установки Бойко;
— методика «Интеллектуальная лабильность», разработанная В.Т. Козловой;
— методика диагностики склонности к стрессам Дж. Дженкинсона.
Практическая значимость исследования заключается в возможности использования материалов исследования для оптимизации процесса психолого-педагогического сопровождения развития профессиональной направленности личности менеджеров высшего и среднего звена.
Фрагмент текста работы:
1. Теоретические основы изучения психолого-педагогического сопровождения развития профессиональной направленности личности менеджеров высшего и среднего звена
1.1 Содержание понятия «психолого-педагогическое сопровождение» в современной науке
В русском языке под словом «сопровождать» понимается идти либо ехать вместе с кем-либо в качестве провожатого либо спутника. Иными словами сопровождение субъекта на его жизненном пути – это движение рядом с ним, вместе с ним, порой немного впереди, если это требуется, то разъяснить потенциальные пути.
Взаимосвязанными задачами психологического сопровождения являются:
1. Системное отслеживание психологического статуса субъекта, а также динамики его развития его психики.
2. Выработка социально-психологических условий для личностного развития субъекта, а также их эффективного развития. Поиск решения данной задачи подразумевает, что воспитательный процесс выстраивается при помощи гибких схем, которые в зависимости от специфики психики субъекта коррекции могут меняться и трансформироваться.
3. Построение специальных социальных и психологических условий оказания помощи субъектам, имеющим проблемы. Это направление деятельности направлено на тех, у которых обнаружены определенные трудности с принятием, одобряемых социумом форм поведения, в общении с окружающими, психического самочувствия и др. С целью оказания помощи подобным субъектам коррекции необходимо продумать систему действий, а также определенных мероприятий, позволяющим им скомпенсировать либо преодолеть сформировавшиеся проблемы [9].
В литературе термин «сопровождение» различен в зависимости от решаемых задач в психологии, педагогике, социальной работе. По мнению ученых (М. Битянова, В. Горянина, В. Мухина, Ю. Слюсарев, Т. Фуряева, Т. Чурекова), под сопровождением следует понимать взаимодействие сопровождающего и сопровождаемого, направленное на разрешение жизненных проблем сопровождаемого [35].
О.С. Литовченко рассматривает сопровождение как вспомогательное, но очень необходимое средство, которое должно существовать не всегда, а лишь там, где возникает определенная проблема; интенсивность и длительность сопровождения должны быть величинами не постоянными, а дифференцированными в соответствии с потребностями.
Т. Гребенюк [12] под сопровождением выделяет ситуацию взаимодействия индивида и специалистов, направленную на преодоление проблем психологического и социального планов, которые возникают в процессе адаптации человека к окружающим условиям.
А. Глузман и В. Щеколодкин [11] выделяют четыре вида сопровождения: педагогическое; психологическое; медико-реабилитационное; социально.
Т. Гребенюк [12] в своем исследовании выделяет пять видов сопровождения: психологическое; педагогическое; социальное; техническое; просветительская поддержка преподавательского состава.
С. Литовченко [24] в своем исследовании также берет за основу семь видов сопровождения, но в контексте своего исследования детально рассматривает психолого-педагогическое сопровождение лиц с нарушениями слуха.
А. Барно, О. Дикова-Фаворская, И. Иванова, Е. Кольченко, А. Никулина, П. Таланчук, Л. Тюптя предлагают семь направлений сопровождения в среде [33].
Таким образом, современные ученые уделяют внимание сопровождению, но не существует единого подхода в понимании сущности данного процесса.
В отечественной и в зарубежной науке понятие «сопровождение» стало психологическим предметом изучения сравнительно недавно, в последние десятилетия. Данной проблемой занимались как зарубежные исследователи (А. Адлер, А. Маслоу, К. Роджерс и др.), так и отечественные (М.Е. Битянова, Э.Ф. Зеер, Е.И. Козакова, М.М. Симаго, А.П. Тряпицина и мн.др.) [1].
