Часть дипломной работы Педагогика/Психология Психология

Часть дипломной работы на тему Психологическое консультирование как средство снижения конфликтности в супружеских отношениях

  • Оформление работы
  • Список литературы по ГОСТу
  • Соответствие методическим рекомендациям
  • И еще 16 требований ГОСТа,
    которые мы проверили
Нажимая на кнопку, я даю согласие
на обработку персональных данных
Фрагмент работы для ознакомления
 

Содержание:

 

Глава 3. Эмпирическое исследование
психологического консультирования как эффективного средства снижения
конфликтности в супружеских отношениях
  1

3.1. Организация эмпирического исследования 
психологического консультирования как эффективного средства снижения
конфликтности в супружеских отношениях
  1

3.2.
Результаты эмпирического исследования психологического консультирования как
эффективного средства снижения конфликтности в супружеских отношениях  8

Выводы по 3 главе. 25

Выводы
по 3 главе  43
 

Не хочешь рисковать и сдавать то, что уже сдавалось?!
Закажи оригинальную работу - это недорого!
 

Фрагмент текста работы:

 

В структуре профессиональных умений
практического психолога значительная доля принадлежит психологическому
консультированию проблем в супружеских отношениях. Психологическое консультирование
супружеской пары является эффективным методом коррекции супружеских отношений.
Конфликтующие семьи нуждаются в помощи психолога, так как зачастую отсутствие
«третейского судьи» затрудняет выход из конфликта. 

Эмпирическое исследование психологического
консультирования как эффективного средства снижения конфликтности в супружеских
отношениях основывалось на
теоретических положениях, рассмотренных в первой главе.

Целью
исследования
является психологическое консультирование как эффективное
средство снижения конфликтности в супружеских отношениях

Эмпирическое исследование психологического
консультирования как эффективного средства снижения конфликтности в супружеских
отношениях проходило в три этапа:

На
первом
этапе научного исследования – поисково-теоретическом –
осуществлялись изучение и анализ литературы проблемы супружеских конфликтов и
их особенностей в отечественной и зарубежной психологии, осмысление
теоретических и методологических аспектов исследования психологического
консультирования как эффективного средства снижения конфликтности в супружеских
отношениях; формулирование цели, определение объекта, предмета, задач и гипотез
исследования; осуществлялась разработка программы эмпирического исследования,
включая отбор методов сбора и фиксации данных, а также методов обработки и
анализа полученных результатов.

На
втором этапе
– исследовательском – осуществлялось проведение эмпирического
исследования психологического консультирования как эффективного средства
снижения конфликтности в супружеских отношениях согласно выбранных методик.

В начале исследования (на констатирующем
этапе) нами была проведена первичная оценка конфликтности в супружеских
отношениях.

На формирующем этапе эмпирического
исследования проведено психологическое консультирование с 18 супружескими
парами (36 чел.), состоящее из пяти сессий.

На контрольном этапе проведено итоговое
тестирование оценки конфликтности в супружеских отношениях.

На третьем
этапе
– заключительно-обобщающем – были проведены обработка и анализ
результатов диагностики, сформулированы выводы по итогам диагностики.

Обработка результатов проводилась по двум
направлениям: качественная и количественная обработка с использованием
компьютерной программы для психологов — SPSS-20. Достоверность результатов
устанавливалась при помощи непараметрических критериев: U-критерия Манна –
Уитни (для оценки различий прогресса) и L-критерия тенденций Пейджа (для определения
динамики изменений личности клиента в консультативном процессе). В качестве
минимального порога достоверности принимался p
<0,05.

Объект
исследования:
конфликтность у супругов в отношениях между ними.

Предмет
исследования:
процесс
работы с конфликтностью супругов в отношениях между ними, посредством
психоаналитически ориентированного психологического консультирования.

