Психолого-педагогическое развитие дошкольников Часть дипломной работы Педагогика/Психология

Часть дипломной работы на тему Психолого — педагогическое формирование компонентов музыкальности через метод кинезиологии у старших дошкольников.

  • Оформление работы
  • Список литературы по ГОСТу
  • Соответствие методическим рекомендациям
  • И еще 16 требований ГОСТа,
    которые мы проверили
Нажимая на кнопку, я даю согласие
на обработку персональных данных
Фрагмент работы для ознакомления
 

Содержание:

 

Введение 3
Глава 1. Теоретические аспекты проблемы формирование компонентов музыкальности через метод кинезиологии у старших дошкольников 6
1.1 Развитие музыкальности как психолого-педагогическая проблема …………6
1.2 Психологические особенности музыкального развития детей старшего дошкольного возраста …………………………………………………………………..13
1.3 Эффективность использования метода кинезиологии в работе с детьми старшего дошкольного возвраста …………………………………………………19
1.4 Влияние метода кинезиологии на формирования компонентов музыкальности у старших дошкольников ………………………………………….23
Выводы по главе 1 30
Список использованных источников 31

  

Введение:

 

Актуальность исследования. Музыка занимает особое место в жизни человека. Еще в древние времена различные мелодии помогали пациентам с нервными расстройствами, заболеваниями сердечно-сосудистой системы и многими другими недугами. Влияние музыки на развитие человеческого интеллекта доказано. В школе математики Пифагора проводились занятия под звуки музыки, которые повышали не только умственную активность, но и общую производительность.
Давно замечено, что только звуки являются материалом музыки, но они воздействуют на весь организм, на всю психику человека, воссоздают его для себя в единстве прошлого и настоящего, в ощущении всего богатство творческих сил и жизненных проявлений. Даже древние мыслители отмечали, что даже отдельный музыкальный звук несёт в себе особую духовно-целительную, творческую энергию, позволяет человеку почувствовать его в себе, как стремление, любовь, хороший взгляд на мир и другие, по-настоящему духовные чувства-состояния.
Развитый музыкальный слух окрашивает мир в более яркие и глубокие тона. И чем раньше человек начнёт его развивать, тем выше будет его духовная культура. Поэтому стоит больше времени посвятить музыкальному обучению детей дошкольного возраста. Это гарантия не только крепкого здоровья и стабильной психики, но и разнообразного развития. Детские музыкальные впечатления способствуют развитию эмоциональных центров мозга, активизируют умственную деятельность, что важно для интеллектуального развития дошкольника.
Дошкольный возраст является наиболее благоприятным для реализации отдельных творческих проявлений в музыкальной деятельности. В качестве психолого-педагогических условий, направленных на развитие и гармонизацию нервной системы ребенка в целом и деятельности мозговых структур, в частности, рекомендуется опираться на кинезиологический подход.
Авторы практической кинезиологии полагают, что одной из причин дислексии и дисграфии является так называемая «координационная неспособность к обучению», которую можно устранить, овладев определёнными двигательными упражнениями. В связи с улучшением интегративной функции головного мозга многие дети испытывают значительный прогресс в плане способностей к обучению, а также в управлении своими эмоциями.
Кинезиология позволяет выявить скрытые способности ребенка, расширить возможные границы мозга. Многие упражнения направлены на развитие физических и психофизиологических качеств, на поддержание здоровья и предотвращение отклонений в их развитии.
Известные педагоги отмечают особую важность развития музыкальных способностей у дошкольников: О.П. Радынова, В.А. Деркунская, И.Г. Галянт, А.Г. Гогоберидзе, А.Н. Зимина и другие. Многие из них разработали собственные программы по музыкальному воспитанию дошкольников (Н.А. Ветлугина, И.Г. Галянт, В.Н. Шацкая и многие другие). Труды Б.В. Асафьева, Т.С. Бабакан, А.В. Кенеман, Б.М. Теплова легли в основу дошкольного музыкального образования. Наиболее активно наиболее важные проблемы музыкального воспитания и развития творческих способностей детей были разработаны в научной школе Н. А. Ветлугина.
Таким образом, существуют противоречия между важностью музыкального и эстетического воспитания детей старшего дошкольного возраста и отсутствием соответствующих методологических разработок. Несмотря на наличие большого количества исследований в интересующей нас отрасли, на современном этапе при организации музыкально-эстетического воспитания детей старшего дошкольного возраста возникает много нерешенных проблем.
Объект исследования: развитие музыкальности у детей старшего дошкольного возраста.
Предмет исследования: психолого — педагогическое сопровождение развития дошкольников на занятиях музыкой в детском саду.
Цель исследования: теоретически обосновать и экспериментально доказать эффективность метода кинезиологии в процессе развития музыкальности детей старшего дошкольного возраста
Задачи:
1. Рассмотреть развитие музыкальности как психолого-педагогическую проблему.
2. Проанализировать психологические особенности музыкального развития детей старшего дошкольного возраста.
3. Выявить влияние метода кинезиологии на формирования компонентов музыкальности у старших дошкольников
4. Провести исследование формирования компонентов музыкальности через метод кинезиологии у старших дошкольников
Методы исследования: теоретический анализ и обобщение психолого-педагогической литературы, публикаций по данной проблеме; беседа; наблюдение; количественный и качественный анализ; обобщение полученных данных.
Практическая значимость: материал может быть использован в работе ДОУ в области музыкально-эстетического воспитания через метод кинезиологии детей старшего возраста.
Структура: работа состоит из введения, двух глав, выводов по главам, заключения, списка литературы, заключения, приложения.

