Часть дипломной работы Педагогика/Психология Психология

Часть дипломной работы на тему Психологическое благополучие женщин на примере сферы услуг салона красоты

  • Оформление работы
  • Список литературы по ГОСТу
  • Соответствие методическим рекомендациям
  • И еще 16 требований ГОСТа,
    которые мы проверили
Нажимая на кнопку, я даю согласие
на обработку персональных данных
Фрагмент работы для ознакомления
 

Введение:

 

Мы живем в мире, где и социальная, и политическая и экономическая ситуация в стране обладают все нарастающими вариативностью и динамичностью. При этом обрушивающийся на нас поток информации несет все больше негативной и тревожной информации с вкраплениями о благополучной жизни избранных персон. Как говорится в одной из программ федерального канала «в мире остро». Можно предположить, что в этих условиях одной из задач как теории, так и практики психологии становится определение психологического благополучия (ПБ); его феноменологии; того, как ПБ влияет на личностные характеристики, а последние в свою очередь влияют на БП, определения состава ПБ; его детерминант, а на этой основе разработка рекомендаций и методов повышения ПБ.
Кроме того, не меньшую важность представляет определение связи ПБ с такими понятиями, как субъективное благополучие, удовлетворенность жизнью, ощущение счастья.
Можно сказать, что многие из описанных выше задач в настоящее время решаются, и достаточно успешно, в относительно большом числе исследований.
Концепт «психологическое благополучие» органично связан с идеей позитивности человека. Эта идея произрастает из гуманистической психологии, представленной в работах, авторами которых в частности являются Маслоу, Роджерс, Франкл. В дальнейшем это направление психологической мысли можно проследить в экзистенциальной психологии в работах таких авторов, как Бьюдженталь, Лэнгле, Мэй. В идеях этих направлений представлена концепция, согласно которой у человека постоянно есть потребность в саморазвитии и самоактуализации. И от того, насколько реализована эта потребность у человека, у него возникает ощущение своей психологической целостности и удовлетворенности жизнью.
В настоящее время в отечественной литературе есть данные о структуре ПБ, проведена адаптация опросника Рифф для получения данных о уровне ПБ, описана взаимосвязь ПБ с родительскими чувствами и традициями в семье, показана связь ПБ с отношением к смыслу жизни. Кроме того, получены данные по связи между ПБ и активностью личности и получены результаты специфики ПБ в экстремальных условиях
Это только краткое перечисление результатов работы отечественных исследователей по интересующей нас тематике. К некоторым из этих работ мы обратимся ниже.
В то же время в зарубежной психологии в работах, посвященных созданию концепции ПБ (Брэдбурн, Диннер, Рифф), в разработках позитивной психологии, в которых внимание акцентируется на характеристики достижения благополучия (Бонивелл, Вонг, Робинс, Селигман, Фридман, Чиксентмихайи), а также в результатах эмпирических исследований по психотерапии (Джиовани, Руини, Салагэйм, Фава) можно найти, что в анализируемых составляющих благополучия минимальное внимание уделено их связи с социально – психологическими свойствами личности, с совокупностью проявления этих свойств.