 

Содержание:

 

Введение 3
Глава 1. Теоретические подходы к супружеским конфликтам в отечественной и зарубежной психологии 8
1.1. Теоретический анализ проблемы конфликтов в психологии 8
1.2. Особенности конфликтности в супружеских отношениях 16
Выводы по главе 1 28
Глава 2. Теоретические и методические аспекты психологического консультирования людей с конфликтностью в супружеских отношениях 30
2.1. Теоретические аспекты психологического консультирования людей с конфликтностью в супружеских отношениях 30
2.2. Методические аспекты психологического консультирования как средства снижения конфликтности в супружеских отношениях 37
Выводы по 2-й главе 43
Глава 3. Эмпирическое исследование психологического консультирования как эффективного средства снижения конфликтности в супружеских отношениях 45
3.1. Организация эмпирического исследования психологического консультирования как эффективного средства снижения конфликтности в супружеских отношениях 45
3.2. Результаты эмпирического исследования психологического консультирования как эффективного средства снижения конфликтности в супружеских отношениях 0
Выводы по 3 главе 0
Заключение 0
Список литературы 0
Приложение 0
Приложение 1 0
Приложение 2 0
Приложение 3 0
Приложение 4 0

  

Введение:

 

Актуальность исследования. Семья – один из главных феноменов, который сопровождает человека на протяжении всей его жизни. Семейная жизнь играет огромную роль в становлении человека, и от того, каким образом она складывается, зависит благополучие супружеской жизни. Супружеские отношения во многих случаях влияют не только на саму пару, но и на детско-родительские отношения, что приводит к воздействию на становление личности ребенка. Довольно часто возникает непонимание в супружеских отношениях, что вполне легко объяснить. Оба партнера выросли в разных условиях, примером для них были не похожие друг на друга отношения между их родителями. У них существуют свои ценности и представления о правильном, поэтому и велика возможность столкнуться с взаимным недопониманием, обидой, что приводит к конфликтам.
Эта проблема очень актуальна в современном мире, так как по данным Росстата, в сравнении данных по количеству браков 2017 года с 1950 годом, показатель численности упал с 12,0 до 7,1 (на 1000 человек населения). В тоже время, если оценивать статистику по бракоразводным процессам (также в сравнении 1950-2017гг), показатель количества разводов поднялся с 0,5 до 4,2 (на 1000 человек населения). Данные приводят к неутешительным выводам, учитывая, что численность населения возросла за этот же период на 29,7 млн. человек.
С учетом статистики, можно предположить, что такое большое количество бракоразводных процессов (каждый второй брак заканчивается разводом) обусловлено не способностью супругов самостоятельно решать внутрисемейные возникающие конфликты. Вирджиния Сатир, американский психолог, обозначает главой причиной супружеских конфликтов – низкое психологическое образование населения. Она считает, что партнерам помогло бы успешно преодолеть большинство кризисов знание основных этапов развития семейных отношений [60].
Ключников С.Ю. описывает несколько причин, которые могут порождать конфликтные ситуации между супругами, среди которых выделяет «разность жизненных интересов», конкуренцию, борьбу за власть и «недостаток взаимной комплиментарности и теплоты» [34].
Неудивительно, что отношения между супругами волнуют множество специалистов в области психологии. Таким образом, приходим к выводу, что на настоящее время тема супружеских конфликтов особо актуальна.
Объект исследования: конфликтность у супругов в отношениях между ними.
Предмет исследования: процесс работы с конфликтностью супругов в отношениях между ними, посредством психоаналитически ориентированного психологического консультирования.