Так, согласно А.И. Лактионовой [22], психологическое сопровождение – вид деятельности, являющийся формой поддержки и предусматривающий в течение определенного (иногда довольно длительного) срока предоставление конкретному лицу или семье комплекса правовых, психологических, социально-педагогических, социально-экономических, социально-медицинских, информационных услуг специалистом, а также, в случае необходимости, совместно с другими специалистами (психологами, педагогами, юристами, медицинскими работниками и т.д.) из различных учреждений и организаций.
Под психологическим сопровождением понимают вид деятельности, направленной на осуществление поддержки и помощи с целью преодоления жизненных трудностей, сохранения, повышения их социального статуса.
Под педагогическим сопровождением понимается:
— помощь личности в ее личностном росте, эмпатийное понимание воспитанника как открытое общение (И.Д. Фрумин [47], В. Слободчиков [42]);
— особая сфера деятельности по приобщению личности к социальным и нравственным ценностям (А. Мудрик [30]);
— направление деятельности специалиста в самоопределении человека и создании условий для продуктивного развития личности (П. Эльканова [50], С.Н. Чистякова [48]);
— целостный комплекс, предполагающий модель поддержки, модель помощи, модель педагогического обеспечения (О.С. Газман [10] и Г. Бардиер, И. Розман, Т. Чередникова [4]).
А. Капская [18] рассматривает педагогическое сопровождение как вид педагогической поддержки, предусматривающий комплекс мероприятий, направленных на дифференциацию и индивидуализацию методов воспитания, среди которых вместе с педагогическими методами воспитания (формирования сознания, организации деятельности, стимуляции деятельности, самовоспитания) применяются специальные методы работы (методы социальной диагностики, профилактики, контроля, реабилитации) и специфические например, метод «равный-равному» (способ предоставления и распространения информации путем доверительного общения с ровесниками в пределах организованной и неформальной работы (спонтанное общение).
Отправным положением для развития теоретической базы психологического сопровождения выступает личностно-ориентированный подход, характеризующий развитие как избрание и овладение индивидом различных инноваций, через свое становление. Э.Ф. Зеер [17] считает, что любая ситуация выбора приводит к зарождению большого количества вариантов решения, которые опосредованы различными условиями. Мы можем трактовать сопровождение как содействие субъекту в выработке ориентационного поля развития, за деятельность в котором ответственность несет он самостоятельно.
Важным положением данного подхода является опора на внутренний потенциал человека, следовательно, на его право самостоятельно совершать выбор и нести за него ответственность.
Таким образом, психологическое сопровождение – это совместная предметная деятельность, направленная на развитие и формирование личности путем обращения к использованию различным форм психологической работы (как индивидуальной, так и групповой), в которую могут входить компоненты коррекции и обучения.
То есть психологическое сопровождение – это многофункциональный метод преднамеренных изменений феноменов человека, и центральной категорией здесь выступает категория «изменения».
Достижение эффективности психологического сопровождения возможно лишь при базировании его организации на определенных принципах, а также при наличии четко разработанной модели. Данные принципы получили свое дальнейшее развитие в контексте различных подходов (психоаналитического, экзистенциального и др.), которые раскрывают сущность бытия человека (Н.А. Бердяев, О.Ф. Больнов, О.С. Газман и др.) [38].
Е.С. Зайцева [16] пишет, что модели психологического сопровождения, основанные на идеях экзистенциальной психологии, отражают стремление к восстановлению аутентичности личности, соответствия внутренней природе бытия в мире. Здесь психологическое сопровождение ориентировано на помощь субъекту в решении основных экзистенциальных проблем: жизни и смерти; свободы, ответственности и выбора; смысла и бессмысленности существования.
Базирующиеся на научной концепции психоанализа модели психологического сопровождения отражают ориентацию на помощь человеку в осознании истинных причин его страданий, которые скрыты в бессознательном, а также обеспечение того, чтобы травмирующие переживания стали осознанными и доступными для осмысления. В рамках этого подхода предполагается, что психологическое сопровождение ориентировано на приспособление к социуму, принятие одобряемых им образцов поведения в качестве мер душевного здоровья и пр.
В качестве цели воздействия выделяется психическое здоровье человека. Это связно с оценкой психологического сопровождения как одного из необходимых условий эффективности психологической помощи.
