Психолого-педагогические условия оказания поддержки Часть дипломной работы Педагогика/Психология

Часть дипломной работы на тему Психолого-педагогические условия оказания поддержки слабоуспевающим детям младшего школьного возраста в образовательном процессе

  • Оформление работы
  • Список литературы по ГОСТу
  • Соответствие методическим рекомендациям
  • И еще 16 требований ГОСТа,
    которые мы проверили
Нажимая на кнопку, я даю согласие
на обработку персональных данных
Фрагмент работы для ознакомления
 

Содержание:

 

ГЛАВА I. ТЕОРЕТИЧЕСКИЕ АСПЕКТЫ ИССЛЕДОВАНИЯ ПСИХОЛОГО-ПЕДАГОГИЧЕСКИХ УСЛОВИЙ ОКАЗАНИЯ ПОДДЕРЖКИ СЛАБОУСПЕВАЮЩИМ ДЕТЯМ МЛАДШЕГО ШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА В ОБРАЗОВАТЕЛЬНОМ ПРОЦЕССЕ 6

1.1 Характеристика слабоуспевающих детей младшего школьного возраста 6

1.2 Причины неуспеваемости в младшем школьном возрасте 16

1.3 Методы психолого-педагогической поддержки слабоуспевающих детей 26

ВЫВОДЫ 37

ГЛАВА II. ЭМПИРИЧЕСКОЕ ИССЛЕДОВАНИЕ ПСИХОЛОГО-ПЕДАГОГИЧЕСКИХ УСЛОВИЙ ОКАЗАНИЯ ПОДДЕРЖКИ СЛАБОУСПЕВАЮЩИМ ДЕТЯМ МЛАДШЕГО ШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА В ОБРАЗОВАТЕЛЬНОМ ПРОЦЕССЕ 40

2.1 Организация и методы исследования 40

2.2 Психолого-педагогическая программа оказания поддержки слабоуспевающим детям младшего школьного возраста в образовательном процессе. 41

2.3 Анализ эффективности программы 42

ВЫВОДЫ ПО ВТОРОЙ ГЛАВЕ 43

ЗАКЛЮЧЕНИЕ 43

СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ 45

ПРИЛОЖЕНИЕ 51

  

Введение:

 

Современный период развития государства РФ требует коренной перестройки процесса воспитания подрастающего поколения. В настоящее время актуальными остаются проблемы успеваемости в контексте учебной деятельности в общеобразовательных учреждениях. Особенно насущной стала проблема неуспеваемости и общего отставание учащихся в начальных школах, которая не отвечает потребностям государства и формированию высокообразованных и достойных граждан нашего государства. Проблема неуспеваемости учеников общеобразовательных школ в младших классах и по сегодняшний день была и будет актуальной. Неуспеваемость – это комплексная итоговая неподготовленность ученика, которая наступает в конце определенного срока обучения.

Как проблема науки и практики школьная неуспеваемость является предметом научного изучения уже давно, однако именно в последние годы повысился интерес к ее ней со стороны специалистов разных областей знания. Учебную неуспеваемость можно охарактеризовать как несоответствие подготовки обучающихся существующим требованиям к усвоению научных знаний, навыков и умений или низкий уровень овладения учебным материалами. Проблеме школьной неуспеваемости всегда уделялось особое внимание со стороны, как психологов, так и педагогов – Ю.К. Бабанский, А.Р. Лурия, Н.А. Менчинская, Л.С. Славина, и др.

Несмотря на пристальный интерес ученых к проблеме неуспеваемости, количество учащихся с трудностями в обучении в каждым годом растет, что обусловливает необходимость своевременной организации с детьми коррекционной работы по преодолению и профилактике неуспеваемости. В настоящее время существует противоречие между увеличением числа неуспевающих учеников и ограниченным количеством методических разработок по преодолению неуспеваемости. Выявленное противоречие позволяет обозначить проблему исследования: поиск путей преодоления и профилактики школьной неуспеваемости.