Цель работы: теоретическое и эмпирическое исследование эффективности психоаналитически ориентированного психологического консультирования как эффективного средства снижения конфликтности у супругов в отношениях между ними.
В соответствии с целью работы были поставлены следующие задачи:
1. На основе анализа литературы:
— для концептуализации консультативного воздействия посредством психоаналитически ориентированного психологического консультирования: рассмотреть общие взгляды относительно понятия «конфликтность», исследовать феномен конфликтности в психологии и особенности его проявления в супружеских отношениях;
— определить критерии для исследования проявления конфликтности у супругов в отношениях между ними, ввиду воздействий на них посредством психоаналитически ориентированного психологического консультирования.
2. Теоретически и методически обосновать психоаналитически ориентированного психологического консультирование как эффективное средство снижения конфликтности в супружеских отношениях.
3. На основе экспериментального исследования показать эффективность психоаналитически ориентированного психологического консультирования как эффективного средства снижения конфликтности у супругов в отношениях между ними.
В соответствии с целью работы были поставлены следующие задачи:
1. На основе анализа литературы:
— для концептуализации консультативного воздействия посредством психоаналитически ориентированного психологического консультирования: рассмотреть общие взгляды относительно понятия «конфликтность», исследовать феномен конфликтности в психологии и особенности его проявления в супружеских отношениях;
— определить критерии для исследования проявления конфликтности у супругов в отношениях между ними, ввиду воздействий на них посредством психоаналитически ориентированного психологического консультирования.
2. Теоретически и методически обосновать психоаналитически ориентированного психологического консультирование как эффективное средство снижения конфликтности у супругов в их отношениях.
3. На основе экспериментального исследования показать эффективность психоаналитически ориентированного психологического консультирования как эффективного средства снижения конфликтности в супружеских отношениях.
Гипотеза исследования: психоаналитически ориентированное психологическое консультирование представляет собой определенным образом структурированное взаимодействие, в процессе которого создаются необходимые и достаточные условия, которые позволяют клиенту в отношениях с супругом снизить проявление конфликтности, что будет выражаться в повышении согласования Я-реального и Я-идеального его личности, повышения проявления любви, принятия других и выборе адекватных стратегий поведения в конфликте и снижения уровня враждебности.
Методы исследования: Для достижения исследовательской цели и реализации задач эмпирического исследования были использованы методы, объединенные в его рамках.
1. «Шкала враждебности» Кука-Медлея;
2. «Шкала психического здоровья» Р. Беккера;
3. «Шкала принятия других» В. Фейя;
4. «Опросник межличностных отношений» В. Шутца;
5. «Взаимодействия супругов в конфликтной ситуации» Ю.Е. Алешиной, Л.Я. Гозмана. Е.М. Дубовской.
Значимость изменений по выделенным критериям определена с использованием сравнительного анализа: U-критерия Манна-Уитни (сравнения различий между группами участников исследования) и L-критерия тенденций Пейджа (определение динамики изменений личности клиента в консультативном процессе).
Достоверность и надежность полученных результатов обеспечены методологической обоснованностью исходных теоретических позиций исследования, применением системы методов, адекватных его цели, задачам и логике исследования, сочетанием качественных и количественных методов анализа, статистической обработкой данных, репрезентативностью выборки исследования.