Традиция же отечественной психологии предполагает, что социально – психологические свойства личности являются базовыми, влияющими самым решающим образом на развитие личности (Лазурский, Рубинштейн, Мясищев, Сарджвеладзе). Поэтому при анализе ПБ и его факторов надо учитывать, как ПБ связано с социально – психологическими характеристиками личности. Без учета таких связей БП принимает форму некого абстрактного феномена, у которого не учитываются взаимодетерминированные многообразные и сильно варьирующие связи, которые являются основополагающими для развития и текущего состояния личности.
Мы полагаем, что, рассмотрение структуры ПБ с учетом социально – психологических характеристик личности, позволит понять, как человек может прийти к психическому состоянию ощущения собственного потенциала самореализации. И здесь мы имеем дело с такой переменной как возраст человека. Показано, что наибольший потенциал такого состояния приходится на молодость. Как показано в работах таких ученых, как Левин, Марсиа, Шпрангер, Эриксон, Выготский, Гинзбург, Поливанова, Эльконин и др., этот максимальный потенциал в значительной степени детерминирован тем, что в это время происходит не только значительное изменение человека к окружающему миру, но и не менее значительное изменение отношения человека к самому себе.
В этот период для личности важной задачей становится формирование положительных отношений с окружающими (Болотова, Волков, Кон, Мухина, Хухлаева), эго – идентичности (Эриксон), способности к эмпатии, нравственному отношению к другим и к себе, к принятию социальных ролей (Мухина).
В работах по определению влияния гендерного фактора на ПБ рассматривались гендерные различия в зависимости от положения в семье, от престижности работы и некоторых других.
В то же время мы не нашли работ, в которых бы рассматривалась зависимость ПБ женщин от степени принятия своего тела, и рассматриваемыми переменными при этом выступали бы возраст женщин и их личностные характеристики.
Указанное выше определяет актуальность данного исследования.
Вариант Гипотеза исследования: степень принятия женщинами своего тела зависит от взаимодействия таких переменных, как возраст, факторы личности, выраженность интегрального показателя психологического благополучия и его составляющих.
Объект исследования: зависят от принятой гипотезы
Предмет исследования: зависят от принятой гипотезы
Цель исследования зависят от принятой гипотезы
Для достижения цели исследования решаются следующие задачи зависят от принятой гипотезы
Теоретической и методологической базой исследования являются теории о сущности и характеристиках позитивного функционирования человека: гуманистическая психология (А. Маслоу, К. Роджерс), психоаналитическая психология (КГ. Юнг, Э. Эриксон), позитивная психология (Е. Diener, М. Seligman), экзистенциальная психология (В. Франкл, А. Лэнгле), теория самодетерминации (E.L. Deci, R.M. Rain), теория психологического благополучия К. Рифф, субъектно-деятельностный подход (C.JI. Рубинштейн, A.B. Брушлинский, Л.И. Анциферова), исследования потенциала человека (Б.Г. Ананьев, Е.Ф. Рыбалко). Концепции возрастного развития (Ш. Бюлер, Э. Эриксон, Д. Левинсон, В.И. Слободчиков, Е.И. Исаев).
Методы и методики: анализ литературы, адаптация и стандартизация психодиагностической методики, статистический анализ данных, стандартизированные методики, анкеты.