Объект исследования: слабоуспевающие дети младшего школьного возраста.

Предмет исследования: психолого-педагогические условия оказания поддержки слабоуспевающим детям младшего школьного возраста в образовательном процессе.

Цель исследования: теоретически обосновать и выявитьпсихолого-педагогические условия оказания поддержки слабоуспевающим детям младшего школьного возраста в образовательном процессе.

Гипотеза исследования основана на предположении, что эффективными психолого-педагогическими условиями оказания поддержки слабоуспевающим детям младшего школьного возраста в образовательном процессе будут:

• научно-методическое обеспечение педагогической помощи и поддержки слабоуспевающим детям;

• организация взаимодействия всех субъектов образовательного процесса на основе равноправного сотрудничества, основанного на поддержке и развитии субъектности и индивидуальности данной категории школьников;

• комплексное применение игровых, исследовательских, эвристических и проблемных методов обучения, создающих предпосылки для развития ученика как субъекта обучения.

Задачи исследования:

1. Дать характеристику слабоуспевающих детей младшего школьного возраста.

2. Определить причины и факторы школьной неуспеваемости в младшем школьном возрасте.

3. Охарактеризовать методы психолого-педагогической поддержки слабоуспевающих детей.

4. Выявить слабоуспевающих детей младшего школьного возраста и причины неуспеваемости данной категории детей.

5. Реализовать психолого-педагогическую программу оказания поддержки слабоуспевающим детям младшего школьного возраста в образовательном процессе и оценить ее эффективность.

Теоретико-методологические основы исследования. Изучению причин школьной неуспеваемости путей его преодоления посвящены труды Н.А. Менчинской, И. С. Кириченко т.д. Использование индивидуально-личностного подхода, как способа преодоления неуспеваемости младших школьников изучали такие ученные как: В.А. Сухомлинский, Н.А. Менчинская, А.Х. Маслоу, Ш.А. Амонашвили, Н.Н. Цимбалюк, Т.А. Зотова, А.Ф. Ануфриев, С.Т. Самарян, Л.С. Орлова и т.д.

Методы исследования:

Теоретические: анализ научной и методической литературы;

Эмпирические: наблюдение; беседа; педагогический эксперимент;

Математические: количественная обработка результатов исследования.

Практическая значимость нашего исследования состоит в том, что разработанная программа оказания поддержки слабоуспевающим детям младшего школьного возраста в образовательном процессе может использоваться учителем начальных классов и родителями. Результаты исследования обогащают и дополняют научное знание в рамках исследования проблемы и могут служить основой для решения задач в практике педагогов начального образования при организации психолого-педагогической помощи учащимся младшего школьного возраста с учебной неуспеваемостью, в рамках образовательного процесса.

База исследования: ГБОУ № _____

Структура и объем работы. ВКР состоит из введения, двух глав, заключения, списка использованной литературы, приложения.

Не хочешь рисковать и сдавать то, что уже сдавалось?!
Закажи оригинальную работу - это недорого!

Заключение:

 

В условиях модернизации образования и гуманизации современного образовательного процесса идёт качественное обновление содержания педагогической поддержки школьников, испытывающих трудности в обучении; она рассматривается как процесс совместного с ребёнком определения его собственных интересов, целей, возможностей и путей преодоления препятствий, мешающих ему нормально функционировать в обществе, сохранять своё человеческое достоинство и самостоятельно достигать желаемых результатов в обучении, самовоспитании, общении.

Школьная неуспеваемость является одной из ведущих проблем педагогики. Неуспеваемость в исследованиях ученых трактуется как «несоответствие подготовки обучающихся требованиям содержания образования» (В.С. Цетлин); «систематическое отставание учеников в уровне усвоения содержания образования по сравнению с предусмотренной учебной программой» (П.И. Пидкатистый); «недостаточная познавательная нагрузка для детей, способных превысить обязательные требования» (А.А. Бударный); «наличие неудовлетворительных оценок к концу четверти» (А.М. Гельмонт); «несформированность отдельных компонентов учебной деятельности» (Д.Б. Эльконин) и т.д.