Не хочешь рисковать и сдавать то, что уже сдавалось?!
Закажи оригинальную работу - это недорого!

Фрагмент текста работы:

 

ГЛАВА 1. ТЕОРЕТИЧЕСКИЕ ПОДХОДЫ К СУПРУЖЕСКИМ КОНФЛИКТАМ В ОТЕЧЕСТВЕННОЙ И ЗАРУБЕЖНОЙ ПСИХОЛОГИИ

1.1. Теоретический анализ проблемы конфликтов в психологии

Для раскрытия изучаемой проблемы прежде всего остановимся на определении конфликта. Конфликт (от лат. conflictus – столкновение) – это столкновение противоположно направленных, несовместимых друг с другом тенденций, отдельно взятого эпизода в сознании, в межличностных взаимодействиях или межличностных отношениях индивидов или групп людей, связанное с отрицательными эмоциональными переживаниями [21]..
В большом российском энциклопедическом словаре «конфликт» (от лат. conflictus – столк¬но¬ве¬ние) определяется как социальный тип социального взаимодействия, как противоборство сторон, которое обусловлено противоречием интересов, целей и ценностей [14].
В толковом словаре Д.Н. Ушакова «конфликт» описывается как столкновение между спорящими сторонами [15].
В словаре практического психолога С.Ю. Головина «конфликт» определяется как столкновение противоположно направленных целей, интересов, позиций, мнений или субъектов взаимодействия [64, с. 234].
«Конфликт» определяется как столкновение противоположно направленных целей, интересов, позиций, мнений или субъектов взаимодействия. Основой конфликта служит ситуация, которая включает противоречивые позиции сторон; разнонаправленные цели или средства их достижения в данных условиях; несовпадение интересов, влечений.
В русском толковом словаре C. Ожегова термин «конфликт» определяется как столкновение, серьезное разногласие, спор; в психологическом словаре данным термином обозначается борьба между несовместимыми силами или структурами внутри психики; внешний конфликт разворачивается между индивидом и отдельными аспектами внешнего мира; в социологическом словаре «конфликт» представлен как антагонизм между индивидами или группами в обществе [51].
Конфликт может принимать две формы:
 когда происходит столкновение интересов между двумя или более индивидуумами, или группами;
 когда люди вовлекаются в активную борьбу друг с другом.
 конфликт – это борьба за ценности и притязания на определенный статус, в которой основными задачами противника являются нейтрализация, нанесение ущерба или устранения противоречий соперника.
Исходя из вышесказанного, можно сделать вывод, что конфликт – это ситуация столкновения социальных противоречий, которая возникает в процессе общения между людьми.
Конфликт является объектом междисциплинарных исследований. Существуют различные подходы к классификации конфлик¬тов. Н.В. Гришина рассматривает конфликт, как биполярное явление, противостояние двух начал [24, с.14]. В.И.Андреев подразделяет кон-фликты: по степени остроты, предметно-деятельностному признаку, степени вовлечения людей [6]. В работах А.Я. Анцупова выделяется четыре типа конфликтов: ролевые, нравственные, борьба за ресурсы и инновационные (меж¬ду консерваторами и новаторами) [8, 9].
Классическая психология представлена различными подходами к пониманию конфликтов — психосоциальным, интрапсихическим, ситуационным, когнитивистским.
Представления о конфликте как интрапсихическом феномене находят отражение в теории З Фрейда, по его мнению, сущность конфликта состоит в противоречии между бессознательными инстинктами, потребностями, влечениями (сексуальными и агрессивными) и общественными запретами и нормами. В качестве одного из представителей психосоциального подхода является З. Фрейд, который конфликт трактует в рамках теории психоанализа, как всеобъемлющее начало. В модели личности ученого существует Ид, Эго и Супер-Эго [69]. Ид представляет собой генетически первичное, биологически обусловленное, отрицающее какие-либо конфликты и противоречия ввиду своей иррациональности. Эго (индивидуально-личностное Я) способно адаптироваться к требованиям среды, а Супер-Эго (социальное) является продуктом воздействия семьи и социума. З. Фрейд в качестве психического конфликта определяет столкновение желаний, при этом часть личности борется за собственные желания и потребности, в то время как другая часть личности активно их отвергает. В соответствии с точкой зрения ученого, зарождение конфликта происходит между «Я» и сексуальностью, и причины и источники возникновения конфликта находятся с сфере бессознательного. Таким образом, психоанализ ориентируется на рассмотрении интрапсихических, внутренних факторов как ведущих факторов регуляции поведения [69].
В теории А. Адлера поведение индивида рассматривается в социальном контексте, и конфликт между личностью и социумом признан противоестественным. В соответствии с трактовкой А. Адлера содержание конфликтов основано на попытках индивида освободиться от чувства неполноценности [6]. К Хорни в качестве предпосылок и причин развития конфликтов признавала отсутствие доброжелательности между индивидом и его окружением [74]. Согласно Э. Фромму, возникновение конфликтов связано с невозможностью реализации личностью собственных потребностей в рамках социума [70].
Несмотря на некоторые различия в подходах представителей психодинамического направления, их объединяет понимание конфликта как результата взаимодействия личностных структур и тенденций.
Если З. Фрейд [69], К. Хорни [74], А. Адлер, Э. Эриксон [82], являясь представителями психоаналитического направления, ориентировались на исследовании внутриличностного конфликта, то К. Томас, Р. Дарендорф, К. Левин изучали межличностный и межгрупповой конфликт [40, 41, 85].

Важно! Это только фрагмент работы для ознакомления
Скачайте архив со всеми файлами работы с помощью формы в начале страницы

Похожие работы