Часть дипломной работы на тему Психологическое консультирование лиц, страдающих Интернет-аддикцией
-
Оформление работы
-
Список литературы по ГОСТу
-
Соответствие методическим рекомендациям
-
И еще 16 требований ГОСТа,которые мы проверили
Введи почту и скачай архив со всеми файлами
Ссылку для скачивания пришлем
на указанный адрес электронной почты
Фрагмент текста работы:
1.1 Понятие аддиктивного поведения
Аддиктивное поведение – это одна из форм девиантного поведения, характеризующаяся стремлением к уходу от реальности путем искусственного изменения своего психического состояния посредством приема некоторых веществ или постоянной фиксацией внимания на определенных видах деятельности, что направлено на развитие и поддержание интенсивных эмоций (Ц.П. Короленко, Т.А. Донских) [13].
По определению Б. Г. Мещерякова, В. П. Зинченко, аддиктивное поведение (от англ. addiction – склонность, пагубная привычка) – особый тип деструктивного поведения, которые выражаются в стремлении к уходу от реальности посредством специального изменения своего психического состояния [29].
Е. В. Змановская под aддиктивным поведением подразумевает отклоняющееся поведение личности, выражающееся в злоупотреблении токсическими, наркотическими, психотропными веществами [7].
К. С. Лисецкий, Е. В. Литягина в качестве аддиктивного поведения рассматривают зависимость личности от объектов неживой природы [17].
Ц. П. Короленко говорит о том, что аддиктивное поведение выражается в уходе от реальности с помощью преобразования собственного психического состояния [13].
A. Ф. Усков интерпретирует аддиктивное поведение глубокой, рабской зависимостью от непреодолимой силы, которая, как правило, воспринимается и ощущается как действующая извне и требующая от личности глобального повиновения [18].
В. А. Петровский придерживается точки зрения, что у аддиктивной личности фиксируется явление «жажды острых ощущений», для которой типичным является стимул к рискованному поведению. Соответственно, аддиктивное поведение интерпретируется отечественными и зарубежными исследователями как зависимость личности от определенных аспектов, под воздействием которых происходит преобразование ее психики, поведения, системы отношений. На протяжении истории психологии отечественные и зарубежные исследователи много раз предпринимали попытки объяснить аддиктивное поведение личности, разрабатывая различные психологические концепции [27].
Приверженцы психоаналитической концепции (З. Фрейд, К. Хорни, К. Г. Юнг, Э. Берн, А. Адлер) говорили о том, что базой для развития зависимости выступает эмоциональная зависимость от матери, неразрешенные конфликты детства, недостатки и нарушения психосексуального развития.
В транзактном анализе Э. Берн зависимость от алкоголя и наркотиков интерпретировал как вид игры, в которую субъект способен играть всю жизнь, проигрывая разные ситуации. С точки зрения Э. Фромму в жизни индивида прослеживается фундаментальное противоречие, которое детерминирует поведение личности: с одной стороны – поощряется альтруизм и любовь к другим; с другой стороны, любить себя – это грех, который является одним из самых сильных желаний личности. Если человек способен на продуктивную любовь к себе и другим, то он может познать счастье, развиваться и достичь свободы. А. Адлер делал акцент на анализе врожденного комплекса неполноценности и его компенсации. Под основной целью, на которую ориентирован весь жизненный вектор личности, А. Адлер понимал достижение превосходства. Все особенности поведения складываются в детстве и имеют в себе черты окружения. Человек воспринимает ситуации не так, как происходит в реальности, а пропускает их через себя свои представления, мнения, взгляды, иными словами, через схему апперцепции, которая формируется в детстве и служит средством достижения главной цели жизни, которую субъект выбрал для себя. Преодолеть чувство неполноценности эффективно возможно при высокой степени сформированности чувства общности. Субъекты с низким уровнем чувства общности представляют собой категорию проблемных детей, преступников, душевнобольных, алкоголиков, наркоманов [8].
Гештальтпсихология формирование аддикций соотносит с невротическими механизмами нарушения контактов. Первоначально среда формирует механизмы контакта, которые применяются личностью при взаимодействии с окружением. Взаимодействуя со средой, организм создает «контактную границу», на которой осуществляется удовлетворение потребностей. У людей с зависимым поведением страдает процесс «контакт – уход», формируется ригидный паттерн поведения, теряется взаимосвязь с действительностью [8].
Представители бихевиоризма (Дж. Уотсон, Э. Торндайк) придерживаются мнения, что базой для возникновения зависимости выступает переживание конфликта зависимости-независимости от взрослых и сложности в налаживании эмоциональных связей с представителями своей возрастной категории. Они опираются на тезис, что поведение человека реализуется в соответствии с принципом «стимул-реакция». Дж. Уотсон указывал, что можно прогнозировать поведение человека, если иметь представление о том, каким образом он приблизительно реагирует на ситуации. Освобождение от дистресса на ранних этапах жизни ребенка обусловлено действиями окружающих его взрослых, особенно матери, поэтому именно ее поведением и особенностей взаимодействия с ребенком обусловлено, сформируется ли у ребенка зависимость или нет.
С точки зрения гуманистического подхода источники развития аддикций содержатся в уменьшении уровня «локуса контроля», потере либо отсутствии смысла жизни и фрустрации значимых потребностей. Согласно концепции К. Роджерса данные характеристики, которые выражаются в тенденции к саморазвитию внутренних стимулов и умения принимать решения, описывают личность как человека в процессе открытия новому опыту, в ситуации «здесь и сейчас» [12].
В трансперсональной психологии (Ст. Гроф) применение наркотических веществ соотносится с патологией в третьей перинатальной матрице и детерминировано желанием субъекта совершить ненасильственный суицид. Если во время родов применялось обезболивание, то субъект будет искать выход из тяжелых стрессов в аддиктивном поведении.
С позиции Р. Лазаруса, в результате взаимодействия субъекта со средой у него образуются конкретные стратегии поведения, базирующиеся на личном опыте. Каждый субъект определяет собственные стратегии совладания со стрессом (копинг-стратегии) на базе сформированного у него личного опыта (копинг-ресурсы). В зависимости от применяемых стратегий и ресурсов у него могут формироваться различные типы поведения, как адаптивные, так и дезадаптивные. Все стратегии поведения человека, которые образуются у него в процессе жизни дифференцируются на три категории: стратегия разрешения проблем; поиск социальной поддержки; избегание. Выбор третьей стратегии становится источником формирования у личности аддиктивного поведения [14].