Сравнительно-сопоставительный анализ психолого-педагогической литературы по реализации педагогической поддержки слабоуспевающих учащихся, позволил определить ряд условий повышения её эффективности:

— приоритет субъектно-личностного подхода к ребёнку с проблемами;

— создание организационно-педагогической базы оказания педагогической помощи и поддержки детям, испытывающим трудности в усвоении образовательных программ;

— разработка высокого уровня научно-методического обеспечения педагогической помощи и поддержки слабоуспевающим детям;

— организация взаимодействия всех субъектов образовательного процесса на основе равноправного сотрудничества, основанного на поддержке и развитии субъектности и индивидуальности данной категории школьников;

— совершенствование образовательных технологий, а также применение исследовательских, эвристических и проблемных методов обучения, создающих предпосылки для развития ученика как субъекта обучения.

 

Фрагмент текста работы:

 

ГЛАВА I. ТЕОРЕТИЧЕСКИЕ АСПЕКТЫ ИССЛЕДОВАНИЯ ПСИХОЛОГО-ПЕДАГОГИЧЕСКИХ УСЛОВИЙ ОКАЗАНИЯ ПОДДЕРЖКИ СЛАБОУСПЕВАЮЩИМ ДЕТЯМ МЛАДШЕГО ШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА В ОБРАЗОВАТЕЛЬНОМ ПРОЦЕССЕ

1.1 Характеристика слабоуспевающих детей младшего школьного возраста

Анализ психолого-педагогической литературы показывает, что нет единого мнения относительно трактовки и определения понятия неуспеваемость детей в обучении. Школьная неуспеваемость – это очень сложное явление, которое чаще всего возникает в результате наложения, переплетения и одновременного действия нескольких разноплановых факторов, которые находятся в сложных причинно-следственных взаимосвязях между собой. Впервые проблема неуспеваемости привлекла внимание отечественных педагогов и психологов еще в 20-х гг. ХХ века в связи с внедрением обязательного уровня образования и рассматривалась как исследование поиска причин отставания, оценки эффективности предлагаемых программ, помощи ученикам с проблемами в обучении.

Проблема предупреждения неуспеваемости младших школьников на сегодняшний день остается одной из сложных и недостаточно исследованных в теории и практике современного образования. Ее решению посвящено достаточно большое количество исследований.

В целом неуспеваемость представляет собой отставание в учении, при котором ученик не овладевает на удовлетворительном уровне за определенный отведенный промежуток времени знаниями, которые предусмотрены школьной программой. Для выявления средств преодоления неуспеваемости необходимо знать причины, являющиеся причиной ее возникновения, поскольку неуспеваемость не во всех случаях обусловлена низкими умственными способностями и нежеланием учиться. В связи с этим в педагогической науке и практике существует тенденция дифференцировать причины школьной неуспеваемости на внешние (воздействие окружающей среды) и внутренние (особенности развития).

В соответствии с трактовкой Ю.К. Бабанского, неуспеваемость представляет собой не соответствующую нормативным критериям результативность школьного обучения, которая служит последствием неспособности ребенка к полноценному овладению учебным материалом и выполнению учебных заданий. Ю.К. Бабанский подчеркивает, что систематическая неуспеваемость неизбежно влечет за собой педагогическую запущенность, представленную комплексом отрицательных личностных качеств, которые не соответствуют, и даже противоречат требованиям школы и социума [5].

Так, Н.А. Менчинской введено в научный оборот понятие «обучаемости», как «способности к усвоению знаний», индивидуальном и относительно устойчивом личностном свойстве [33].

В.С. Цетлиным этап отставания рассматривается как начало неуспеваемости, а неуспеваемость определяется как несоответствие подготовки обучающихся требованиям содержания образования, фиксируемого после цепочки уроков, учебной четверти, полугодия, года [50]. П.И. Пидкатистым неуспеваемость определяется как систематическое отставание учеников в уровне усвоения содержания образования по сравнению с предусмотренной учебной программой и образовательными стандартами, в результате становится невозможным дальнейшее полноценное обучение [40].

