Часть дипломной работы Педагогика/Психология Психология

Часть дипломной работы на тему Психологическое консультирование подростков с интернет-зависимым поведением по повышению эмоционального интеллекта (на базе общеобразовательной школы).

  • Оформление работы
  • Список литературы по ГОСТу
  • Соответствие методическим рекомендациям
  • И еще 16 требований ГОСТа,
    которые мы проверили
Нажимая на кнопку, я даю согласие
на обработку персональных данных
Фрагмент работы для ознакомления
 

Содержание:

 

ВВЕДЕНИЕ 3
ГЛАВА 1. ТЕОРЕТИЧЕСКИЙ АНАЛИЗ СОВРЕМЕННЫХ ПОДХОДОВ В ИЗУЧЕНИИ ЭМОЦИОНАЛЬНОГО ИНТЕЛЛЕКТА В ПОДРОСТКОВОМ ВОЗРАСТЕ В СОВРЕМЕННОЙ ПСИХОЛОГИИ 8
1.1 Современные подходы к изучению эмоционального интеллекта в подростковом возрасте в отечественной и зарубежной психологии 8
1.2. Психологические условия, тормозящие развитие эмоционального интеллекта в подростковом возрасте и ее роль в возникновении интернет-зависимого поведения 18
1.3 Систематизация тренинговых программ по развитию эмоционального интеллекта в подростковом возрасте. 29
СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННОЙ ЛИТЕРАТУРЫ 44

  

Введение:

 

В современной России актуальность изучения интернет-зависимости как объекта психологической науки становится все более насущной в поскольку с одной стороны постоянно растет количество пользователей сети интернет, а с другой стороны растет количество обращений как самих потенциальных аддиктов, так и членов из семей в специализированные центры. Все больше появляется научных трудов описывающий данный феномен, что говорит о востребованности решений по данной проблематике в обществе. Но как каждая зависимость, в том числе и зависимость от сети интернет имеет свои источники развития, имеет свои особенности и закономерности протекания, что создает предпосылки ее изучения и реализации в практике консультирования результатов исследования.
По результатам проведённых опросов общественными и социологическими организациями в России, активнее всего сетью интернет, приложениями, которые основаны на интеренет-технологиях, сайтами, социальными сетями, сетевыми играми и пр., чаще всего пользуются лица подросткового возраста [44].
Безусловно, сеть интернет дает огромные преимущества в плане обмена информацией, межличностном опосредованном общении, в плане управления информации, хранению и получению новых знаний, в плане отдыха и развлечений молодёжи, но при этом становится очевидной проблема интернет-зависимости среди лиц подросткового возраста. Подростковому возрасту свойственны ряд психических новообразований и свойств которые делают подростков более уязвимыми к формированию интернет-зависимости. Так, с одной стороны тяга к общению, а с другой стороны высокая лабильность и неустойчивость личности могут способствовать появлению зависимости [17]. При этом первым этапом формирования интернет-зависимости, которая уже имеет ряд специфичных симптомов, может стать простая подростковая вовлеченность во взаимодействие в сети интернет. А когда уже формируется зависимость, то уже появляются проблемы в учебной деятельности, которые выражаются в успеваемости и в проявлениях в поведении, растет количество конфликтов со сверстниками, родителями и педагогами, происходит разрушение некоторых личностных конструктов, рвутся социальные связи, происходит регресс личности и ресоциализация подростка [6].
В научных психологических трудах достаточно изученным является вопрос влияния зависимости от алкоголя, наркотиков и других психоактивных веществ на индивидуально-психологические особенности личности, при этом данные исследований, которые бы характеризовали личность интернет-зависмого человека появились не так давно.
Первые работы, которые были вообще посвящены возможному формированию зависимости начали проводится в середине 90-х годов прошлого века, где речь в основном шла о зависимости от компьютерных игр. В 1998 году К Янг и Р.С. Роджерс провели первые исследования, которые ставили проблематику индивидуально-психологических качеств личности со сформированной зависимостью от сети интернет. Позднее в психологической науке рассматривались различные проявления интеренет-зависимости во взаимосвязи с клиническими и неклиническим проявлениями поведения: например С. Эллисон исследовал шизоидные проявления (у интернет-зависимых людей, С.Каплан поределил интернет-зависимых людей как одиноких интровертов, а позднее, своместно с С.Чиу и Е.Ким выяснил, что интернет зависимость ведет к развитию агрессивного поведения и формированию отчуждения от социума. М.Мерхов и М. Грифитц выяснили , что формированию интернет зависимости способствует стремление к новым и ярким ощущениям. Е.Ким определил, что интернет зависимость коррелирует со снижением локус-контроля и развивает нарциссизм. В раде исследований также было выявлено, что интернет-зависимым свойственна низкая самооценка, невротизм. Малая эффективность в реальности компенсируется и высокой активностью и высокой результативностью деятельности в интернет-среде. Также с конца прошлого века проводятся исследования компьютерной и интернет-зависимостей и в России такими учеными как Р.Ф. Тперик, М.А. Жукова, в ходе которых было выявлено, что существует корреляция интернет-зависимости и алекситимии. А.Ю.Егоров ранее, чем его американские коллеги выяснил взаимосвязь появления интернет-зависимости и снижения самооценки. Некоторые ученые замечают взаимосвязь интернет-аддикции с повышенной ситуативной тревожностью, наличием нервно-психического напряжения. По данным Литвиненко у лиц с интернет-аддикцией фиксируется спад работоспособности, изменение привычек. Также часть исследований были посвящены исследованиям эмоционального интеллекта лиц с интернет-зависимостью. Так, Дж.Паркер выявил, что у лиц, демонстрирующих симптомы интернет-зависимости снижаются все показатели эмоционального интеллекта. М.А. Жукова показала, что у лиц с интернет-зависимостью степени выраженности способностей к работе на компьютере прямо коррелирует с одним из компонентов эмоционального компонента — эмпатией
Таким образом, несмотря на большое внимание ученых к проблеме психологических особенностей личности с интернет-зависимостью, как в нашей стране, так и зарубежом, данное явление остается еще не до конца изученным и представляет интерес и в возрастном аспекте и в контексте не только индивидуально-психологических особенностей, но и в социальном аспекте. Также остаются до конца не изученными все многообразие проявлений эмоциональной жизни личности с интернет зависимостью.
Наиболее актуальна проблема Интернет-зависимости среди подростков, так как подавляющее большинство школьников — активные посетители Интернета. Один из основных вопросов профилактики данного явления — изучение психологических особенностей подростков с разной интенсивностью проявления Интернет-зависимости.
Цель исследования: выявить особенности эмоционального интеллекта старших подростков со склонностью к интернет-зависимому поведению.
Объект исследования: особенности эмоционального интеллекта старших подростков.
Предмет исследования: эмоциональный интеллект старших подростков со склонностью к интернет-зависимому поведению.
Гипотеза исследования: подростки с интернет-зависимым поведением отличаются сниженным эмоциональным и социальным интеллектом по сравнению с подростками, не злоупотребляющих интернет-ресурсами.
Так Интернет-независимые подростки характеризуются адекватной самооценкой, нормальным уровнем тревожности и агрессивности в отличие от Интернет-зависимых подростков.