Для нравственного развития особый интерес представляет комплексная программа психологического сопровождения, которая была разработана Б.Г. Ананьевым [2], целью которой выступает максимально развитое психологическое здоровье личности. Данная программа содержит систему потенциалов:
— интеллектуальный аспект (разум) – верное понимание концептуальных ценностей;
— личностный аспект (воля) – человеческая способность к самореализации, умение формировать цели и добиваться их;
— социальный аспект (общественный потенциал) – способность наилучшим образом приспосабливаться к условиям социума, ориентация на повышение уровня компетентности;
— эмоциональный аспект (чувства) – человеческая способность выражать свои чувства конгруэнтно, а также принимать чувства окружающих;
— креативный потенциал – человеческая способность к созидательной активности и выражению самого себя через творчество;
— духовный потенциал – способность по развитию своей духовной природы, в том числе и экологической культуры [2].
Обычно современные исследователи, например, М.Е. Битянова, Е.И. Казакова, М.М. Семаго и др., сходятся во мнении при описании важнейших этапов психологического сопровождения. Далее представим содержание психологического сопровождения в виде схемы (см. схема 1) [21].
Рис.1. Содержание психологического сопровождения
Как правило, учеными выделяется пять базовых этапов психологического сопровождения: подготовительный этап; этап психолого-педагогической диагностики; аналитический этап; коррекционный этап; завершающий (рефлексивный) этап [45].
Отталкиваясь от анализа научной литературы, мы можем говорить о нижеследующих этапах психологического сопровождения.
Первый этап – подготовительный. Административная группа службы и администрация учреждения гарантируют правовые, нормативные, экономические, материально-технические, методические и научные, психологические и социальные, а также другие условия, которые требуются организации процесса психологического сопровождения. Специалистами психологического сопровождения выбираются нужные диагностические инструменты, согласуют его методологические позиции, объем и комплексность, разрабатывают план и согласуют сроки проведения диагностик. Знакомят субъектов коррекции с ее целью, задачами, содержанием и механизмами, а также заручаются их поддержкой. Проводят консультации с иными специалистами.
Второй этап – психолого-педагогическая диагностика. Этот этап предполагает предварительную психологическую диагностику субъектов коррекции, служащую основой для профильной диагностики. В ходе психологической диагностики необходимо решить задачи:
— выявить специфику развития психики;
— выявить нарушения развития психики, определить ведущее нарушение, установить его причину, а также соотнести первичные и вторичные нарушения;
— выявить сильные стороны развития субъекта коррекции;
— квалифицировать проблемы и резервы ситуации развития субъекта [25, c. 117-124].
В рамках этого этапа используются, например, такие методы, как психологическое или педагогическое тестирование субъектов или беседа.
Третий этап – аналитический. Данный этап – это анализ полученной информации, а также коллективный поиск специалистами, участвующими в сопровождении, причин формирования установленных проблем и их разграничение. Установление причины может произойти в ходе изучения документов, а также итогов психолого-педагогической диагностики; группового либо индивидуального собеседования, как с самими субъектами коррекции, так и с их лицами из их окружения, дискуссия об определенных ситуациях. При этом обязательно установить причину, выявляемую по итогам психологических и, педагогических обследований. На базе анализа устанавливается, какого рода должна быть организованна поддержка и помощь. По итогам этого этапа составляется индивидуальное заключение, а также рекомендации.
Четвертый этап – коррекционный. В рамках данного этапа производится коррекционная работа согласно обнаруженным проблемам, при этом специалисты обращаются к специальным методики, которые ориентированы на коррекцию вскрытых дефектов.
Пятый этап – завершающий. В рамках данного этапа, в случае необходимости проводятся консультации с лицами из окружения субъекта коррекции, производится вторичная диагностика, происходит осмысление приобретенного субъектом коррекции нового опыта, новых отношений, подводятся итоги [47].
Разграничение методов предупреждения возникновения проблемы и ее коррекции очень важно для теории психологического сопровождения.
Следовательно, цель психологического сопровождения – полноценная реализация психологического потенциала личности и регулирование адекватных взаимоотношений субъектов деятельности, развитие навыков рефлексии, изменения отношения к себе и другим, формирование толерантного сознания, развитие эмоциональной гибкости, улучшение социальной адаптации.