А.М. Гельмонтом фиксированная неуспеваемость определяется как наличие неудовлетворительных оценок к концу четверти [15].

Ученым выделены следующие виды неуспеваемости:

— общее глубокое отставание по большинству или всем предметам в течение продолжительного периода времени. Причинами возникновения являются: общая неподготовленность, неблагоприятные семейные обстоятельства; лень, недостаточный уровень общего развития.

— частичная, но относительно устойчивая неуспеваемость по одному-двум наиболее сложным предметам. Причинами возникновения являются: недостатки преподавания, пробелы в знаниях за предыдущие классы; отсутствие сознательности и интереса к учебе.

— эпизодическая неуспеваемость то по одному, то по другому учебному предмету, которая легко преодолевается. Причинами возникновения являются: недочеты преподавания, прогулы.

Все вышеперечисленные виды неуспеваемости можно отнести к фиксированной неуспеваемости, при которой ученики завершают учебную четверть с неудовлетворительными отметками.

Д.Б. Эльконин неуспеваемость рассматривает как несформированность отдельных компонентов учебной деятельности (учебно-познавательных мотивов, учебных задач, контроля, оценки) [55].

Н.А. Хоревой раскрывается взаимосвязь между неуспеваемостью и отставанием, при этом отставание рассматривается ей в качестве невыполнения требований, имеющих место на промежуточных этапах внутри временного отрезка учебного процесса, который является временной рамкой и определения критериев успеваемости [53]. Неуспеваемость систематизирует отдельные отставания, которые, накапливаясь, преобразуются в неуспеваемость.

В современном российском образовании в рамках реализации образовательных стандартов применяется компетентностный подход к оценке результатов образования. При таком подходе в содержание цели образования включается не только освоение обучающимися определенной системы научно-предметных знаний, навыков и умений, но также развитие способностей, воспитание личностных качеств обучающихся, формирование у них умения решать жизненные проблемы и проявлять творческую активность. Подобный подход предполагает оценку учебной успеваемости как часть общей оценки итогов образования, однако подобная оценка результатов на практике не реализуется и подведение итогов включает оценку успеваемости по учебным предметам.

А.М. Гельмонтом [15] и Н.И. Мурачковским [38] определены степени учебной неуспеваемости в зависимости от количества предметов и устойчивости отставания:

— общее и глубокое отставание в течение продолжительного периода;

— частичная, но устойчивая неуспеваемость по 1-3 предметам;

— эпизодическая, но легко преодолимая неуспеваемость.

Неуспеваемость – это комплексная итоговая неподготовленность учащихся, которая наступает в конце определенного срока обучения. Результаты теоретического анализа различных подходов к проблеме неуспеваемости в педагогике и психологии представлены в Приложении 1.

Таким образом, существует две группы критериев школьной неуспеваемости — внешний и внутренний. В зависимости от внешнего или внутреннего критерия педагог выстраивает пути коррекции и профилактики неуспеваемости младших школьников.

Проанализировав данные подходы к определению неуспеваемости, выделив общие черты, на которые указывают авторы, мы будем придерживаться следующего определения: неуспеваемость можно рассматривать как несформированность отдельных компонентов учебной деятельности (учебно-познавательных мотивов, учебных задач, контроля, оценки).

Прежде чем рассматривать причины, признаки и факторы неуспеваемости учеников, нужно охарактеризовать и понять сущность самого понятия «неуспевающие». В «Кратком словаре педагогических понятий» Е.А. Коняева определяет данную категорию детей, как детей с отставанием в учении. Она пишет, что отставание учеников – недостаточное усвоение учениками текущего учебного материала [24].

Важно! Это только фрагмент работы для ознакомления
Скачайте архив со всеми файлами работы с помощью формы в начале страницы

Похожие работы