Не хочешь рисковать и сдавать то, что уже сдавалось?!
Закажи оригинальную работу - это недорого!

Заключение:

 

Музыкальное искусство — одна из специфических и сложных форм искусства. Специфика заключается в использовании специальных средств выражения — звука, ритма, темпа, силы звука, гармонической цветовой окраски. Сложность заключается в том, что звуковой образ, созданный с использованием перечисленных средств выражения, воспринимается и интерпретируется каждым слушателем по-своему, индивидуально.
Развитие музыкальных способностей является одной из основных задач музыкального воспитания детей. Основополагающим для педагогики является вопрос о характере музыкальных способностей: представляют ли они врождённые свойства человека или развиваются в результате воздействия среды обучения и воспитания. На разных исторических этапах развития музыкальной психологии и педагогики, в развитии теоретических, а следовательно, и практических аспектов проблемы развития музыкальных способностей, существуют различные подходы.
Дошкольное детство — это очень короткий период в жизни человека, оно имеют большое значение. В этот период развитие идет быстрее, чем когда-либо. Ребенок проявляет огромное стремление к самостоятельности, к различным действиям, в том числе к музыкальной деятельности. У детей есть музыкальные интересы, иногда к какой-то музыкальной деятельности или даже к отдельному музыкальному произведению.
Кинезиологический метод наиболее эффективно воздействует на такие показатели музыкальности, как эмоциональная отзывчивость, высокий слух, чувство ритма, музыкальное мышление и, конечно же, способствует развитию особой музыкальной способности — координации движений. Игривой характер кинезиологических упражнений помогает обеспечить устойчивый интерес ребенка к музыке, появление таких новообразований личности, как любопытство, настойчивость в овладении техникой исполнения, инициативой.

 

Фрагмент текста работы:

 

Глава 1. Теоретические аспекты проблемы формирование компонентов музыкальности через метод кинезиологии у старших дошкольников

