Часть дипломной работы на тему психолого-педагогическая адаптация первокурсников в образовательной среде вуза
-
Оформление работы
-
Список литературы по ГОСТу
-
Соответствие методическим рекомендациям
-
И еще 16 требований ГОСТа,которые мы проверили
Введи почту и скачай архив со всеми файлами
Ссылку для скачивания пришлем
на указанный адрес электронной почты
Содержание:
Введение. 2
1. Сущность и характеристика понятия «адаптация» в
психолого-педагогической литературе. 4
2. Адаптация студентов первого курса к образовательному
процессу вуза как педагогическая проблема. 13
Выводы по главе. 21
Список литературы. 23
Введение:
Актуальность
исследования. Проблема адаптации личности к условиям окружающей
среды является одной из актуальных в физиологии, философии, психологии и
педагогики. Поскольку вступление студента в вуз — это сложный процесс изменения
социального окружения, режима обучения, приобретение нового статуса, поиска
референтной группы, увеличение объема самостоятельной работы, то все это
требует от руководства и преподавателей высших учебных заведений по-новому
строить учебно-воспитательный процесс, с учетом индивидуальных особенностей
воспитания каждого студента.
Адаптация студента к обучению в высшем учебном
заведении осложняется влиянием различных психологических факторов. Выделение их
системы необходимо для более глубокого исследования данной проблемы. А
оптимизация этой системы поможет разработать более действенные методики,
которые будут обеспечивать быструю и более позитивную адаптацию студентов к
обучению в высших учебных заведениях.
Степень
изученности темы. Вопросами социально-психологической адаптации
среди исследователей зарубежной психологии, занимались такие авторы как Б.
Беттельхайм, В. Франкл, Э. Гофман и др. Среди трудов отечественной психологии
по данной проблеме можно назвать работы М.Н. Гернета, В.Ф. Пирожкова, К.Е.
Игошева, С.В. Бабурина, С.А. Ларионовой и других.
Цель
исследования заключается в изучении особенностей
психолого-педагогической адаптации студентов первого курса к обучению в вузе.
Поставленная цель предполагает необходимость решить
следующие задачи исследования:
1. Изучить сущность понятия адаптации в
психолого-педагогической литературе.
2. Охарактеризовать особенности
психолого-педагогической адаптации студентов первого курса к образовательному
процессу в вузе.
3. Подобрать диагностические методики определения
уровня адаптации и провести исследование среди студентов первого курса.
4. Провести исследования психолого-педагогической
адаптации студентов в образовательной среде ВУЗа
Объектом
исследования выступает процесс адаптации как
психолого-педагогическая проблема.
Предметом
исследования является психолого-педагогическая адаптация
студентов первого курса к образовательному процессу вуза.
Для решения поставленных задач применялись
такие методы исследования как
изучение и анализ психолого-педагогической литературы по теме исследования,
эмпирические методы, опрос и анкетирование, а также количественный и
качественный анализ полученных данных.
Структура работы определяется целью и
задачами исследования и состоит из введения, трех параграфов, заключения и
списка литературы.
Заключение:
На современном этапе развития российского
общества, характеризующемся накоплением новых знаний в различных областях
науки, совершенствованием производственных процессов и быстрой информатизацией
общества, важная роль отводится высшему образованию. Не секрет, что динамизм
развития современного общества ставит человека в условия, когда необходимо не
только адаптироваться к обществу, но и ориентироваться, принимать решения,
реализуя свой внутренний потенциал в окружающей действительности.
В процессе развития личности будущего
специалиста особую роль играет начальный этап обучения в вузе. Его сложность
заключается в перестройке всей системы ценностно-познавательной направленности
личности студента, разработке новых методов познавательной деятельности и
формировании определенных типов и форм межличностных отношений. Основная
характеристика этого этапа — процесс адаптации студентов к университетскому
образованию. Эффективная адаптация во многом определяет мотивацию,
направленность и характер учебной деятельности студентов на продвинутых курсах,
психологический комфорт, моральное удовлетворение собой и обучением в вузе.
Для многих переход из средней школы в
университет — важная веха на пути от юности к взрослой жизни. Однако, как и
любой период значительных перемен, переход из школы в университет также может
быть периодом неопределенности и стресса. Во многом этот стресс может быть
связан с проблемами адаптации к требованиям университетского образования и
более независимой жизни.
Ряд исследований показывает, что переход
от школьной среды к университетской жизни полон стресса для
студентов-первокурсников. Эти студенты сталкиваются как с межличностными, так и
личными препятствиями. Эти препятствия связаны с тем, как учащиеся могут справиться
с новой ситуацией в плане установления отношений, развития понимания
необходимого уровня академической успеваемости.
Фрагмент текста работы:
1. Сущность и характеристика понятия «адаптация» в
психолого-педагогической литературе
Многие исследователи занимались изучением основных аспектов
адаптации. Среди отечественных ученых можно выделить Г.М. Андрееву, Ф.Б.
Берехина, Л.И. Божович, М.И. Лисину, Н.Ф. Маслова, А.В. Мудрика и других. Что
касается зарубежных исследователей, то рассмотрением вопросов адаптации
занимались А. Адлер, Э. Берн, Г. Селье, Л. Филипс и др.
При этом в психолого-педагогической литературе выделяется несколько
подходов к изучению адаптации, основанные на биологическом и социальном
направлении. В связи с этим выделяется рад трактовок понятия адаптации. Так,
например, М.А. Галагузова [9],
указывает, что адаптация представляет собой процесс, в котором индивид активно
приспосабливается к условиям его социальной среды.
Другой
исследователей, Н.Ф. Маслова представляет адаптацию как успешное освоение
воспитанниками социальных ролей в существующей системе общественных отношений.
Тогда как А.В. Мудрик выделяет ряд факторов адаптации индивида к обществу. Он
относит к ним макрофакторы, мезофакторы и микрофакторы (схематически данные
факторы представлены на рис. 1).
Отметим,
что макрофакторы считаются совокупностью экономических, социально-политических
условий функционирования общества, которые при этом сказываются на формировании
модели личностной адаптации. Мезофакторы являются своего рода общностью,
состоящей из культуры, менталитета, стереотипов, языка и национального
характера, имплицитных личностных и воспитательных концепций, существующих в
определенном сообществе, а также взаимодействия религиозных, демографических и
этнических категорий, включая социально-психологические и
культурно-профессиональные особенности конкретного региона. Микрофакторы
представляют собою объедение между семьей, дружескими сообществами, возрастными
сублкультурами и микросоциумами, куда также включаются рабочие коллективы,
образовательные коллективы и общественные организации, в которых индивид
принимает участие [27]. Рис. 1. Факторы адаптации личности к обществу
(по А.В. Мудрику [27]) Для понятия адаптации важными выступают ее содержательные
характеристики и компоненты. Так, впервые использование термина адаптации
связно с именем Г. Ауберта, немецкого физиолога, во второй половине 18 века,
который посредством данного термина называл изменения чувствительности кожных
анализаторов к действию внешних раздражителей по типу приспособления.