Не хочешь рисковать и сдавать то, что уже сдавалось?!
Закажи оригинальную работу - это недорого!

Фрагмент текста работы:

 

Глава 1. Теоретические основы исследования
1.1. История исследования психологического благополучия. Основные понятия
Понятие «психологическое благополучие» и его феноменология стало изучаться в относительно недавнее время, но можно сказать, что на сегодняшний день по этой проблематике сделано очень многое и в отечественной психологии, и в зарубежной.
В середине прошлого века некоторые исследовательские организации социологической направленности в США проводя опросы, начали собирать информацию о том, как качество жизни связано с социально – демографическими параметрами, а потом эти исследования стали более психологическими, и рассматривалось, как люди воспринимают ощущения счастья и удовлетворенности.
На основе результатов таких исследований стали формироваться работы, которые теперь называются «классическими».
Среди таких работ следует отметить работу Кентрилла «Модель человеческих тревог». Эта работа была основана на результатах проведенного в нескольких странах обследования 23 875 человек. Другой «классической» работой можно считать работу Бредбурна «Структура психологического благополучия» [42]. Эта работа основывалась на данных исследования, которое было организовано Национальным Центром Изучения Общественного Мнения.
«Классической» работой также принято считать проведенную Уилсоном в 1967 году работу «Корреляты общепризнанного счастья», в которой был представлен обзор результатов исследований по проблематике ПБ и которая была опубликована в «Психологическом бюллетене». Там говорилось, что счастье порождается моментальной реализацией потребностей, а несчастье от того, что потребности постоянно не удовлетворяются. При этом ощущение радости зависит от степени притязаний.
Еще одной считающийся «классической» работой является работа Э. Динера, в которой он также обобщил результаты исследований по проблематике ПБ, и которая была также опубликована в «Психологическом бюллетене» в 1984 году [45].
Издание «Исследования социальных показателей» было сформировано в 1974 году, и в нем появилось много статей по результатам исследований по проблематике счастья, благополучия и удовлетворенности жизнью. Журнал «Личность и индивидуальные различия» начал печатать материалы по проблематике различий в ощущении субъективного благополучия. Издание «Психология личности и социальная психология» тоже стало публиковать материалы исследований по ощущениям счастья.
Исследователь Венховен стал главным редактором издания «Исследования счастья», которое было сформировано в 1999 году, а в 1994 году Венховен издал труд в 3 томах, где были и рассмотрены, и обобщены результаты 630 самых важных имеющих международной звучание работ [48]. «Основы гедонистической психологии» – это большого объема труд, сформированный такими учеными, как Д. Канеман, Э. Динер и С. Шварц, на основе материалов конференции, проведенной в Принстонском Университете. Один из ведущих исследователей по интересующей нас проблематике М. Аргайл выпустил монографию по проблематике «психология счастья и субъективного благополучия». [2].
В 1993 году в рамках ПБ была разработана концепция эвдемонизма, и ее автор A.S. Waterman считал, что «счастье» следует приписать гедонизму, а сам эвдемонизм означает жить по принципам морали [50].
Можно считать, что с этого момента началось противостояние концепций эвдемонизма и гедонизма, которое было связано с тем, как надо понимать, что же такое счастье. Это привело к большой полемике среди специалистов (C.L.M. Keyes, et al., 2002, R.M. Ryan, V. Huta, E.L. Deci, 2008, T.B. Kashdan et al., 2008, A.S. Waterman, 2008). Такая полемика не могла не привести и привела к лучшему пониманию многих концепций, а также стало понятно, где возможны точки пересечения разных позиций.
Будущий нобелевский лауреат Дэниел Канеман в 1999 году разработал подход, названный гедонистическим. Он сказал, что использование этого подхода должно иметь целью анализ того, как и что делает наше существование приятным. Считается, что человек при всей жизни стремится сделать счастье большим и постоянным, а страдания уменьшать, как только можно. В результате в исследованиях надо иметь дело с осью «удовольствие – страдание», и какие субъективные оценки имеют место в связи с положением на этой оси (Е. Diener, Е.М. Suh et al.,1999).
Корни этих идей находятся в античной философии. Эпикур и Аристип считали, что смысл жизни человека заключается в том, чтобы у него было как можно больше удовольствий, а счастье есть совокупность удовольствий. Т. Гоббс говорил, что смысл жизни человека – реализовать свои желания, а И. Бентам что строительство хорошего общества должно предусматривать умножение удовольствий (R. Ryan, Е. Deci, 2001).
Потом гедонизм предлагалось рассматривать не столь узко (желание физических удовольствий), а расширить его толкование (Е. Diener, 1999).
До этого в 1969 году Н.М. Бредбурн предложил методику каким образом можно измерять ПБ, и использовал ее в своих исследованиях. Он показал, что негативный и позитивный аффекты не связаны друг с другом, а счастье есть эмоциональное отношение к своему существованию в данное время и оно порождается сопоставлением негативного аффекта с позитивным.
Получением в свое пользование хорошего инструментария позволило исследователям определить степень осуществляемого извне воздействия на счастье. В проведенной работе было получено, что степень влияния таких переменных на счастье находится в диапазоне 8 – 20% (Е. Diener, 1985). Потом, когда стали более подробно исследовать, как внутренние характеристик влияют на ПБ, то оказалось, что их роль определяется диапазоном 40 – 50%. Тогда стали считать, что счастье есть в значительной мере личностная черта, и эта черта является основой для ощущения негативных и позитивных аффектов (Е. Diener, 1999).
Подводя итог изложенному выше, напомним, что при гедонизме счастье есть получение удовольствия, состоит по Е. Diener из 3 составляющих (наличие позитивного аффекта, отсутствие негативного аффекта, удовлетворенность жизнью).

Важно! Это только фрагмент работы для ознакомления
Скачайте архив со всеми файлами работы с помощью формы в начале страницы

Похожие работы