Не хочешь рисковать и сдавать то, что уже сдавалось?!
Закажи оригинальную работу - это недорого!

Фрагмент текста работы:

 

Эмоциональный интеллект – понятие, появившееся в обиходе российских людей не так давно, и уже смогло закрепиться как общеупотребительное понятие. При этом эмоциональный интеллект в современном обществе очень важный элемент психической жизни человека, который при определенных обстоятельствах сможет стать фактором успеха и достижений.
Коэффициент интеллекта, как оказалось, тот который был разработан в конце 19 века учеными Стенфордом и Бине не всегда являются тем самым фактором, который способствует достижению успеха.
В 1995 году американец Даниель Гоулмен предложил научный термин «эмоциональный интеллект». Смысл, который ученый вложил в данный термин, заключался в следующем: «Эмоциональный интеллект есть способность человека истолковывать собственные эмоции и эмоции окружающих с тем, чтобы использовать полученную информацию для реализации собственных целей». [12, с. 38]
В современном обществе проблема в том чтобы понять а как собственно понять эмоцию другого человека стоит достаточно остро, при том что общество и коммуникации в обществе, особенно формальные коммуникации носят в основном, рациональный характер.
В то же время К.Д. Ушинский, говорил о том, что существует социальный смысл эмоций. Говоря словами К.Д Ушинского: общество, заботящееся об образовании ума, совершает ошибку, потому что человечность человека больше заключается в чувствовании а не в думании [24]. Действительно, концентрированность общества на рациональности и высокий уровень образования не обеспечивают эмоциональную культуру человека. По мнению Е.Л. Яковлевой, осознание себя это не только осознание некоего своего образа, но больше это осознание своих собственных эмоций, которые формируют индивидуальность за счет неповторимости отношения индивида к происходящему [28]. Известно, что когда человеку запрещают переживать, то сознание вытесняет эмоции в подсознательный план; где в свою очередь, сама по себе невозможность психологической переработки человеческой эмоции способствует росту значения физиологического компонента. В современном обществе постоянно увеличивается количество людей, которые переживают невротические состояния. Исследования показали, что эмоциональные проблемы проявляются у людей с низким уровнем самоконтроля. Когда эмоции не осознаются, они препятствуют осуществлению задуманного, могут разрушать и по особому строить межличностные отношения, не дают согласно правил выполнять служебные или семейные дела, [26]. Решению вопросов связанных с эмоциональными и психосоматическими проблемами могла бы быть особая работа по развитию эмоциональной зрелости, той способности, которая в работах зарубежных и отечественных ученых называется эмоциональным интеллектом (emotional intelligence, EI) [8; 15; 17; 27; 28; 41].

Важно! Это только фрагмент работы для ознакомления
Скачайте архив со всеми файлами работы с помощью формы в начале страницы

Похожие работы