1.1 Развитие музыкальности как психолого-педагогическая проблема

Музыка как вид искусства напрямую обращается к чувственному миру, что разъясняет большую силу ее действия на духовный мир малыша. Сначала, эта способность отражать актуальный опыт людей в различные моменты жизни, делает музыку полностью исключительным средством развития личности дошкольника, его возможностей. Яркие музыкальные произведения, которые выражают мир мыслей и глубочайших эмоций человека, которые способны вызвать чувственный отклик, затрагивают эстетическую сторону души, стают источником и средством воспитания. Еще одна особенность — это действие музыки на человека с самых первых дней его жизни. Все это делает музыкальное искусство массивным средством воспитания и развития личности малыша (5, с.26).
Музыкальное искусство — одна из специфичных и трудных форм искусства. Специфичность заключается в использовании особых средств выражения — звука, ритма, темпа, силы звука, гармонической цветовой расцветки. Трудность состоит в том, что звуковой образ, который был создан с внедрением перечисленных средств выражения, воспринимается и интерпретируется каждым слушателем по-своему, персонально. Из всего обилия художественных образов музыкальные образы сложнее всего принимать, в особенности в дошкольном возрасте, так как они лишены стихийности, как в изобразительном искусстве, не имеют конкретности как литературные образы (5, с.89).
Музыка является массивным средством действия на внутренний, духовный мир малыша, формирования его мыслей о главных этических и эстетических категориях. Образовательные возможности музыкального искусства беспредельны, так как практически все явления окружающей нас реальности отражаются в музыке, в особенности концентрируя внимание на моральные переживания человека. Гармония музыкального и эстетического воспитания достигается лишь тогда, когда употребляются все виды музыкальной деятельности, доступные дошкольному возрасту, активируются все творческие возможности возрастающего поколения. В то же время, усложняя педагогические задачи, нельзя злоупотреблять особенной восприимчивостью дошкольников (7, с.84).
Понятно, что дошкольное детство — это период, в течение которого ведомую роль в интеллектуальном развитии малыша играет чувственная сфера, а музыка — это эмоциональное искусство по собственному содержанию. Анализ работ Б.В. Асафьева, Л.С. Выготского, Б.М. Теплова показывают, что музыкальное искусство представляет себе неистощимые возможности для расширения и обогащения чувственного опыта, оно кристаллизует огромное количество интонаций, выражая разные цвета эмоций и переживаний (20, с.96).
Дошкольник присоединяется к искусству, основываясь на его личных свойствах, его эмоциях, его творчестве, чувственном контакте с произведением искусства. Осознание музыкального искусства как целостного духовного мира, который дает ребенку представление о действительности, ее законах, может быть через формирование музыкальных возможностей, развитие которых остается животрепещущим в современном музыкальном образовании (15, с.142).
Возможности к определенному виду работы развиваются на базе естественных наклонностей, которые связаны с такими чертами нервной системы, как чувствительность анализаторов, сила, подвижность и баланс нервных действий. Способности развиваются лишь в работе, и нельзя говорить об отсутствии каких-то возможностей у человека, пока он не испытает себя в данной области. Нередко интересы в определенном виде работе указывают на возможности, которые могут проявиться в дальнейшем (20, с.116).

Центральное место в дилемме способностей занимает вопрос об их наследуемости. Обусловленность проявления разных возможностей была более верно представлена в идеи Фрэнсиса Гальтона. Он стал поочередным «дарвинистом» и связал в собственных трудах мысль наследования человечьих возможностей и талантов с принципами естественного отбора и выживания видов. Однако после обнародования работ Гальтона, высказанные в них мысли подвергались неизменной критике и сомнению в их правомочности. Был накоплен большой размер данных, в которых, с одной стороны, представлены свидетельства наследуемости природных возможностей, а с иной — зависимость проявлений возможностей от подходящих либо неблагоприятных критерий окружающей среды (29, с.226).
B.M. Теплов, изучая понятие «способности», выделяет три главных признака. Во-1-х, способности означают личные психические свойства, отличающие одного человека от другого. Во-2-х, способности не называются персональными чертами в общем, а лишь теми, которые соединены с успехом хоть какого вида работы либо почти всех видов работе. В-третьих, доктрина способностей не ограничивается познаниями, способностями и возможностями, которые уже были разработаны этим человеком (26, с.61).
B.M. Теплов отмечает, что лишь анатомические и физиологические индивидуальности могут быть прирожденными, другими словами составляющими, которые лежат в базе развития возможностей, сами возможности постоянно являются результатом развития. Из этого получается, что способность не может появиться вне соответственной практической работе. Он показывает не на то, что возможности появляются в работе, а в том, что они создаются в данной работе (5, с.85).
Итак, способности — это личные психические свойства человека, отвечающие требованиям определенной деятельности, и являются условием ее удачной реализации. Они развиваются из созданий человека, естественных расположенностей, которые находятся в скрытой, возможной форме, пока он не начнет заниматься какой-нибудь определенной работой. В личном плане человек может нескончаемо развивать возможности, достигая новых высот в собственном личностном росте, но далековато не постоянно ценные заслуги в личном плане могут иметь беспристрастную ценность.

Важно! Это только фрагмент работы для ознакомления
Скачайте архив со всеми файлами работы с помощью формы в начале страницы

Похожие работы